Точка роста № 1. Снять с продавцов непродающие функции


В идеальном мире предприниматели нанимают продавцов, чтобы те делали единственную вещь – продавали. Значит, их календарь должен быть таким:


В зеленых ячейках календаря – задачи, которые ведут к продажам: звонки, встречи, счета, коммерческие предложения и так далее


Но в реальности продавцы часто обрастают дополнительными функциями:


Продавец обрастает функциями, и зеленых ячеек в календаре становится всё меньше


По календарю видно, что продавец всё время занят: каждый день и час его жизни расписаны, он постоянно контролирует отдел доставки, собирает обратную связь с клиентов, готовит договоры, общается с бухгалтерией и другими отделами.

Вроде все дела важные и полезные, но в итоге у него не остается времени для главного – продаж.

Из-за лишних функций продавцы не успевают продавать. Представьте двух продавцов – Игоря и Олега. Игорь занимается только продажами, а Олег – всем подряд. Под продавать мы здесь имеем в виду те действия, что ведут клиента к сделке: звонки, встречи, коммерческие предложения, отправка счетов на оплату.



Результаты работы Игоря и Олега будут разными:



Результаты: хорошие отношения

Результат – это продукт продавца – то, что в итоге он должен создавать для компании. Игорь создает единственный продукт – деньги в кассе, а Олег – кучу разных и вроде полезных, но вот только среди этих продуктов совсем мало главного – продаж и оплат.

Так получается из-за лишних функций. Лишние функции отбирают у продавцов время, и они не успевают продавать. И это приводит к трём печальным последствиям:

× продавцы не успевают обрабатывать входящих лидов – у них физически не хватает времени. И получается: компания тратит деньги на маркетинг, чтобы привлечь клиентов, они оставляют заявки – но не получают ответа. Компания просто сливает бюджет;

× падает качество ведения текущих сделок – продавец не успевает звонить и писать текущим клиентам, цикл сделки растягивается;

× компания теряет клиентов – тех, кому продавец не ответил из-за нехватки времени, и тех, кто уже начал взаимодействовать с компанией, но недополучил внимание продавца.

И первая точка роста конверсии в продажу – это снять непродающие функции с продавцов и высвободить им время для продаж. Ниже расскажем, как это сделать, но сначала – кейс из нашей практики.

Кейс. 10 млн ₽ → 21 млн ₽ за месяц

Компания «Аттро» занимается производством и продажей надувных водных аттракционов. У компании было два продавца, которые делали 10 млн рублей выручки каждый месяц. Неплохо, но собственник хотел увеличить выручку в два раза, до 20 млн рублей в месяц.

Когда мы пришли в компанию, увидели: в отдел продаж приходит по 400–500 заявок в месяц (это отлично), но продавцы не успевают их обрабатывать, потому что много времени тратят на оформление сопровождающих документов.

У компании было два варианта:

• эффективно использовать те ресурсы, что есть – то есть, двух продавцов и 400–500 заявков;

• увеличивать штат – нанимать больше продавцов, чтобы успевать обрабатывать все заявки.

Мы выбрали первый путь и решили разгрузить продавцов – сделать так, чтобы у них появилось время на продажи. А именно:

• наняли ассистента отдела продаж – он берет на себя подготовку и согласование договоров, оформление заявок на доставку, работу с транспортными компаниями, контроль отгрузок и доставок.

• разработали регламент передачи данных по клиенту для оформление договоров и отгрузки.

В результате, получилось сделать 21 млн рублей выручки за месяц.


Как снять непродающие функции с продавцов. Есть только один способ снять непродающие функции с продавцов – делегировать их кому-то другому. Этим кем-то может быть ассистент отдела продажи или целое подразделение.

Например, функции можно перераспределить так:



Чтобы ассистент отдела продаж и сотрудники других подразделений ничего не напутали, нужно прописать регламенты – правила работы с клиентами и передачи документов. Например, в регламенте можно указать, кто, когда и в каком виде передает реквизиты клиенты для оформления договора или как запускается процесс отправки товара.

Задача продавца – продавать. Поэтому важно снять с него все функции, что не относятся к продажам: составление договоров, сбор обратной связи, контроль отдела логистики и так далее. Это поможет высвободить время для звонков, встреч и сделок.

Непродающие, но важные функции продавцов стоит делегировать ассистенту отдела продаж или другим подразделениям. Например, сбором обратной связи и работой с недовольными клиентами может заниматься отдел качества или заботы.

Задание: проверьте, чем заняты ваши продавцы? Их день состоит из звонков, встреч и продаж или они бегают по компании, решая разные вопросы?

Загрузка...