– ни один на один, ни при тех, кто указывает на его промах или комичное положение. На проступок и падение. Ничего смешного нет в том, что ваш близкий оплошал или упал в грязь. Надо помочь ему подняться, исправить ошибку и восстановить доброе имя, если оно пострадало. А от тех, кто насмехался, лучше отойти подальше. Потому что и над вами будут зло шутить и посмеиваться, когда вы упадете.
«Если один упадет, кто поможет ему встать?» – это библейские слова. Если никто, если тот, кого мы считали близким, смеется вместе с другими или делает вид, что мы незнакомы, значит, и не было двоих. Никогда не было. Одна женщина рассказала историю о том, как они с друзьями встречали Новый год. Она недавно вышла замуж; они с мужем пригласили друзей к себе, в новую маленькую квартиру. Молодая жена накрыла хороший стол, украсила мишурой и игрушками елку, прибралась на славу, а потом пришли друзья. И, знаете, муж моментально напился.
Он сам не понял, как это произошло. Он до этого две ночи не спал, дежурил в больнице. Потом помогал готовить и прибирать квартиру. Пылесосил, мебель двигал, чтобы просторнее было. Бегал в магазин по морозу… А потом пришли друзья и стали угощать мужа напитками. Веселье, значит, и звон бокалов. Муж и поесть толком не успел, а ему наливают и наливают. А он пьет. Сам виноват, это бесспорно. И неожиданно он сомлел, как академик Павлов, который на себе ставил опыты по употреблению водки. Пил эту огненную воду и в дневник записывал свои ощущения для науки. И потом написал, мол, соловею… Соловею… И уснул. Вот и этот молодой муж-доктор осоловел и уснул. Не просто уснул, а упал на кухне рядом с холодильником и захрапел с глупой улыбкой…
Гости стали смеяться над ним и тыкать его пальцами. Пытались расшевелить, да куда там – спит мертвецки пьяным сном. И все ходили на кухню, переступая через этого спящего мужа, отпуская разные шутки, довольно ядовитые. А подруга стала молодой жене говорить, что она бы такого не потерпела. Она бы выгнала пьяницу моментально на улицу, пусть убирается. Это же свинья, а не человек, надо же как он моментально напился. При этом гости ели и пили то, что этот муж заработал и купил, сидя в квартире супругов…
Жена попросила не шутить над мужем. Строго так попросила. И подругу попросила не давать непрошеных советов. Положила мужу подушку под голову, укрыла его одеялом и сама все приносила с кухни, стараясь не шуметь. И дыхание проверяла, все же опасное это дело – напитки в чрезмерном количестве.
Под утро гости ушли, веселясь. И все про мужа шутили, несмотря на просьбу хозяйки. Ну и все. Утром муж встал, страшно стыдился и извинялся. И больше ни разу в жизни не притронулся к спиртному. Он и так редко пил, а этот случай его потряс. И он просто-напросто прекратил вообще употреблять алкоголь. Он взялся за защиту докторской, ушел в работу, многого достиг к следующему Новому году и к другим новым годам. И с женой они живут в полном согласии. Только друзей больше не зовут в свой дом – этих друзей. Потому как зачем такие друзья нужны?
А тот, кто вместе с такими друзьями насмехается над нами, зачем нужен? Мало ли что может в жизни случиться с самым добродетельным и успешным человеком, какие ошибки мы можем совершить – все мы люди, все человеки, как Чехов писал. Может, над нами будут насмехаться и издеваться. Может, обругают и оскорбят. Может, сделают мишенью сплетен и издевок. А потом эти чужие люди уйдут в свою жизнь, где с ними еще неизвестно что произойдет. А близкий останется с нами. Близких не так уж много. А безгрешных близких и того меньше…