Из хорошо освещенного благодаря большим окнам-витринам холла попадаю в полумрак зала с основной экспозицией. Посетителям снимать здесь «мыльницами» бесполезно.
Часть автомобилей стоит на гравии, как в самом большом автомобильном собрании Европы – в Musée national de l’automobile во французском Мюлузе. Так удобней мыть экспонаты, не страгивая их с места. Да и масляные пятна, которые нередко можно увидеть под «старичками», не испачкают пол.
Через несколько минут забываю о скудном освещении. Давняя мечта увидеть некоторые раритеты начинает сбываться. Причем, совершенно неожиданно.
Никак не думал, что за океаном среди престижных моделей Rolls-Royce, а их здесь целых шесть экземпляров, увижу одну из первых «роллсовских» моделей с легендарной плавностью хода и красивым именем Silver Ghost («Серебряный призрак»). Да не одну, а сразу две.
Вчитываюсь в текст на табличке. Так, один из «Роллсов» 1912 года выпуска – личный автомобиль леди Итон.
Кто такая леди Итон? Не королевских ли кровей сия особа? На одной из музейных фотографий ей устраивают торжественный прием. Нет, она всего-навсего королева сети универмагов. Да, уж. Впрочем, спасибо ей за то, что выписала в Канаду этот раритет и тем самым спасла его от двух войн.
Кстати, принадлежащий этой даме автомобиль действительно раритет из раритетов. У него выпуклая крыша, в то время как у остальных «призраков» с закрытыми кузовами она плоская.
Второй Silver Ghost 1914 г. в. принадлежал сэру Мортимеру Дэвису и больше соответствовал своему статусу – на нем перемещался по Монреалю его величество принц Уэльский во время визита в Квебек в 1919 году.
Rolls-Royce Silver Ghost Touring 1914 г. в. с кузовом от лондонской фирмы Barker – автомобиль принца Уэльского во время визита его высочества в Квебек в 1919 году
Речь идет о будущем короле Эдуарде VIII, который отрекся от престола ради любимой женщины, опровергнув утверждение в модной потом у нас песенке Аллы Пугачевой:
Но, что ни говори, жениться по любви
Не может ни один, ни один король!
Это он после случайного знакомства пригласил певца-эмигранта Александра Вертинского в самый фешенебельный ресторан Парижа «Сирос»:
В это время мы уже входили в зал. От камина, из-за большого стола с цветами, где сидело человек десять каких-то старомодных мужчин и старух в бриллиантовых диадемах, легко выскочил и быстро шёл мне навстречу мой белокурый англичанин. На этот раз он был в безукоризненном фраке.
Ещё издали он улыбался и протягивал мне обе руки.
– Ну вот, это же он и есть! – сказал я, обернувшись к Альберту.
Лицо метрдотеля изобразило священный ужас.
– А вы знаете, кто это? – сдавленным шёпотом произнёс он. – Нет! – откровенно сознался я. – Несчастный! Да ведь это же принц Уэльский!..
Александр Вертинский. Дорогой длинною…
Наверняка у этого «Призрака» коробка уже 4-ступенчатая (и это почти сто лет назад!). Одет он в кузов от фирмы Barker, который в отличие от автомобиля леди Итон открытый, поэтому для заднего ряда кресел (сиденьями их называть как-то не комильфо) лондонское автокутюрье установило дополнительное лобовое; нет, лучше сказать – ветровое стекло.
И правильно сделало, канадская погодка достала меня в начале лета своими дождями и ветром, но может это мне так повезло.
С 1956 года автомобиль принадлежал Antique Automobile Club of America, а теперь украшает своим присутствием музей.
Прохожу мимо целой плеяды сохраненных от войн раритетов середины двадцатых годов ХХ века. Вот, например, английский Vauxhall OE 30—98 1923 г. в. с полированным капотом из алюминия.
Этот 4-местный открытый «Воксхолл» довольно редок. Всего в британском Лутоне было собрано чуть больше трех сотен таких автомобилей. На музейной табличке указано, что его порядковый номер в этой плеяде «312-й».
Английский Vauxhall OE 30—98 1923 г. в.
Он отличался от модификации «Е» более вместительным кузовом (за счет удлиненной почти до 3-х метров колесной базы и расширенной колеи) и мощным 4,2-литровым двигателем (120 л. с. против 90 л. с. у «ешки»), а также его передовой конструкцией – с уже верхнеклапанной съемной головкой блока (начало 1920-х!).
