Обязательства

Вопрос 5

У меня нет никаких проблем с поиском мужчин для выхода в свет и свиданий, но они никогда не хотят делать следующий шаг к долговременным отношениям. Какое семя мне нужно посадить, чтобы увидеть, что они проявляют ответственность со своей стороны?


Похоже, что многие советы я даю людям, крича через плечо, пока мы протискиваемся сквозь толпу после лекций… На этот раз дело было в Париже, после ужина с группой бизнесменов, прилетевших со всего мира: Гонконга, Ближнего Востока и Германии.

Кэти идет ко мне целеустремленной походкой человека, находящегося на задании. Я помню ее на лекции в Америке год назад, и мне любопытно, что же такое срочное заставило ее проехать полмира ради продолжения. Она была совершенно одна в течение некоторого времени и отчаялась найти молодого человека, любого молодого человека. Я познакомил ее, как и Энн, с методом дома престарелых и знал, что она попробует. Она довольно решительный человек.

– Что ж, Геше-ла, итак… эта штука действительно работает! Но это работает слишком хорошо! Я получила не одного молодого человека, а целую кучу! Это очень милые и (она краснеет) пылкие парни!

Меня немного удивляет эта жалоба, и я поднимаю бровь.



– Послушай, Кэти, я не понимаю. В чем проблема?

– Их много, – хнычет она, – но ни один из них не хочет связывать себя обязательствами. Я имею в виду, мы ходим на пару свиданий, а потом, когда я начинаю говорить о чем-то долгосрочном, они нервничают и начинают отступать. Какие семена мне нужно посадить, чтобы хоть один из них загорелся бы желанием чего-то более постоянного?

Как обычно, нужно думать о сути того, что вы хотите. Нам нужно подумать об идее обязательства. В чем суть обязательства? Давайте спросим Майтрейю[5].

Мы все знаем, что Будда жил очень давно в Индии. Точнее, около 2500 лет назад. Но вот чего многие люди не знают, так это того, что этот Будда был лишь одним из многих, которые, как предполагается, придут в этот мир. Тибетцы говорят, что следующим Буддой, который появится здесь, будет некто по имени Майтрейя и что он уже отправил некоторые послания заранее в виде рукописей, открытых одному мудрецу более 16 веков назад.

Одно из этих учений – описание того, что тибетцы называют хлаксам намдак. Это означает принятие полной ответственности за все – своего рода подход «я отвечаю за все», но на очень высоком уровне. Это означает брать на себя ответственность в любой ситуации, в которой мы оказываемся, в течение всего дня, за то, чтобы другие люди вокруг нас получали то, что они хотят, и не получали то, чего не хотят. Это означает брать на себя ответственность за других, даже когда мы знаем, что никто не собирается нам помогать.

– Послушай, Кэти, – объясняю я, пока мы проходим мимо красивых старинных особняков на берегу реки с мерцающими в темноте газовыми фонарями. – Ты должна научиться так думать – ты должна взять на себя личную ответственность за то, что нужно другим. Что-то вроде: «я буду тем, кто будет претворять это в жизнь для людей вокруг». Это сеет кармическое семя, чтобы встретить молодого человека, который готов взять на себя долгосрочные обязательства. Думать о том, как мы будем заботиться о других, конечно, хорошо, но здесь нам нужна небольшая помощь. Во-первых, нелегко поддерживать такие долгосрочные обязательства. Мы все знаем, что хорошо и приятно помогать другим, но, как мне много раз указывали многие люди, – большинство из нас борется за то, чтобы обеспечить свои собственные потребности: оплата счетов, уборка дома, стирка и глажка белья и потом нужно идти на работу.

– Может, это и правда, что я не встречу ответственного партнера, пока не возьму на себя ответственность за то, что нужно людям вокруг меня, но я не понимаю, как это может произойти, если я уже перегружена заботой о своих собственных проблемах.

Ответ на это возражение удивителен. Есть место, где забота о наших собственных потребностях пересекается с заботой о потребностях других людей. Есть место, где они становятся одним целым.



Подумайте об этом. Наши рассуждения о ручке изменяют наше отношение ко всему. Если я хочу видеть в своем мире ручку (а не жевательную игрушку), то сначала мне нужно обеспечить ручками других. Если я хочу партнерства для себя, я должен сначала обеспечить партнерство другим. Мы с Кэти останавливаемся в прекрасном месте над Левым берегом, откуда открывается вид на Сену и людей, прогуливающихся вдоль другой дорожки, спускающейся к воде.

