о классификации кактусов
«Не зная названия, теряешь и понимание вещей».
Карл Линней
Глава о классификации семейства кактусовых есть, наверное, в каждой книге о кактусах, когда бы она ни была написана. Обычно в такой главе более ли менее подробно раскрывается та или иная (в зависимости от года издания) система классификации и объясняются основные принципы, по которым она построена. Я не буду этого делать. Во-первых, получить эту информацию сейчас нетрудно из множества открытых источников, от Википедии до специализированных сайтов. А, во-вторых, я не вижу смысла досконально разбираться в классификации всех кактусов на свете, если это, конечно, не предмет вашей профессиональной деятельности. В то же время минимальные знания о систематике кактусов важны. Причем не только для «серьезного» коллекционера, но и для начинающего любителя. Прочитав эту короткую главу, вы поймете, почему.
Систематизацией кактусов ботаники и просто энтузиасты начали заниматься сражу же, как только эти растения стали появляться в Европе и стало понятно, что они бывают разные. Однако более ли менее стройную форму систематика кактусов начала принимать со времени Карла Линнея, автора современной бинарной (Род вид) системы записи названий растений. Со времен Линнея начались и разногласия относительно родственных связей (и, соответственно, названий) кактусов, которые продолжаются по сей день и, видимо, не утихнут никогда.
В работе «Hortus Cliffortianus», датированной 1737 г. Линней упоминает два рода кактусов: Pereskia (кактусы с листьями) и Cactus (все остальные). Но через 15 лет, в своем знаменитом труде «Species Plantarum» все известные на тот момент виды кактусов он объединил в один род – Cactus. Все попытки коллег по цеху выделить какие-то новые рода (Opuntia, Melocactus и пр.) Линней считал ересью и ошибками.
Уже в 1754 г. англичанин Филипп Миллер (кстати, любитель, а не ученый) дал правильные с ботанической точки зрения описания четырех родов кактусов: Cactus, Cereus, Opuntia и Pereskia, а в 1789 г. знаменитый французский ботаник Антуан де Жюссье удостоил кактусы ранга самостоятельного семейства2. Четыре миллеровских рода не долго оставались единственными в новом семействе. В 1812 г. в работе, посвященной суккулентам, английский ботаник Адриан Хаворт выделил уже 7 родов (к имеющимся добавились Epiphyllum, Mammillaria и Rhipsalis).
Mammillaria lenta
Большинство значимых попыток систематизации кактусовых и публикаций о них в XIX веке принадлежит немцкоговорящим авторам. Карл Пффайфер, Йозеф Цуккарини, Йохан Линк и Фридрих Отто, Генрих Позельгер и другие ботаники, коллекционеры и просто энтузиасты в буквальном смысле оставили свои имена в истории – их можно встретить в названиях многих кактусов. Перу немца Карла Фридриха Фёстера принадлежит и первая популярная книга для кактусистов – «Handbuch der Cacteenkunde», изданная в 1847 г. Наконец, в 1898 г. выходит “Gesamtbeschreibung der Kakteen” немецкого ботаника Карла Шумана – фундаментальный труд по систематике кактусовых, оказавший несомненное влияние на всех последующих исследователей.
Система Шумана разделяла семейство Cacataceae на три подсемейства – Rhipsalideae, Mammillarieae и Echinocacteae, содержащие в совокупности 21 род и более 1000 видов кактусов. Подход Шумана к систематике был схож с подходом Линнея, оба стремились к упрощению (или укрупнению), уменьшая число родов и негативно относясь к попыткам коллег его увеличить. Несмотря на несовершенство система Шумана стала первой законченной попыткой собрать воедино знания обо всех, имеющихся на тот момент видах кактусовых и придать им научную стройность.
Немецкоязычная эпоха в изучении и систематизации кактусов закончилась на рубеже XIX и XX веков. В первой половине прошлого столетия Европе в основном было не до кактусов, и центр научных исследований этих растений переместился в Соединенные Штаты. В 1919-23 гг. американцы Натаниэль Бриттон и Джозеф Роуз выпускают четыре тома своего знаменитого издания «The Cactaceae», в которых описаны десятки, если не сотни, новых видов кактусов, а заодно и пересмотрена их классификация. Маятник «укрупнения» качнулся в другую сторону: у Бриттона и Роуза уже 124 рода, в которые входят 1295 видов. Четырехтомник оказал огромное влияние на рост популярности кактусов как в США, так и в оправившейся после Первой мировой войны Европе. Исследования кактусов в природе, поиск новых видов шли полным ходом, в них участвовали ученые из США, Европы, Латинской Америки, которые, открывая все новые и новые растения, постепенно приходили к выводу о необходимости доработки системы Бриттона и Роуза. В 1930-е гг. было предпринято несколько попыток создать новую систему классификации кактусов, однако подлинным успехом они завершились лишь после Второй мировой войны.
