Корпус канонических текстов, который мы знаем, формировался на протяжении первых девяти веков существования христианства в различных Церквах Востока и Запада. Он представляет собой свод законов, самые древние из которых восходят к святым апостолам и святым отцам доникейской поры, выработанных и утвержденных на пяти первых Вселенских Соборах (позднее к ним были присоединены и правила Трулльского Собора) и десяти Поместных, принятых всей полнотой Церкви. Современный состав церковного канона утвержден отцами Трулльского Собора (VII век), а затем дополнен также правилами Седьмого Вселенского Собора и двух Поместных Соборов, бывших в Константинополе в Х веке (так называемый Двукратный Собор и Собор, заседавший в храме святой Софии, Премудрости Божией). В него также включается Послание патриарха Тарасия.
С глубокой древности они издавались для руководства церковных властей в единых сборниках под названием «Номоканон» (на Руси – «Кормчая книга») и составляли полный свод церковного права. В него включались также светские законы и императорские указы, регулирующие жизнь Церкви. В настоящее время из-за изменения исторических и политических реалий существования Церкви большинство из них утратило свое значение, однако основная часть этих сборников: правила святых апостол, правила шести Вселенских Соборов (с включением в них правил Трулльского Собора) и десяти Поместных, признаваемых всей полнотой Православной Церкви, а также правила тринадцати святых отцов и поныне остаются основными законами действующего церковного права Православной Церкви и издаются в виде отдельного сборника под названием «Книга правил»[5].
Во всех канонических сборниках Православной Церкви на первом месте находятся так называемые правила святых апостол. Издревле они рассматривались как часть апостольского предания и за ними признавался апостольский авторитет, хотя это и не значит, что апостолы непосредственно являются авторами этого текста. Если бы это было так, то, несомненно, эти правила были бы включены в число новозаветных книг наравне с Посланиями святых апостолов. Скорее всего, эти правила в устном виде хранились апостольскими преемниками, а затем были собраны, записаны и превращены в самостоятельный сборник до начала IV века во всяком случае, Первый Вселенский Собор уже ссылается на них как на нечто общеизвестное (см.: I Всел., 15).
В качестве доказательства древности этих правил можно привести, во-первых, близкое совпадение некоторых из них с текстом Нового Завета (ср., например, 1 Тим. 3, 2–13 и Апост., 17, 25, 42, 43, 44, 61, 80) и, во-вторых, соответствие изложенных в них норм практике церковной жизни первых веков христианства. Они упоминаются в правилах святителя Василия Великого и в канонах Поместных Соборов Гангрского, Карфагенского и Константинопольского 394 года.
Судьба правил святых апостол складывалась неодинаково на Востоке и Западе. Католическая Церковь признала канонический авторитет только за первыми 50 правилами, которые содержались в так называемом «Дионисиевом сборнике», переведенном с греческого на латынь в первой половине VI века. Католическая Церковь отвергает авторитет 35 последних правил не в последнюю очередь потому, что в некоторых из них содержатся нормы, не согласующиеся с обычаями Западной Церкви.
В правилах святых апостол насчитывается 85 канонов, которые содержат почти все главные канонические нормы, впоследствии получившие развитие и дополненные на Вселенских и Поместных Соборах и в правилах святых отец. Большая их часть адресована клирикам, особенно епископам: о поставлении на священные степени (1, 2), об имуществе правящего архиерея и о церковном имуществе (38, 40, 41, 59), правах и обязанностях епископа относительно подчиненных ему клириков (31–33, 35, 36, 39, 55, 58), а также о взаимоотношениях с другими епископами и с первым из них (34). Относительно священников: о браке имеющих получить рукоположение (17–19), об образе жизни духовных лиц – недопустимости для клириков участия в мирских делах (6, 20, 81, 83). Апостольские правила устанавливают норму, подтверждаемую потом на последующих Соборах, о необходимости регулярного созыва епископских Соборов для решения важных догматических и дисциплинарных вопросов (37, 74). Правила, обращенные и к клирикам, и к мирянам, ограждают христиан от религиозного общения с иудеями, определяя время празднования христианской Пасхи и запрещая христианам пост в субботы и воскресенья (7, 64, 70, 71). Целый ряд правил посвящен совершению таинств крещения (47, 49, 50, 68) и покаяния (52, 62) и определяет епитимии за различные тяжелые преступления – крещение или причащение у еретиков, блуд, воровство, убийство, клятвопреступление (25, 45, 46, 61, 65-67, 72).
