Глава 2. Воля

Техника развития воли

Можно сказать с полной уверенностью: человека делает человеком воля. Да, разум, конечно, тоже, но без воли развитие мышления остановится на зачаточном уровне. Без воли вообще все в жизни человека остановится на зачаточном, инстинктивном уровне, поскольку даже минимальное достижение требует пусть и минимального, но все-же преодоления праздности и лени. Животное действует лишь тогда, когда его что-то непосредственно беспокоит. Человек же способен к активным действиям, так сказать, наперед, с прицелом на перспективу. В отличие от животного, он может долго и упорно оттачивать навык, бесполезный в данный момент, но, возможно, потребующийся в будущем.

Волю, как и разум, надо воспитывать с детства. В раннем возрасте этим занимаются родители, причем часто даже не осознавая глубинной подоплеки своих поступков. Фактически, родители являются внешним источником воли для ребенка, принуждая его совершать определенные действия, и запрещая совершать другие. Тем самым они не только управляют поведением ребенка, но и демонстрируют ему образец реализации воли. Со временем они постепенно начинают предъявлять требования проявлять волю самостоятельно. "Мама, я хочу пить!", а в ответ: "Терпи! А будешь ныть – накажу!".

Терпение – наиболее простой в освоении аспект воли. В психологии он называется выдержкой. Это способность отказаться от желаемого прямо сейчас ради получения чего-то более ценного, но в отдаленной перспективе. В приведенном примере мать требует от ребенка способности отказаться от нытья ради формирования положительной оценки в глазах окружающих. Эволюционируя в подобном ключе, человек оттачивает умение отказываться от соблазнов разного уровня силы ради все более ценных приобретений. Так, например, студенческая жизнь включает в себя не только учебу, но и массу вариантов приятного времяпрепровождения. Очевидно, что одно идет в ущерб другому. В такой ситуации развитая выдержка является ключевым фактором, определяющим хорошее образование и карьеру.

Второй аспект воли – настойчивость. Это способность продолжать действие, дающее выгоды в перспективе, несмотря на трудность и причиняемое страдание прямо сейчас. В принципе, то же самое, что и выдержка, только с другой стороны. Можно сказать, что атлет продолжает бежать, чтобы потом стать чемпионом, несмотря на острое желание отдохнуть прямо сейчас. А можно сказать, что он не совершает желанную сейчас остановку, чтобы потом стать чемпионом. Но такая формулировка несколько искусственна, поэтому традиционно различают два аспекта воли – выдержку и настойчивость. А собственно волю можно определить простыми словами так: это способность потерпеть страдание в ближайшее время, чтобы в отдаленной перспективе получить нечто ценное.

Однако не следует думать, что ребенок способен вот так просто взять и включить волю по собственному хотению. Дело в том, что участки мозга, отвечающие за волю и концентрацию внимания, в норме окончательно формируются только к одиннадцати годам, а значит до достижения этого возраста полное раскрытие волевых качеств невозможно по чисто техническим причинам. Это же касается и концентрации внимания. Для первоклассника совершенно нормально отвлечься на пролетающую за окном птичку, и при этом всерьез и надолго забыть о домашнем задании, которое он за минуту до этого выполнял. Данный феномен следует учитывать родителям, особенно жестким и требовательным папам. Не надо в подобной ситуации орать на дитя, оно не виновато. Вместо этого следует просто взять его голову и развернуть на тетрадку. Ничего не поделаешь, пока у ребенка в полной мере нет своей воли и способности к концентрации, ее роль приходится исполнять родителям.

Что нужно для того, чтобы стать музыкантом? Слух, учитель музыки и воля. А спортсменом? Здоровое тело, тренер и воля. Исследуя таким образом все области мастерства, мы обнаружим волю в качестве компонента повсюду. Но что же требуется для развития собственно воли? Ответ на этот вопрос шокирует: для развития воли нужна… только воля! Кажется, получается замкнутый круг, но это не совсем так.

Во-первых, какая-то воля изначально есть у каждого, и этого уже достаточно. Нужно только собрать ее всю и бросить на развитие ее же. Так некоторые коммерсанты не тратят полученную прибыль, а пускают в оборот для получения еще большей прибыли. Еще одна хорошая иллюстрация – рассказ о побеге заключенного из башни. Он распускает носок и получает тонкую нить, которую спускает сообщнику через окно. Тот привязывает к ней нить более прочную, и узник поднимает ее к себе. А затем уже по этой нити поднимает наверх толстую веревку.

Во-вторых, требуется не столько сама воля, сколько желание ее развить. Причем желание не абстрактное, типа хорошо бы, а устойчивое намерение и готовность терпеть страдания. А такой готовности у большинства как раз и нет. Спортом заниматься весело, потому что усилия чередуются с игрой, состязанием, общением. И музыкой заниматься тоже приятно, там свои удовольствия. В отличие от совершенствования в любом другом мастерстве, развитие воли представляет собой страдание в чистом виде, без всяких приятных примесей. Воля и приятное – вещи несовместимые. В развитии воли есть только один аспект, который можно считать приятным. Это осознание своей мощи, открываемых возможностей и собственного превосходства. Поэтому в развитии воли более успешны те, для кого важно такое осознание.

Ключ к любым достижениям – умение выходить из зоны комфорта и длительно существовать за ее пределами. Именно так происходит восхождение по социальной лестнице с целью обретения дополнительной личной силы, о чем мы говорили в предыдущей главе. И именно так происходит развитие воли. Если как-то возможно дать определение таланту воли, то он заключается в готовности и желании постоянно испытывать себя, существуя вне зоны комфорта.

Несмотря на позднее созревание областей мозга, отвечающих за волевые качества, есть дети, у которых даже не сформировавшаяся в полной мере нервная система позволяет проявлять волю, причем в спокойных условиях, без экстрима. В конце шестидесятых годов XX столетия под руководством психолога Уолтера Мишеля был проведен так называемый зефирный тест. Ребенку предлагали кусочек лакомства, который он мог съесть сразу. Но если он подождет пятнадцать минут, то ему дадут еще столько же. Затем исследователь выходил из комнаты и оставлял ребенка наедине с удовольствием, которое могло удвоиться, прояви он волю. Дальнейшее наблюдение за выросшими участниками эксперимента показало, что продемонстрировавшие "зефирную" выдержку добились существенно больших успехов в жизни. Конечно, это была грубая прикидка, для достоверного выявления волевых личностей этого маловато. Но она позволила понять, что существует талант воли.

И это редкий талант, поскольку большинство мечтает как раз об обратном – выстроить свою жизнь таким образом, чтобы не выходить из зоны комфорта, а еще лучше даже не приближаться к ее границам, находясь в пространстве максимально возможного удобства и удовольствия. Люди в массе своей не отказались бы иметь сильную волю, но разобравшись, как на самом деле происходит ее развитие, просто покрутили бы пальцем у виска тому, кто предлагает подобное, в их понимании, извращение.

Кроме стремящегося к максимальному комфорту большинства есть и меньшинство, готовое к целенаправленному самоистязанию ради получения очень большой выгоды в конечном итоге. Это потенциально великие мастера своего дела и выдающиеся люди, поскольку они совершенствуются в своей области фанатично, с полной самоотдачей, фактически лишив себя всего остального. И в процессе своей эволюции они закаляют волю до совершенно стального состояния. Но и это еще не предел. Существуют избранные, развивающие волю исключительно ради развития воли. Хороший вопрос: зачем это нужно? Зачем истязать себя, не рассчитывая на получение какой-либо награды в итоге?

Есть история о том, как трое друзей повстречали Удачу, предложившую каждому исполнить его желание. Пожелавший стать самым сильным получил гирю. Второй, пожелавший стать самым умным, получил читательский билет. А третий заявил, что ему ничего не нужно, и пошел. А Удача за ним. Эта гениальная притча иллюстрирует универсальную закономерность: развитие какого-либо свойства в чистом виде, безотносительно к конкретному результату, открывает возможности везде, где оно присутствует в качестве компонента. А поскольку воля в качестве компонента присутствует в любом свершении, человек с экстремально развитой волей способен достичь совершенства во всем. Именно поэтому раньше так ценили спортсменов, да и сейчас умный кадровик при прочих равных уверенно отдаст предпочтение соискателю, имеющему спортивные достижения.

Чувствуете, как повеяло мистикой, магией? Наверняка вы слышали о трансерфинге, симороне и прочих новомодных учениях, утверждающих возможность прямого воздействия на окружающий мир посредством психики. А если вы исследовали вопрос глубоко, то мимо вашего внимания никак не могли пройти разнообразные виды классической магии, а также йогические и религиозные аскезы, обещающие по завершении раскрытие сверхспособностей. Несложным сопоставлением мы установим единое для всего перечисленного звено – развитую волю. И придем к простой и понятной формуле: магия – это торжество воли.

Тема магии в изначальном смысле этого слова находится за пределами данного повествования. Поэтому верящих в нее я не стану убеждать в том, что ее не существует, как не стану убеждать и не верящих, что она существует. Касаясь предмета лишь слегка, я хочу обратить внимание как адептов, так и скептиков, что наука уже давно отказалась от примитивной дихотомии "существует – не существует". Исследуя какой-либо неочевидный предмет, можно обнаружить дополнительные измерения в проблеме, делающие одномерную постановку вопроса бессмысленной. Вспомните хотя бы квантовую механику. Но вернемся к воле, точнее, к ее развитию.