– Предположим, – объясняю я, – что все, чего я хочу, – это получить свой любимый пончик с кленовым сиропом. Может выглядеть так, что я получаю пончик, потому что иду в магазин, где есть пончики, и плачу деньги; может выглядеть, что этот пончик был испечен в магазине из муки, молока и сахара. Но теперь мы знаем, что ни одна из этих вещей не является истинной причиной пончика. У вас могут быть деньги, и вы можете пойти в магазин пончиков, но у них могут закончиться пончики. С другой стороны, твой друг может угостить тебя пончиком бесплатно.



Истинная причина пончика, как мы видели с ручкой, заключается в том, что я угостил кого-то чем-то вроде пончика в прошлом. То есть если я хочу съесть пончик, то мне сначала нужно помочь кому-то другому съесть пончик. То есть мне нужно сделать так, чтобы пончик попал в рот другого человека, прежде чем я смогу увидеть, как пончик попадает в мой собственный. Если я не положу пончик в твой рот, я не получу его в свой.

Все мы привыкли видеть разницу между «моим» ртом и «твоим» ртом, потому что, когда ты кладешь пончик в свой рот, это не значит, что я кладу пончик в свой. Но теперь мы понимаем, что происходит на самом деле: положить пончик в один рот – это то, как пончик попадет в другой. Визуально ваш рот отличается от моего, но функционально между ними нет разницы. И поэтому больше нет смысла различать их. Твой рот – это мой рот, потому что мой рот не может получить пончик, если твой не получил.


Твой рот – это мой рот


В отношении обязательств со стороны молодого человека это значит, что гораздо легче создать необходимое кармическое семя, если понимаешь, что происходит. Кармическое семя ответственности твоего партнера состоит в том, чтобы брать на себя личную ответственность за окружающих вас людей все время, весь день. Кто-то спешит и нуждается в парковочном месте – ты должна убедиться, что оно ему достанется. Кто-то за столом не получил оливки, которые хотел бы в своей пицце – ты встанешь, чтобы пойти и найти их. Коробка падает с грузовика на шоссе – ты звонишь по мобильному дорожной полиции, чтобы сообщить об опасности на дороге.

Ты должна взять на себя ответственность за других, если хочешь, чтобы молодой человек проявил хоть какую-то обязательность. И теперь тебе будет легко взять на себя ответственность, потому что ты уже поняла историю о кармических семенах: ты знаешь, что забота о других – это на самом деле то же самое, что забота о себе. Ты не можешь заботиться о себе, не заботясь о других, и не можешь заботиться о других, не заботясь о себе.

– Потому что ты – это и есть другие.

Кэти долго молчит, чтобы переварить все это. Я знаю, что это займет некоторое время, поэтому и я молчу (что для меня иногда является испытанием). Потом я вижу, как все отразилось в ее глазах, и чувствую, что она поняла. Я знаю, что она готова задать самый важный вопрос.

– Хорошо, Геше-ла, я понимаю… но… на уровне практики, что именно вы мне предлагаете делать?

– Что же, давайте перейдем к практике. Вы ничего не получите, пока не сделаете что-то конкретное. В течение одной или двух недель возьмите на себя ответственность за счастье каждого, с кем вы вместе едите. Убедитесь, что все получают именно то, что они хотят, и, если что-то за столом для кого-то не подходит, уберите это ради них. Просто возьмите на себя ответственность за всех и привыкните к мысли, что вы на самом деле берете ответственность и за себя. Сделайте такого рода обязательство за ужином привычкой, а потом наблюдайте, как ваш партнер берет на себя ответственность за вас.

И да, теперь у Кэти самые прекрасные отношения, какие я когда-либо видел. Прошло уже довольно много лет, и ее молодой человек спокойно и неизменно предан ей, в постоянном ежедневном потоке доброты и внимания к тому, что ей нужно и чего она хочет. И она продолжает сеять те же семена, поэтому он продолжает заботиться о ней так же ответственно.

Вопрос 6

Моя подруга постоянно получает электронные письма от своих бывших. С некоторыми из них она, кажется, уж слишком дружна. Какая нужна карма, чтобы видеть ее более преданной мне?


Однажды вечером этот вопрос мне задал молодой человек по имени Карл, которого я знал уже несколько лет. Мы сидели перед камином в преподавательском доме нашего университета, в тихом уголке юго-восточной Аризоны. Я был удивлен и опечален, потому что (как это часто бывает) мне казалось, что его отношения с Джоанной складываются довольно хорошо.

