Наши предки с древнейших времен пытались узнать свое будущее, изменить судьбу и разрешить важные вопросы бытия. Люди гадали на воске, внутренностях животных, кофейной гуще – вариантов было множество.
Существование систем гадания на картах насчитывает уже не одно тысячелетие – по утверждению некоторых специалистов, самые первые карты, предназначавшиеся именно для гадания, появились еще в Древнем Египте. Считается, что именно эти древние карты послужили прообразом всех тех карт, которые существуют по сей день.
С наступлением XVI столетия оккультисты научились связывать человеческие судьбы с картами Таро. Так, в 1540 году некий Франческо Марколино да Форли подробно описал методики предсказания будущего с помощью карточной колоды. Окончательно же тарология как оккультная дисциплина сформировалась лишь в XVII веке – это подтверждают найденные в Болонье записи, датированные 1700 годом.
Предшественником Алистера Кроули можно считать французского мистика и эзотерика Эттейллу, написавшего в XVIII веке ряд книг, в которых он создал первый словарь для карт Таро. Также в этих работах упоминается акт создания колоды Таро синкретическим божеством Гермесом Трисмегистом. Бог выпустил колоду на золотых пластинах и окрестил свое детище золотыми скрижалями.
Алистер Кроули продолжил дело предшественников, хотя и существенно реконструировал классические карты Таро. Он долгое время изучал божественный пантеон Древнего Египта, читал мистическую литературу и накапливал оккультные знания.
В 1937 году произошла судьбоносная встреча Кроули с британской художницей и египтологом Фридой Харрис, которая согласилась помочь Алистеру в его мистическом замысле и стала иллюстратором первой колоды Таро.
Идея радикального переустройства существующей колоды Таро принадлежит вовсе не Кроули. «Перекроить» колоду предложила Фрида Харрис. Пара начала трудиться над эскизами, и процесс растянулся на долгие пять лет. Колода Кроули была окончательно сформирована лишь в 1943 году.
Гадание на колоде Таро считается уделом людей не робкого десятка. Тут важны определенные навыки и жесткое соблюдение техники безопасности. Несмотря на это, Таро Кроули – чрезвычайно популярные карты в среде как практикующих, так и начинающих мистиков. В процессе гадания вам предстоит иметь дело с высшими и низшими энергиями.
Таинственная красота колоды Кроули удивительным образом сочетается с эффективностью провидения. Тарологи единодушно утверждают, что карты Кроули – одна из самых могущественных колод современности.
Таро Кроули наполнено масонской, каббалистической, оккультной и астрологической символикой. Кроме специфических символов, раскрывающих суть 78 карт, ключевую роль играет цветовая гамма – об этом Кроули пишет в «Книге Тота». Каббалистическими знаками великий мистик не ограничивался – он применял знания, обретенные в масонских кругах. Фрагменты же египетской культуры проникли в Таро благодаря Фриде Харрис.
Техника гадания базируется на представлении о «случайно» выбранных картах, содержащих символический ответ на мысленно сформулированный вопрос. Спрашивать необходимо перед вытягиванием карты. Тарологи сходятся во мнении, что конкретные вопросы, скорее всего, будут без ответа. Колода Кроули не сообщит вам чужой номер счета, точную дату вашей смерти или количество предметов, зажатых в кулаке соседа. Вопросы «в лоб», требующие однозначно положительного или отрицательного ответа, также останутся без внимания высших сил.
И все же, обладая определенными мистическими познаниями, предугадать ход событий можно. Также вы сможете понять истинные причины людских поступков, откроете тайны происходящего, узнаете о результатах приложенных усилий.
Опытные тарологи предостерегают от повторного гадания на конкретную тему. Делать это в течение короткого отрезка времени запрещается. Ничего страшного не произойдет, но достоверного результата вы однозначно не получите.
