Cамые популярные форматы для малого и среднего бизнеса в России – это ИП и ООО. Кроме того, вы наверняка слышали про акционерные общества (АО) и крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ). Но оказывается, есть еще несколько десятков организационно-правовых форм, хотя не все из них относятся к коммерческим структурам.
Кому интересно, наберите в поисковике аббревиатуру ОКОПФ. Это Общероссийский классификатор организационно-правовых форм, который включает в себя все возможные варианты юридических лиц: кооперативы, артели, потребительские общества, партии, общественные движения, ассоциации, союзы, товарищества, палаты и прочее. Для деятельности граждан без создания юридического лица классификатор предлагает не только ИП и КФХ, но также адвокатский кабинет и статус нотариуса.
Конечно, в какой-то мере выбор правовой формы организации бизнеса зависит от его масштаба. Однако нельзя считать, что ИП – это всегда менее серьезно, чем ООО. В России много мелких компаний, в которых нет ни одного работника, и управляются они единственным учредителем. А есть ИП, штат которых насчитывает сотни человек.
Если же говорить о возможных доходах, то здесь тоже нет прямой корреляции с организационно-правовой формой. Индивидуальный предприниматель может зарабатывать десятки и сотни миллионов рублей, а ООО – еле находить деньги на зарплату директора. Ведь формат бизнеса – это только его оболочка, а содержание зависит от множества других факторов.
Итак, из всего разнообразия организационно-правовых форм, представленных в ОКОПФ, я выберу для рассмотрения только ИП и ООО. Кроме того, расскажу про самозанятых. Для старта бизнеса этих трех вариантов легализации вполне достаточно.
Для начала приведу официальную статистику, доступную на сайте ФНС. При желании вы можете найти на сайте актуальные сведения, которые публикуются каждый месяц. Они размещены в разделе Деятельность > Статистика и аналитика.
Данные по ИП:
– Действуют на 01.02.2024: 4 176 562 человек
– Зарегистрировано новых предпринимателей за 12 месяцев 2023 года: 986 053 человек
– Прекратили деятельность за 12 месяцев 2023 года: 591 055 ИП, из них 55 132 исключены из реестра по решению ФНС.
Данные по ООО:
– Действуют на 01.02.2024: 2 531 194 организации
– Зарегистрировано новых ООО за 12 месяцев 2023 года: 241 246 организаций
– Прекратили деятельность за 12 месяцев 2023 года: 253 287 организаций, из них 205 316 исключены из реестра по решению ФНС.
Добавлю, что в 2022 году прекратили деятельность 632 473 индивидуальных предпринимателя и 279 023 обществ с ограниченной ответственностью. А в 2021 году бизнес закрывался еще чаще: 799 860 ИП и 371 203 ООО.
Что происходит? Все действительно так плохо? И да, и нет. Как видим, количество новых ИП превышает количество тех, кто прекратил деятельность. С ООО ситуация другая, причем основная часть прекративших деятельность – это те, что исключены из ЕГРЮЛ по решению налоговой службы.
И хотя интерес к формату ООО достаточно высокий, юридических лиц намного меньше, чем индивидуальных предпринимателей. А когда-то их соотношение было практически равным.
Следующий вопрос – почему так много ИП и компаний закрыто по решению ФНС? Что это за произвол? Зачем налоговики массово уничтожают бизнес?
Увы, именно так и рождаются байки о беспощадной государственной машине, не дающей никому работать. А ведь основания, по которым ФНС исключает ООО из реестра юридических лиц, перечислены в статье 64.2 Гражданского кодекса. Это отсутствие отчетности и операций по банковскому счету в течение 12 месяцев.
Основания для исключения из реестра индивидуальных предпринимателей другие: ИП не сдает отчетность в течение последних 15 месяцев и при этом имеет долги по налогам и взносам.
Фактически, ФНС исключает из реестров только недействующие ИП или ООО, а также тех, кто не отчитывается долгий период. «Чистка» рядов продолжалась несколько последних лет, и сейчас практически завершена.
Надо сказать, что ситуация с таким количеством «спящих» бизнес-субъектов во многом создана самой налоговой службой. Когда‑то ФНС допустила массовую регистрацию фирм‑однодневок, да в таких масштабах, что позже пришлось регулировать их численность.
До 2016 года в одни руки выдавали не более 50 юридических лиц (то есть регистрировали на одних и тех же учредителей). Позднее к массовым учредителям стали относить тех, кто принимал участие в создании более 10 компаний.