Самой успешной во все времена системой классификации кактусовых несомненно стала система немецкого ботаника и коллекционера кактусов Курта Бакеберга, описанная им в шеститомном издании «Die Cactaceae: Handbuch der Kakteenkunde veröffentlicht» (1958—1962). Бакеберг не был кабинетным ученым. Личный ученик Альберта Фрича, он провел немело времени «в полях» Южной Америки где открыл целый ряд новых видов кактусов. Таксономическая система Бакеберга подразделяла Cactaceae на три подсемейства (Pereskioideae, Opuntioideae и Cereoideae), 220 родов и почти 3000 видов.
Причина успеха системы Бакеберга была проста – она строилась на внешних признаках сходства и различия видов, хотя иногда и не очевидных, таких как строение точек роста. «Визуальная основа» системы Бакеберга моментально полюбилась коллекционерам во всем мире: она была понятной и «увеличивала» разнообразие коллекционируемых объектов, расширяя, так сказать, горизонты хобби. Кроме того, она пришлась по душе продавцам и импортерам кактусов: верным последователем Бакеберга был, в частности, Вальтер Хааге, владелец основанной еще в 1822 г. немецкой фирмы Kakteen-Haage, страстный любитель и популяризатор кактусов в четвертом поколении. В то же время научная основа классификации была явно недостаточной, что, видимо, понимал и сам Бакеберг.
Mammillaria baumii в системе Бакеберга относилась к роду Dolichothele
Один из главных его критиков, английский ботаник и систематик Дэвид Хант писал: «он [Бакеберг] оставил за собой след номенклатурного хаоса, который, вероятно, будет беспокоить систематиков кактусов на протяжении веков». В этих словах негодование по поводу «ненаучности» системы Бакеберга смешивается с восхищением перед ее популярностью и влиянием. В самом деле, системой Бакеберга многие (если не большинство) из коллекционеров и любителей пользуются до сих пор, а его книга стала настоящей библией кактусистов.
Курт Бакеберг был, конечно, не одинок. Над обновленной классификацией кактусовых работали и другие известные ботаники, однако их идеи, хотя порой и имеющие под собой строгую научную базу, не получили и доли той популярности, которой удостоилась система Бакеберга. Так получилось, например, с системой австрийского ботаника Франца Буксбаума, основывавшего классификацию на особенностях строения семян и выделившего несколько новых родов, большинство из которых остались непризнанными.
Попытки перестроить здание классификации кактусов, созданное Бакебергом, начались почти сразу же после опубликования его труда. Уже упомянутый Дэвид Хант в 1967 г., следуя традиции Линнея-Шумана «чем меньше – тем лучше», предложил собственную систему, сократив число родов до 84. Надо ли говорить, что она была принята в штыки мировым сообществом кактусистов. Но время шло, появились новые методы исследований, в том числе основанные на анализе ДНК. На смену энтузиастам-одиночкам пришли оформленные группы энтузиастов. Из созданной еще в 1950 г. Международной организации по изучению суккулентных растений (IOS) 3, в 1984 г. была создана Международная группа систематики кактусов (ICSG).
В 2001 г. эксперт ICSG американец Эдвард Андерсон публиковал новую систему классификации THE CACTUS FAMILY, которую научное сообщество в целом признало. Именно названия растений, приведенные сегодня в системе Андерсона, в большинстве своем имеют статус Accepted Scientific Name (принятое научное название). А пятью годами позже, в 2006 г., спустя пости сорок лет, и Дэвид Хант предпринял вторую попытку «свержения Бакеберга», опубликовав труд под названием The New Cactus Lexicon, дополняющий систему Андерсона.
Несмотря на научное признание система Андерсона-Ханта так и не прижилась среди коллекционеров. Люди более старшего поколения, чье увлечение кактусами строилось на системе Бакеберга, вообще предпочли ее проигнорировать, по-прежнему называя свои растения по-старому, по-бакеберговски. Да и в свете последних, проведенных уже в 2010-2020-х гг. изысканий, ее «научность» явно пошатнулась. Генетические методы значительно усовершенствовались, количество исследований выросло и многие из них указывают на несоответствие системы Андерсона-Ханта истинному положению дел, а именно, генеалогическому древу кактусовых. Виды, которые считались кровными родственниками и относились к одному роду оказываются лишь троюродными и наоборот. В результате на свет начинают (хотя часто и в обновленном составе) вновь выплывать старые бакеберговские рода, упраздненные Андерсоном в 2001 г. Кто-то из коллекционеров потирает руки, кто-то хватается за голову, кто-то ждет уточнений, но все понимают – чехарда с названиями продолжается и возможно не закончится никогда.