В следующих четырех главах мы не будем пытаться проникнуть в глубинную суть Таро Кроули. Мы ставим другую задачу – показать читателю базовые отличия колоды Кроули от других карт Таро, раскрыть значения каждой карты и обучить основным гадательным техникам. Обогатившись этими знаниями, вы будете подготовлены к извилистым маршрутам судьбы и, вероятно, откроете для себя мировые грани иного порядка.
В профессиональных кругах тарологов к Алистеру Кроули прочно приклеился ярлык «сатаниста», хотя ничего общего с сатанистами великий мистик не имел.
Его мироощущение – это стройная религиозно-магическая система, вступившая в противоречие с классической моралью. Своей миссией Кроули считал «реанимирование» языческих верований и создание некой «антицеркви», выразителем духа которой он себя считал.
Кроули эпатировал публику, старался предстать в образе «Зверя 666» и подписывал книги псевдонимом Mega Therion (сумма букв давала 666, а греческий перевод имени означал «Великий Зверь»). При жизни Кроули заводил себе многочисленных любовниц, которых величал «вавилонскими блудницами». Вряд ли эти выходки сошли бы оккультисту с рук во времена инквизиции, но нашему герою повезло – он родился позже.
1875 год. 12 октября в семье Эмили Берт Бишоп и Эдварда Кроули произошло знаковое событие – родился сын. Родители Алистера Кроули принадлежали к «Плимутским братьям», весьма распространенной христианской секте в графстве Уорикшир (Великобритания). Ежедневные библейские экскурсы лишь раздражали подрастающего скептика. Бунтарство Алистера не нравилось его матери, которая и окрестила сына «Зверем 666».
В 1895 году Алистер поступает в Кембриджский университет. Поначалу его интересуют «моральные» науки (психология, философия, экономика), но вскоре студент переключается на английскую литературу.
Крупное наследство, доставшееся Алистеру от отца, превратило его студенческие годы в беззаботное время, похожее на сказку.
Некоторое время спустя у Кроули возник интерес к мистицизму и оккультизму. Он углубился в изучение алхимических и магических трактатов.
1897 год изменил мировосприятие Алистера. Краткосрочная болезнь вынудила его задуматься о бренности всего сущего и тщетности избранной дипломатической карьеры.
Окончательно определившись с жизненным маршрутом, Кроули в 1898 году покинул университет.
В тот же год Кроули сходится с Сэмюэлем Мазерсом и примыкает к герметической оккультной организации под названием «Орден Золотой Зари». В ней у Алистера появляются сильные противники – Артур Эдвард Уэйт и Уильям Батлер Йейтс. Мазерс и Уэйт попадают на страницы романа «Лунное Дитя», где жестоко высмеиваются молодым Кроули. Официальная размолвка с Мазерсом произошла в 1904 году, но Кроули задолго до этого события разочаровался в способностях бывшего покровителя. На рубеже веков «Орден Золотой Зари» раскололся на два лагеря, а сам Кроули отправился в длительное странствие по Мексике.
Мистик жил в полном одиночестве и все свободное время посвящал магии. В этот промежуток времени Алистер интересуется раджа-йогой, осваивает медитативные практики и церемониальную магию, усиленно тренирует волю. Далее Кроули начинает путешествовать – посещает Гавайи, Японию, Цейлон и Гонконг. Кстати, именно на Цейлоне он сумел достичь дхьяны – возвышенного состояния души. Случается так, что судьба заносит Кроули в Египет. Поселившись в Каире, оккультист решает основать религиозную школу, получившую название Телема.
Дальнейшие факты биографии Алистера приобретают мифологическую окраску. Супруга мистика Роза впадает в некое пограничное состояние, что заставляет нашего героя задуматься о происках потусторонних сил, желающих общения. Кроули тотчас воззвал к божественной сущности Гора и, согласно собственному утверждению, достиг значительного успеха. Гор сообщил Кроули о грядущем магическом эоне (духовной сущности, заполняющей пространство между Богом и миром) и наделил мистика функциями пророка.
