Существует представление, что политика и экономика не связаны между собой: любое политическое устройство совместимо с любым экономическим. Но связь между личной свободой и экономическим устройством общества все-таки есть. Экономическая свобода – это часть свободы в широком смысле, без свободы торговать, предпринимать, изобретать не может быть и политической вольницы.
Несколько примеров из американской повседневности. Государство принуждает гражданина отдавать 10 % дохода на обеспечение пенсионного страхования. Правительство штата запрещает человеку быть парикмахером, если у него нет лицензии на эту работу. Продавец в Калифорнии попадает в тюрьму за продажу товара ниже цены, установленной производителем.
Во всех этих случаях правительство – хоть федеральное, хоть региональное – покушается на свободу: принуждает под угрозой судебного преследования делиться доходом, запрещает под страхом наказания вести трудовую деятельность, угрожает уголовной ответственностью за следование рыночному ценообразованию.
Таким образом, государство не просто ограничивает экономическую активность, оно также покушается на личную свободу угрозами судебного преследования.
Отсюда, от противного, можно вывести важность капиталистических институтов: освобождая граждан от регуляций хозяйства, мы также обеспечиваем им и общую свободу. Поэтому сильный частный сектор – это необходимое условие для защиты от тирании правительства. Основа этого сектора – взаимообмен. На нем строится не только свободное хозяйство, но и свободное общество.
Общество – это великое множество самоуправляемых хозяйств. Каждое из них нуждается в другом хозяйстве – кто-то производит, другие обменивают, третьи покупают. Каждое хозяйство начинает координацию с другими группами на своих условиях, преследуя собственные интересы. Эти хозяйства теоретически могли бы быть закрытыми и работать только на себя, на обеспечение исключительно своего выживания. Но все они вступают в обмен – потому что обмен взаимовыгоден. Если бы обмен не был взаимовыгоден, у сторон не существовало бы стимула связывать друг друга экономическими отношениями.
Таким образом, выгода и частный интерес обеспечивают добровольность кооперации. Люди взаимодействуют с кем хотят, получают друг от друга что хотят, не прибегая к принуждению, – так они и остаются свободными, и процветают.
Для обеспечения добровольности кооперации нужны два условия: частная собственность и свобода выбора. Первая необходима для обеспечения взаимовыгодного обмена: если ты ничем не можешь владеть, то в чем для тебя смысл кооперации? Свобода выбора, наличие множества продавцов товаров и услуг с одной стороны и множества потребителей с другой оберегает обе стороны от экономического принуждения.
Свобода рынка – это неотъемлемое условие для политической свободы, но необходимо и ограничение государственной власти. Если правительственная власть централизована настолько, что подавляет частный сектор, то вся свобода неизбежно будет утрачена. Рассмотреть это подробно можно на одном примере.
Политическая свобода ассоциируется для нас в первую очередь со свободой слова. Один из показательных способов ее выражения – пропаганда радикальных общественных перемен. В капиталистическом обществе люди вольны проповедовать блага социализма. Но могут ли люди, живущие в социалистическом обществе, призывать к либерализму? Ответ кажется предельно очевидным, но тему стоит раскрыть подробнее.
Прежде чем задуматься о политике, человек сначала задумается о выживании – еде и крыше над головой, средствах для существования. Заработать для либерала в социалистическом обществе уже проблема – и речь не столько даже о величине доходов, сколько о поиске работы. Рабочие места при социализме создаются не самоуправляемыми хозяйствами, а государством. Государством, которое жестко отстаивает свою монополию в экономике и политике. Чтобы принять диссидента на работу, чиновники-социалисты в какой-то степени должны публично отречься от своего режима.