Развитие воли, как и развитие личной силы вообще, также начинается с самосознания. Приступая к упражнению воли, вам надлежит внятно определиться со своим статусом в этом отношении. Вы кто – гедонист, стремящийся к удовольствиям, или аскет, сосредоточенный на достижении нечеловеческой силы, или нечто среднее? В зависимости от ответа ваша жизнь и практика начнут выстраиваться в определенном порядке. Гедонист плывет по течению жизни, ничего не приобретая в плане личной силы, а напротив, методично растрачивая отведенный ему природой ресурс. Зато получает удовольствие. Аскет накапливает личную силу, однако жизнь его тяжела до невыносимости. В серединном варианте чередуются периоды накопления силы и ее траты. Так человек некоторое время копит деньги, отказывая себе во всем, чтобы однажды потратить их на очень важную для него покупку. И этот цикл повторяется периодически. Только, исповедуя серединный вариант, надо понимать, к чему все-таки он ближе. То есть по итогу серии чередований аскезы и удовольствий сила будет расходоваться, как у гедониста, или накапливаться, как у аскета? Или, возвращаясь к нашему примеру с финансами, в итоге деньги все-таки будут постепенно накапливаться, либо расходоваться в течение жизни. Таким образом, уйти от самоопределения, объявив себя сторонником туманного серединного пути, не удастся. Чаша весов все равно склонится либо в сторону итогового накопления силы, либо в сторону ее траты.

Если вы больше гедонист, то эта книга будет для вас умозрительным чтением, читайте ее, не напрягаясь, и получайте удовольствие. Если же вы планируете бросить вызов человеческой слабости и ограниченности отведенных ресурсов, то она послужит вам практическим руководством. Я все-таки предполагаю в большей части читателей второе, и в дальнейшем буду ориентироваться в основном на желающих бросить вызов. С чего начать?

Начните с самого простого и одновременно полезного. Найдите у себя бесспорно дурные привычки и приступайте к их искоренению. Не хватайтесь сразу за глобальное, вроде курения у заядлых курильщиков. Задавите для начала что-нибудь простенькое и слабенькое, попробуйте волю на вкус. Даже не всю волю, а ту ее часть, которая называется выдержкой. Например, бросьте наедаться перед сном, если вы это делаете. И наблюдайте за собой.

Противодействие волевому усилию выглядит очень интересно. Это не открытое противостояние, а что-то вроде атаки на мировоззрение и смысл. Через некоторое время становится совершенно очевидно, что никакого смысла в преодолении привычки нет, что сама затея укрепления воли на таком предмете – это какая-то блажь, какое-то помрачение. Возникает даже злость на себя – как такая дурацкая идея вообще пришла в голову? Могут быть варианты и помягче, но суть всегда одна: отказаться от затеи как от неуместной.

И сразу замечание на отвлеченную тему. Запомните этот вид атаки, он чрезвычайно эффективен. Когда требуется воздействовать на чьи-то решения, не стоит начинать с переубеждения. Переубедить можно лишь того, кто уже созрел для изменения позиции. Для начала следует выбить из-под ног оппонента смысловую почву, дать ему ощущение полной бесполезности того, к чему он стремится и за что он держится. Для этого удобнее всего разделить его идею, стать ее приверженцем, а затем шаг за шагом разочаровываться в ней, впадая в депрессию и утаскивая туда своего оппонента.

Однако сейчас нам предстоит решить противоположную задачу – самим не стать жертвами атаки на смысл, проводимой нами же на самих себя с целью остаться в зоне комфорта. Для этого надлежит совершить важнейшее действие – придание цели абсолютного статуса, требующего ее достижения несмотря ни на что и вопреки всему, даже очевидному. То есть превратить цель в самоцель. Звучит как-то не очень, правда? Внесем уточнение: на период реализации плана. Это значит, что сначала мы принимаем решение, затем вырабатываем программу, и на все время ее воплощения как бы закрываем опцию изменения своего плана, даже если в нем больше нет смысла. То есть какие бы замечательные идеи не приходили нам в голову во время реализации собственного волевого решения, мы их не рассматриваем до окончания процесса.

Не спорю, тезис неоднозначный. Ведь в процессе всегда проясняются детали, учесть которые было бы очень неплохо. Кроме того, в голову действительно может прийти хорошая идея. И, наконец, актуальность со временем может исчезнуть, делая затею неоправданной. Да, все это так. Но как тогда отличить реально дельную идею от стремления организма остаться в зоне комфорта? Придется сделать выбор и чем-то пожертвовать. И правильнее будет пожертвовать все-таки возможностью улучшить план. В по-настоящему тяжелых ситуациях сочетать размышление и корректировку планов с волевым усилием невозможно. И если выбрать не волевое усилие, то вся затея провалится.

В качестве примера можно привести боксерский поединок с сильным соперником. Всю свою концентрацию, все внимание, решимость и волю надо сосредоточить на победе здесь и сейчас. Если посреди боя начать анализировать ситуацию в целом и рассматривать разные варианты далекого будущего, бой наверняка будет проигран. Еще один отличный пример – торговля на бирже. Непрофессиональные трейдеры всегда мечутся, это их фирменный знак. Возомнив себя великими Гэтсби, они подключают два монитора, и одним глазом следят за графиками, а вторым читают новости. И как только что-то меняется (а это происходит постоянно), они тут же меняют свои торговые планы. В результате депозит "сливается" со всей неотвратимостью. Банки поступают с точностью до наоборот. Они разрабатывают долгосрочную стратегию и придерживаются ее, несмотря ни на какие изменения на рынке. В результате сделать меньше двенадцати процентов годовых у них не получается, как ни старайся.

Применение описанного приема имеет лишь одно исключение. Действие следует немедленно прекратить, если становится понятно, что его продолжение точно приведет к разрушительным последствиям. Предположим, человек решил провести длительное голодание. Идея прекрасная, это и полезно и отлично развивает волю. Но назначать точное количество дней голода, которое надо выдержать во что бы то ни стало, будет ошибкой. Специфическое чувство "волчьего голода", сигнализирующее о начинающемся необратимом разрушении тела, может наступить и на тридцатый и на пятидесятый день голодания, угадать это невозможно. И, тем не менее, при его наступлении выходить из голодания следует немедленно.

Когда-нибудь, спустя годы тренировок, у вас выработается способность надежно отличать дельные мысли от фальшивок, подсовываемых неосознаваемым стремлением избежать страданий. С другой стороны, закалится воля и станет менее навязчивым желание оставаться в зоне комфорта. Тогда вы сможете вносить стоящие коррективы в изначальный план без ущерба для результата. Но получаться начнет далеко не сразу, потому что это высший пилотаж.

Способность придавать цели абсолютный статус служит рубиконом, отделяющим великих личностей от безликой людской массы. Каков собирательный образ представителя большинства? Это некто, пекущийся о своем благополучии и благополучии близких, в меру добрый, в меру эгоистичный любитель незатейливых удовольствий. По большому счету ему все равно, чем заниматься, лишь бы жилось комфортно. Совсем иную картину являют собой немногие избранные, чья жизнь подчинена поставленной цели. Большинство считает их сумасшедшими, и, по всей видимости, так оно и есть. А как еще назвать человека, для которого не имеет значения ничего, кроме единственного достижения? Причем ради него с легкостью приносится в жертву все то, что является ценностями для "среднего человека".

Но в памяти поколений остаются исключительно такие безумцы, их любят и ненавидят, на них равняются и их проклинают. А все потому, что они уже не совсем люди, и представляют они собой переходную ступень к чему-то иному, непонятному и манящему. Совершенно неважно, какая именно цель поставлена, главное, чтобы планка была повыше. Кто-то хочет заиметь миллиард, кто-то – стать чемпионом, а кто-то – совершить революцию. Важно намерение достичь цели ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО. Такая постановка вопроса дает колоссальный прилив энергии, который возносит личность на невообразимую высоту и открывает перспективы принципиально нового качества.

Итак, первая проба воли, ее первый урок. Намечаем план действия и следуем ему, несмотря ни на что. Ни страх, ни сомнения, ни феноменальные откровения не должны сбить с намеченной цели. Рассматривайте это как прыжок в воду с большой высоты – после того, как ноги оторвались от края вышки, никакие размышления о смысле происходящего не уместны. Единственное разумное действие – это максимально сконцентрироваться на правильном входе в воду.

Примечательно, что уже на этом этапе чувствуется прилив сил. Сначала повышается самооценка, она очень чувствительна к победам и поражениям в применении воли. Но вместе с возросшей самооценкой появляется и нечто более глубокое, по ощущениям похожее на какую-то перспективу движения вверх, на какой-то портал с одновременным подталкиванием в него. Заканчивается период депрессии и стагнации, появляется надежда на что-то лучшее, на большие возможности. И появляется сила. Сила всегда появляется там, где появляются возможности. В предыдущей главе мы уже говорили о том, как это работает: сила выделяется природой под открывающуюся перспективу, под движение вверх.

Следующим шагом попробуйте развить успех и применить волю в ее аспекте, называемом настойчивостью. Здесь тоже лучше всего пробовать на привычках, только в этот раз на хороших. Возьмите хотя бы наведение порядка – вещь не сложную и не несущую огромных страданий, но в то же время достаточно нудную, требующую не великих, но регулярных волевых усилий. Очень не хочется мыть посуду сразу после еды. Хочется прилечь, расслабиться, получить удовольствие. Но вы все же отложите эти приятные вещи на несколько минут, потребных для мытья пары тарелок. Один раз это не сложно, но здесь испытание в другом – поступать так ВСЕГДА, не пропуская ни единого раза ни под каким предлогом. Еще хорошее дело – ходить в зал таскать железо. Ну, или бегать на дорожке, если вам так больше нравится. И, опять же, поставьте акцент на регулярности. Один раз дойти до зала может каждый, а заниматься регулярно, не пропуская ни единой тренировки – только люди с сильной волей.

