Появление пруссов на исторической арене историки относят к середине I тысячелетия н. э. «Прусская хроника», составленная в начале XVI в. монахом Симоном Грунау, пересказывает нам исторические предания о том, как они пришли на берега Балтики.
Как рассказывает Симон Грунау, в начале VI в. н. э. готы, вытесненные из Северной Италии войсками империи, перебрались в Данию. Датский король предложил им расположиться на полуострове Кимбрия. Заняв его, готы в свою очередь изгнали живший там род во главе с королями Брутеном и Видевутом.
«Брутен и его брат Видевут с их родней сели на плоты и поплыли по Хроне (река Неман), воде Хайлибо (Калининградский залив)… и нашли в Ульмигании (Пруссии) неведомый народ. У него сделали они остановку и строили там на свой лад замки и деревни, используя иногда силу, иногда хитрость, а иногда – дружелюбие, с ними спознались, и прибывшие из Кимбрии скандиане стали править в Ульмигании и пользоваться их (местных жителей) услугами».
Хроника, возможно, грешит в хронологии или некоторых деталях, но в целом подробно объясняет, как на землях, расположенных у Балтийского моря, произошло смешение множества племен, государств, правителей и интересов.
Итак, по сведениям «Прусской хроники», около середины I тыс. н. э. в Ульмиганию-Пруссию во главе со своими королями прибыл народ с некоего острова под властью датского правителя, называвшегося Кимбрия.
◾ Виганд фон Марбург (Виганд Марбургский). Страница из Прусской хроники. XIV век
«В 521 г. Брутен и Видевут созвали мудрых и спросили их, кому быть властителем. Все указали на старшего из братьев – на Брутена. Но последний отказался от власти в пользу брата, желая служить богам. Брутен был объявлен верховным жрецом с культовым именем Криве-Кривайто, которого все слушались как бога. Богам были принесены благодарственные жертвоприношения».
Изваяния богов Патолло, Патримпо и Перкуно, согласно хронике, Брутен и Видевут привезли с собой.
Что же это был за народ, строивший поселения и капища, принесший на Янтарный берег новый культ и распространивший свое влияние далее на восток? Пруссы? Пруссами эти народы себя никогда не называли. У каждого племени было собственное название, связанное с территорией, где оно жило: самбы из Самбии, натанги из Натангии, помезане из Помезании, погезане из Погезании, вармийцы из Вармии, скальвы из Скаловии. Версий происхождения названия «пруссы» много, но самым распространенным является предположение, что prus – готское слово, означающее «конь». Кстати, культ коня был распространен в этом народе. Даже бытовал обычай: «никто в стране (пруссов) не мог ездить на белой лошади, но держали ее только для богов».
Они называли свою землю «Островное царство» («Ульмигания») – полуостров Самбия[2] считался до XII в. островом, омываемым водами Балтийского моря и реками Преголя и Дейма.
Верили в природные явления, думали, что мир населен безграничным количеством духов и демонов, верили в душу и загробную жизнь и поклонялись предкам.
«Поскольку они не знали Бога, они поклонялись всякой твари как божественной, а именно солнцу, луне и звездам, грому, птицам, даже четвероногим животным, даже жабе. У них также были леса, поля и водоемы, которые они считали настолько священными, что не рубили дрова, не осмеливались возделывать поля или ловить в них рыбу».
Сильного войска у пруссов не было, жили они разобщенно, но до XIII в. успешно отбивались от соседей, а в XII–XIII вв. даже совершали опустошительные набеги на польские княжества. Пруссы, в отличие от западных славян, пиратством на Балтике не занимались, напротив, средневековые хронисты отмечали их готовность оказать помощь потерпевшим кораблекрушение.
Больших городов у них не было, только мелкие поселения, обнесенные рвом и частоколом. Главными промыслами были разведение скота, рыболовство и охота (особенно зимой, на кабанов, оленей, туров и пушного зверя). Эти территории были – для своего времени – довольно густо заселены, богаты рыбой, медом, пушниной.
Но главное сокровище, которым природа оделила народы, обитавшие на Янтарном берегу, находилось в море. На морском берегу пруссы собирали янтарь.
«Они также обыскивают и море и одни из всех на его отмелях и даже на самом берегу собирают янтарь… Но какова его природа и откуда он берется, они, будучи варварами, не доискиваются… Он даже долго валялся у них среди других отбросов моря, пока наша страсть к роскоши не создала ему славы. Сами же они его совсем не употребляют. Собирается он в грубом виде, приносится на (рынок) без всякой отделки, и они получают за него плату с удивлением».
