И вот остались позади зловещая туманная долина и извилистый путь через горные перевалы и серпантины. На последнем спуске Кари так укачало, что она мечтала только об одном – поскорее доехать хоть куда-нибудь. Но вот автомобиль выехал на крутой поворот, и мама притормозила:
– Посмотри вниз!
Кари неохотно приоткрыла глаза, еле-еле подняла голову – а через миг уже прижималась носом к стеклу, широко распахнув глаза от восторга.
– Мам, смотри! Водопад! Ух ты, он прямо над дорогой! А вон еще один!
Перед ними открылась уютная долина среди гор. Зеленые, поросшие лесом, эти горы будто надели белоснежные шапки. А из-под этих шапок, будто прозрачные косы, тянулись бесчисленные ручьи и водопады, окружая долину серебристыми кольцом. В середине этого кольца над пестрыми крышами домов поднимались остроконечные шпили и причудливые флюгеры маленького, почти игрушечного городка.
– Видишь наверху снег? Это ледники, – сказала мама, поглядывая на навигатор и сворачивая с шоссе на боковую дорогу прямо к красочному биллборду «Добро пожаловать в Тролльдален!». – Видишь, до них тут совсем недалеко! Пожалуй, даже можно дойти пешком… Но ты не вздумай! – строго добавила она.
– Да я и не собиралась! Мам, но тут так близко до снега… В этом городе, наверно, очень холодно?
– Вовсе нет. Посмотри, сколько цветов!
В самом деле, почти что перед каждым домом в Тролльдалене красовался цветник. Казалось местные жители устроили соревнование «самая красивая клумба». Да и сами домики, с аккуратными красными, зелеными или покрытыми подрезанной травой крышами, стоящие среди садов, казались Кари будто сошедшими со страниц книги сказок.
– Здесь внизу всегда тепло, потому что тут недалеко море с теплым течением, – объяснила мама. – Это называется микроклимат. Здесь очень чистый воздух…
– Знаю-знаю. Которым я должна дышать.
– Точно. А вот и дом бабушки Айли!
Мама свернула к воротам, и вскоре бабушка, радостно улыбаясь, уже обнимала их на пороге своего домика.
Бабушка Айли – на самом деле бабушка мамы. А для Кари она – прабабушка. Всю свою жизнь старушка прожила в Тролльдалене, никуда из него не уезжая. Кари ее почти не помнила, и теперь, сидя за столом, с изумлением глядела, как бабушка печет вафли, с пылу, с жару подавая их городской родне. У бабушки – две длинные седые косы, заплетенные на прямой пробор; она носит длинную, до самого пола, широкую юбку и шерстяную кофту, покрытую яркой цветочной вышивкой. И лицо у бабушки необычное – широкое и круглое, с ярко-голубыми, будто вечно прищуренными глазами.
– А вот и наша Кари, – весело говорила мама, как будто снова ставшая девочкой. – Помнишь, мы приезжали, когда ей было два годика? Ты ее наверно и забыла! Ну ничего, снова познакомитесь…
– Ты все такая же егоза, как и в детстве, Кристи, – посмеиваясь, отвечала старушка. – Кушайте, небось устали с дороги… Хотите поваляться, отдохнуть? Я вам такую перину приготовила…
– Нет, нет! – воскликнула Кари. – Мы совсем не устали и хотим тут все посмотреть! Правда, мамочка?
– Пойдем, прогуляемся, – согласилась мама. – Интересно, что тут изменилось, с тех пор как я приезжала сюда в детстве?
– Да почти ничего, – ответила бабушка. – Наш Тролльдален – как замок Спящей Красавицы, в котором остановилось время. Века проходят, но почти ничего не меняется. И нам тут это очень по нраву! Разве что интернет провели…
Бабушка Айли жила одна с пушистой полосатой кошкой по имени Луна в маленьком домике, почти незаметном среди роскошного сада и цветника. Выйдя на улицу, родственницы неторопливо двинулись к центру. Мама радостно всплескивала руками, узнавая то один, то другой дом, здоровалась с соседями – «Сколько зим, сколько лет!» А Кари вертела головой, глядя на лесистые кручи, что вздымались до самых облаков. Еще никогда она не видела таких красивых гор – и таких крутых и недоступных.