Упражняясь в подобных вещах, вы довольно скоро заметите, что, хотя воля и укрепляется, и сила растет, происходит это довольно медленно. И самое главное – воли не хватает. С простыми вещами, вроде мытья посуды после еды все получается, а вот бросить курить, например, воли уже не хватает. Вроде все по науке – решение принято и меняться не собирается, но все равно – ничего. Однажды без всяких оправданий и философий сигарета засовывается в рот и прикуривается, вызывая при этом совершенно отвратительное чувство поражения. А заодно и понимание, что нужны какие-то новые средства.

Об участках мозга, обуславливающих рост возможностей

Приложение выдержки и настойчивости к привычкам – это, конечно, здорово. Но создается подспудное впечатление опосредованности данного действия. Желающий нарастить мускулы может устроиться работать грузчиком, но вряд ли это будет кратчайшим путем к цели, так как развитие мышц у грузчика – это все-таки эффект вторичный, побочный. Логичнее будет записаться на занятия тяжелой атлетикой, где сила – продукт первичный и целевой. А нет ли таких же прямых занятий для воли, от которых бы она развивалась напрямую?

Каждому интуитивно понятно – для достижения максимального эффекта надо концентрироваться на том, что делаешь. Эта гипотеза получила и научное подтверждение, в частности, в том же спорте. Доказано, что силовые упражнения с концентрацией на них дают эффект ощутимо больший, чем те же упражнения, выполняемые с витающими где-то далеко мыслями. Но когда работаем с мышцами, понятно, на чем концентрироваться. А где концентрироваться, работая с волей? Подойдем к ответу на этот вопрос основательно, начиная с глубины веков.

По всей видимости, самым старым из описанных в литературе местом для концентрации внимания является область между бровями. В Бхагавадгите, созданной около двух с половиной тысяч лет назад, есть такие строки: "В час кончины не колеблясь сердцем, приобщенный благоговению и силе йоги, / В межбровье направив всю силу жизни, достигает Его, Божественного, Высшего Духа." Правда, там, в восьмой главе, акцент ставится немного на других вещах. В ней затрагивается вопрос посмертных переживаний. Для человека, верящего в загробную жизнь или перерождения, это вообще один из центральных вопросов, потому что концентрация в момент смерти, как считается, служит вектором, в направлении которого развиваются дальнейшие события. Подтверждают этот тезис строки оттуда же: "Ибо кто какую сущность вспоминает, покидая тело, / К той он идет, всегда превращаясь в ту сущность, Каунтея."

Казалось бы, для материалистически настроенных граждан тема не актуальна. Но нет, не все так просто. Обратимся к одному из самых известных монологов мировой драматургии – монологу Гамлета – и найдем там следующее: "Скончаться. Сном забыться. / Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ. / Какие сны в том смертном сне приснятся, / Когда покров земного чувства снят?" В агонии время течет совсем по-другому, и не исключено, что оно там вообще субъективно останавливается. Поэтому запросто может быть, что умирающий человек видит свой предсмертный сон субъективно вечно. Вот вам и разгадка "вечных мук ада" и "вечного наслаждения в раю".

Однако же, мы отвлеклись, сейчас нас интересует другое. Область между бровями выделяли как особенную задолго до написания Бхагавадгиты. В частности, бога Шиву часто изображали с третьим глазом, расположенным между бровями. А по преданиям именно Шива дал людям йогу, где как раз широко применяется концентрация на различных областях тела. Наличие необычного органа у бога-учителя как бы намекает – сосредотачиваться нужно здесь.

Но чем знаменит Шива? Прежде всего выдающейся, поистине божественной силой воли. Его аскетические подвиги, описанные в сказаниях, поражают воображение. Не отстает и его супруга – Парвати. Легенда гласит: чтобы привлечь внимание возлюбленного, она сто лет питалась свежей зеленью, сто лет – опавшими листьями, и сто лет вообще ничем. Это вам не диетические потуги современных красавиц, на пару недель отказавшихся от мучного! По преданиям, Шива столь яростен, что из капли его натужного пота, упавшей на землю, возник демон, пожиравший все на своем пути. Всесокрушающая сила воли – вот суть Шивы. А заодно и его необычного органа на лбу.

С "третьим глазом" вообще интересная история. Любители покопаться в живых и мертвых телах таки нашли самый настоящий третий глаз – орган, можно сказать, в самом центре мозга. Речь идет об эпифизе, проекция которого на лицевую поверхность черепа как раз приходится на область между бровей. Вполне возможно, что когда-то он был элементом зрительной системы, так как у земноводных он действительно реагирует на свет. У людей его ныне изученные функции сводятся, главным образом, к продукции четырех гормонов: мелатонина, серотонина, диметилтриптамина и адреногломерулотропина. Мелатонин отвечает за регуляцию циркадных циклов – сна и бодрствования, а также является могучим антиоксидантом. Серотонин участвует в процессах, субъективно ощутимым результатом которых является переживание счастья. Действие адреногломерулотропина почти не исследовано. А вот о диметилтриптамине (ДМТ) стоит рассказать подробнее.

У индейцев бассейна Амазонки есть церемония аяуаска, центральным элементом которой является употребление одноименного напитка. Питье получают путем длительного вываривания лианы банистериопсис каапи и добавления листьев других растений, рецепт варьируется от племени к племени. Но главное – отвар лианы, содержащий значительные количества ДМТ. В результате происходит так называемое общение с духами, дающими участникам ритуала ответы на самые важные для них вопросы. Процедура тяжелая, особенно для неиндейцев, не приобщенных к традиции веками. После нее наблюдается продолжительное расстройство психики, впрочем, обратимое – церемония разрешена в ряде стран. Несомненно, данная процедура работает. В противном случае никто бы на такое не решился, потому что прием тяжелых галлюциногенов вызывает не эйфорию, а совсем наоборот. Что же происходит при повышении уровня ДМТ в организме?

Самый психологически объяснимый эффект – это катарсис. Под ДМТ актуализируются и переживаются заново многочисленные травмирующие события в жизни, иногда из, казалось бы, недосягаемо далекого прошлого. В результате происходит освобождение от их латентного травмирующего действия. Нет, не обязательно человек вот так вот прямо все вспоминает и переживает заново в деталях. Переживания и видения могут быть другими, но результат – очищение – достигается. Собственно, с этого и начинал свою практику Фрейд. В раннем психоанализе ставилась цель актуализировать, осознать и пережить заново травматический опыт, что и давало терапевтический эффект. Иногда после аяуаски происходит чудесное исцеление от трудноизлечимых заболеваний. Часть таких исцелений наверняка обусловлена катарсисом – устраняется психосоматический компонент.

Открывающийся доступ к области бессознательного в совокупности с галлюциногенным эффектом дает чрезвычайное обострение интуиции, подсказки которой оформлены в виде наставлений сторонних сущностей. Дело в том, что человек осознает только часть доступных ему знаний, остальное хранится в виде, непригодном для формулировок. Почему? Во-первых, часть фактов слишком неудобна, чтобы признаться в них самому себе. Каково, например, узнать, что горячо любимый супруг (супруга) на самом деле чужой человек. Или что работу, дающую высокий социальный и материальный статус, необходимо немедленно бросить, так как это вообще не то, что нужно. А ведь есть откровения и похлеще. Например, информация о скорой собственной смерти. Или о своем истинном призвании в жизни, которое настолько социально неодобряемо, что о нем неудобно говорить вслух.

Вообще, получение знания о собственном призвании в жизни является самостоятельной задачей, для решения которой прибегают к аяуаске. По большому счету это и есть самая главная задача, ради решения которой имеет смысл издеваться над собственной нервной системой. "Не в свои сани не садись" – гласит русская поговорка, "чужая дхарма опасна" – вторит ей Бхагавадгита. Конечно, распитие отвара лианы не стоит включать в комплекс мероприятий по профориентации школьников, но тонкие психологические приемы следует включить туда обязательно. Очень обидно в тридцать-сорок лет вдруг осознать, что деятельность, в которой ты уже успел стать специалистом и даже сделать себе имя, только отвлекает от реализации основного таланта, приносящей истинное удовольствие.

Существует и вторая причина сокрытия информации от сознания. А именно невозможность уложить ее в прокрустово ложе имеющихся представлений о мире. В этом месте обычно принято пинать деятелей церкви, до последнего отпирающихся от признания научных фактов, противоречащих религиозным доктринам. Но с тем же успехом можно "попинать" и представителей противоположного лагеря, утверждающих, что никаких паранормальных явлений не существует, а есть либо галлюцинации, либо вранье, либо причудливое и редкое сочетание вполне объяснимых с точки зрения физики факторов. Для примера я расскажу об одном из таких "причудливых и редких сочетаний".

Однажды я пришел в гости в квартиру очень тихого дома сталинской постройки. Я беседовал с одиноким хозяином, сидящим напротив, а сзади меня стоял старый сервант. И абсолютно глухая тишина вокруг – ни шороха. Вдруг сзади раздался громкий стук. Не просто где-то стук, а прямо у меня за спиной и явно по дверце серванта, причем по середине дверцы. Настойчивый и внятный, так бы постучался в дверь нетерпеливый крепкий мужик. Меня как ледяной водой окатило, а хозяин спокойно говорит: не обращай внимания, оно тут часто стучит. Через месяц он умер…

Как объяснить произошедшее? Правильный ответ: никак. Не надо выдумывать идиотские теории о неупокоенных душах и еще более идиотские теории о накопившихся напряжениях в дереве. Не надо оскорблять реальность потугами объяснить ее во что бы то ни стало, даже ценой нагромождения очевидно несостоятельных конструкций. Впрочем, большинство так и делает – теории не выдумывает. А поскольку событие не вплетается в ткань отражения реальности психикой, оно чаще всего забывается. Точнее, переносится в область бессознательного, где хранится в виде информационного "полуфабриката". Если как следует попотрошить психику обычного человека под хорошим гипнозом, оттуда вывалится такое количество необъяснимой чертовщины, что хватит на несколько фильмов ужасов.