Благодаря торговле янтарем с Римской империей (I–II вв.) в землях пруссов наступил золотой век. Вислинский янтарный путь – основная торговая трасса, связывавшая Самбию с античным Средиземноморьем – тянулся до Северной Италии, до города Аквилея, имперской янтарной мастерской. Основными действующими лицами на этом торговом пути были пруссы.
В обмен на янтарь они получали из Южной и Западной Европы ткани, оружие, украшения (фибулы, браслеты), а также монеты как источник бронзового сырья. Археологи уже в XX в. находили в могильниках на землях Самбии бронзовые монеты Траяна и Марка Антония, конские сбруи, произведенные в землях кельтов, предметы обихода – в общем, шел понятный нам обмен сырья на импортные товары массового потребления.
Так благодаря янтарю пруссы становятся самым богатым племенем на всей Балтике. Но богатство, принесенное морем, стало и их проклятьем. Оно вызвало пристальный интерес германцев. В XIII в. Тевтонский орден с благословения папы римского предпринял против пруссов-язычников крестовый поход.
Уже к XIV в. крестоносцы установили жесткую монополию на добычу янтаря. Пруссы были отодвинуты от владения богатствами Балтии, потеряли политическую независимость, а с нею и свою самобытную культуру. Завоеванные тевтонскими рыцарями, они исчезли с исторической карты Европы. В результате колонизации к XVIII в. прусский язык вышел из употребления. Последний старик, знавший его на Куршской косе, умер в 1677 г., а чума 1709–1711 гг. истребила последних пруссов и в самой Пруссии.
Первые Балтийские крестовые походы проходили по одной и той же схеме. Сначала на землях балтийских племен появлялись купцы – они скупали у местных меха, древесину и янтарь. Вслед за торговцами прибывали с проповедью миссионеры. Самой известной попыткой христианизации пруссов стала миссия монаха-бенедиктинца, епископа пражского Адальберта. Поначалу пруссы приняли Адальберта за торговца и отнеслись к нему благожелательно, но после проповеди прогнали. В конце концов монах совершил роковую ошибку – нарушил границы священной рощи пруссов. За это жрецы принесли миссионера в жертву – Адальберт был заколот копьем. «Поскольку семя это упало на скудную почву, оно не принесло никакого плода», – пишет обескураженный хронист.
«Никто, кроме Криве Кривайто (верховный жрец), не может обращаться к богам или приносить с чужбины на родину (иного) бога. Криве Кривайто назван верховным правителем, и его последователи, когда они появятся, будут нашими любимыми богами, и их вайделоты (младшие жрецы) в Рикойто (центральном святилище) будут находиться…
Все страны и люди, которые нашим богам принесут жертвы, должны быть нами любимы и почитаемы. Противящиеся этому должны быть убиты нами огнем и дубиной. …Верховные владыки передают (свои звания) по наследству, …остальные должны находиться при них…», – так описывал в 523 г. Симон Грунау верования пруссов.
Священные рощи, по преданиям язычников-пруссов, были населены божествами и душами умерших людей. В этих рощах строго запрещалось рубить деревья, табу распространялось и на священные реки, камни, животных. Главное святилище пруссов (и резиденция их верховного жреца) называлось Рикойто или Ро́мува (рядом с нынешним пос. Липовка Багратионовского р-на). Под открытым небом в священной роще стоял большой дуб с густой вечнозеленой кроной.
Средневековые авторы рассказывают, что вокруг дуба была натянута завеса, за которую могли заходить только жрецы-вайделоты. В Ромуве совершал обряды главный жрец пруссов – Криве Кривайто.
В дуплах дуба стояли изваяния верховных прусских богов – Патолло, Патримпо и Перкуно, перед идолом Перкуно горел «негасимый», поддерживаемый жрецами огонь, – в нем сжигались жертвоприношения. Если огонь по недосмотру гас, жрец платил за это своей жизнью.
«Было же… в Надровии одно место, называемое Ромов… в котором жил некто по имени Криве, которого они (пруссы) почитали как папу, ибо как господин папа правит вселенской церковью христиан, так и по его воле или повелению управлялись не только вышеупомянутые язычники, но и литовины и прочие народы земли Ливонской».