Сразу скажу, что ни один закон не устанавливает эти лимиты, пожалуй, это только ориентир для налоговых органов. Интересно, что письма, которые устанавливали критерии массовости, были позже отозваны самой налоговой службой без объяснения причин. Хотя реестры массовых учредителей, руководителей и юридических адресов ФНС продолжает вести.
В налоговой статистике я нашла одного учредителя, который имеет долю в 159 компаниях! Удивительно, но почти все они действующие. В реестре массовых учредителей есть еще несколько человек, каждый из которых имеет более 100 компаний.
В большинстве случаев такие ООО создаются не в самых благовидных целях – для обналичивания денег, участия в налоговых схемах, ухода от налогов, рейдерства и т. д. В какой‑то момент ФНС решила исправить допущенные ошибки и занялась чисткой ЕГРЮЛ и ЕГРИП, последствия которой и отражены в статистике.
Зачем я все это рассказываю? Затем, чтобы перед регистрацией своего бизнеса мой уважаемый читатель понимал реальную картину, а не верил в истории с дикими заголовками о конце и крахе всего, что можно.
Как вам, например, такая фраза: «Каждый пятый бизнес в России уничтожен налоговиками»? А это типичный заголовок статей многих популярных изданий. Ведь не секрет, что к негативным новостям интерес читателей намного выше, чем к хорошим. Вот журналисты и стараются, накручивая градус страстей. И если не знать того, о чем я уже сказала выше, можно решить, что заниматься бизнесом в России себе дороже. Все равно все отберут, поэтому и начинать не стоит.
Меня, как действующего предпринимателя, искренне возмущают подобные вымыслы, которые только вредят развитию бизнеса. А теперь перейдем к более подробному описанию каждой формы.
Это понятие стало активно использоваться с 2013 года. Именно тогда вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила, что власти не знают, чем занимается почти половина из 86 млн трудоспособных граждан РФ: «48 млн человек работают в секторах, которые нам видны и понятны. Где и чем заняты все остальные, мы не понимаем».
Вычтем из оставшихся 38 млн человек безработных, домохозяек, собственников арендной недвижимости, неоформленных наемных работников, владельцев приусадебных участков и т. д. Получаем еще около 20 млн тех, кто обеспечивает себе хлеб насущный, не ставя государство в известность об источниках своих доходов. Их-то и стали называть самозанятыми.
Вообще-то, никакой тайны здесь нет. Откройте любую доску объявлений, и вы увидите сотни и тысячи предложений самых разных услуг. Наши предприимчивые сограждане шьют и вяжут на заказ, пекут торты, ремонтируют машины, квартиры и бытовую технику, занимаются репетиторством, создают сайты, ухаживают за пожилыми и больными людьми, присматривают за детьми, выгуливают собак и прочее. Что называется, был бы спрос, а исполнители всегда найдутся.
Такая активность наших людей лично у меня вызывает только уважение. Ведь никто из них не ждет милости от государства, каждый действует по принципу: «Не потопаешь, не полопаешь». Но согласитесь, что этот огромный рынок требует хоть какой-то легализации. И дело здесь даже не в налогах и пополнении бюджета. Незащищенными оказываемся мы с вами, как получатели этих услуг.
Я сама столкнулась с такой ситуацией в прошлом году, когда мне надо было установить кондиционер. В магазине сказали, что гарантия будет действовать, если штамп об установке проставит официально зарегистрированный мастер.
Мне тоже не хотелось доверять недешевое оборудование человеку с улицы, который никакой ответственности за свои услуги не несет. Но из почти десятка доступных мне исполнителей только у одного был статус ИП, да и тот пропал со связи. Пришлось обратиться к другому мастеру и доверять его честному слову. По счастью, первый сезон кондиционер проработал прекрасно. Но случись что, у меня даже доказательства оплаты услуг установщика нет, ведь деньги передавались из рук в руки.
Надо признать, что ФНС успешно справилась с задачей по легализации самозанятых. Сразу было понятно, что нельзя предлагать им слишком жесткие условия для регистрации. Ведь кто хотел, уже получил статус ИП, а вместе с ним обязанности по уплате обязательных взносов, сдаче отчетности, установке кассового аппарата и т. д.