Кстати, об ужасах. Мы уже вскользь касались темы посмертных переживаний, однако их аналоги случаются и при жизни. Собственно, и знаем-то мы о них исключительно благодаря "вернувшимся с того света". Или употреблявшим специально подобранные для получения экзистенциального опыта вещества. И в том и в другом случае впечатления у разных людей могут быть совсем разными, иногда диаметрально противоположными. Например, мой знакомый, умирая от тяжелой болезни, вдруг стал видеть восхитительные миры. Видения сопровождались непередаваемым блаженством, возвращаться оттуда не хотелось категорически. К счастью, болезнь отступила, однако он до сих пор не может решить – к счастью ли?

Работники реанимации хорошо знают – лучше выживают те, кого в этом мире кто-то или что-то держит. Поэтому и приводят к умирающему его плачущих детей, умоляющих вернуться. Но на это дело можно посмотреть и с другой стороны, так сказать, ОТТУДА. Видения, как в частности и опасался Гамлет, могут быть не эйфорически приятными, а совсем даже наоборот. И некоторые граждане в палате интенсивной терапии начинают яростно бороться за жизнь после того, как увидели нечто ТАМ. Увидели такое, куда надо не попасть любой ценой.

Социальная природа человека накладывает на него обязанность заботиться не только о себе, но и о соплеменниках. А что такое обязанность в биологическом исполнении? Прежде всего это инстинкт. Колорадский жук не заботится о своем потомстве – нет у него такой обязанности. А у человека есть. Поэтому мы повсеместно наблюдаем материнский инстинкт, заставляющий женщину идти на все ради собственных детей. Но у людей наряду с инстинктами существуют и другие детерминанты поведения, такие как воспитание. Они формируются в процессе взросления и делают возможной социализацию. Чтобы получить преимущества, даваемые социумом, люди должны страдать, когда страдает их собрат рядом. Особенно если сами стали тому причиной.

Здесь кроется тонкость, которую часто упускают. Может показаться, что такое воспитание есть не у всех, ведь существует огромное количество преступников и просто эгоистов, которым плевать на других. Да, им плевать, но не до конца. Того, кто преследует исключительно свои интересы, вообще не считаясь с другими, общество отторгает ввиду бесполезности. И происходит это с самого раннего детства. Невозможно представить себе ребенка, не контактирующего с другими детьми. А постоянный контакт – это всегда взаимная выгода и взаимная безопасность. Человек вынужден соотносить свои интересы с интересами окружающих, а поскольку это происходит с детства, модель поведения не осознается, существуя на уровне автоматизма. Даже самый закоренелый преступник обязан считаться с интересами воровского сообщества и соотносить свое поведение с его законами. Иначе это же сообщество его и уничтожит, чтобы он своим "беспределом" не ставил под угрозу и без того хрупкое равновесие в преступном мире.

Люди пробуют перенастроить данный механизм столько, сколько существует человечество. Разное выдумывают. Например, что человек другой расы (национальности, культуры) это не совсем человек, и с его интересами как бы уже можно и не сильно считаться. Пробуют торговаться с собой – раз он первый начал, то я имею право, или применять знаменитую отговорку "Боливар не выдержит двоих".

В разные исторические эпохи проводились масштабные эксперименты с созданием целых культур, где непропорционально превозносилось искусство воина, а жалость и сочувствие считались едва ли не самыми страшными грехами. Уважали такое отношение к жизни в Спарте, а викинги придумали специальный рай для воинов – Вальгаллу. Попасть туда можно было лишь погибнув с оружием в руках, а пребывание в нем представляло собой сплошную романтику – воины грелись у костров и непрерывно наслаждались отнятыми у оседлых племен скотом и женщинами. Интересен в этом отношении и Третий рейх – лютая мешанина из восточной и западной эзотерики, заквашенная на идее превосходства арийской расы, и, конечно же, включающая обязательным компонентом войну без всякой жалости и сострадания. Но где сейчас спартанцы? Исчезли без следа. Потомки викингов являются таковым лишь генетически, культура исчезла. Они перешли к эталонно оседлому образу жизни, а искусство воина забыли напрочь. Закономерно был разгромлен и Третий рейх. А как вообще может быть иначе с теми, кто объявляют себя первым сортом, а всех остальных – вторым?

Парадокс, но завоевали мир как раз те культуры, где порицается насилие, проповедуется сочувствие и необходимость помогать всем. Это еще один довод в пользу того, что где-то глубоко в человеке есть механизм самоуничтожения, запускающийся у безжалостных и эгоистичных, как у отдельных личностей, так и у целых сообществ. Поломать его получается только у единиц, отношение к которым у окружающих становится испуганно-мистическим. У остальных же в самый неподходящий момент вдруг объявляется казалось бы совсем вытравленное чувство вины, и начинает крушить психику вплоть до галлюцинаций. И ведь не все даже понимают, что это чувство вины, думают – переутомились в нелегкой борьбе за счастье для избранных. Ну да, как же…

Человек – единственное существо, наделенное способностью сопротивляться собственной природе. Дельфин до последнего будет поддерживать на поверхности воды своего раненого соплеменника, хочет он того или нет. А иной человек соплеменников может и утопить без особых проблем. Во всяком случае, как ему поначалу кажется. Проблемы, конечно же, будут, только потом. Как правило у убийц воображение не слишком хорошее, поэтому они вряд ли будут слышать из канализации укоризненные голоса утопленных. Зато проблемы со сном обеспечены почти наверняка. Точнее со сновидениями, которых они обычно не помнят. По утрам остается лишь смутное впечатление об экскурсии в ад, без подробностей. Нужно ли говорить, какие картинки приберегла природа для таких личностей в старческом и предсмертном самопогружении, в пограничных и измененных состояниях сознания? Шаманы, работающие с ДМТ и другими подобными веществами, предупреждают: духи благосклонны лишь к простым и чистым людям, а с отягощенными злом они могут выкинуть очень неприятные штуки. Что ж, можно и так сказать. Те же яйца, только в профиль.

Подобным предостережением служит и сцена суда Осириса над умершим, описанная в древнеегипетской Книге мертвых. "Подсудимый" отчитывается перед сорока двумя богами, в то время как его сердце лежит на великих весах Тота и Анубиса. "Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист." Как видим, раздел экономических преступлений был хорошо проработан местными богами, и о своей посмертной судьбе беспокоились не только потенциальные убийцы, но и заведующие древнеегипетскими складами.

Значительно дальше пошли авторы тибетской Книги мертвых. Она является не столько самостоятельным произведением, сколько учебным материалом по йоге бардо. Наряду с описанием приключений души умершего, в ней даются подробные инструкции, как избежать неприятностей. Только применить их могут лишь хорошо потренировавшиеся при жизни. Проблема в том, чтобы вспомнить наставления, когда уже подхватил и закружил ветер посмертной кармы. И только самых продвинутых ждет наилучшая участь – осознание иллюзорной природы происходящего, вхождение в ясный свет и освобождение из круговорота смертей и рождений навсегда. Все-таки молодцы тибетские йоги! Греши при жизни сколько хочешь, главное понять в смертный час, что все эти грозные чистилища, суды Осириса и прочие Страшные суды это всего лишь дешевый балаган – и получай высшую награду! Остальным же, как и везде, придется думать при жизни, что можно делать, а от чего лучше воздержаться.

В христианской культуре есть такое понятие – сделка с Дьяволом, периодически всплывающее в литературных произведениях. Бессмысленно пытаться осветить его коротко, не хватит и большой книги. Но об одном из аспектов я все же расскажу. Существуют люди, которым всегда мало. Говорят, когда не хватает, надо просить у Бога. Но это когда не хватает. А если хватает, но все равно мало, с такой проблемой к Богу обращаться вроде как не с руки, поэтому приходится искать других помощников. В самом легком случае всегда мало денег – простенький такой вариант, тут можно обойтись даже без высокого покровительства. Типовой для обращения к Дьяволу является задача средней сложности, когда хочется побеждать и повелевать. На местном уровне, разумеется. Например, нанести поражение соседу и пополнить свой гарем его женой и любовницей. Есть задачи посложнее – повелевать умами миллионов, стяжать восторг, поклонение и беспрекословное подчинение. Ну и задачи со звездочкой, когда хочется нарушить какой-нибудь совсем уж основополагающий закон общества, биологии или даже физики. Таких не много, у большинства банально не хватает воображения. Все эти задачи объединяет одно: без ущерба для окружающих они не решаются. Их решение нарушает равновесие в природе.

Говоря языком религии, дьявольская гордыня – вот что общего у всех мечтателей о подобного рода излишествах. Они ставят себя выше других. Они видят других людей не родными и близкими себе, а средством для удовлетворения своих желаний. И один из смыслов Сделки заключается в том, чтобы с этим можно было жить. Плохо спать и видеть дурные сны, избегать оставаться в одиночестве и даже лишний раз не смотреть в зеркало из опасения увидеть там монстра – пусть! Главное – всегда быть сверху. Самый богатый, самый влиятельный, самый уважаемый, самый-самый-самый… Проблема лишь в том, что очередь жаждущих чрезмерного бесконечна. И однажды статус "самого-самого" придется уступить, ведь у Дьявола ты не один. Вот тогда-то и наступает время исполнения второй части Сделки – падения в ад бессилия и пребывания наедине с собственной ненасытной и безжалостной натурой. И, конечно же, с "мальчиками кровавыми в глазах".

