Многие советские граждане, сами того не подозревая, фактически занимались бэкпэкингом, когда налегке отправлялись странствовать по «одной шестой части суши», отказавшись от профсоюзной путевки и погрузив в рюкзак только самое необходимое. Именно эта часть экипировки (backpack по-английски) и дала название целому движению. Ей же мы обязаны рождением несколько ироничного термина «рюкзакинг», который все же достаточно хорошо передает суть описываемого явления.
Если вам доведется повстречать в центре какого-нибудь крупного европейского города несколько «заросшего» человека, навьюченного невероятных размеров рюкзаком, то это наверняка будет бэкпэкер. В таком бауле у него в прямом смысле «и стол, и дом»: чтобы иметь максимальную свободу передвижения и как можно меньше зависеть от внешних обстоятельств, бэкпэкеры берут с собой палатку, спальный мешок, запас еды, а иногда и маленькую газовую плитку, необходимую для ее приготовления. В результате вес рюкзака может достигать 20–30 кг. Однако не следует полагать, что такое «самоистязание» обусловлено исключительно желанием сэкономить. Чтобы понять дух бэкпэкинга, необходимо обратиться к его истокам.
Можно без преувеличения сказать, что первыми «рюкзачниками» были средневековые пилигримы. Эти люди по доброй воле отправлялись в дальние странствия, идя всю дорогу пешком и неся свой нехитрый скарб в заплечном мешке. Ночевали они у «добрых» людей или просто в чистом поле. В таких путешествиях важнее была не цель (поклонение религиозным святыням), а сам процесс: пилигримы отказывались от удобств налаженного домашнего быта, терпели лишения в пути и тем самым духовно очищались. Возможность побыть наедине с окружающим миром давала им уникальный шанс лучше понять самих себя.
Примерно того же хотела и западная молодежь, которая в 1960-е годы массово устремилась в страны Юго-Восточной Азии (Индию, Таиланд, Филиппины и др.). Почему именно туда? Одной из важнейших причин было увлечение буддизмом и индийской философией. К тому же 40–50 лет назад этот регион был невероятно беден, так что, имея в кармане несколько десятков долларов, можно было чувствовать себя настоящим Рокфеллером.
Интересно то, как власти этих стран отреагировали на появление первых бэкпэкеров. Поначалу их воспринимали как «ходячую рекламу»: возвращаясь домой, «рюкзачники» рассказывали о теплом море, пальмах и гостеприимных «аборигенах», привлекая тем самым все новых путешественников. Однако по мере развития туристической отрасли бэкпэкеров все больше стали «притеснять», поскольку прибыли от них по определению было мало. Сегодня «рюкзакинг» если и не совсем покинул свою колыбель, то по крайней мере заметно расширил географию.
К тому же стало постепенно меняться само содержание этого движения. Поворотным пунктом можно считать 1972 год, когда супругами Уилер был выпущен первый путеводитель для бэкпэкеров – Lonely Planet. В нем удалось собрать полезную информацию обо всех недорогих точках общепита, гостевых домах и т. п. (кстати, именно Тони Уилеру принадлежит знаменитое высказывание: «Туризм по путевке делает из человека идиота», ставшее неофициальным девизом всех «рюкзачников»).
Однако парадоксальным образом именно появление упомянутого выше путеводителя стало медленно, но верно подтачивать основы бэкпэкинга. Ведь сама его суть заключается в том, чтобы передвигаться по стране без определенного маршрута и за счет этого лучше узнать ее. Так из бэкпэкинга в значительной степени ушла спонтанность, которая коренным образом отличала его от организованного туризма. Движение стало более организованным и, чего греха таить, более безопасным. Появилась даже сеть одноименных недорогих отелей, которые представлены практически во всем мире.
В современном бэкпэкинге существует несколько направлений. Наряду с «классикой» речь может идти и просто о походах с рюкзаком по живописной местности, включающих в себя приготовление пищи на костре и ночевки в палатке. Ничего плохого о подобном способе времяпрепровождения я сказать не хочу. Однако следует отдавать себе отчет в том, что при внешнем сходстве пеший туризм и настоящий «рюкзакинг» различаются в самой своей сути: бэкпэкеры стремятся не уйти от людей и слиться с матерью-природой, а, наоборот, – как можно ближе узнать культуру другой страны (иногда даже слишком близко). Так что использовать один и тот же термин для обозначения столь различных явлений было бы неправильно.
Кроме того, все чаще бэкпэкинг рассматривают лишь как составную часть «цивилизованного» отдыха. На практике это выглядит следующим образом: потенциальный путешественник обращается в туристическую компанию, которая помогает ему забронировать отель и получить визу. Прибыв в пункт назначения, он не отправляется на пляж или в торгово-развлекательный комплекс, а начинает неспешно исследовать ближние и дальние окрестности, стараясь почувствовать ритм местной жизни.
