Урок 1 Откажитесь от критики

Критика тщетна, потому что заставляет людей защищаться и оправдывать себя. А еще опасна – потому что ранит чужую гордость и чувство собственного достоинства.

Дейл Карнеги. «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»

Критиковать – верный способ нажить врагов

Скажите честно: вам нравится, когда вас критикуют? Когда кто-то указывает на ваши недостатки и убеждает вас, что вы неправы? Вне сомнений, вы никогда не скажете, что критика вам нравится, если только вы честны перед собой. Почему критика – это не всегда хорошо? Дело в том, что критика бывает двух видов:



Чтобы избежать негативного влияния критики, следует запомнить пару простых правил.


Правило 1. Человек, критикующий вас, отталкивает вас от себя – это закон.

Естественно, этот закон действует и тогда, когда в роли критикующего выступаете вы.

Вы отталкиваете от себя тех людей, которых критикуете.

Попробуйте проанализировать свои мотивы: чего вы хотите добиться, когда критикуете другого? Вы хотите, чтобы он признал, что неправ? Чтобы согласился с вашей правотой? Чтобы почувствовал свою вину и поблагодарил вас за то, что вы его разоблачили? Поймите, что ваши ожидания абсолютно нереалистичны. Другой человек не скажет вам спасибо за критику. Он просто начнет вас сторониться.


Правило 2. Не стоит критиковать других, даже из добрых побуждений.

Критика, даже если вы критикуете с благими намерениями, не пойдет во благо никому. Даже если человек виновен – он не признает это, а начнет с вами спорить. Вы заставите его занять оборонительную позицию и в итоге наживете себе врага – вот и все, чего вы добьетесь.

Критиковать другого – значит не уважать его право быть самим собой, вести себя так, как он считает нужным. Это значит не уважать его право совершать свои собственные ошибки – а это право есть у каждого из нас! И никто не вправе нам запретить делать то, что мы хотим, даже если наше поведение неправильно и ошибочно.

Воздерживаться от критики нужно не только потому, что она оттолкнет от вас людей, но и потому, что вы не можете заранее предугадать, какие последствия ваша критика возымеет для того или иного человека. Все люди разные, кто-то просто отмахнется от вас и вашей критики как от назойливой мухи и будет жить дальше, как ни в чем не бывало, а кто-то может получить тяжелейшую душевную рану, которая не заживет до конца жизни.

! Никогда ничего не говорите и не делайте сгоряча!

УПРАЖНЕНИЕ 1. Прежде чем критиковать – сделай паузу

Цель упражнения: преодолеть автоматическую привычку к критике.

Что нам потребуется: новая тетрадь и ручка.

Алгоритм выполнения:

Первый этап

• В течение одного дня отследите все критические или осуждающие фразы, сказанные вами в адрес других людей (замечание, сделанное ребенку, негативные фразы, сказанные случайным попутчикам, продавцу в магазине, и т. д.).

• В конце дня возьмите тетрадь и ручку и, стараясь ничего не забыть и не пропустить, запишите все эти высказывания, допущенные вами в течение дня (еще лучше, если вы будете записывать фразы в течение дня).

• Сосредоточьтесь и припомните, что из произнесенного вами было критикой, или осуждением, или указанием другому на его неправоту.

• Будьте честным с собой!

• Записав допущенные вами критические фразы, запишите, какова в каждом случае была реакция на них вашего собеседника.

Проанализируйте: как отреагировал ваш собеседник?

Негативная реакция может свидетельствовать о том, что своей критикой вы ухудшили ситуацию, а не улучшили ее.

Важно, чтобы вы это осознали.

Второй этап

• Вечером, анализируя все допущенные вами критические замечания, подумайте, можно ли было избежать их.

• Если вы критиковали кого-либо из благих побуждений (например, делая замечание ребенку), подумайте, как можно было бы дать совет или подсказку без осуждения. Подумайте, в каких случаях было бы лучше, если бы вы промолчали.

• Попробуйте представить, как бы в таком случае развивались события дальше и каковы были бы сейчас ваши отношения с людьми, которых вы критиковали.

Третий этап

• Поочередно мысленно переживите заново все ситуации, в которых вы выступали с критикой, – но теперь представляя себе другой вариант вашего поведения, когда вы отказываетесь от критики.