Ритуал аяуаски, как и любой другой подобный, выполняет в том числе и роль демоверсии второй части Сделки. Такой себе Судный день на минималках. После процедуры люди часто меняются радикально, особенно в части отношения к излишествам, уходят с ответственных постов, раздаривают свое имущество. Это не раскаяние и не замаливание грехов, а нечто куда более простое и практичное. Как бросают курить после осмотра легких курильщика в морге, так бросают пользоваться окружающими после осмотра последствий нравственных пороков. Аяуаска позволяет разорвать Сделку. Во всяком случае некоторые ее виды на некоторых этапах. Впрочем, есть мнение, что связь с Дьяволом может быть осуществлена к полному обоюдному удовольствию сторон, если глубоко понимать ее сущность и все сделать правильно. Что ж, этого тоже нельзя исключить. Ведь не на ровном же месте возникают истории о детях Дьявола, рождающихся после посещения им физического мира в человеческом облике. Наверное, в аду, как и везде, есть свои избранные, а дилетантство, как и везде, заканчивается плохо.

Самая важная психотехника

Я вас заинтриговал, и вам захотелось выпить что-нибудь крепче текилы и покурить что-нибудь крепче табака? Не советую! Одним разом дело наверняка не ограничится, а если вырабатывающиеся в организме вещества или их аналоги регулярно вносить туда извне, их естественная продукция и метаболизм нарушаются. Так бывает у наркоманов – лошадиные дозы поступающих извне опиоидов нарушают продукцию и действие эндорфинов, что приводит к ломке. В случае с галлюциногенами ломки, конечно, не будет, но с включением воображения и интуиции без помощи химии могут начаться проблемы.

Да и зачем кушать химию, когда все что надо носишь в собственном мозгу в натуральном виде? Впрочем, со временем оно портится. У молодежи эпифизы большие и сочные, они обильно выделяют ДМТ, отчего жизнь кажется загадочной, волнующей и очень интересной. Да-да, именно за это отвечает ДМТ – дает интерес к жизни, ощущение красочности и глубины, ощущение как бы дополнительного измерения и смысла. Детское ожидание чуда – это во многом действие ДМТ, как и невероятно яркие сновидения. Но это в норме. Если же вещества хлебнуть из ведерка с вареной лианой, то чудес, красочности и дополнительных измерений появится столько, что даже чересчур. С возрастом эпифиз усыхает, выработка ДМТ сокращается. И мы перестаем ждать чуда в Новый год, на Восьмое марта и во все остальные дни календаря. Жизнь из 3D фильма превращается в пожелтевшую фотокарточку, а счастье, по меткому выражению одного из героев братьев Вайнеров, становится все меньше и меньше, а затем совсем маленьким, как камень в почке.

Однако не стоит унывать! Вместо этого я предлагаю дать вторую жизнь своему подержанному эпифизу. Использовать для этой цели лучше всего старую добрую концентрацию на области между бровей. Или "открытие третьего глаза", если вам больше нравится язык метафор. Восстановление функциональности эпифиза сначала приведет к возврату юношеского восторженного видения мира, снова сделает жизнь волнующей и интересной. Уже только ради этого стоит попробовать. Затем проявится тот же эффект, что и у шаманов, употребляющих вещества, открывающие дорогу к бессознательному. Вы получите доступ к огромному пласту информации, хранящейся внутри, но недоступной для сознания. Таким образом, смутные подсказки интуиции превратятся в полноценное видение ситуации. Ну чем не открытие третьего глаза?

Приступать к концентрации (иногда я буду называть ее медитацией) следует с отсекания всех возможных источников отвлечения внимания. В девяностые, когда только-только появились мобильные телефоны, на занятия иногда приходили предприниматели с этим символом своего статуса. Я всегда должен быть на связи – говорили они со значением и поглядывали на окружающих без мобильников как боги с Олимпа на простых людей. Спустя время они понимали, что это символ совсем не того статуса, и настоящей привилегией является как раз возможность отключить телефон. Но это потом, а вначале приходилось их смиренно уговаривать сделать исключение на время занятий. Медитация категорически несовместима не то что с каким-нибудь другим делом, но и с одной лишь мыслью о чем-то другом, и даже с ожиданием чего-либо. Медитация требует психику без малейшего остатка, это ее особенность. Поэтому, приступая к ней, отключите все, вплоть до дверного звонка. А если кто-то живет вместе с вами, проведите ряд бесед и добейтесь, чтобы во время занятий вас не беспокоили вообще ни под каким видом.

Говорят, что не рекомендуется медитировать на постели, то есть на месте для сна. Трактуя рекомендацию шире, нежелательно медитировать в местах, связанных с какой-либо другой активностью, чтобы не попасть под действие ассоциации. При стесненных условиях медитировать рекомендуют в той же комнате, где происходит и все остальное, но в таком месте, где обычно не находятся, например, в углу, сидя на полу. В идеале для медитации отводится специальная комната или, еще лучше, отдельно стоящее помещение. При помощи соответствующего антуража в нем создают дополнительное настроение, и самое главное – там никто не беспокоит. Но, по большому счету, это все блажь. Кто по-настоящему хочет медитировать, тот будет делать это хоть в вагоне метро. Кстати, там здорово получается, попробуйте.

Однако беспокойство снаружи это только половина проблемы. Вторая половина – беспокойство изнутри. В старинных трактатах говорится, что перед занятиями желудок йога должен быть на треть заполнен едой, на треть водой, и на треть оставаться пустым. Конечно, это аллегория. Подразумевается, что йога не должны беспокоить ни голод, ни жажда, ни переполненный желудок. Понимая аллегорию глубже, приходим к тому, что ничего не должно беспокоить изнутри. Чешущаяся пятка, желание пойти в туалет или позаниматься сексом, ощущение холода или жары, тревожное ожидание известий или болезнь… Но ведь медитацию рекомендуют в том числе и как помощь в преодолении беспокойства и болезней. Противоречие? Нет! Только это работает на этапе мастерства, а на этапе освоения медитация в состоянии душевного или телесного раздрая бесполезна.

Считается, что медитировать надо в позе лотоса, именно в ней изображают медитирующих Шиву и Будду. Особенность позы в том, что это единственный способ сидеть на ровной поверхности с идеально прямым позвоночником. Некоторые горячие головы так и думают: не умеешь сидеть в лотосе, значит не йог. Но давайте будем разумными людьми, воспринимающими не только форму, но и содержание. Если вас приучали к лотосу с раннего детства, то вполне возможно, что в сознательном возрасте вы сможете просидеть в нем столько, сколько потребуется. В противном случае вы не высидите более получаса. А даже если и высидите, то ужасные ощущения не дадут вам думать ни о чем другом, кроме собственных затекших ног. Лотос – это не самоцель, как и сидение на идеально ровной поверхности. В качестве менее болезненной альтернативы лучше использовать полулотос, когда голени просто лежат одна на другой, или сидеть "по-турецки" со скрещенными ногами. Такие позы обязательно опрокидывают сидящего назад, но это не беда. Надо сесть спиной к стене, и не морочить себе голову идеей, "чтобы как на картинке". Позвоночник прямой, и хорошо, а найти стенку можно всегда. Голову следует держать ровно, то есть не запрокидывать и не облокачиваться затылком о стену. Ровный позвоночник в области шеи образуется когда подборок опущен чуть больше, чем мы привыкли в повседневной жизни.

Теоретически можно медитировать и сидя на стуле. Однако такая поза недостаточно устойчива, и, погрузившись в созерцание глубоко, есть риск банально упасть, особенно если ненароком задремать. Кстати, с целью профилактики засыпания не рекомендуют медитировать полулежа в удобных креслах или просто лежа. У человека есть два важнейших сигнала ко сну. Первый это темнота, провоцирующая выработку мелатонина (опять эпифиз!). Ночная активность была противоестественна для предков людей, в темноте им полагалось прятаться в укромных местах, замирать и засыпать. Второй сигнал – это полное расслабление мышц шеи, возникающее при бездействии. У предков людей не было дел, при которых шея расслаблена. Даже сексом они занимались в позе, где голову приходилось держать на весу обоим партнерам. Поэтому, чтобы не уснуть во время медитации, не следует сильно затемнять помещение и полностью расслабляться. Оптимальным является сидение у стены в полулотосе, при среднем освещении, с закрытыми глазами. Затекающие ноги вы рано или поздно научитесь выпрямлять по очереди, не выходя из медитации.

Теперь, собственно, о технике. Концентрация возникает в двух случаях – когда мы внимательно к чему-то присматриваемся (прислушиваемся), или когда мы делаем нечто сложное. Причем концентрация тем сильнее, чем выше важность. Одно дело, когда женщина прислушиваться, не началась ли по телевизору передача, и совсем другое, когда она же прислушиваться, не проснулся ли в соседней комнате больной ребенок. Хороший пример концентрации есть у Будды: представьте, что несете полную чашу воды, а сзади идет человек, который отрубит вам голову, как только вы прольете хоть каплю.

Начинайте прислушиваться к тому, что происходит между бровями. Может быть там чуть прохладнее, чем везде, или чуть теплее? Может быть там что-то едва заметно пульсирует или чешется? А если нет, то не упадет ли туда волосок? Хороший прием – прислушиваться и пытаться определить момент, когда воображаемый человек неслышно подойдет и едва заметно коснется пальцем области междубровья. Некоторые предпочитают получить опыт ощущений вне медитации, чтобы потом их воспроизвести. Например, закрепляют там повязкой горошину или приближаются лбом к морозному стеклу. Тоже годится. Только учтите, при медитации, как и при упражнениях на самовнушение, нельзя представлять в области головы тепло. А вот легкий холодок – самое то.