Но допустим, что диссидент все-таки получил работу, он обеспечил себе базовые потребности и теперь готов активно заняться политикой. Для проведения массовой агитации в виде митингов, печати газет и брошюр, эфиров на радио нужны серьезные деньги. Откуда их взять? В капиталистическом обществе могут найтись обеспеченные люди, которые готовы поддержать деньгами распространение левых идей: Фредерик Вандербильт Филд, член сверхбогатой семьи Вандербильтов, Анита Маккормик Блейн, дочь крупного бизнесмена Сайруса Маккормика, фабрикант и друг Карла Маркса Фридрих Энгельс. Для филантропа не обязательно самому быть левым, подобно Энгельсу, – его можно просто убедить в прибыльности предприятия. И вообще: обеспечить финансирование агитации могут и пожертвования обычных людей, у которых есть самый широкий доступ к информации для принятия политического решения.
Но кто может выступать филантропом в социалистическом обществе? Своих Энгельсов и Вандербильтов у либералов не найдется. Не потому, что в социалистическом обществе нет людей с высокими доходами, а потому, что таким человеком будет высокопоставленный бюрократ. Снова речь заходит о публичном отречении от идеалов социалистического общества – сочувствующий «подрывной» деятельности чиновник долго на важной должности не протянет. Получается, что на роль финансиста могут претендовать только мелкие чиновники. Они не способны поделиться крупной суммой, а значит, их нужно будет привлекать в массовом количестве. Но чтобы привлечь эту массу, ее нужно сначала убедить в правоте либерализма. Провести агитационную кампанию. Мы получаем порочный круг.
Но, допустим, мы каким-то образом вырвались из порочного круга. У нас есть деньги. Теперь перед нами встает проблема распространения информации. Особенно ярко эта проблема проявляется, если мы хотим, чтобы провокационные идеи распространялись в книгах, газетах и журналах. В капиталистическом обществе производители бумаги продают ее типографиям, исходя из рыночных, а не политических интересов – им совершенно неважно, что печатают типографии, главное – платите. То же самое с последними: из соображений выгоды они напечатают и The Wall Street Journal, и Daily Worker.
Либералу же в социалистическом обществе предстоит сначала убедить государственных производителей бумаги предоставить ему материал для печати, затем убедить государственные типографии напечатать капиталистическую пропаганду, а после и убедить государственную почту, что рассылка антисоциалистических памфлетов – это не экстремистская деятельность. Мы снова заходим в тупик.
Рынок – вот выход из всех тупиков. Конечно, и в преуспевающем капиталистическом обществе государство может нападать на политическую свободу, яркий пример – маккартизм в послевоенной Америке. Но этот случай демонстрирует также и освободительную силу капитализма. Здесь показательна история черного списка сценаристов: на волне маккартизма боссы киноиндустрии составили список из примерно 150 человек, подозреваемых в сотрудничестве с красными и симпатиях к ним, – им запретили работать в Голливуде. Американская киноакадемия, которая занимается раздачей «Оскаров», даже запретила номинировать на премию левых.
Но вот незадача: в 1957 году никому не известный Роберт Рич получил «Оскар» за сценарий фильма «Храбрец». Вскоре выяснилось, что Роберт Рич – псевдоним известного сценариста Далтона Трамбо, который входил в черный список. В список, членов которого вообще запрещено номинировать, не то что награждать «Оскаром».
Также выяснилось, что не менее 15 % голливудских фильмов того времени были написаны красными, которым формально запретили работать. Когда эти факты стали общедоступными, маккартизм в Голливуде был забыт.
Именно экономическая свобода стала спасением для Трамбо и других внесенных в черный список. Исключение множества талантливых авторов из индустрии оказалось слишком невыгодно для рынка – коммерческий интерес тех же боссов, которые ранее составляли черные списки, давал изгоям профильную работу «втемную». В конце концов, рынку безразлично, кто ты и какие у тебя взгляды, главное – что ты можешь предложить обществу. Смогли бы получить либеральные сценаристы работу по профилю в социалистическом обществе, где экономику контролирует государство?
Итак, для сохранения свободы и процветания общества необходима капиталистическая экономика, а власть должна быть ограничена и рассредоточена. Но что все-таки тогда должно (и не должно) делать государство?