Лишь тот, кто рискует зайти слишком далеко, сможет узнать, как далеко можно зайти.
Желание человека выйти за пределы собственных возможностей – феномен, конечно, не новый. Это извечное побуждение, лежащее в основе прогресса и эволюции. Оно вывело нас из пещер и привело к космическим кораблям. С самых древних времен, однако, стремление встретиться с неизведанным и превзойти собственные ограничения было столько же привлекательным, сколько и пугающим.
На протяжении тысячелетий лишь немногие избранные смогли взрастить в себе стремление идти неизведанным путём, развивать самих себя и встречаться с препятствиями, кажущимися непреодолимыми.
Сегодня, в так называемой «текучей современности» массовой коммуникации (Бауман, 2008) многие вещи воспринимаются иначе: считается, что любую цель можно легко достичь, и для этого достаточно природного таланта, а усилия, слёзы, “пот и кровь” остались в прошлом. Но это только иллюзия. Научный и технологический прогресс, действительно, обещают нам воплотить то, что раньше казалось научной фантастикой; однако в том, что касается попытки выйти за пределы собственных возможностей, ситуация не слишком изменилась. Планка личных достижений поднялась, но путь, который позволяет человеку преодолеть самого себя, остаётся прежним. На этом пути талант соединяется с тренировками и приверженностью делу, что поддерживается усердием, сильной мотивацией и принятием риска неудачи. Успешные учёные, художники, спортсмены, руководители, которые хотят преодолевать собственные ограничения, должны предъявлять счёт самим себе.
Однако часто счета не сходятся и, как утверждал древнеримский политик и писатель Катон, «ты должен просить у себя в долг то, чего тебе не хватает». Действительно, ты достигаешь высоких результатов в одиночестве. Ты и только ты сражаешься за то, чтобы преодолеть свои ограничения.
Несмотря на невероятные вспомогательные средства, которые есть в нашем распоряжении, на пути к результату мы достигаем определённый предел. Для его преодоления мы можем и должны обратиться к нашим способностям извлекать из себя большие ресурсы относительно тех, что уже были мобилизованы. Это делает современного человека похожим на человека древнего.
Именно поэтому, говоря о науке достижения высоких результатов, мы обращаемся к изучению древних и современных практик.
Каким образом великие изобретатели были способны выйти за пределы их воображения? С помощью каких упражнений шаолиньские монахи развивают сверхчеловеческие способности в бою? Благодаря каким состояниям ума тибетские наставники учатся выдерживать низкие температуры? Как йогам удаётся поддерживать в себе жизнь в суровых условиях ограничений? Каким способом великий ученый разрабатывает теорию, превосходящую все предшествующие?
Мы обратимся к примерам выхода за пределы собственных возможностей, чтобы изучить методы, разработанные человечеством в разные эпохи и в разных культурных традициях. На основании этого мы сформулируем современные модели науки достижения высоких результатов.
Что общего у людей, преодолевших пределы человеческих ограничений? Что объединяет Эдисона и Александра Македонского, Леонардо да Винчи и Моцарта, Альберта Эйнштейна и Чарли Чаплина, Пикассо и Александра Флеминга, Марка Аврелия и Августина Блаженного, Паскаля и Архимеда, Алессию Зеккини и Билла Гейтса, Майкла Фелпса и Стива Джобса? Все они относятся к той категории людей, которых Хосе Ортега-и-Гассет называл «искателями»: личностями, обречёнными собственной природой и опытом на поиски нового за пределами уже известного и удовлетворяющего потребности. Испанский философ так говорит о них: «Ищи, искатель! Твоя судьба – искать».
Плутарх, великий биограф и автор первых «бестселлеров» в истории человечества, в своих «Сравнительных жизнеописаниях» выделяет качества и преимущества великих людей, сравнивая их жизни и деяния. Следует заметить, что наличие необычайных способностей часто ассоциируется с крайне неуравновешенной личностью. С этой точки зрения сочетание гениальности и необузданности, храбрости и жестокости, искусства и сумасшествия – это правило, а не исключение. Фридрих Ницше обращался к философии выхода за свои пределы, предлагая дионисийскую интерпретацию жизни как преодоления ограничений, налагаемых наукой и моралью, когда те становятся жёсткими в системах правил и предписаний. Однако же следует подчеркнуть: если верно, что гений – это тот, «кому удаётся постигать сущность вещей с неординарных точек зрения», как говорил великий психолог Уильям Джеймс, то это не означает, что он непременно должен быть психически неуравновешенным.
Спортсмен-экстремал, превосходящий в своих достижениях человеческие пределы – вспомним Анджело д’Арриго[1], Майка Хорна[2] или Алессию Зеккини[3] – это не больной с адреналиновой зависимостью. Он, скорее, исследователь-практик, который преодолевает ограничения и соединяет передовые знания с тренировками высочайшего уровня. Необходимо подчеркнуть: современная наука о достижении наилучших результатов должна базироваться на этике достижений: например, на отказе от применения препаратов или практик, которые могли бы повредить физическому и ментальному здоровью спортсмена. Таким образом, романтическо-декадентское представление о гении как о неуравновешенном и страдающем субъекте заменяется представлением о человеке высоких достижений как о здоровой и сбалансированной личности, которая, обладая талантом и культивируя его многократным упражнением и передовыми знаниями, выходит за пределы ранее достигнутого в своей сфере. Впрочем, биографии людей, достигших значительных высот, доказывают, что некоторые из них, без сомнения, были безумны или измучены судьбой. Однако же, были среди них и удивительно устойчивые и уравновешенные люди. Именно примеру последних и нужно следовать.
Хороший «маэстро», мастер своего дела, узнаётся, помимо его результатов, так же и по личной жизни, которая находится в гармонии с качеством его достижений. Если уровень того, что он воплощает в своей деятельности и частной жизни не соответствуют друг другу, он движется к неотвратимому провалу как в личном, так и профессиональном плане. К сожалению, и сегодня образ «проклятого и мятежного гения» сохраняет своё очарование. Люди любят миф об «одарённом», который полагается только на свой талант, и стремятся к нему из-за героического и романтического флёра.
Эта книга задумывалась не как сборник волшебных рецептов, а скорее как путеводитель и карта для поиска сокровищ, которые скрыты в каждом. В работе будет представлен строгий метод, ставший результатом изучения, прикладного исследования и тридцатилетнего опыта в сфере высоких достижений. Мы будем говорить о пути, который подразумевает напряжение, фрустрацию и необходимость выдерживать трудности, не сдаваясь. Этот путь, если он пройден с умом и терпением, приносит профессиональное и личностное удовлетворение.
Всегда нужно помнить два золотых правила: «Ничего не возникает из ничего» и «Побеждён лишь тот, кто сдаётся».