– Ну, – начинаю я, – я понимаю, к чему ты клонишь. Я имею в виду, что карма верности, возможно, является одной из самых основных в любых отношениях – тебе не нужны никакие другие советы о твоих отношениях, в случае, когда никаких настоящих отношений не существует, если, прежде всего, между вами нет уникальной связи.

Он выжидательно кивает – видно, что он думает о том же.

– Хорошо, – киваю я в ответ. – Тибетская традиция имеет чрезвычайно простой и эффективный метод, чтобы гарантировать, что партнер останется верным. Ты сам должен быть предельно верным, независимо от того, что твой партнер делает сейчас.

То, как она себя ведет, было создано негативными кармическими семенами, которые ты сам посеял в какой-то момент в прошлом. Чтобы избавиться от этих семян, тебе придется самому поддерживать высокую степень порядочности – очень сознательно и в одностороннем порядке.

Карл выглядит немного смущенным.

– Что именно вы имеете в виду, когда говорите «в одностороннем порядке»?

– Хорошо. Что ж, это действительно очень захватывающая вещь в системе Алмазного Огранщика. Если мы сталкиваемся с тем, что наш партнер получает электронные письма от своих бывших, обычно мы чувствуем, что нам нужно поговорить с партнером, выяснить, насколько это серьезно, дать ему понять, насколько мы обеспокоены.

Карл кивает.

– Точно! На самом деле я собирался спросить об этом Джоанну сегодня вечером.

Я поднимаю руку.

– Подожди немного. Мы оба знаем, что разговор с ней может сработать, а может и не сработать.

Я хочу, чтобы вы начали скептически относиться к тем вещам, которые могут сработать, а могут и не сработать. Потому что если они могут работать, а могут и не работать, то фактически они не работают. Перестаньте биться головой о стену. Найдите способ, который работает каждый раз.


Найдите способ, который работает каждый раз


– Послушай, самое замечательное, что тебе вообще не нужно разговаривать со своим партнером, потому что это не помогает каждый раз решать проблему. Больше никаких переговоров, никаких бесконечных споров до ночи. Это не исправит кармические семена.

Мы должны сделать что-то, что действительно исправит семена, и тебе не нужен партнер, чтобы сделать это, потому что семена находятся внутри вас, и ты тот, кто поместил их туда. Нам нужно превратить эту сомнительную переписку в семена совершенной преданности, а место, где мы должны вырастить эти семена, находится внутри нас, а не у нашего партнера. Это исправит то, что делает Джоанна, не вовлекая ее вообще. Понятно?

Он кивает; я вижу, что он пытается запомнить.

– Итак, вот что говорят тибетцы. На протяжении всего дня, каждый день, куда бы вы ни пошли, с кем бы вы ни были, просто помните одну вещь.



Никогда не говорите, не делайте и даже не думайте ничего такого, чего бы вы не сказали, не сделали и не подумали, если бы ваш партнер сидел рядом с вами, наблюдая и слушая, прислушиваясь даже к вашим самым сокровенным мыслям.

– Подходит ли женщина к тебе на работе или проходит мимо в супермаркете и смотрит на тебя определенным образом – ты просто не отвечаешь ей взглядом: ты хранишь абсолютную верность, точно так же, как если бы Джоанна была рядом с тобой и внимательно следила за твоими глазами.

Карл кивает, но медленно, и я вижу проблему, которая возникает у него в сознании. Он думает, что его отправляют в своего рода психическую тюрьму на всю оставшуюся жизнь.

– Все не так, – уверяю я его. – Если ты действительно поймешь этот вид преданности, то обнаружишь, что это чрезвычайно радостно и легко, а не какое-то бремя контроля или ограничения.

Женщины вокруг тебя будут чувствовать себя счастливыми, потому что они знают, что в комнате есть мужчина, который будет уважать их и достойно себя вести. Мужчины в твоей жизни будут чувствовать себя полностью комфортно и доверять тебе, потому что в глубине души они будут чувствовать, насколько ты уважаешь их отношения.

И, конечно, все это относится и к женщинам. Вы создаете целое сообщество, основанное на доверии, и сеете глубокие семена. Сама того не замечая, Джоанна внезапно поменяется – она лишь ждет твоего сигнала.

И Карл действительно посадил эти семена, и – как вы скоро узнаете – они проросли довольно неожиданным образом. Джоанна потеряла интерес к сообщениям и переключилась на Фейсбук, публикуя фотографии и новости для друзей открыто, чтобы Карл мог не только видеть их, но и принимать активное участие в этом несколько раз в день. Он стал партнером в ее сообщениях, а не нервным наблюдателем.