Созданный на его базе двухместный вариант считался одним из лучших спортивных автомобилей Туманного Альбиона. Но, как по мне, такие титулы больше соответствуют зеленым английским Bentley, красным итальянским Alfa Romeo и голубым французским Bugatti Туре 35.
В канадском музее можно увидеть эти легендарные модели (последняя представлена модификацией Bugatti Туре 37). У них я довольно долго и задержался.
Сначала у зеленого Bentley 3L Speed (1926 г. в.) с кузовом от фирмы Vanden Plas.
То, что это гоночная модель, видно и по внешнему виду, и по отсутствию водительской двери (из-за расположения стояночного тормоза и коробки передач), и по названию – Speed Model («Скоростная модель»). Да и под капотом у нее мощный по тем временам 3-литровый четырехцилиндровый двигатель с двухкамерным карбюратором.
По данным музея, таких Bentley 3L Speed в 1926 году было собрано всего 122 экземпляра
Такие «настоящие» «Бентли» (выпущенные до поглощения фирмы «Роллс-Ройсом») стяжали спортивную славу Британии, соперничая с признанными грандами автоспорта, как Alfa Romeo, Bugatti, Mercedes и Duesenberg.
На их счету победы в 24-часовых гонках на выживание во французском Ле-Мане (в 1924, 1927, 1928, 1929 и 1930 годах), на лондонском Брукландсе и в других престижных соревнованиях.
Именно этих монстров, у которых на заре автомобилизма уже были современнейшие конструкции двигателей – многоклапанные головки блока, двухкамерные карбюраторы, две свечи зажигания на цилиндр – создатель их конкурентов Этторе Бугатти называл «самыми быстрыми грузовиками в мире».
Раритетные скоростные «грузовики» посчастливилось хорошо рассмотреть и пообщаться с их владельцами в 1999 году в Москве на фестивале «Экзотика» в Тушино, а через несколько лет в Нижнем Новгороде во время пробега автомобилей Bentley из Екатеринбурга в Санкт-Петербург. Командором обоих пробегов был принц Майкл Кентский.
По сравнению с британскими «грузовиками» французские «Бугатти» были компактными и изящными, но при этом не менее передовыми в техническом плане и спуску конкурентам на автодромах не давали. Особенно отличилась модель Bugatti Туре 35, собравшая все мыслимые чемпионские титулы. Число побед ее модификаций исчислялось даже не сотнями, а тысячами – они финишировали в 1800 гонках.
Легендарную «тридцать пятую» уже довелось вживую увидеть – на ее родине в эльзасском Мольсхайме и в Мюлузе, где находится самое большое собрание Bugatti в мире.
Между прочим, автомобили этой марки объявлены национальным достоянием и запрещены к вывозу за пределы Франции, и сейчас было бы невозможно пополнить экспозицию Канадского музея эльзасским спорткаром из этой страны.
Поэтому вдвойне интересно было увидеть за океаном модификацию легендарной «тридцать пятой» – Bugatti Туре 37 (1926 г. в.).
Этот спортивный автомобиль, унаследовав от Bugatti Туре 35 шасси и кузов, получил вместо рядной «восьмерки» новый 4-цилиндровый 1,5-литровый двигатель с головкой блока с тремя клапанами на цилиндр.
Его мощности 60—70 л. с. хватало разогнать миниатюрный (по сравнению с Bentley) автомобиль до 145—150 км/ч. По тем временам внушительная скорость. К тому же спорткар массой всего 670 кг отличался завидной маневренностью.
«Тридцать седьмая», конечно, скромнее «тридцать пятой», но тоже в цене. В 2002 году на одном из аукционов такая модель была продана за 265 тысяч евро.
Следующий экспонат тоже один из самых удачных спорткаров того времени. Его красный цвет (rosso corsa – «красный гоночный») выдает принадлежность к знаменитой миланской марке, на счету которой немало побед, включая первый Гран-при в 1925 году.
Alfa Romeo 1750 Gran Sport 1931 г. в. в кузове от ателье Zagato
Это Alfa Romeo 1750 Gran Sport 1931 г. в. Причем в кузове от ателье Zagato. Надо же, еще в какие времена она кроила кузова!
Правда, канадский экспонат не уникален, хотя в то время каждый автомобиль был в чем-то неповторим. Через четыре месяца я в этом убедился, увидев близнеца этой модели в таком же кузове, но 1930 года выпуска. Было это уже в Европе – в Музее автомобилистов во французском Мужене.