Северогерманский хронист Адам Бременский в 1070-х гг. упоминал непреклонность пруссов: «Можно было бы указать многое в нравах этих людей, что достойно хвалы, когда бы только они уверовали во Христа, проповедников которого ныне жестоко преследуют». Действительно, и попытки христианизации пруссов, и сопротивление им не прекращались. В 1009 г. еще одна миссия оказалась невыполнима: был казнен преемник Адальберта Пражского Бруно Кверфуртский, получивший благословение на миссионерскую деятельность от папы римского. Епископ Бруно имел амбициозные планы христианизации балтийских язычников, среди пруссов пробыл несколько месяцев, но был обезглавлен, а его спутники повешены.
В Магдебургских анналах 1009 г. содержится запись о смерти Бруно Кверфуртского: «На двенадцатый год своего подвижничества и монашеской жизни он отправился в Пруссию… проповедуя на границе указанной области Руссии и Литвы, он сначала встретил препятствия со стороны местных жителей, но когда он стал проповедовать дальше, его схватили. Затем язычники отрубили [ему] сначала руки, ноги и, наконец, голову, и, казненный со своими восемнадцатью спутниками, славным мучеником он снискал небеса 9 марта».
После подобных эксцессов для защиты христианских миссий потребовалась вооруженная сила, что в те времена означало крестовый поход.
Латинская церковь считала крестовыми походами не только вооруженное паломничество 1096–1272 гг. в Палестину для освобождения Иерусалима с Гробом Господним. Римские папы провозглашали крестовые походы и с целью обращения в христианство язычников Прибалтики, и для подавления еретических течений в Европе (катаров, гуситов и др.).
◾ Средневековая фреска, изображающая смерть святого Бруно. Дата неизв.
Прусские язычники между тем стойко сопротивлялись попыткам их окрестить. Миссионерская активность вызвала в Пруссии ответную реакцию. В 1224 г. пруссы перешли Вислу и сожгли и разграбили несколько католических монастырей. Походы польских князей против соседей-язычников терпели неудачи, ответные набеги пруссов на пограничные польские земли несли им разорение и грабежи. Князь Конрад Мазовецкий вынужден был откупаться, чтобы хоть как-то обезопасить свои земли от постоянных нападений племен с востока.
Польский князь пробовал даже организовать орден для борьбы с пруссами – так называемый «орден рыцарей Христовых» составили примерно два десятка немецких рыцарей. Однако большую часть времени эти рыцари проводили в укрепленном замке Добжынь: «…и так враждебны были пруссы этим братьям, что редко кто из них отваживался появляться за пределами замка…».
И тогда польский принцепс вспомнил о тевтонцах.
Тевтонский орден, как и прочие католические духовно-рыцарские ордена крестоносцев, появился на Святой земле. Он возник в 1189 г. как братство по уходу за ранеными крестоносцами при осаде Акры во время Третьего крестового похода. Основали его на свои средства незнатные участники похода – горожане Любека и Бремена для оказания помощи бедным и больным немцам. Первое время это госпитальное братство входило в структуру ордена госпитальеров (иоаннитов), а его руководитель был «магистром больницы» (Der Meister des Lazaretes). Но немецкие паломники старались держаться особняком от всех остальных и организовали свой госпиталь для поддержания раненых и больных. Со временем его взяла под патронаж церковь Святой Марии в Иерусалиме. В 1197 г. госпитальным братьям из Акры поручили оборону некоторых приграничных крепостей. Папа Иннокентий III (1198–1216), только что избранный на святой престол, издал буллу (19 февраля 1199 г.) о преобразовании общины при госпитале в монашеский орден. Орден получил устав тамплиеров, а его членов стали именовать «братья немецкого госпиталя Св. Марии в Иерусалиме» (fraters hospitalis sanctae Mariae Theutonicorum Ierosolimitanorum) или, сокращенно, «Тевтонский орден» (Ordo Theutonicorum).
Но после того, как в 1187 г. войска султана Салах ад-Дина (Саладина) захватили Иерусалим, никто из европейских королей уже не стремился участвовать в священных войнах за освобождение Гроба Господня. Затруднения в Святой земле почти сразу обратили внимание тевтонов на борьбу с европейскими язычниками.
Таков был исторический фон, когда в 1210 г. великим магистром ордена был избран 30-летний Германн фон Зальца (Hermann von Salza; ок. 1179–1239) – ловкий, дипломатичный и энергичный политик. Он понимал, что пребывать на Ближнем Востоке крестоносцам осталось недолго, и выбрал иную цель – создать орденское государство в Европе. Уже в 1226 г. Герман фон Зальца перенес деятельность ордена в Восточную Европу.