Некоторое время Роза служила проводником, сообщая о датах, когда стоит ждать очередных откровений. Некий голос диктовал Алистеру текст, положенный в основу «Книги закона». Неведомый голос представился Айвассом – слугой Гора. Часть этой книги была зашифрована. Разгадать сущность этих цифр Алистер не сумел. Догматики Телемы впоследствии объясняли сей факт сверхъестественным предостережением: писец (Кроули) никогда не постигнет божественный шифр.
«Книга закона» неоднократно редактировалась Алистером Кроули. Основатель Телемы запретил обсуждение и критику продиктованного свыше. Таким образом писец хотел предотвратить последующую догматизацию.
Удивительно, но Кроули прославился вовсе не своими эпатажными антихристианскими выходками. В историю мировой эзотерики он вошел благодаря Таро. Пять лет, как уже было написано выше, Фрида Харрис и Алистер Кроули создавали могучий инструмент гадания – колоду Тота. Все карты имеют астрологические соответствия, а значения их трактуются в «Книге Тота», написанной Алистером в целях популяризации.
После публикации «Книги Тота» под излюбленным псевдонимом Кроули «Мастер Терион» начались бесконечные тяжбы с Фридой Харрис по поводу авторских прав. В итоге они помирились и сохраняли дружеские отношения до самого конца.
Ранние выпуски карт Кроули представляли собой фотокопии иллюстраций, встречающихся в книге. Лицевая сторона карт была синей, «рубашка» – красной. Эта коллекционная разновидность колоды Тота, известная как «Одноцветное Таро Святого Грааля», считается редчайшим эзотерическим инструментом, имеющим, правда, не столько практическую ценность, сколько историческую.
1907 год. Алистер Кроули основывает оккультную организацию «Серебряная Звезда» и усиленно пишет священные труды Телемы, из которых составляет Свод. В 1912 году он вступает в вынужденную переписку с Теодором Ройссом. Последний обвинил Кроули в публикации тайных знаний «Ордена Восточных Тамплиеров». Кроули решительно опроверг данные обвинения, поскольку не достиг уровня посвящения, на котором эта информация становится доступной. Дальнейшее общение оказалось плодотворным: при содействии Кроули «Орден Восточных Тамплиеров» открыл британское отделение, которое нарекли Mysteria Mystica Maxima.
В 1920 году Алистер Кроули переезжает на остров Сицилия, в поселение Чефалу. Там мистик основал аббатство Телемы, имеющее много общего с коммуной хиппи. Новообразованное братство объединило Кроули и его немногочисленных адептов. В аббатстве они занимались магией, беспорядочными половыми сношениями и употреблением наркотиков. Закончилась эта авантюра плачевно – Рауль Лавдей, один из учеников Кроули, умер, отравившись кошачьей кровью. Жена покойного развязала против Кроули травлю в британской прессе. Члены братства были вынуждены покинуть Сицилию.
Дальнейшая судьба Алистера Кроули связана с Европой. Некоторое время маг жил во Франции, затем был выслан оттуда и перебрался в Германию. Кроули продолжает писать труды по магии, йоге и различным оккультным дисциплинам, а на склоне лет вновь возвращается в Англию. Великий мистик скитается по дешевым гостиницам между Лондоном и Гастингсом, читает лекции по оккультизму и ищет средства на пропитание.
Роковым для Кроули стал 1947 год. 1 декабря создатель колоды Таро скончался в Гастингсе, в местном пансионе «Незервуд». Спустя пять дней тело Зверя подвергли кремации в Брайтоне.
После себя Алистер Кроули оставил богатейшее оккультное наследие в виде специализированной литературы мистического толка. По словам современников, главный технический прием, которым пользовался Кроули в своих потусторонних экспериментах, – перенасыщение. В боли, наслаждении, сексе и пьянстве Зверь стремился дойти почти до финальной точки, а затем остановиться. Кроули полагал, что за этой гранью находится транс, магическое озарение, глубинное понимание мира.