Вопрос 7

Моя подруга хочет выйти замуж, но я не уверен, что хочу взять на себя такие обязательства на всю жизнь. Что же нам делать?


Однажды вечером я услышал этот вопрос от своего старого друга по имени Херб. Мы стояли на грязной дороге в сельской местности в Аризоне, рядом с заброшенным сельским домом, где он и его напарница Ирэн собирались вместе провести короткий ретрит.

Мне очень нравятся они оба, и я действительно хотел бы видеть их вместе навсегда. Но у меня есть личное правило, запрещающее принимать решения за людей. Я предпочитаю дать им несколько крутых идей, чтобы они их обдумали, а затем позволить им применить их по-своему. Пусть они сеют свои собственные семена, и я знаю, что это будет счастливый конец для них – тот, который я смогу наблюдать с удовольствием.

– Послушай, Херб, – начинаю я. – У нас не так много возможностей в нашей жизни принять такое решение – решение о том, действительно ли мы хотим провести остаток нашей жизни с другим человеком, который нам действительно дорог. Мы все знаем, мы все чувствуем, что наступает время, когда мы должны решиться на прыжок. Не прыгнуть может стать ошибкой всей жизни. И если оставить Ирэн в подвешенном состоянии в течение долгого времени, пока ты мучаешься над тем, прыгать или нет, это может разрушить магию отношений между вами навсегда.

С другой стороны, мы не хотим брать на себя такие обязательства без тщательного обдумывания и осмотрительности; это очень серьезная плохая карма – взять на себя формальные долгосрочные обязательства, а затем нарушить их. Это вполне может означать, что мы никогда больше за всю жизнь не найдем другого человека, который будет по-настоящему нам предан.

Херб – человек вдумчивый, и я вижу, что он это понимает. Он кивает и некоторое время молчит, вглядываясь за горизонт, в глубокую тьму пустыни.

– Вот именно, – соглашается он. – Это кратко описывает проблему. Так что же мне теперь делать?

У буддийских монахов есть обеты – они принимают много обетов и, прежде чем принять их, тщательно изучают то, что эти обеты подразумевают. Затем их обучают, как правильно соблюдать эти обеты до конца жизни. Я сам принял не менее 518 обетов: 22 базовых, когда впервые попал в монастырь; еще 253, когда стал монахом; 120 дополнительных, которые касаются заботы о других людях; и еще 123, которые требуют специального разрешения от Ламы.

Я думаю, что первое, что мой Лама сказал мне о принятии обетов, это то, что хорошо соблюдаемый обет – очень-очень сильное кармическое семя. В то время мы говорили о том, хочу ли я взять на себя обязательство не есть мясо. Когда я впервые посетил монастырь, однажды ночью мне приснился очень странный сон. Я был в деревне, на ферме, и там была корова, которую собирались зарезать и превратить в мясо.

Шея коровы была туго перевязана веревкой, а другой конец веревки был прикреплен к толстому деревянному колу, вбитому в землю. Никто еще не приходил с ножом, чтобы перерезать корове горло, но каким-то образом корова знала, что сейчас произойдет. Корова кричала, кричала громко, и крик был криком человека, а не мычанием коровы. Даже во сне было жутко, и волосы у меня на затылке встали дыбом.



Вздрогнув, я проснулся в темноте монастыря, в окружении монахов, спящих на полу. Я никогда не мог забыть этот сон. И каждый раз, когда ел кусок мяса, спрашивал себя, стал бы я все равно есть его, если бы мне пришлось убить животное своими руками перед тем, как съесть. Вот тогда-то я и решил перестать есть мясо.

Теперь мой Лама сказал мне, что, если я собираюсь сделать это, я должен подумать о том, чтобы дать обещание не есть мясо – взять обет. Он сказал, что кармическое семя будет намного сильнее, чем если бы я просто решил не есть мясо. Семя, которое сеет этот конкретный обет, между прочим, заключается в том, чтобы видеть свою собственную жизнь защищенной и сильной – и за 30 лет, прошедших с тех пор, как я дал обет не есть мяса, у меня почти всегда было прекрасное здоровье.

Физическая сила не заключена в белке, как ручка не заключена в ручке. Мы сами вкладываем силу в белок, защищая жизнь вокруг нас. Есть причина, почему в мясе так много холестерина и почему холестерин убивает так много людей.