Однако классика внутренних практик – это визуализация. Вокруг нее ходит куча небылиц и яростных споров. Сторонники вульгарно-магического подхода утверждают: давайте что-то представим, и оно произойдет в реальности. Сторонники вульгарно-материалистического подхода возражают: давайте представим чемодан с миллионом, он произойдет в реальности? Истина, как всегда, где-то посередине. Невозможно получить нечто, используя лишь усилия разума, как и невозможно получить нечто, не используя визуализацию. Правильно будет ставить вопрос о соотношении вкладов того и другого, и здесь есть о чем поспорить.

Но сейчас мы займемся вещами, где визуализация работает бесспорно – внутренними ощущениями. Представьте, что вы дышите не через нос, а через область между бровями, и воздух доходит до самого центра головы. С выдохом возможны два варианта. В первом воздух выходит тем же путем, а во втором – полностью усваивается эпифизом. Обычно варианты чередуют. "Воздух" можно заменить чем-нибудь более мистическим, например, эфиром (квинтэссенцией) или, как сейчас любят говорить, "энергией". Главное, чтобы на уровне ощущений что-то происходило в области между бровей. И еще, чтобы концентрация была полной и всеобъемлющей, никаких мыслей и посторонних образов.

Последнее, это время и продолжительность упражнения. Лучшее время для медитации – сразу после пробуждения, если оно произошло само, а не по будильнику. В этот момент мыслей еще нет и обычно ничего не отвлекает, если сходить в туалет. Также появляется прекрасная возможность вспомнить сны для тех, кто работают со сновидениями. На втором месте идет медитация перед сном. Тоже хорошо, но есть недостаток – усталость, можно уснуть прямо в медитации. И эксклюзивчик – медитация во время ночных пробуждений, у кого такое бывает. Вообще же медитировать можно в любое время, при соблюдении описанных выше условий.

По поводу продолжительности, правило простое: на ранних этапах освоения делаем много подходов в день, но непродолжительных по времени, постепенно сокращая количество подходов и увеличивая время каждого. Обычно начинают с пяти-семи подходов в день минут по пять, и заканчивают одним, но от нескольких десятков минут до нескольких часов. Обратите внимание, если концентрация ушла, просто сидеть и тужиться смысла нет, прекращайте. Упражнение имеет смысл только в случае полного погружения в него. При регулярной практике эффект вы почувствуете в интервале от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от прошлого опыта, возраста, и особенно от желания получить результат.

Хороший знак, если вы действительно начнете что-то чувствовать телесно. Чаще всего это ощущение ломоты в области между бровей или ощущение обруча на голове на соответствующей высоте. Второй хороший знак, если перед закрытыми глазами вы начнете явственно видеть пульсирующее пятно, обычно синего, лилового или фиолетового цвета. Возникает оно во все поле зрения, а потом сужается так, как будто вы едете спиной вперед и удаляетесь от него. И картина эта циклически повторяется. Иногда бывает видение ослепительно яркой точки, как дуга электросварки, где-то посередине поля зрения. Причем оно может случаться и с открытыми глазами вне медитации.

Но гораздо более интересные вещи будут происходить с психикой. Должны появиться необыкновенно яркие сновидения, особенно на фантастические темы. Их размах поражает – вы можете увидеть целые миры со своей внутренней логикой, проживая в них большие временные интервалы всего за одну реальную ночь сна. Для современного человека сюжеты скорее всего будут космическими, часто с огромными и сложными межпланетными кораблями иных цивилизаций, а иногда и с их представителями. У людей старой мистической закалки, религиозных или совсем не интересующихся наукой, в снах скорее всего будут присутствовать ангелы, демоны и необычные животные. Почитайте Откровение Иоанна Богослова – яркий пример. На этом этапе нужно начинать придавать значение снам – через них уже может идти полезная информация. Только не впадайте в распространенную ошибку и не пытайтесь толковать увиденное напрямую. Чем менее искусен практикующий, чем больше в нем человеческих мыслей, страстей и планов, тем под более толстым слоем символов скрыт смысл. Только самые продвинутые и отрешенные могут видеть суть без символики. Увы, такова ирония – знают всё про этот мир лишь те, кому он уже не нужен. Это своего рода защитный механизм природы – сверхспособности если и даются, то лишь тем, кому они уже без надобности.

Появление ярких сновидений сопровождается и ощущением "мистичности" происходящего наяву. Вот это и есть признак начинающегося расторможения эпифиза и включения его на большую мощность. Приятные, надо сказать, получаются ощущения. Однако на этом интересное не заканчивается, и даже не это самое главное. В определенных кругах периодически муссируется тема "гуру-чакры", сосредоточение на которой якобы заменяет реального учителя. Некоторые считают, что она находится посередине лба, некоторые – что в верхней его части, ближе к темени. Может быть концентрацией на этих местах надеются добиться более точного включения конкретных функций эпифиза, например, связанных с продукцией ДМТ? Не знаю. Но могу смело утверждать, что концентрация между бровей подталкивает к пониманию базовых вещей о себе и своем поведении. То есть фактически исполняет роль наставника. До прямых "бесед с духами", как при аяуаске, обычно не доходит, но этого и не требуется. Важна ведь не форма подачи информации, а ее содержание.

И наставления духов и наставления "гуру-чакры" сходятся в одном – надо быть проще, скромнее надо быть. Подавляющее большинство телесных и психических болезней обеспеченной части человечества связано именно с излишествами. По какой-то непонятной причине люди вдруг решили, что чем больше, тем лучше. И это при том, что они уже обладают существенно большим, чем нужно для нормальной жизни. На уровне отдельной личности такой подход ведет к атрофии мышц, обжорству, сексуальным излишествам, опьяняющим веществам и деградации систем саморегуляции, а на межличностном уровне – к тяжелым конфликтам.

Плотно работающий с "третьим глазом" приходит к идее умеренности самостоятельно. Дело в том, что любые излишества, в чем бы они не заключались, лишают человека сил, это становится предельно ясно. Некоторые излишества напрямую портят здоровье, а остальные требуют большого количества энергии на поддержание, не говоря о том, что являются предметами зависти и привлекают внимание преступников и конкурентов. Обладатель стандартного жилья покрывает все свои потребности в этом отношении. Обладатель дворца точно так же покрывает все свои потребности, но вдобавок должен иметь штат прислуги, которой надо платить и которую надо контролировать. И штат охраны, чтобы отбиваться от желающих завладеть имуществом. А поскольку замок не бывает просто так, сам по себе, и к нему еще прилагается не самый маленький бизнес, вся жизнь превращается в одну непрекращающуюся битву. Битву за что? За бизнес, который нужен, чтобы побеждать в битве. Жизнь таких людей это – борьба за борьбу, и это было бы смешно, если бы не было так грустно, поскольку от сил и здоровья человека довольно быстро остается пустое место.

Время от времени приходится слышать мнение, что особо успешные в борьбе за деньги и власть личности все поголовно занимаются магией. Что она позволяет им, с одной стороны, побеждать, а с другой – не сходить с ума и не падать от усталости. И действительно, за многими очень богатыми и влиятельными людьми замечают необычные способности, такие как умение высыпаться за короткое время, исключительная память или выдающаяся, граничащая с невозможным интуиция. Напившись лианы или разогнав свой эпифиз до совершенно фантастических мощностей, можно "просить у духов" наставления в разных вещах. В основном люди просят счастья для себя, и, естественно, получают наставления умеренности во всем. Но можно попросить и чего-то конкретного. Например, денег, и побольше, чтоб самолеты и яхты, банки и нефтяные вышки. Вот этот самый акт прошения для себя конкретных благ и считают магией. Потому что человек перестраивается в соответствии со своей целью, после чего начинает получать инструменты для ее достижения. Причем некоторые инструменты столь сильны и необычны, что кажутся не иначе как чертовщиной.

Вы хотите такой судьбы? С банками и вышками? Это все равно, что хотеть быть самым сильным в мире – нельзя ничего, питание по расписанию, режим дня по науке, и тренировки, тренировки все время всю жизнь. А в итоге – операции на позвоночнике, инвалидность и некупирующиеся боли. Но мы видим, что недостатка в участниках чемпионатов мира по тяжелой атлетике не наблюдается, значит готовых пройти этот путь хватает. Как хватает и желающих поучаствовать в "чемпионатах мира" по нефтяным вышкам. Что ж, каждый выбирает себе судьбу сам, тем более что не все штангисты заканчивают больницей. Некоторым везет.

Но при чем здесь воля? Да, мы несколько отклонились от основной темы главы. Все сказанное выше относится, образно говоря, к "зрительной" функции "третьего глаза". Потенцирование эпифиза ведет к увеличению продукции ДМТ, который, среди прочего, открывает доступ к области бессознательного. В результате создается полное впечатление возникшего дополнительного видения. Или общения с духами-наставниками – у склонных к магическому видению мира.

Кстати, роль ДМТ в этом процессе может быть преувеличена. Поскольку расположение эпифиза затрудняет его исследование in vivo, и еще по ряду причин, другие механизмы еще попросту не изучены. Оказаться переоцененной может и роль собственно эпифиза, поскольку радикальное изменение личности в результате расширения области осознаваемого не может быть вызвано действием лишь одной системы. Поэтому все сказанное выше следует воспринимать не как истину в последней инстанции, и даже не как теорию, а, скорее, как добротную гипотезу, которая, надеюсь, послужит одним из элементов будущей теории.