Сначала фон Зальца принял приглашение короля Андраша Венгерского перебазировать основные силы Тевтонского ордена в Трансильванию, но этот альянс оказался непрочным и недолговечным – король изгнал тевтонцев из своей страны.
И тут зимой 1225–1226 г. к крестоносцам прибыло польское посольство от князя Конрада Мазовецкого, чьи земли безнаказанно грабили язычники. Поляки предложили Немецкому ордену в дар Кульмскую землю[3] и другие прусские территории, которые рыцарям предлагалось покорить и уже самостоятельно держать в узде язычников. Был составлен договор, закреплявший прусские земли за крестоносцами «…со всеми правами и пользованием, …в вечном владении».
Чтобы подтвердить эту договоренность, император Священной Римской империи Фридрих II в марте 1226 г. издал «Золотую буллу», пожаловав ордену все завоеванные им у пруссов или полученные в дар земли. Так начала реализовываться мечта Германа фон Зальца об орденском государстве. Активность ордена переместилась из песков Палестины в леса Прибалтики.
Для начала великий магистр отправил к мазовецкому князю отряд во главе с рыцарем Конрадом фон Ландсбергом для выяснения всех обстоятельств дела на месте. Когда те прибыли к княжескому двору, на Мазовию[4] вновь напали пруссы. Тевтонским рыцарям представилась прекрасная возможность продемонстрировать свои боевые качества: «…пришло войско пруссов и разорило Польскую землю огнем и мечом. С этим войском …собрав вокруг себя множество поляков, мужественно вступили в сражение, но пруссы, оказывая сопротивление со своей стороны (а поляки бежали после первой же стычки), смертельно ранили братьев и, взяв в плен и уведя вождя войска поляков, убили многих людей…».
◾ Петер Янссен. Фридрих II освобождает тевтонских рыцарей. XIX век
12 сентября 1230 г. папа Григорий IX призвал к крестовому походу против пруссов жителей северо-восточных германских земель, а также поляков, померанцев и других славян-католиков. Папа издал буллу, утвердив передачу Тевтонскому ордену и Кульма, и прав на все будущие завоевания в земле язычников. В северных крестовых походах, как и в ближневосточных, крестоносцы получали отпущение грехов. Продолжались они 60 лет.
В 1231 г. ландмейстер Пруссии – главный орденский руководитель на этих еще не завоеванных землях – Генрих фон Балк с небольшим отрядом тевтонцев переправился на лодках через Вислу и добрался до прусского святилища. Крестоносцы окружили капище рвом и валом, повесили на дубе, которому поклонялись язычники, свою хоругвь. Им удалось отбить все атаки пруссов, стремившихся уничтожить дерзких пришельцев. Спустя несколько месяцев на этом месте были заложены замок и город Торн (Торунь). Отсюда рыцари постепенно продвигались вглубь Пруссии.
В 1234 г. Тевтонский орден поглотил остатки малочисленного Добринского ордена, а в 1237 г. – ордена меченосцев. Поглощение ордена меченосцев принесло Тевтонскому ордену земли Прибалтики.
На те земли языческой Пруссии, где сегодня расположена Калининградская область, Тевтонский орден вышел во время Третьего крестового похода. Еще до основания Кёнигсберга тевтонцы построили в стратегически важном месте Помезании замок Эльбинг (1237), ставший базой их экспансии. Выгодное географическое расположение сделало его первым и главным морским портом будущего государства. В 1239 г. крестоносцы взяли прусский замок Хонеда в Натангии и назвали его Бальга. Он стал первым рыцарским замком на территории будущей Восточной Пруссии. Следом ландмайстер фон Балк заложил замки Мариенвердер, Кульм и другие.
Это был убедительный в своей последовательности план: орден шаг за шагом расширял сферу своего влияния до берегов реки Прегель/Преголя, а оттуда – дальше вглубь страны. И каждый такой шаг сопровождался возведением укрепленных замков. Схема поступательного завоевания земель была многократно отработана. Первоначально на границе вражеской территории строился замок, потом на расстоянии дня пути вглубь вражеской территории строился второй замок и т. д. Крепости служили опорными пунктами рыцарей, возводились быстро, так как строились из дерева, а пустоты заполнялись камнями и землей. Так возникла укрепленная сеть замков по всей Пруссии, многие из этих крепостей впоследствии переросли в города. К началу 40-х гг. XIII в. орден прочно закрепился в земле Кульмской и Хелмской, а также в собственно прусских землях: Натангии, Бартии, Вармии, Погезании и Помезании.
