Одинокому цветку
Нет нужды завидовать терниям,
Которым несть числа.
Каменное Лицо, Черное Сердце – не просто хитрый способ манипулировать миром ради личного преимущества. Это естественное состояние бытия. Это состояние было утрачено нами в результате действий благонамеренных людей, которые вдолбили в нас все эти правила насчет того, как мы должны вести себя и что нам положено чувствовать. Оно потеряно для нас из-за того внутреннего образа, который мы создали для себя, опираясь на ожидания и представления других людей. Достижение состояния Каменного Лица, Черного Сердца означает, что вначале нужно вернуть себе естественное состояние нашего истинного «я».
Один мой друг, которому сейчас под пятьдесят, бо́льшую часть своей жизни имел около 50 кг лишнего веса. Хотя он сгонял все эти лишние килограммы как минимум семь раз, вес всегда возвращался снова. Во время консультации у психолога мой друг выяснил коренную причину своей проблемы. Он осознал, что всякий раз, худея, ведет себя гораздо более агрессивно и в общении с другими отнюдь не является «веселым и милым». С самого детства родители учили его, что наиболее ценимая человеческая добродетель – быть «милым» с людьми. В результате он начинал усиленно питаться, чтобы подавить свою экспрессивность.
С самого детства большинству из нас твердили, что наивысшая награда в этом мире – одобрение других. Пусть это выражается не столь буквально, зато подразумевается во всем, что нам рассказывают о добре и правильности. Мы слушаемся с целью угодить родителям. Мы трудолюбивы и хорошо себя ведем, дабы угодить нашим учителям. Мы делимся своими игрушками, чтобы товарищи по играм любили нас. Когда мы пытаемся настоять на своем, нам говорят, что мы ведем себя эгоистично и скверно. Каким-то образом представления о добре и зле перепутываются в наших юных умах с потребностью добиться одобрения других. В сущности, люди, которые поучают нас речами о правильном и неправильном, сами являются жертвами такой же путаницы.
По мере взросления становится ясно, что ПОСТОЯННО ПОДДАВАТЬСЯ ДРУГИМ И ИСКАТЬ ИХ ОДОБРЕНИЯ – НЕ САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРОДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД. Однако большинство из нас продолжают эту неэффективную линию поведения. Порой мы экспериментируем с эгоизмом, но, как правило, обнаруживаем, что благодаря социальным внушениям сызмальства он вызывает у нас неприятные чувства. «Милым» людям не положено слишком часто проявлять эгоизм. И хотя мы знаем, что успех в наших предприятиях требует определенной меры эгоцентризма, мы продолжаем стараться вести себя мило. Единственная награда за это – самодовольство, связанное с нашей мнимой «добродетелью».
Так же обстоят дела и со многими другими «бескорыстными» добродетелями, но в действительности это притворное и лицемерное поведение. Мы часто маскируем озабоченность самими собой под озабоченность другими и продолжаем искать чужого одобрения, отказываясь от собственного права поступать по-своему.
Мы нередко позволяем другим обращаться с нами несправедливо, поскольку не хотим вступать с ними в открытое столкновение или бросать им вызов, как не желаем и ворошить глубоко укоренившиеся представления о правильном и неправильном. Вместо этого мы утешаем себя чувством морального превосходства. Мы говорим себе, что мы выше конфликтов из-за ничего не значащих вещей. Но, что бы мы ни думали, мы подставляем другую щеку не потому, что таково наше убеждение, а потому, что так легче.
Я усвоила урок о том, что принцип «старайся быть хорошей» может оказаться не таким уж правильным способом действий, заплатив за свое обучение 33 тысячи долларов.
Джим – успешный бизнесмен, живущий и работающий в Вашингтоне. Он – один из самых уважаемых людей в мире политических форумов. Он приглашает ораторов для политических митингов и конференций, публикует еженедельный политический бюллетень. Едва познакомившись, мы сразу друг другу понравились. Он добродушен и страстно любит азиатскую культуру.
Как-то раз Джим приехал в Портленд, город в штате Орегон, где я жила в то время. Он сопровождал одного политика, который проводил свою избирательную кампанию. Вечером мы встретились за ужином. Во время разговора я спросила, Джима как продвигаются дела с его недавно опубликованной книгой. Он рассказал, что нанял рекламную фирму, с которой работает последние десять месяцев, и, хотя ее услуги обходятся ему в несколько тысяч долларов в месяц, в результате работы рекламщиков он получил множество приглашений на различные теле- и радиопрограммы.
Джим с гордостью предъявил мне пять или шесть печатных страничек. На эти страницах содержался список всех программ, в которых он участвовал. Масштабы производили впечатление, и я решила взглянуть на список повнимательнее. Оказалось, что, за исключением KABC-TV, все это были лишь малозначительные радиостанции! Я не могла поверить своим глазам. Почему рекламщики не обеспечили ему участие в более популярных радио- или телепрограммах? – недоумевала я. Чем они вообще занимаются за получаемые деньги?
Расставшись с Джимом, я подумала про себя, что, возможно, он не отказался бы от некоторой помощи с моей стороны. Поскольку в течение последних трех лет я самостоятельно занималась вопросами паблисити, я весьма понаторела в этом бизнесе. Я знала, к примеру, что участие в одной популярной программе в сотню раз лучше, чем участие в бесчисленных заштатных программах. Мне было известно, что некоторые пресс-агенты пытаются оправдать свои гонорары, заполняя расписание клиента мусором мелких, незначительных мероприятий, нередко – приглашениями на радиопрограммы, у которых всего-то пара десятков слушателей. Мне совсем нетрудно выручить Джима, подумала я. У меня есть много добрых знакомых, которые всерьез воспримут мою рекомендацию.