Развитая воля как источник могущества

Непосредственное отношение к воле имеет близость к межбровью другой области мозга – лобной доли коры. Лобная доля – самая "человеческая" часть нервной системы, ее масса составляет от двадцати пяти до тридцати процентов массы мозга, и она формируется позже других как в филогенезе, так и в онтогенезе. Именно она-то напрямую и отвечает за выдержку, так как тормозит импульсивные проявления человеческой природы. Говоря образно, она является вместилищем того, что Фрейд называл сверхсознанием – совокупности всех условностей и запретов, формирующих социально приемлемое поведение человека.

Лобная доля исследована значительно лучше, чем эпифиз. С ней связаны высшие психические функции – наиболее сложноорганизованные психофизиологические процессы. Это речь, арифметический счет, планирование действий, чувство юмора… Но сейчас для нас интересен волевой аспект, который в самом широком смысле выходит далеко за рамки выдержки и настойчивости. Внезапно: есть психологи, считающие, что воли не существует. Вместо нее они предлагают оперировать таким понятием, как мотивация. Действительно, можно сказать, что студент напряг волю и сел за учебники, отвергнув распитие пива. Но можно утверждать, что мотивация учиться у него оказалась выше, чем мотивация развлекаться. То же самое, только с другой стороны. Однако такой взгляд на волю облегчает понимание некоторых вещей.

Например, таких, как тесная связь воли (мотивации) с целеполаганием, глобальным планированием жизни и, в конечном итоге, с личностью. Ведь неспроста все перечисленное имеет проекцию в одном и том же отделе мозга. Только редким фанатикам развития воли в чистом виде безразличны точки ее приложения. Им без разницы – до одурения бегать кросс или до одурения умножать числа в уме. Большинство же предпочитает расходовать время и силы для достижения некой значительной и сложной цели, и все их поступки, в том числе и волевые, так или иначе ориентированы в одном направлении. И именно в избранном направлении волевые акты существенно продуктивнее, как и любые действия вообще.

Это хорошо видно на изучении иностранного языка. Ребенок учит его в школе, потом в вузе, и по итогу десяти и более лет он способен максимум читать со словарем. Потому что хочет стать музыкантом, и нет в его глобальной цели такого элемента, где понадобился бы иностранный язык. Но вот он переезжает жить в другую страну, и, как по волшебству, овладевает языком на приемлемом уровне за год. Еще один хороший пример – бросание курить. Для того, кто хочет просто удалить сигареты из своей жизни, не затронув все остальное, задача неимоверно сложна. Ему некуда девать руки, он не может спокойно выпить чашку кофе или поговорить с приятелем, потому что добрая половина действий у него всю жизнь сопровождалась курением. Значительно проще тем, кто приняли решение изменить образ жизни в целом. Во время спортивной тренировки или занятия йогой не покуришь, и после занятия тоже как-то не очень. Да и новые товарищи не поймут. К тому же они показывают пример, как можно общаться, кушать и развлекаться без сигарет. Но самое главное – манящий целостный образ здоровой жизни, в который курение не вписывается как таковое.

Сосредоточение на области между бровей активизирует работу лобной доли вне всякого сомнения. Довольно скоро после начала регулярных занятий улучшается концентрация внимания. В школе и на первом курсе университета у меня был настоящий бич – я постоянно делал описки в словах и терял знаки в математических выражениях. Даже на вступительном экзамене я умудрился правильно решить задачу, но допустить описку в ответе. Однако уже на втором курсе, после пары-тройки месяцев яростной концентрации на области между бровями, проблема ушла полностью. Спустя время я получил еще один приятный бонус: мне стало существенно легче продолжать начатое дело, даже если делать его не хотелось. Я стал лучше "втягиваться", главное было начать. Говоря языком научной психологии, мне стало легче проявлять настойчивость.

Однако же все это мелочи по сравнению с главным: активизация лобной доли дает толчок интегративным процессам в области личности. Говоря простым языком, из отдельных фрагментов воспитания, образования и практического опыта начинает складываться целостная личность. Приобретенное за прошедший отрезок жизни начинает глубоко осмысливаться, и, что еще важнее, образуются связи между отдельными элементами – решающий фактор обретения целостности.

Помните вопрос, с которого начался наш разговор: вы кто? Так вот для осмысленного ответа на него требуется личность. И цель, на базе которой личность собирается. Говоря о том, кем он является, человек так или иначе обозначает собственную цель. Кто-то скажет: я женщина! Это может означать стремление к привлекательной внешности, желание любить и быть любимой, нацеленность на семью и детей. А определивший себя ученым, очевидно, ставит цели научных достижений выше остальных.

Личность собирается вокруг цели. Ни самоопределение, ни полноценная жизнь, ни личность невозможны без цели. И чем яснее она осознается, чем четче поставлена, тем более целостной является личность. А чем выше цель, тем больше зрелость личности. Воля, личность и цель связаны неразрывно. Высшее предназначение воли – стремление к цели, образующей личность, именно в этом стремлении ее потенциал раскрывается максимально. Вспомните депрессивные состояния, чаще всего они возникают либо на фоне утраты цели, либо на фоне невозможности ее достижения. Волевые свойства личности при этом приходят в упадок. И наоборот, когда желанная цель существует и достижима, появляется возбуждение, ажиотаж вплоть до маниакального состояния. И даже серьезные волевые усилия при этом совершаются легко и непринужденно.

Максимально продуктивное упражнение воли есть ничто иное, как упражнение цели. Кто хочет иметь сильную волю, тот должен постоянно работать над видением своей цели во всех мыслимых мелочах и со всей мыслимой ясностью. Легенда гласит, что однажды мальчик застал Микеланджело за работой и спросил, что происходит. Микеланджело ответил, что в камне заключен ангел, и он его освобождает. Цель примитивного индивида, живущего неосознанно, похожа на каменную глыбу, в которой угадываются грубые очертания примитивных желаний. Чем больше человек личность, тем четче и прекраснее "ангел", высеченный из этой глыбы. И тем выше потенциал его воли.

Интересный и неожиданный эффект в сумме дает увеличение продукции ДМТ и развитие волевых качеств, к чему как раз и приводит концентрация на области между бровями. Это проявляется в переживаниях так называемого внетелесного опыта. Не будем устраивать расследование, кажется это или происходит на самом деле, но констатируем факт: в результате определенных умышленных действий, а иногда и случайно, возникает ощущение "выхода из тела". Человек чувствует, что стоит посреди комнаты, где лежит его тело, причем может даже его видеть, что очень пугает. Но в некоторых случаях это лишь начало кошмара, потому что в окружающем пространстве могут быть обнаружены весьма странные сущности, настроенные не всегда дружелюбно. Раньше их, не долго разбираясь, называли демонами. Так вот человек с развитой волей воздействует на них прямо в том странном состоянии, в котором находится. Кто послабее, взывает к богам, читает мантры или молитвы. А наиболее сильные напрямую приказывают сущностям убираться или даже сослужить службу.

Вам это ничего не напоминает из народных колдовских традиций? Там ведь тоже предписывалось определенными действиями "вызвать" определенных сущностей и попросить или заставить их послужить колдуну. А типичный антураж – ночь, кладбище, дикие ритуалы – помогает изменить состояние сознания. Кстати, в тех же самых традициях есть совет для простых людей, внезапно увидавших во сне или наяву какую-то чертовщину: яростно послать ее матом. Но это для людей хоть и простых, но волевых. Теперь вы понимаете рекомендацию концентрироваться на области между бровей в момент смерти? По-настоящему волевой человек даже в предсмертных видениях поставит и богов и чертей по стойке "смирно". В том числе и поэтому в древности выдающихся йогов считали ровней богам.

В любой религиозной культуре утверждается связь человека с высшими силами, в каком бы виде они не представлялись – всемогущего единого Бога, пантеона богов или духов предков и сил природы. То есть любой человек вроде как может обратиться к ним напрямую и попросить помощи в своих делах. Обратите внимание – попросить, но ни в коем случае не потребовать! И лишь те немногие избранные, кого считают магами, могут именно требовать чего-то от высших сил, общаться с ними в приказном, ультимативном тоне. Бросать вызов богам – вот занятие, приличное для мифических героев древности. И чем значительнее сущность, на которую замахиваются, тем масштабнее герой. Вспомните того, кто бросил вызов самому Богу. Теперь вы понимаете, почему именно его считают главным покровителем всех магов и колдунов? Для них это образец высоты поставленной планки.

По древним поверьям число пять является символом магии, но в то же время и символом физической жизни. Разделив окружность на пять частей и обозначив линии внутри, мы получим пятиконечную звезду. Обращенная вершиной вниз, она символизирует черную магию: два козлиных рога, два уха и борода. А будучи обращенной вершиной вверх, она символизирует гармоничного человека: голова, две руки и две ноги. Помните витрувианского человека Леонардо да Винчи? Человек, вписанный в круг.

Задача магии – бросать вызов, но это же и задача жизни. Собственно, жизнь и есть вызов. Все процессы во Вселенной направлены в сторону увеличения энтропии. Движущееся останавливается, горячее остывает, сложное превращается в простое, стоящее вертикально стремится занять горизонтальное положение. Все эти процессы естественны, они как раз и происходят с мертвым телом. Но не с живым! Живое поступает в точности наоборот, то есть бросает вызов Вселенной.