Все каноны, которыми руководится жизнь современной Православной Церкви (за исключением правил святых апостол), так или иначе восходят к Вселенским Соборам. Некоторые из них выработаны непосредственно на заседаниях этих Соборов, другие получили статус обязательности для всех благодаря утверждению на этих Соборах. Решения этих Соборов признаются голосом Вселенской Церкви.
На Вселенских Соборах решались вопросы важного догматического характера, требующие внимания всей полноты церковной (отсюда их названия), но на них обсуждались также и текущие церковные дела, по которым отцы Соборов также выносили свое суждение. Кроме того, на этих Соборах принимались и утверждались правила Поместных Соборов и канонические постановления отдельных святителей, уточнялись ранее принятые дисциплинарные определения. Эти соборные решения по тем или иным вопросам и представляют собой правила Вселенских Соборов.
Православная Церковь усвоила наименование Вселенские за семью Соборами, которые собирались на протяжении пяти веков, с 325 по 787 год:
† Первый Вселенский (Никейский первый) – 325 год.
† Второй Вселенский (Константинопольский первый) – 381 год.
† Третий (Ефесский) – 431 год.
† Четвертый (Халкидонский) – 451 год.
† Пятый (Константинопольский второй) – 553 год.
† Шестой (Константинопольский третий) – 680–681 годы.
† Седьмой (Никейский второй) – 787 год.
Эти Соборы признаются как Православной Церковью, так и Католической. Лишь от пяти из них сохранились правила. Ни Пятый, ни Шестой Вселенские Соборы не издали особенных правил, относящихся к церковному благочинию. Однако спустя десять лет после Шестого Вселенского Собора в 691 году был созван новый Собор, который осознавался самими участниками как его продолжение и был призван исправить это упущение. Поэтому, когда говорится о правилах Вселенских Соборов, имеется в виду собственно пять Соборов, к которым обыкновенно присоединяются правила так называемого Пято-Шестого или Трулльского Собора, названного так по имени Трулльских царских палат, где проходили его заседания в 691–692 годах.
Первый Вселенский Собор был созван в 325 году императором Константином Великим. Поводом к созыву явилось лжеучение Ария, который учил, что Христос не был единосущен Отцу, а был Его творением. Собор проходил в Никее, главном городе Вифинии, и заседал 2 месяца и 12 дней. На нем присутствовало 318 отцов, в том числе такие святители, как Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунский, Пафнутий Фиваидский, Осия Кордубский и Афанасий Великий. Собравшиеся епископы решительно осудили ересь Ария и составили первые семь членов Символа веры, выражающие православное учение о Сыне Божием.
Первый Вселенский Собор издал 20 правил, касающихся церковной иерархии и дисциплины. Правила эти посвящены целому ряду тем. Одна из важнейших – нравственные качества кандидатов в священство и препятствия к рукоположению (1, 2, 9, 10). Также затрагивается тема канонического поставления епископов (4, 6). Целый ряд правил посвящен образу жизни клириков и тому, за какие преступления они подлежат извержению из сана (3, 15, 17, 18), а также другим вопросам церковной дисциплины: о клириках, оставивших свои приходы (5), о порядке приема в Церковь клириков и мирян, желающих порвать с ересями и расколами и вернуться в Православие (8, 19), об отлучении от церковного общения падших во время гонений (11–14). Другие два важных вопроса церковной дисциплины, которые обсуждались на Соборе, – это старшинство первенствующих престолов Вселенской Церкви и время празднования Пасхи. Решения по этим вопросам также нашли свое отражение в канонах Первого Вселенского Собора.
