Краткая история Таро. Спекуляция тайной или приглашение к дискуссии

С древности люди учатся наблюдать знаки окружающего мира, толковать их, читать едва уловимый смысл, складывать мозаичную картинку из догадок и озарений. На протяжении нескольких веков Таро используют для ответов на важные вопросы. Однако история карт полна преданий и мистификаций.

Существует мнение о том, что «во всех древних культурах игры, аналогичные нынешним картам, шахматам, домино, „змеям и лестницам“ и т. п., были сакральными практиками, тесно связанными с прорицанием и медитацией, и лишь со временем вырождались в способы времяпрепровождения, получения денег или простого соревнования».[1] Так видят историю Таро оккультисты. Им принадлежит авторство легенды о создании Таро в Древнем Египте как способа сохранения знаний ушедшей цивилизации атлантов и его использования для мистерии посвящения (Эттейла, Поль Кристиан) и распространения по миру через гадательную практику цыган (Папюс). Правды ради стоит сказать, что рисунки ранних колод (в частности колоды Висконти—Сфорца, датируемой 1428 годом) не содержат египетского символизма, он появляется только с середины XVIII века, одновременно с раскопками в Египте и первыми оккультными трактатами по Таро.

По другой версии, Таро пришли из мусульманского мира, их тайну хранят мудрецы-суфии, бытующая традиция неполноценна, а истина открыта лишь избранным. Нетрудно предположить, что тайна манит и искушает, рождая множество исторических спекуляций.

Опираясь на письменные источники, можно заключить, что первые дошедшие до нас колоды появились в Италии в XV веке, распространились по Европе и использовались для игры, похожей на бридж. «Не исключено, что эти карты могли использоваться и для других нужд. Так, в 1589 году в Венеции был вынесен приговор по обвинению в колдовстве, где, помимо всего прочего, фигурировали карты Таро. Но, кроме этого, никаких магических ассоциаций с картами Таро не возникало вплоть до XVIII века».[2]

Можно условно выделить три исторических периода Таро: дооккультный период (до 70-х годов XVIII века), период оккультного осмысления и период нью эйдж (с 60-х годов XX века).[2]

Дооккультный период Таро интересен тем, что уже существует разница между символическими и игральными картами (то есть Старшими и Младшими Арканами), но есть несколько разных наборов символических карт, которым не присвоено ни порядковых номеров, ни названий, ни тем более астрологических и каббалистических соответствий. Символические карты иллюстрируют образы итальянского Возрождения: аллегорических персонажей, социальные символы. Самая распространенная колода – Марсельское Таро.[2]

Период оккультного осмысления начался с идей масона Антуана Кура де Жеблена о египетском происхождении Таро и связи 22 символических карт с буквами древнееврейского алфавита. В этот период так же творят такие известные французские мистики-оккультисты, как Эттейла, Элифас Леви, Папюс.

Начало XX века ознаменовано деятельностью масонского ордена Золотой Зари (Англия). Самюэль Мазерс, а за ним Артур Уэйт внесли свой вклад в понимание Таро как системы. В частности, были внесены изменения в символику карт, в порядок Старших Арканов Таро, Младшим Арканам даны легко читаемые иллюстрации. Влияние Артура Уэйта и его колоды (1910 г., художница Памела Смит) сложно переоценить, оно явно ощущается и в иконографии современных колод других художников, и в мировоззрении различных предсказательных Школ. Его труды называют «кульминацией развития тарологии за последние два века».[3] Его колода многократно переиздавалась и сегодня является самой популярной, удовлетворяя весьма широкие потребности: ее используют и оккультисты, и гадатели, и психологи.

Отдельно стоит отметить традицию Алистера Кроули и его магическую колоду «Таро Тота» (1944 г., художница Фрида Харрис). Уникальность этого творения, как и личности автора, состоит в подчеркнуто гротескном выражении архетипических посланий, в шокирующем, провоцирующем воздействии. Эта колода, пожалуй, производит на людей наиболее сильное эмоциональное впечатление, вызывает трепет в мистических кругах.

В 60–70-х годах XX века происходит очередной всплеск интереса к эзотерическим вопросам. Он характерен смешением и популяризацией мистических и религиозных традиций. Так заканчивается эпоха закрытых оккультных орденов и начинается эпоха нью эйдж. Создается огромное количество различных колод, в большинстве своем следующих традиции Артура Уэйта. Их авторы зачастую не слишком внимательны к принципам системы Таро, и такие произведения отражают собственное восприятие мира и индивидуальный духовный поиск.

В этот же период Таро начинает использоваться в психологических кругах. И в первую очередь благодаря Карлу Густаву Юнгу, его теории личности. Идея о том, что карты Таро могут служить проективным тестом, вызывающим различные ассоциации, наподобие чернильных пятен Роршаха, впервые пришла к американским психологам Джеку Херли и Джону Хорлеру в начале 70-х годов. Дабы избежать обвинений в «эзотерике» со стороны профессионального психологического сообщества, они нарисовали собственные карты. Затем в 80-е годы канадский психолог Дениз Руссель, заинтересовавшийся результатами американских коллег, продолжил исследовать Таро как проекционную методику. Позже во Франции психотерапевт Алехандро Ходоровски применил в работе Марсельское Таро.[4]

Преимущество Таро перед другими проекционными тестами состоит в том, что карты содержат символы, пришедшие к нам из глубины веков. Сегодня практикующие психологи работают с архетипическими образами Таро и гадательными системами разных культур, используют карты в качестве способа диагностики, как интуитивный инструмент самопознания. Существуют медитативные группы «погружения» в Арканы и активизации архетипических энергий. В своих авторских методиках я эффективно сочетаю знание Таро с техниками системных расстановок по Б. Хеленгеру, приемами психодрамы, гештальт-терапии, «магического театра».

Открывая для себя это уникальное сокровище культуры, мы оказываемся влекомыми бесконечной тайной о самих себе. А этот Путь не знает завершения…

Загрузка...