• Замечайте, каковы при этом ваши чувства, переживания.

Начните повторять себе, что вы – человек с чувством собственного достоинства, что вы уверены в себе, что вы хороший человек и это не требует доказательств. А потому вам нет нужды самоутверждаться и тешить свою гордыню, критикуя, обижая и унижая других людей.

Четвертый этап

• На следующий день снова начинайте отслеживать все моменты, когда вам хочется допустить какое-то критическое высказывание – но теперь уже не для того, чтобы осознать это, а чтобы не допустить этого высказывания.

• Как только чувствуете, что критика готова сорваться с ваших губ, мысленно скажите себе: «Стоп!»

• Затем задержите дыхание на 2–3 секунды, после чего делайте медленный выдох, также считая до восьми.

Рекомендации для «особого случая»

! Особый случай – это те ситуации, когда чье-то поведение вас задело очень сильно и вам хочется немедленно ответить, расквитаться, выступить с разоблачением, продемонстрировать, что другой человек неправ.

؂

Шкала интенсивности эмоций


1 – Удалось обойтись без доп. рекомендаций

2–5 – «Особый случай»


В зависимости от силы ваших эмоций вы можете использовать следующие шаги:

2 Если ваш запал так велик, что вам все равно хочется допустить какую-то критическую фразу, – сделайте еще несколько таких вдохов и выдохов, а потом мысленно скажите себе: «Я потерплю еще минуту. Всего на минуту я воздержусь от высказываний».

3 Продолжайте дышать, медленно считая до шестидесяти. Если после этого вам все еще будет хотеться высказаться – выскажитесь. В любом случае ваши слова прозвучат гораздо спокойнее и критика не будет такой убийственной, как могла бы быть, если бы вы говорили сгоряча.

4 Если это не поможет, скажите себе: «Стоп!», а затем добавьте про себя: «Я отвечу ему, но не сейчас. Я выжду час, а потом отвечу».

5 Если и через час вы все еще кипите, скажите себе: «Я отвечу завтра утром». Найдите в себе силы дождаться утра. Практика показывает, что чувство обиды уже не кажется таким острым на следующее утро после происшествия, вызвавшего эту обиду, и вам легче будет найти выход, не причиняя зла ни себе, ни другим.

Как указать на ошибку, не обидев человека

Примеры косвенного указания от Дейла Карнеги

Пример 1

Владелец сталелитейного предприятия, обходя свой завод, увидел группу рабочих, которые курили прямо под табличкой «Курить воспрещается». Он не стал ни распекать их, ни указывать на объявление, вопрошая: «Вы что, читать не умеете?» Вместо этого он дал каждому рабочему по сигарете и сказал: «Мне бы хотелось, чтобы вы выкурили их на свежем воздухе».

Таким образом он добился того, что рабочие не только перестали курить в неположенном месте, но и начали с симпатией и восхищением относиться к владельцу завода.


Пример 2

В крупном универмаге покупательница ожидала продавца, стоя у прилавка, тогда как продавцы что-то весело обсуждали между собой и не обращали на нее ни малейшего внимания. Эту картину увидел хозяин универмага. Ничего не говоря продавцам, он сам встал за прилавок и обслужил покупательницу, а после обратился к продавцу с просьбой завернуть выбранную ею покупку. Для того этот эпизод стал гораздо более эффективным уроком, чем ругань и критика.


Пример 3

Начинающий оратор написал речь и показал ее жене. Речь была откровенно плоха. Мудрая женщина понимала, что прямо об этом сказать мужу нельзя, так как это заденет его самолюбие и ни к чему кроме ссоры не приведет. Прочитав речь, она сказала, что это могло бы быть прекрасной газетной статьей.

Так она похвалила мужа, но при этом намекнула, что написанный им текст никуда не годится как речь. Он понял намек, порвал бумагу с подготовленной речью и в результате прекрасно выступил без бумажки.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Научитесь мягко и деликатно помогать другому исправлять ошибки

Цель упражнения: Научиться помогать другому исправлять и не допускать ошибки деликатным и эффективным способом.