Второй Вселенский Собор был созван императором Феодосием I Великим по поводу сразу нескольких ересей: учения евномиан (учивших, что у Сына и Отца разная природа), полуариан, или духоборцев (учивших о тварной природе Святого Духа), савеллиан (не различавших Лиц в Святой Троице и учивших о едином Божественном Лице), маркеллиан (исповедовавших учение о конечности ипостаси Сына и Его Царства), фотиниан (учивших о том, что Иисус был простым человеком, в котором лишь наиболее полно обитало Божество) и, наконец, аполлинариан (учивших об отсутствии разумной души во Христе, которую заменило Божество Слова, и человеческой воли). Собор начал свои заседания в Константинополе в 381 году и продолжался три года, на нем присутствовало 150 епископов, председателями были последовательно святители Мелетий Антиохийский, а затем Григорий Богослов. Собор осудил ереси и разработал последние пять членов Символа веры, в которых торжественно провозглашается единосущие Святого Духа другим двум Лицам Святой Троицы.
Второй Вселенский Собор издал семь правил дисциплинарного характера, среди которых самые важные: о незыблемости канонических территориальных границ между Церквами (2), о критериях, которым должно соответствовать лицо, обращающееся с жалобой на епископа в церковный суд (6), и о разновидностях присоединений к Церкви из ереси и раскола в зависимости от заблуждения присоединяющегося (7).
Третий Вселенский Собор был созван императором Феодосием II в Эфесе в 431 году в связи с ересью Константинопольского патриарха Нестория. Несторий искажал учение Церкви о воплощении Сына Божия, разделяя в Нем соединение двух естеств и называя Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. На Соборе было 200 отцов, большей частью восточных, которые осудили учение Нестория и предали его самого анафеме.
Третий Вселенский Собор издал восемь правил. Первые шесть из них касаются прещений для епископов и клириков, приверженных к ереси Нестория и Целестия (пелагианство), 7-е содержит запрещение вносить изменения в Никейский символ веры, а 8-е утверждает автокефалию Кипрской Церкви.
Четвертый Вселенский Собор состоялся в 451 году в Халкидоне, в Вифинии. Он был созван императором Маркианом и императрицей Пульхерией для осуждения ереси Евтихия, который, в противоположность Несторию, учил об одном естестве Сына Божия, в Котором, как считал Евтихий, человеческое естество было совершенно поглощено Божеством. Число участников этого Собора было особенно большим – 630 епископов, которые осудили Евтихия.
Известно 30 правил Четвертого Вселенского Собора. Важнейшие из них посвящены дисциплине клириков, монахов и мирян. Так, клирикам запрещается переходить из одной епархии в другую, а также числиться одновременно на двух местах службы; рукоположения духовных лиц без назначения на определенное место службы запрещены; вне зависимости от того, где они служат, все клирики должны пребывать под властью своего правящего епископа (5, 6, 8, 13, 20). Извержением из сана карается правилами составление заговоров против своих епископов или сослужителей (18). Клирикам запрещается заниматься попечительством и откупами, категорически запрещается симония (2, 3).
Этот Собор впервые посвятил целый ряд правил монашествующим: о монахах, оставляющих свои обеты (7 и 16), о монастырях и монашеских общинах (4), о монастырском имуществе (24).
Некоторые правила относятся к теме юрисдикции митрополитов и экзархов и взаимоотношениям между Поместными Церквами. Так, воспрещается образовывать новые церковные области во главе с митрополитами путем разделения одной области без санкции церковной власти (12); епископам запрещается присваивать себе приходы, принадлежащие другой епархии (17); в обязанности митрополитов вменяется созывать епископов на регулярные Соборы, а епископов – являться по приглашению митрополитов на такие Соборы (19).
Церковному суду Собор посвятил несколько правил: о жалобах на епископа или на митрополита и о том, кто может подать такую жалобу, о тяжбах между клириками, о наказании клириков – снятии сана (9, 17, 21, 29).
Кроме того, Четвертый Вселенский Собор утвердил постановления трех предшествовавших Вселенских Соборов и пяти Поместных: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и Лаодикийского, бывших в IV веке, придав им статус обязательных для всей Вселенской Церкви (1).