Сегодня взгляды бэкпэкеров все чаще устремляются на Старый Свет. И это понятно: за «железным занавесом» выросло не одно поколение людей, которые мечтали побывать в Париже, Берлине, Лондоне или Амстердаме, но не могли сделать этого по политическим причинам. К тому же Западная Европа объективно остается наиболее безопасным регионом, что тоже немаловажно: где-нибудь в Африке, Южной Америке или Азии вероятность быть ограбленным среди бела дня на улице намного выше. А уж ночевать там одному в палатке вообще не рекомендуется.
К тому же в Старом Свете за прошедшие десятилетия сформировалась целая инфраструктура, позволяющая путешествовать в любом направлении, будучи уверенным, что в конце маршрута найдется кемпинг, хостел или недорогой гестхаус, где можно ночью преклонить свою беспокойную голову. В распоряжении бэкпэкеров, путешествующих по Европе, хорошо развитая транспортная сеть, подробнейшие карты и путеводители. Все это позволяет довольно быстро добраться до нужного места, даже не имея собственного автомобиля, и осмотреть максимальное количество достопримечательностей.
Тем, кто полагает, что старушка Европа стала слишком скучной и буржуазной, рекомендую просто свернуть с проторенных туристических маршрутов – там вас наверняка ждет немало интересного. Еще одна terra incognita – это США, огромная страна, о которой россияне знают удивительно мало (широко распространенные и уже успевшие набить оскомину стереотипы не в счет).
Несмотря на возросший во всем мире интерес к бэкпэкингу, его основу по-прежнему составляет западная молодежь, которая таким способом рано приучается к самостоятельности. Деньги на путешествия юные европейцы и американцы зарабатывают, как правило, сами, а потому вынуждены их экономить. Еще одна интересная, хотя пока малочисленная категория – вполне состоятельные буржуа, которые пресытились комфортом пятизвездочных отелей и хотят вырваться из благополучной повседневности, а заодно проверить себя на прочность.
Понятно, что большинство наших родителей, услышав, что их чадо собирается самостоятельно путешествовать по Европе или, того хуже, по какой-нибудь менее спокойной части света, испытывают приступ ужаса и готовы оплатить ему отдых в Турции или на Кипре, не понимая, что это совершенно разные вещи.
Хотя и не без проблем, бэкпэкинг постепенно развивается и в России. Большой вклад в популяризацию этого движения внес В. А. Шанин – гуру всех «рюкзачников» родом из бывшего СССР. Этот теоретик и практик бэкпэкинга уже создал несколько тематических сайтов. Пожалуй, самым известным ресурсом является интернет-страница www.happytrip.ru. Посетить ее стоит уже ради того, чтобы окунуться в атмосферу внутренней свободы и предприимчивости, которая всегда отличала бэкпэкеров.
Конечно, дать однозначный ответ на этот вопрос можно лишь после того, как испытаешь на собственной шкуре все плюсы и минусы бюджетных путешествий. В бэкпэкинг нельзя вступить, здесь нет ни испытаний, как у скаутов, ни четкой организационной структуры. Но все же существуют некоторые косвенные признаки, по которым можно судить, выйдет ли из человека настоящий «рюкзачник». В данном случае имеет смысл поговорить о причинах, которые могут помешать вам влиться в дружные ряды бэкпэкеров. Для удобства разделим их на две большие группы.
Физические причины. Даже если укладывать рюкзак «по минимуму», он, как правило, весит не менее 10–15 кг. Довольно солидный груз, а ведь вам наверняка придется передвигаться с ним по «пересеченной местности», притом не один километр. Это серьезная нагрузка даже для здорового, хорошо подготовленного человека, не говоря уже о тех, кто страдает хроническими заболеваниями. «Не совсем здоровым» гражданам рекомендуется воздержаться от превращения в бэкпэкера еще и потому, что в критической ситуации медицинская помощь может прийти очень не скоро, если вообще придет. Поэтому всем желающим, прежде чем отправиться в «автономное плавание», советую трезво оценить свои силы. Ну и, конечно же, без знаний английского «на крепкую четверку» путешествовать по миру практически невозможно (владение региональными языками всячески приветствуется).
Психологические причины. Вы уже, наверное, поняли, что основной принцип бэкпэкинга – это почти полный отказ от привычного комфорта. Если вы не представляете свою жизнь без горячего душа, утреннего кофе и газеты (Интернета, телевизора – ненужное зачеркнуть), то лучше отправляться в организованный тур. Важная отличительная черта всех бэкпэкеров – самостоятельность. В чужой стране некому будет решать ваши проблемы и находить выходы из трудных ситуаций (а они наверняка возникнут в пути). «Настоящего» бэкпэкера отличает внутренняя свобода и открытость миру, которая в том числе предполагает способность легко устанавливать контакты с незнакомыми людьми. Однако переходить разумные границы при общении с «туземцами» тоже не следует – определенная степень осторожности не повредила еще ни одному бэкпэкеру, а многих из них уберегла от серьезных неприятностей. Так что прирожденным «искателям приключений» стоит попробовать свои силы в другом месте.