Однако вызов можно бросать по-разному. Можно собирать плоды, охотиться на животных и тихо совокупляться по ночам, производя подобных себе "бросателей вызова". А можно заставить животных служить себе, заставить растения плодоносить в больших количествах прямо возле поселения, придумать одежду и строительство, чтобы жить там, где до этого жить не получалось. Можно смиренно просить богов о содействии в делах, а можно своей яростной, сметающей все преграды волей заставлять природу подчиняться.

Предпочитающим второй путь следует учесть важный момент. Напрягая волю, не надо делать страшное лицо и тужиться. И ни в коем случае не надо страстно желать результата. Природе наплевать на наши страсти. Результативно наорать можно только на того, с кем имеется взаимная эмоциональная связь. Наорать на постороннего человека значит только отдалить получение желаемого. А подталкивание эмоциями решения какой-либо задачи это вообще прямой путь к гипертонической болезни, за исключением задач самых простых, решение которых дается быстро, где напряжение тут же сменяется релаксацией.

Желать отстраненно, бесстрастно, желать, как бы и вовсе не желая – вот секрет продуктивного напряжения воли. Но при этом удерживая в сознании желаемое во всех аспектах, вплоть до мельчайших подробностей. Вы не поверите, но, простите за тавтологию, это и называется верой. Не той верой, когда жена говорит, что не изменяла, и муж ей верит. А Верой с большой буквы, фундаментальной, религиозной, магической. Той самой, про которую в Евангелии от Матфея написано: "…истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас".

Действительно, было бы странно, если бы верующий человек хмурил брови и тужился, представляя, что Бог существует. Напротив, он уверен в этом факте спокойной уверенностью, не требующий никакого напряжения. Но самое главное – он и ведет себя так, как будто Бог есть. Это самый важный момент! Есть иудейская притча, где люди пошли просить святого сотворить чудо и вызвать дождь. На что святой ответил, что чуда не будет, потому что у них нет веры. Если бы вера была, они пришли бы с зонтиками.

Вот вам и разгадка тайны, почему один человек распространяет вокруг себя флюиды власти, и окружающие ему подчиняются, а другой хоть и напускает на себя важность, и раздувается как рыба-шар, но окружающих это только смешит. У первого есть Вера в свою власть, а у второго – нет. Вера спокойная, холодная, непререкаемая. Это яркий пример того, что ученые называют психологическим заражением, а именующие себя магами – магией власти. Человек так устроен, он следует за тем, кто больше других уверен в правильности пути. Этот рефлекс берет начало в первобытном прошлом, когда люди существенно меньше выясняли, кто главнее, потому что главнее всего было выжить. Когда доходило до дела, каждый транслировал степень своей уверенности в том, как надо поступать. Невербальные сигналы легко считывались, и все слушались самого уверенного в своем решении.

В еще большей степени это касается гипнотического дара. Не надо таращить глаза и страшным голосом приказывать спать. Надо быть интересным и симпатичным, но при этом верить в то, что клиент войдет в нужное состояние. Верить по умолчанию, на уровне подсознания. Так человек верит, что съеденная им картошка переварится. Верит настолько всеобъемлюще, что даже не думает об этом. И очень удивится, когда кто-то станет в этом сомневаться. Конечно, для гипноза нужно еще кое-что, но то уже мелочи по сравнению с главным.

Как же развить столь мощную и всеобъемлющую веру в себя? Делается это при помощи визуализации процессов силы. Сразу отмечу, что слово "визуализация" вводит в заблуждение, так как конструирование образа должно осуществляться сразу по всем каналам: зрительному, слуховому, тактильному, обонятельному, вкусовому, и даже на уровне внутреннего ощущения, эмоционального отклика. Но мы будем для простоты использовать общепринятый термин – визуализация.

На этом месте обычно возникает масса возражений, сводящихся к одному тезису: визуализация объекта не влечет за собой его появления в реальном мире. Что ж, давайте проведем эксперимент. Сядьте в спокойной обстановке, прикройте глаза и представьте себе лимон. Желтый, круглый, с упруго-мягкой поверхностью. Вы помещаете его на блюдце и острым ножом отрезаете кружок. Под ножом раздается характерное поскрипывание, капли сока вытекают на блюдце, и воздух наполняется ароматом лимона. Вы отправляете кружок себе в рот и начинаете жевать, ощущая во рту восхитительную кислоту и сладость одновременно. Ну что, у вас выделилась реальная физическая слюна?

Конечно, выделилась. При здоровой нервной системе иначе и быть не может. Потому что организм воспринимает реальность только через ее отражение в психике. На сетчатке глаза отображается картинка палки, лежащей в траве, но на этом этапе человек еще не знает, что это такое. Картинка транслируется в зрительную кору, где образ распознается. И если дело происходит в сумерках, палка запросто может быть распознана как змея, после чего человек будет уверен, что это именно змея. Потому что мы имеем дело не с реальным миром, а с его интерпретацией нашим мозгом. А поскольку весь мозг пронизан разветвленными взаимными связями между всеми участками, воспоминание, воображение и восприятие связаны между собой. В результате мы можем "помнить" то, что когда-то воображали. Или думать, что были в месте, которое нам давно, но очень подробно описывали. Слушая описание, мы визуализируем образы, которые потом попадают в память и при определенных обстоятельствах начинают восприниматься как воспоминание о реально увиденном.

Эффект будет куда большим, если ввести человека в состояние гипнотического транса. Все начинающие гипнотизеры восьмидесятых обязательно учились по книге Леона Шертока о гипнозе. В нашей стране в те годы это был чуть ли не единственный источник, где описывалась техника наведения гипнотического транса. Так вот в ней приводилась шкала глубины транса, состоящая, если мне не изменяет память, аж из тридцати пунктов. Высшей точкой Шерток указывал постгипнотические отрицательные слуховые галлюцинации. Это значит, что человеку внушали не слышать после выхода из транса определенных звуков, которые на самом деле есть. Затем он "просыпался" и действительно не слышал. О чем это говорит? Да все о том же – мы оперируем не реальностью, а нашими представлениями о ней. А гипнотический транс это всего лишь инструмент, при помощи которого одни связи в мозгу активизируются, а другие блокируются. Интересно и то, что негативные галлюцинации внушить сложнее, чем позитивные. То есть заставить человека не воспринимать то, что есть, труднее, чем заставить его воспринимать то, чего нет. Возьмите себе на заметку. Работа с отрицанием всегда сложнее для мозга, в каком бы виде она не осуществлялась. Внушая что-либо себе или другим, всегда формулируйте идею в утвердительной форме.

Но ведь эксперимент с лимоном – это воздействие на себя, а не на окружающий мир, скажут скептики и будут совершенно правы. Лимон-то в реальности не появился. Однако решение задачи по развитию безграничной веры как раз и требует воздействия на себя. А оно результативно, что и требовалось доказать. Большинство делает ошибку, не добиваясь полноты визуализации. Люди думают, что можно вернуться с работы, сесть в кресло, полчаса повнушать себе величие, и идти пожинать плоды. Некоторым даже удается через пару месяцев таких упражнений серьезно поднять самооценку. Это, конечно, здорово, но все равно мало. Чтобы механизм воздействия на окружающих заработал, необходимо довести осознание своей власти до уровня галлюцинации. Только не зрительной или слуховой отдельно, а, галлюцинации по всем модальностям одновременно. В психике не должно остаться даже мельчайшего островка, где таится скепсис по данному вопросу. Чтобы властность заработала, ее нужно ощущать ВСЕЙ ТОТАЛЬНОСТЬЮ СВОЕГО БЫТИЯ.

Но тогда вопрос: а не сумасшествие ли это, не стоит ли рассматривать такого самовнушателя как больного психически? Для этого сначала разберемся, что такое психическая болезнь. Функция психики – отражать действительность, чтобы правильно реагировать на нее, и таким образом выживать. Человек глазами видит нечто. Это нечто отражается в психике, и идентифицируется ею как хищник. В результате человек хватается за ружье, которое тоже отражается в психике и идентифицируется как средство защиты. Если же человек видит глазами хищника, но идентифицирует его как велосипед, он несомненно болен. Видеть не то, что существует в реальности, значит снизить свою способность к выживанию. А это и есть болезнь. У хромого ограничена способность бегать, у глухого – слышать, а у сумасшедшего – адекватно воспринимать действительность. Это все болезни, потому что они мешают выживать.

Мешает ли выживать тотальное осознание своей власти? Отчасти да, как в ряде случаев скорпиону мешает выживать наличие у него смертоносного жала. Вы когда-нибудь ловили скорпионов? Это просто, потому что скорпионы не убегают, будучи уверенными в собственной силе. Если завести такого зверька у себя дома, его можно выпускать погулять, а потом брать пинцетом и сажать обратно в террариум. Совсем другое дело – завести крайне скептически относящегося к своей мощи таракана. Почувствовав свободу, он рванет на полной скорости в ближайшую щель в полу.

Все как у людей: при виде агрессора трус бросится бежать со всех ног, а "настоящий мужик" примет вызывающую позу и станет ждать, глядя прищуренными глазами. "Настоящие мужики" попадают в беду намного чаще, но мальчикам хочется становиться именно такими. Стоит ли оно того? Вопрос на самом деле очень спорный. Трусы редко сожалеют о своей трусости, поскольку живут долго и без проблем, если не считать проблемой презрение со стороны храбрецов. Храбрецы же, напротив, сожалеют о своей храбрости часто. А в зрелом возрасте определяют ее не иначе как дурость, мучительно вспоминая моменты, когда надо было включить заднюю, а они проявили характер. К тому же человеческое общество отвратительно цинично. Люди обожают героя, пока он их защищает, но стоит ему получить увечье, что бывает часто, как интерес к нему сразу же пропадает. Так что трусость или храбрость – это дело вкуса.

Загрузка...