Итак, как же смотрит на данную проблему искренне любимый мною американский гонщик, тренер, инженер и писатель Carroll Smith? – В книге Drive to Win он пишет следующее: «Действительно, на заре кольцевых гонок пилот должен был обладать силой Арнольда Шварценеггера, – только для того, чтобы просто управиться со своим болидом. Гонщики тех времен были поистине гиганты среди прочих людей. Примета героической эпохи – посадка, максимально близкая к рулевому колесу; дабы использовать всю мощь плечевого сустава, чтобы элементарно повернуть автомобиль… Времена изменились; и сегодня совершенно не обязательно обладать недюжинной силой для управления спорткаром. Отсюда следует вывод, что хорошая физическая подготовка – скорее, каприз пилота, нежели какая-то необходимость.
Вранье! Если вы думаете, что гонщики получают удовольствие, занимаясь физической подготовкой и соблюдая всеразличные диеты, то вы сильно заблуждайтесь. От этих занятий кайфуют только бодибилдеры! Пилоты занимаются фитнесом по необходимости, ради победы. Определим это краткой формулой: результат – да; процесс -нет»…
У нас очень популярны так называемые «длинные» гонки на прокатных картах; многочасовые изнуряющие марафоны, где пилоту приходится иной раз выдерживать две сессии подряд, каждая из которых длится 45 минут. Я встречал гонщиков, покидающих карт с окровавленными руками; пилотов, которых после заезда вытаскивали из карта, подхватив под руки; видел, когда люди теряли сознание за рулем карта прямо по ходу гонки; естественно, не раз и не два «дохнул» сам, особенно в начале карьеры или после долгого перерыва. Наконец, вспомните первую главу этой части книги: физическая сила совершенно не помогла Алексею Немову. И снова вопрос – почему?
В абсолютном большинстве видов спорта (да и не только: Смит в своей книге проводит очень яркую параллель между гонщиками и боевыми летчиками) участнику соревнований нужно быть на пике физической кондиции в течение нескольких минут; а то и секунд, если вспомнить штангистов, метателей чего-нибудь, прыгающих куда-нибудь… Перечислять можно долго. Гонщику же «физика» нужна в ходе всего заезда, который, да, может длиться 10 минут, однако зачастую существенно дольше (снова вспомним первую главу).
В этом контексте нельзя не упомянуть спортивный картинг. Здесь ситуация еще сложнее: возросшие скорости, равно как и мягкое колесо, существенно увеличивают боковые нагрузки в поворотах. Если вы к ним не готовы, то рано или поздно руль станет поручнем, голова загуляет от одного плеча к другому, западая на спину при ускорении и так далее, и тому подобное… Дай Бог вам дожить до финишного флага!
Есть у меня, как у тренера, один возрастной пилот в классе DD2 Masters серии Rotax Max. Так вот, сегодня я корю себя за то, что разогнал человека до той скорости, которую не в силах вынести его организм. Да, мы можем очень неплохо выглядеть в квалификации; во время 10-круговых «хитов»; иной раз, удается хорошо проехать даже 14-круговой «предфинал». Однако я не могу припомнить, чтобы пилоту хоть раз хватило здоровья на 16 кругов финального заезда! Пробовал попросить его экономить силы, то есть – двигаться медленнее; но кто же без явной необходимости поедет медленнее, умея ехать быстро?!.