Поэтому для самозанятых разработали специальный налоговый режим с низкими ставками (от 4 % до 6 % дохода), простой регистрацией и отсутствием отчетности. Здесь нет ни деклараций, ни книг учета, ни касс. Налог считает ФНС в личном кабинете, где самозанятый должен только указать, какую оплату он получил и от кого. Чек клиенту за полученную оплату тоже формируется в личном кабинете автоматически.
Взносы за свою пенсию самозанятый платить не обязан, но если этого не делать, то и страхового стажа у него не будет. Что касается медицинского страхования, то часть перечисленного налога автоматически переводится на эти цели, поэтому самозанятый является застрахованным лицом в системе ОМС.
Но и ограничения для самозанятых тоже установили:
• разрешено оказывать услуги, за некоторым ограничением, выполнять работы и продавать товары своего производства, а перепродажей готовых товаров заниматься нельзя;
• годовой доход не должен превышать 2,4 млн рублей;
• запрещено нанимать работников, но можно привлекать исполнителей по гражданско-правовым договорам.
Как показывает статистика ФНС, режим для самозанятых оказался очень востребованным. На конец января 2024 года в этом статусе зарегистрировано уже 9,5 млн человек, и ежедневно к ним добавляются новые.
Кстати, работать на тех же условиях могут и индивидуальные предприниматели. Для этого надо зарегистрироваться на сайте ФНС в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД).
Следующая ступень организации бизнеса – это индивидуальный предприниматель или ИП. Он уже может заниматься не только услугами, но и полноценным производством, а также торговлей, однако некоторые направления, например, продажа крепкого алкоголя, ему недоступны. Доходы ИП от предпринимательской деятельности не ограничиваются, если только он не работает на каком-то льготном налоговом режиме.
Человек, который получил статус ИП, остается физическим лицом, но с правом ведения самостоятельной предпринимательской деятельности. У него намного больше свободы в действиях, чем у самозанятого. И самое главное, что ИП уже можно назвать полноценным бизнесом, который, как ни крути, во многом базируется на использовании наемного труда.
В отличие от самозанятого, индивидуальный предприниматель может работать на разных налоговых режимах. Иногда это оказывается выгоднее, чем даже платить НПД по ставке 4 %. Да и на других льготных системах (УСН, ПСН, ЕСХН) налоговые ставки с дохода ниже, чем для наемных работников, которые платят 13 %. Если же ИП работает на общей системе налогообложения, то может вернуть часть НДФЛ при покупке квартиры, как и обычный работник.
ИП является субъектом предпринимательской деятельности, поэтому на него распространяются те же самые законы, что на коммерческие организации. Правда, штрафы за их нарушение существенно ниже, чем для ООО, о чем я подробнее расскажу дальше.
Но у формата ИП есть значительный минус – его бизнес нельзя продать целиком, как имущественный комплекс. Ведь в качестве индивидуального предпринимателя регистрируется конкретный человек. Это похоже на диплом вуза, право работать по нему нельзя передать другому человеку.
Поэтому если ИП больше не хочет заниматься бизнесом, то он может только продать принадлежащее ему имущество – товары, оборудование, коммерческую недвижимость и прочее. А вот документы новому собственнику придется переоформлять на себя, в том числе, аренду, лицензии, разрешения, договоры с контрагентами и т. д.
И, наконец, ООО – коммерческая организация, которая создается для получения прибыли. Это может быть очень крупная компания, в которой до 50 партнеров. А может быть фирма имени себя, созданная одним человеком, который сам же ею и руководит. ООО доступны практически все виды деятельности, возможные доходы и численность работников ничем не ограничены (кроме условий льготных налоговых режимов).
Однако, в отличие от ИП, общество с ограниченной ответственностью – это юридическое лицо. То есть здесь уже два субъекта: компания и ее собственник. Для ФНС это разные налогоплательщики, каждый из которых обязан действовать по установленным правилам.
С одной стороны, это хорошо, ведь созданную компанию можно продать, подарить, передать в наследство. Ее можно расширять, приглашая новых участников, поэтому такой формат интересен для инвесторов. А с другой стороны, деньги, которые зарабатывает ООО, принадлежат самой организации. Собственник бизнеса может получить только часть прибыли, да и то, после уплаты налога на дивиденды.
Еще один важный нюанс – работать с ООО сложнее, чем с ИП. Для юридических лиц установлены дополнительные обязанности, например, надо вести бухучет и соблюдать нормы корпоративного права. Да и интерес проверяющих органов к компаниям выше, чем к индивидуальным предпринимателям.