«Книга Тота» считается последним фундаментальным исследованием Алистера Кроули. Здесь обобщаются многие его убеждения и магические познания, хотя книга и рассматривается большинством читателей как учебник по колоде Кроули. Труд содержит не только каббалистическую интерпретацию Таро и различные системы гадания – там можно встретить обширные цитаты из «Книги закона» и других магических манускриптов.
Тот – бог мудрости в древнеегипетской мифологии. В книге Эттейллы он ассоциируется с Гермесом Трисмегистом, создавшим золотые пластинки Таро совместно с еще семнадцатью магами. Случилось это после Великого потопа.
У Фриды Харрис и ее наставника существовало четкое разделение труда. Художница отвечала за визуализацию символов, переданных ей Зверем. В начале 40-х годов прошлого века даже прошло несколько выставок с представленными на них акварельными разработками карт.
Полноценное издание колоды увидело свет лишь в 1969 году – к этому моменту создатели Таро Тота были уже мертвы. Низкое качество колоды образца 1969 года воспрепятствовало повсеместному распространению карт Кроули.
Ситуация изменилась в 1977 году – очередное переиздание полностью базировалось на оригинальных рисунках из «Книги Тота».
Последняя редакция датируется 1987 годом. Издатели выпустили 80 карт вместо привычных 78. Парочка «лишних» карт оказалась дублями карты Мага, созданными Фридой Харрис в египетском, греческом и индийском вариантах. Данная редакция вызвала массу толкований в оккультных кругах, хотя издатели преследовали исключительно коллекционную цель – они намеревались опубликовать все эскизы леди Харрис.
Сегодня существует несколько школ Таро. Самые известные – французская, марсельская, английская и, разумеется, школа Кроули. Последняя школа считается самой сложной, но тем не менее в этих символических «хитросплетениях» вполне может разобраться даже начинающий таролог. Гадание по этой колоде имеет много общего с медитацией и ритуальной магией, которой так увлекался при жизни Алистер.
Арканы уходят своими корнями в каббалистическое древо жизни, астрологию и нумерологию. Знания, полученные Кроули в «Ордене Золотой Зари», во многом определили облик будущей колоды.
В любой колоде Таро присутствует деление на Старшие и Младшие арканы. «Рубашки» этих карт должны представлять собой крест и розу – символы «Ордена Золотой Зари».
Кроули приравнивал Старшие арканы к козырям. Всего таких козырей 22 – в этом карты Кроули схожи с аналогичными колодами других школ.
Количество Младших арканов также остается неизменным – 14 карт на каждую масть. Всего – 56.
Старшие арканы возглавляет Шут, а вот Регулирование и Страсть Кроули поменял местами. Часть других карт он и вовсе переименовал. Влюбленные в колоде Тота обернулись Любовниками, Мир превратился в Универсум, а Суд носит название Эон.
Наблюдаются некоторые отличия и в Младших арканах. Мастей тут по-прежнему четыре – Диски, Мечи, Чаши (в некоторых переводах – Кубки) и Жезлы.
Диски в классической тарологии именуются Пентаклями. Каждую масть открывает туз, потом идут двойки, а завершается логическая цепочка десятками. Далее – по возрастающей: Принц и Принцесса, Королева, Рыцарь. Кроули специально переименовал Пентакли в масть Дисков – он считал свою терминологию более точной.
В мироощущении Зверя Пентакль соответствует стихии Земли, которая олицетворялась плоскими дисками.
Младшие арканы Тота прорисованы, но определенных сюжетов на них нет. По сути, изображения имеют образную схематично-символичную структуру.
Названия арканов теперь значатся на лицевой стороне карт. Принцессы в колоде Тота заменили Пажей, Маг больше не стоит у стола, а перемещается, пританцовывая и жонглируя объектами. Собственно, Магов теперь трое, они применяются при медитациях и в проведении ритуалов.