◾ Найстарская панорама замка Эльбинга (Эльбонга). 1554 год
На землях Пруссии крестоносцы построили около 90 укрепленных замков. Десять из них хорошо сохранились до нашего времени и восстановлены, 13 находятся в состоянии руин. Еще полтора десятка полностью разрушены.
Необходимость строительства замков на захваченных территориях оговаривал и устав Тевтонского ордена, по которому орденские братья могли ночевать только в замках и нигде более. Так орден мог контролировать соблюдение братьями монашеских обетов и прежде всего обета безбрачия.
Отец этого плана, верховный магистр ордена Германн фон Зальца, намеревался закрепить за орденом обширные владения, обеспечивающие ему и независимость, и перспективы на будущее. Это сегодня для нас понятия «Тевтонский орден» и «Пруссия» слились в единое целое, но так случилось в результате долгого исторического процесса. Завоевание Пруссии было результатом крестовых походов, а на идее крестовых походов строилась вся политическая идеология позднего Средневековья. Экспансия ордена происходила с согласия императора, с благословения папы, то есть пользовалась поддержкой духовной и политической власти своей эпохи.
Практически все современные историки подтверждают, что покорение язычников шло мечом и кровью. Об этом писал еще в 1828 г. кёнигсбергский профессор, историк XIX века Йоханнес Фохт[5], отмечавший, что «меч принудил исконное население Пруссии к повиновению. Орден стал полноправным и единственным правителем и собственником их земель, новые отношения… он строил, руководствуясь своими желаниями, интересами и силой…».
В основе отношений ордена с местным населением лежало право на землю. Орден выступал как неограниченный владелец всей прусской земли (это было зафиксировано сначала в Кульмской грамоте 1233 г., а затем и в договоре с пруссами в 1249 г.). Речь шла не только о крещении, смене религии, – речь шла о потере вождями прусских племен власти и территорий. Все это привело к первому крупному восстанию против крестоносцев.
Это восстание весной 1242 г. явилось ответом на Третий крестовый поход в Пруссию 1239–1240 гг. Основной ареной боевых действий стали Кульмская земля, Помезания и Натангия. Фактическим вождем восстания стал восточно-поморский князь Святополк Великий. Он укрепил свои крепости на берегах Вислы, стал взимать пошлины с судов ордена, а позже приостановил и всю навигацию, отрезав замки крестоносцев от снабжения. Пруссы сначала опустошили орденские владения (Вармию, Бартию, Погезанию и Натангию), захватили и разрушили все орденские замки, только что сооруженные крестоносцами, истребив в них всех рыцарей и христиан. Уцелели только Бальга и Эльбинг. Затем повстанцы разорили Помезанию и Кульмскую землю, где также разрушили все замки и поселки крестоносцев. Устояли три замка – Торунь, Кульм и Реден. Согласно средневековому хронисту и брату-священнику Тевтонского ордена, автору «Хроники земли Прусской» Петру из Дусбурга, «они убили 4 тысячи, так что вся земля Прусская казалась обагренной кровью христианской».
Переломным моментом в борьбе с пруссами стал Четвертый крестовый поход 1246 г. Крестоносцы «вторглись в землю Помезании и, проходя мощным и грозным натиском, за 9 дней и ночей с великим воинством опустошили ее, так что не осталось в ней ни одного угла, где бы они не побывали с огнем и мечом». К 1247 г. Святополк признал свое поражение. К 1249 г. крестоносцы принудили пруссов, племена помезанцев, вармийцев и натангов к тяжелому Христбургскому миру. Орден закрепился в западных землях Пруссии, но тут же столкнулся с новым восстанием (1249–1254).
Пятый крестовый поход 1254–1255 гг. против «вероотступничества пруссов» был организован для покорения Самбии – самой богатой из прусских земель. Поход возглавил богемский король Оттокар II Пршемысл. Именно с его именем связано событие, для нас ключевое, – основание замка, а впоследствии и города Кёнигсберга. Участие самого могущественного правителя того времени придало неотвратимости «блицкригу» ордена.
◾ Вацлав Брожик. Прощание Оттокара. 1874 год
Пршемысл Оттокар II (1233 – 26 августа 1278) – король Чехии (с 1253), герцог Австрии (1250–1276). Один из самых могущественных и богатых монархов своего времени, носил прозвище «Король Железный и Золотой». В 1254 г. по предложению папы римского вышел в крестовый поход на язычников Пруссии. Во время похода в январе 1255 г. заложил крепость Кёнигсберг («Королевская гора»).