«Интересно, забирались ли туда когда-нибудь люди?» – думала Кари, глядя ввысь, где розовели подсвеченные заходящим солнцем ледяные вершины.
– Вот там у нас супермаркет, – тем временем рассказывала бабушка. – Там – автозаправка. Это красивое здание с башенкой – мэрия, а там, за деревьями – церковь…
– А это что? – мама прищурившись, указала в вышину, где в горной седловине что-то ярко белело. Кари это белое пятно показалось похожим на застывшую реку.
– Это ледник, Кристи.
– Раньше его вроде там не было!
– Все верно. Вы же знаете, девочки, что ледники двигаются? Вот и этот ползет с горы в нашу долину… Не бойся, Кари, – засмеялась бабушка, заметив, с какой опаской ее правнучка уставилась на белую «реку». – Он движется очень-очень медленно. За год проползает несколько метров… Конечно, когда-нибудь он сойдет в долину, и тогда людям придется уйти. Но это будет очень нескоро…
И экскурсия продолжилась.
– Вот кафе, – кстати, тут отличный кофе с вафлями! – рассказывала бабушка. – А вот местный молодежный клуб «Ночные волки».
При виде него старушка недовольно насупилась.
– Уж очень тут бывает шумно, – качая головой, проворчала она. – Горы, знаете ли, любят тишину. А как понаедут сюда лихие парни и девчонки на мотоциклах – уж какая тишина! Хорошо хоть только раз в неделю бузят. Ты, Кари, сюда в субботу вечером даже близко не подходи…
С гор то и дело налетал прохладный ветерок, донося морось далеких водопадов. Мама начала беспокоиться – не простудился бы ребенок!
– Я ей кофточку свяжу, – пообещала бабушка. – Такую же как у меня. А могу и шапочку…
– Не надо шапочку! – перепугалась Кари. – Мне тепло!
– Была бы как Красная Шапочка, – поддела ее мама. – Хотя волков тут не водится, что радует…
– Да как сказать, не водится, – проворчала бабушка. – Еще как водится… И не только волки…
– А кто еще? – сразу заинтересовалась Кари.
Но бабушка резко замолчала – будто язык прикусила.
– Да ладно, бабушка, расскажи ей, – подхватила мама. – Тоже мне, тайна! Местные жители рассказывают, что там, на ледниках, водятся тролли!
– Троллей не бывает, – с сомнением ответила Кари. – Про них везде рассказывают, а я их ни разу не видела.
– Это потому что тролли прячутся от людей, – продолжала пугать дочку мама. – А здесь – самые их места. Там, на эти кручах и ледниках, они и живут, эти страшные людоеды. Одни – с гору высотой, другие с дерево. А бывают и совсем маленькие – с пенек росточком. Тролли могут превратиться во что угодно… Лучше неосторожному путнику им не попадаться – слопают вместе с рюкзаком и ботинками!
– Ну что ты такое выдумываешь, Кристи, – усмехнулась бабушка. – Никаких троллей у нас нет! Зачем пугать ребенка?
– А я и не боюсь, – сказала Кари. – Я не верю в троллей.
– Вот и правильно, – бабушка улыбнулась и погладила ее по голове.
И только в глубине ее вечно прищуренных глаз промелькнул синий огонек…
Обойдя вокруг старинной церкви, похожей на башню с сидящими на крыше драконами, они повернули обратно. По пути бабушка показала гостьям необычный дом. Забор вокруг него был увешан яркими расписными горшками, а у крыльца сушилась целая выставка картин.
– Здесь у нас живет наша местная художница. Ее прозвали Лилле-Выдумщица. Кстати, она дает детям уроки рисования…
– Отлично! – обрадовалась мама. – Завтра, когда я уеду, запиши сюда Кари. Пусть проводит каникулы с пользой. И не дозволяй ей целым днями сидеть, уткнувшись в телефон! Не для того я везла дочь за полстраны, чтобы она проводила каникулы так же, как в городе. Пусть побольше дышит свежим…
– …горным воздухом! – со вздохом закончила за нее Кари.