Многие крупные компании тратят большие деньги на дизайн своего сайта. Что же они ожидают получить взамен? Что-то действительно прекрасное? В действительности компании желают увеличить продажи. Они рассчитывают на то, что с хорошим дизайном будут продавать больше.
В чем отличие веб-дизайнера от юзабилити-специалиста? Веб-дизайнеры отдают предпочтение наведению лоска, красоты на сайте. Они стремятся сделать из него некое произведение искусства и зачастую забывают о том, что главная цель сайта – продажи!
Основная цель юзабилити-специалиста в том, чтобы сделать из сайта платформу для продаж, учитывая интересы всех потенциальных клиентов компании.
Вы полагаете, что красивый сайт будет продаваться лучше, чем некрасивый? Отчасти, но эстетика сама по себе не гарантирует 100 %-ного успеха. Нужно разграничивать такие понятия, как потребительский товар и платформа для продаж, т. е. сайт.
Давайте рассмотрим пример. Перед вами красивый автомобиль. Он будет продаваться лучше, чем его уродливая альтернатива. И все-таки автомобиль – это сам потребительский товар. А сайт – это платформа для продаж товаров или услуг. Это два разных понятия. Не путайте!
Сайт может обладать красивым дизайном, но быть сложным в использовании: запутанная навигация, формы с большим количеством полей для заполнения, отсутствие призыва к действию (или их слишком много), малый размер шрифта и т. д. В отличие от красивого автомобиля, который редко когда окажется трудным в использовании.
В погоне за красивым сайтом разработчики часто забывают о его удобстве. При виде красивого сайта посетитель скажет: «Да, красивый сайт. Но он не работает, как я ожидал».
Веб-дизайнер может со мной не согласиться. И все-таки что он ставит при создании сайта во главу угла? Что является его приоритетной задачей при разработке? Большинство дизайнеров уделяют больше внимания внешнему виду. Но главная цель сайта – продавать больше. А это напрямую связано с юзабилити.
Юзабилити-специалист отдает предпочтение удобству сайта для обычного посетителя, а не визуальной привлекательности. Например, графические элементы добавляются на сайт, только если они необходимы. Чтобы усилить желание посетителей выполнить необходимые действия на сайте.
Навигационное меню предназначено для простоты в использовании. А лишние элементы, которые засоряют сайт, просто удаляются. Не стоит загромождать его и усложнять структуру. Важно найти верный баланс при разработке дизайна: он должен упрощать работу с сайтом, делая ее комфортной. Простой и функциональный дизайн подразумевает удобство, а не «а-ля» дизайн сайта, сделанный на коленке.
Посмотрите на крупные компании, такие как Google, Microsoft, Яндекс и т. д., – все они используют плоский дизайн. Довольно простой, без всяких нагромождений, лишних деталей. Вам комфортно находиться на таких сайтах? Думаю, да. Вот такой сайт и нужно стремиться сделать.
Плоский дизайн в сочетании с минимализмом позволит передать ощущение роскоши, ультрасовременности.
Рекомендую использовать полуплоский дизайн. Выглядит он как плоский, но включает в себя тонкие ЗБ-тени, блики, которые позволят создать некоторую глубину в пользовательском интерфейсе.
На первый взгляд может показаться, что плоский дизайн легко проектировать, однако это не так. В плоской конструкции нужно тщательно продумывать, как вы будете отображать кликабельность интерактивных элементов – ссылки, кнопки, поля формы и т. д.
Например, не следует использовать один и тот же цвет для кнопки и для отдельного фона статического объекта. Если на вашем сайте определенный цвет интерпретируется как ссылка, то не следует использовать его для обычного текста.
Не вводите посетителей в заблуждение. Ваш дизайн должен тонко подсказывать посетителям, что кликабельно, а что нет.
Основные ошибки при создании сайта:
1. ОТСУТСТВИЕ ЦЕЛИ
Это проблема номер один. Многие сайты построены по принципу «как хотел заказчик, так и сделали», не задаваясь вопросом: какова цель сайта, его предназначение?
Если вам нужен сайт для галочки, только чтобы знать, что ваша компания представлена в сети, то ваша цель достигнута. Однако для эффективного использования Интернета сайт должен решать проблемы пользователей. Какую ценность, пользу, выгоду он несет? Покажите людям, что совершать покупки лучше именно у вас.
2. ЛИЧНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Не создавайте сайт для самого заказчика – не он является целевой аудиторией.
Ориентируйтесь на пользователей – именно для них на самом деле и создается сайт.
Сайт должен быть разработан с учетом потребностей клиентов вместо того, чтобы продвигать личные предпочтения заказчика.
3. НЕПРОДУМАННАЯ СТРУКТУРА САЙТА
Структура сайта должна определяться задачами пользователей. Посетителей очень раздражает, когда, перемещаясь между страницами, они на каждом шагу встречают различные конструкции.
Последовательность – вот ключ к полезному взаимодействию с посетителями. Когда все элементы на сайте выглядят и функционируют одинаково, пользователи чувствуют себя более уверенно, поскольку свои знания, накопленный опыт работы с сайтами они автоматически переносят на другие сайты. Им не нужно разбираться в структуре сайта снова и снова.
4. НЕЗНАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ
К сожалению, многие предприниматели плохо представляют свою целевую аудиторию. А это очень важно – понять, кто они, посетители вашего сайта, как они вообще взаимодействуют с сайтами. Создайте три-пять персонажей из каждой группы вашей целевой аудитории. Это позволит вам лучше понять их проблемы и создать сайт, который отвечает потребностям клиента.
Было бы ошибкой создавать сайт, не проведя исследований относительно целевой аудитории.
Сайт дает совершенно новые способы ведения бизнеса. Если ваша цель – получение прибыли через Интернет, то не совершайте подобных ошибок.
Ваш, сайт в Интернете – это как песчинка во Вселенной. Если он не устраивает посетителей, то они легко смогут найти другой сайт, который их устроит.
Чтобы посетители получили восторг от работы с вашим сайтом, он должен быть очень точным, как помощник хирурга, который передает нужные инструменты тогда, когда они необходимы, и не мешает при этом.
Тот, кто испытал однажды восторг от вашего сайта, будет чаще рекомендовать ваши товары или услуги, чаще возвращаться на сайт. То есть вы получите клиентов, лояльных к вашей компании.
Восторг пользователя достигается за счет того, что сайт работает так, как ожидалось (или лучше), отвечает потребностям пользователя в нужное время и в нужном месте. Итак, ответьте на вопросы: «Что же вы хотите от вашего сайта? Чтобы он продавал или только нравился вам?» Очень многие компании при разработке сайта оставляют интересы целевой аудитории неучтенными. В таком случае стоит ли удивляться объему продаж?
Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно создать на сайте страницу с нуля, и вас начинает одолевать страх.
В голове крутятся мысли:
С чего начать?
Как все организовать на странице?
Что будет главным, что второстепенным?
Вы впадаете в ступор…
В итоге страница не создается.
РЕШЕНИЕ
Чтобы вы не испытывали затруднений, не впадали в панику, я научу вас, как все правильно организовать на странице.
Не пугайтесь, на самом деле в создании страницы с нуля нет ничего сложного. Как говорится, глаза боятся, а руки делают.
Каким должен быть подход к проектированию страницы с нуля, какие моменты следует учитывать при ее создании? Решите для себя следующее.
1. Какие действия, по вашему мнению, посетитель должен выполнить на странице?
2. Какие элементы хотите отобразить? Составьте себе краткий план.
3. Определитесь с приоритетом этих элементов.
Теперь разберем эти пункты подробнее.
1. КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПОСЕТИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВЫПОЛНИТЬ НА СТРАНИЦЕ?
Если действий на странице слишком много, это только запутает ваших посетителей и парализует сам процесс принятия решения. Предпочтительнее выделить одно целевое действие. Например, если вы читаете статью на сайте, то целевое действие для этой страницы – подписаться на рассылку. Если же это страница товара, то цель состоит в том, чтобы заставить посетителя положить товар в корзину.
2. КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХОТИТЕ ОТОБРАЗИТЬ? СОСТАВЬТЕ СЕБЕ КРАТКИЙ ПЛАН
Представьте в виде списка все то, что должно быть отображено на странице. Сформируйте ее план.
Например, для статьи план будет следующим:
1. Заголовок.
2. Текст.
3. Дата публикации.
4. Имя автора.
5. Социальные кнопки. Возможность поделиться статьей.
6. Блок «Подписаться на рассылку».
7. Блок «Оставить комментарий».
Как видите, все довольно просто. Главное – не пугаться.
3. ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С ПРИОРИТЕТОМ ЭТИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Теперь вы должны решить, что самое главное в вашем списке. Что является вторым важным элементом, третьим и т. д. Расставьте приоритеты по степени значимости.
Например, статья. Что тут самое важное? Наиболее важным элементом для вас будет заголовок статьи. За ним может следовать имя автора, если вы хотите подчеркнуть это. Дата публикации.
Однако если вы не хотите акцентировать ее, то дату следует разместить после статьи.
Далее в нашем списке – количество комментариев к статье. Если оно равно нулю, то данный блок следует скрыть от глаз посетителей.
Наконец, сам текст.
Социальные кнопки.
Затем блок «Подписаться на рассылку».
Блок «Оставить комментарий».
Вот мы и расставили приоритеты элементов на странице по степени важности.
Вы можете расставить их в своей последовательности по степени значимости для вас. Суть того, как это нужно делать, вы уловили. Остается только сделать на них визуальный акцент по степени важности.
При создании страницы с нуля нужно учитывать интересы ваших посетителей. Что они хотят увидеть на данной странице, а не то, что хотите видеть на ней вы сами.
ЗАДАНИЕ
1. Возьмите листок бумаги и карандаш.
2. Сделайте набросок вашей будущей страницы. Причем проектируйте по принципу «наизнанку», то есть начинайте строить ее от более важных элементов к менее важным. Такой подход позволит сосредоточиться на проектировании страницы и не упустить важные элементы.