На следующий день я позвонила Джиму. Я сказала, что хочу помочь ему, поделившись с ним кое-какими своими контактами, и сказала, что он может ссылаться на мое имя. Джим был очень рад. Он многословно поблагодарил меня, а потом добавил:
– Я хотел бы дать рецензию на твою новую книгу «Игра азиатского разума» в моем следующем бюллетене.
Еще через день у меня зазвонил телефон. Я сняла трубку, в ней раздался радостный голос Джима.
– Я хотел еще раз поблагодарить тебя за то, что ты вчера подарила мне свои контакты, – сказал он.
– Да пожалуйста, – отозвалась я. – Мне это совсем нетрудно.
Он продолжал:
– Моя компания публикует буклет, в котором перечислены все организации, пользующиеся услугами политических ораторов.
– Я знаю, у меня такой есть, – ответила я.
Джим добавил:
– И он ежемесячно обновляется. Сейчас в нем перечислено уже более трех сотен названий.
Я не очень понимала, к чему он клонит. Может быть, хочет поблагодарить меня за помощь, вручив мне обновленный список в качестве подарка?
Но он продолжал:
– Мой секретарь сказала мне, что у тебя закончилась наша подписка.
– Да, из-за переезда многое потерялось из виду… – Этакая маленькая ложь во спасение. В действительности же результаты полугодовой подписки на этот бюллетень до сих пор лежали на моей тумбочке непрочитанными, и я совершенно точно не хотела ее продлевать.
Не обратив никакого внимания на мои слова, Джим продолжал гнуть свое:
– Как ты хотела бы за нее заплатить – кредитной картой или чеком?
– Можешь прислать мне счет? Я сейчас занята, и у меня нет времени прерываться, – туманно объяснила я. Мне было очень неуютно из-за того, что он так давит на меня с этой подпиской, которую я не хотела возобновлять. Я пыталась быть вежливой, насколько возможно. Мне хотелось поскорее от него избавиться.
Но Джим не отступался:
– Мы не публикуем рецензии на книги, чьи авторы не являются нашими подписчиками.
Он хотел своих денег – и хотел их немедленно.
По-прежнему пытаясь быть вежливой, я проговорила неохотно:
– Ладно, сейчас пойду, возьму свою кредитку.
В конце концов я заплатила ему триста долларов.
Я потратила не одну тысячу долларов, чтобы создать эти свои контакты. Телефонные звонки, факсы, реклама, дорожные расходы – все это вместе составляло немалое вложение. А ведь я отдала Джиму эти имена бесплатно. Он ведь наверняка это понимает. И вот вместо благодарности он требует, чтобы я уплатила ему триста долларов за ненужную мне подписку!
Разумеется, я имела дело с мастером-практиком Каменного Лица, Черного Сердца. Джим явно был практиком Каменного Лица, поскольку совершенно не обращал внимания на то, что я о нем подумаю. Его взор был сосредоточен на цели. Хотя я не стала говорить открыто, что мне совершенно не нужно продление подписки, в ходе разговора я обронила не один намек на это. Он либо не услышал эти намеки, либо ему было наплевать.
Он был мастером Черного Сердца, поскольку силой воли заставил меня залезть в карман и финансово поддержать его бюллетень, несмотря на то что я уже предоставила ему информацию на многие тысячи долларов.
Джим делал все в точном соответствии с принципами Каменного Лица, Черного Сердца. Моя ошибка состояла в том, что у меня не было никакой деловой цели помимо того, что мне хотелось вести себя с ним по-доброму. Что еще хуже, я не установила цену за свою информацию. Я отдала ее бесплатно – так, будто она вовсе не имела никакой ценности. Я отдала Джиму свои контакты, будучи убеждена, что «хорошие» люди совершают друг для друга хорошие поступки.
Он же просто был верен своей цели – сделать дело. С другой стороны, если бы я воистину сделала ему подарок, действуя при этом абсолютно бескорыстно, тогда его поступок по отношению ко мне был бы оскорбительным. Но в действительности моя доброта была обманным жестом, имеющим целью заслужить одобрение Джима.
Мы с легкостью попадаем в такого рода ловушки. НАС ИДЕАЛИСТИЧНО УЧИЛИ ДАРИТЬ ДРУГИМ, НЕ ОЖИДАЯ НИЧЕГО В ОТВЕТ, НО В РЕАЛЬНОСТИ У БОЛЬШИНСТВА ИЗ НАС ВЫРАБОТАЛАСЬ ПРИВЫЧКА ДАРИТЬ, ИМЕЯ ПОДСПУДНЫЕ ОЖИДАНИЯ. В данном эпизоде с Джимом я все время задним умом вела собственную бухгалтерию.
Наш разговор должен был разворачиваться примерно так: «Джим, хочешь, чтобы я познакомила тебя с ведущими замечательных программ, в которых я принимала участие? Они действительно оказывают значительное воздействие на рекламу и продажи моих книг». Джим, разумеется, согласился бы.
Затем я должна была продолжить: «В последние три года я очень активно продвигала свои книги на телевидении и радио. И многому научилась. Можно продать больше книг, засветившись в одной-единственной хорошей программе, чем сотню раз выступив в непопулярных программах. Я лично могла бы позвонить ведущим этих программ, чтобы порекомендовать тебя и твою книгу. Как считаешь, в какую сумму тебе обошлась бы такая услуга?»