Потренируйтесь реагировать на ошибки других людей по следующей схеме:

1. Представьте себе человека, который с вашей точки зрения ведет себя ошибочно. Позвольте в вашем сознании всплыть тем словам, которые вы хотели бы ему сказать. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно выдохните. Скажите себе: «Теперь я всегда буду так делать, когда подобные слова готовы сорваться с моих губ. Я себя контролирую, я делаю паузу, чтобы все обдумать и выбрать более конструктивную реакцию».

2. Представьте себя на месте этого человека. Посмотрите на ситуацию его глазами. Как вы думаете, почему он собирается поступить (или уже поступил) так или иначе? Сразу же отбросьте эмоциональные выводы и суждения, которые придут вам в голову. Помните, что у каждого человека существует позитивный мотив для его действий. Если он собирается что-то сделать, значит, он хочет получить от своего действия что-то хорошее.

3. Вспомните те слова, которые первыми готовы были сорваться с ваших губ, когда вы узнали об ошибке, совершенной этим человеком. Продолжая представлять себя в его роли, представьте, что эти слова обращены к вам. Как бы вы отреагировали?

4. Продолжая представлять себя на месте этого человека, подумайте, какие слова могли бы остановить его, заставить пересмотреть свое поведение, отказаться от своих намерений. Может быть, это слова, в которых прозвучало бы ваше понимание, ваше уважение к нему и искреннее желание добра? Попробуйте найти такие слова и представьте, как бы вы их сказали.

5. Придумайте несколько способов, как бы вы могли косвенным образом указать человеку на его ошибку – может, даже вообще без слов или с минимумом слов, чтобы ваши действия были красноречивее любых речей. Только помните, что делать это надо спокойно, доброжелательно, без напора и демонстративности.

6. Действуйте согласно данной схеме в реальности – при первом же соответствующем случае.

Правила конструктивной критики

Первое правило

Прежде чем критиковать, задайте себе вопрос, имеете ли вы на это право.

Честно ответьте себе на него.

Приступайте к критике лишь тогда, когда абсолютно уверены в своих полномочиях.


Второе правило

Прежде чем высказывать критические замечания, отметьте достоинства человека, найдите то, за что можно его похвалить.

Если собираетесь критиковать его работу, сначала отметьте положительные стороны его деятельности, его успехи и достижения в данной области.


Третье правило

× Никогда не критикуйте самого человека как личность – говорите только о его поступках, работе, поведении.

× Например, нельзя говорить человеку, что он плохой работник.

Можно сказать, что конкретно в этой работе он сделал что-то неправильно.


Четвертое правило

× Не допускайте грубых, агрессивных и просто излишне эмоциональных высказываний.

× В вашем голосе ни в коем случае не должно звучать обвинение. Говорите ровным, спокойным, доброжелательным тоном.

× Голос не повышайте ни при каких обстоятельствах.


Пятое правило

Указывая человеку на его ошибку или недостаток, сразу же покажите, как можно это исправить.

× Никогда не критикуйте так, будто ставите на человеке крест, считаете его безнадежным. Ваша задача: показать ему, что ничего страшного не произошло, ведь каждый может ошибиться, главное – вовремя исправить ошибку.

Очень хороший прием: привести пример из своей жизни, когда вы допустили аналогичную ошибку, и рассказать, как вам удалось разрешить эту ситуацию.


Шестое правило

Применяйте различные способы смягчения критики, например, выражая:

• сожаление («Очень сожалею, что приходится Вам об этом говорить, но Вы не справились с заданием»);

• понимание («Я понимаю, что у Вас были уважительные причины, но работу все же нужно сделать в срок»);

• подбадривайте собеседника («Не справились? Ничего, мы Вам поможем, и в следующий раз все получится»);

• давайте шанс собеседнику на исправление ситуации («Работа выполнена неправильно, но я уверен, Вы найдете способ все исправить»)

и т. д.


Седьмое правило

× Не прибегайте к необоснованным обобщениям типа: «Ты опять как всегда, так я и знал!», «Ничего другого от тебя и ожидать невозможно» и т. д.

Если чувствуете, что подобные фразы готовы сорваться с языка, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно выдохните, сосчитайте до десяти и только после этого продолжайте разговор.


Восьмое правило

Дайте возможность собеседнику ответить на вашу критику и внимательно выслушайте его, не перебивая, искренне стараясь понять его точку зрения.


Девятое правило

× Без необходимости не высказывайте критические замечания прилюдно – лучше сделать это наедине.

Загрузка...