И поэтому, если вы с партнером действительно намерены оставаться вместе, то формальное обязательство сделает отношения бесконечно более сильными и радостными в последующие годы.

Ламы говорят, что прежде, чем мы примем такой обет – особенно такой серьезный, как брачный обет, – мы должны точно знать, что именно мы обещаем. Итак, первое, что нужно сделать, чтобы решить, стоит ли вступать в брак, – это решить вместе со своим партнером, что именно влечет за собой это обязательство. Значит ли это для вас «пока смерть не разлучит нас»? Вы действительно собираетесь поддерживать друг друга «в болезни и в здравии»? Является ли это окончательным обязательством или в дальнейшем допускаются отклонения? Бесчисленные браки потерпели неудачу, потому что у обоих партнеров в конечном итоге возникали разные представления о том, какие именно обязательства они взяли в самом начале. Может быть, было бы полезно заранее составить список, с которым вы оба согласны.

Соблюдение обетов считается искусством в Тибете. Это действительно начинается с изучения обетов в деталях, но затем нам также нужно получить много помощи и поддержки в их соблюдении. Тибетский монах чаще всего принимает обеты от того Ламы в своей жизни, который всегда был ближе всего: от того, кто знает его историю, кто знает его сильные и слабые стороны и кто берет на себя обязательство оставаться в его жизни и направлять его изо дня в день, особенно когда возникают проблемы с соблюдением одного из обетов.

Традиция гласит, что если вы принимаете обет от кого-то, с кем у вас уже есть близкие отношения, то вы будете более осторожны, чтобы хранить обет, хотя бы просто потому, что вам было бы так неприятно, если бы этот человек узнал, что вы этот обет нарушили, – и также потому, что это принесет ему боль и разочарование. Поэтому вместо того, чтобы искать случайного священника или другого такого дарителя обетов из телефонной книги, вы, возможно, захотите найти кого-то, с кем вы оба сможете наладить более длительные отношения – кого-то, к кому вы сможете обратиться за помощью, когда между вами возникнут проблемы; человека, который был с вами с самого начала. Не торопитесь – внимательно проверьте этого человека на порядочность и мудрость.

Также легче соблюдать обет, если у вас есть друзья и родственники, которые его уважают. У буддийских монахов это считается очень важным: уже более двух тысяч лет нас поощряли жить в окружении друзей, разделяющих схожие ценности, и мы обязаны встречаться с ними два раза в месяц, чтобы обсудить вместе любые проблемы, которые возникают с соблюдением обетов.

Все это началось задолго до изобретения календарей или часов – и поэтому, если вы выйдете ночью на улицу и увидите, что луна либо полная, либо черная, то вы знаете, что сегодня вечером должны быть на собрании по поводу соблюдения обетов. Если вы собираетесь жениться, то ищите поддержки у друзей, которые уважают такого рода обязательства, – друзей, с которыми вы можете поговорить, когда вам становится трудно.

Но я думаю, что больше всего вам поможет принять решение то, что тибетцы называют пеньюн сампа[6].

– Херб, послушай, – добавляю я, – прежде чем ты возьмешь на себя какие-то длительные обязательства перед Ирэн, я хочу, чтобы ты заглянул в свое сердце и спросил себя, почему ты даешь эти клятвы и что они могут сделать для тебя и для других.

Может быть, ты захочешь сделать то, что мы делаем в монастыре. Прежде чем мы принимаем наши настоящие монашеские обеты, Ламы заставляют нас принять «детские» монашеские обеты.

У Херба есть манера сжимать руками лицо, когда у него действительно серьезный вопрос о чем-то. Поэтому он сжимает лицо и спрашивает меня:

– Что такое детские обеты?

– Ну, когда мы впервые попадем в монастырь, старшие монахи дают нам пару месяцев, чтобы примерить несколько самых простых обетов и посмотреть, как они нам подойдут. Как только мы почувствуем, что легко с ними справляемся, нам разрешат принять полные обеты. В течение этого периода ожидания нам рекомендуется каждый день спокойно сидеть в уединении и составлять в уме списки того, почему мы хотим принять эти обеты: мы составляем списки обо всех хороших вещах, которые, как мы ожидаем, произойдут с нами, если мы примем полные обеты.

– Слушай, Херб, – признаюсь я. – Мой собственный Лама не был уверен, насколько хорошо западный человек, живущий в современном мире, справится с сотнями древних обязательств, и он фактически заставил меня соблюдать детские обеты в течение восьми лет, прежде чем согласился сделать меня полным монахом.

Загрузка...