Нейролингвистическое программирование – это самостоятельная область знаний, которая рассматривает структуру субъективного опыта людей, их мыслительные и поведенческие стратегии, моделирование и обучение успешным стратегиям.
Понимаю, что предложенное в эпиграфе определение годится разве что для тех, кто прозанимался НЛП достаточно долгое время и прекрасно понимает, что НЛП – это про другое. Про нечто интересное, полезное, занимательное, веселое, наконец, живое. Понятное. И близкое.
Нет, все в этом определении, конечно же, верно: составляли его люди, давно связавшие свою жизнь с этой «самостоятельной областью знаний». Более того, сам я, будучи математиком по натуре, этим определением просто восхищаюсь!
Интересно, смог бы хоть кто-нибудь из «обычных людей», взглянув на фотографию, сделанную на паспорт какой-нибудь в будущем знаменитой фотомодели, догадаться о том, какой она может быть?
Читая эти, в сущности, волшебные слова определения, за каждым из которых стоит океан личного (и не очень) опыта, становится обидно, что обычного человека «с улицы» такое определение, скорее всего, просто оттолкнет. Своей научностью.
А может, и наоборот – привлечет. Притянет. Ведь таинственное нейролингвистическое программирование становится все более и более популярным. Именно благодаря своей непонятности «для непосвященных». И даже для вас, читающего эти строки, но так и не получившего до сих пор внятного ответа на вопрос: «Что такое НЛП?»
Не беспокойтесь: так уж устроена эта книга, что практически все непонятности здесь рано или поздно разъясняются. Даже на столь полюбившееся мне мудреное определение будет десяток альтернативных мнений. Заинтересовал? Тогда вперед!
Это современное направление практической психологии. И не только, но об этом – позже. Оно родилось в начале 70-х годов двадцатого столетия в США. Основателями НЛП считаются Джон Гриндер, Ричард Бендлер, попавшие под влияние Грегори Бейтсона.
В основе НЛП лежат удачные попытки выяснить, что такого делали величайшие психотерапевты того времени Фриц Перлз, Вирджиния Сатир и Милтон Эриксон, чтобы добиваться столь замечательных результатов, их поведенческие модели. При этом внимание акцентировалось именно на действиях этих корифеев, а не на том, чему эти психотерапевты учили своих учеников.
Как оказалось, при всем различии стилей работы, да и характеров Перлза, Сатир и Эриксона, в их поведении наблюдалось много общего. И это общее довольно значительно отличается от того, что говорили о себе они сами. По признанию корифеев психотерапии, модели, созданные с помощью НЛП, помогли им лучше разобраться в собственном таланте. Оформленные в виде пошаговых наборов действий – поведенческих стратегий, – эти находки легли в основу нарождающейся науки.
Суть метода отражает его название, появившееся, когда был накоплен достаточно большой багаж моделей, – к концу семидесятых – нейролингвистическое программирование. «Нейро-» отражает тот факт, что все психологические процессы связаны с нашей нервной системой. Лингвистическая часть названия демонстрирует важность речи в упорядочивании и структурировании нашего опыта. Слово «программирование» указывает на взаимосвязь и взаимовлияние неврологической и лингвистической составляющих нашего опыта, а также всех жизненных процессов.
Правда, это не более чем официальная версия. Очень удобная, впрочем. Гораздо более похожим на правду (и забавным к тому же) мне кажется объяснение Ричарда Бендлера (цитирую по книге «Используйте мозг для изменений»):
«Нейролингвистическое программирование – это слова, которые я изобрел, чтобы избежать необходимости специализироваться в той или иной области. В колледже я был одним из тех людей, которые не могут решиться на что-либо одно, и решил продолжать в том же духе».
Но не только. Лично мне нравится считать НЛП именно одним из видов программирования, а не психологии. Программирования в широком смысле – как организации управления информацией. Программисты же, по сути своей, создают способы все более и более эффективного использования «костылей для собственных мозгов» – компьютеров. В нашем случае речь идет об управлении информацией в собственном мозге. С наибольшей пользой и эффективностью. Опять цитата из Ричарда Бендлера:
«Хотя куча психологов и социальных работников используют НЛП, чтобы делать то, что они называют «терапией», я считаю более правильным описывать НЛП как образовательный процесс. По сути, мы разрабатываем способы научить людей пользоваться собственными мозгами».
Они сказали, что не знают, что делать с моей проблемой, и послали меня на три буквы… На НЛП.
Постараемся понять, что такое НЛП для тех, кто соприкоснулся с ним довольно тесно. Сразу оговорюсь, что попыток дать ответ на этот вопрос достаточно много. Огромное число людей, в той или иной степени овладевших НЛП, регулярно ищут подходящие объяснения для еще большей армии любопытных. Люди спрашивают, интересуются… Не будешь же отсылать их к определению, приведенному выше! Не поймут. Да и как уложить в несколько слов целый мир? Потому-то и родилась бессмертная расшифровка: Не поймешь – Лучше Попробовать.
А многочисленные определения все множатся и множатся… Постепенно укладываясь в мою любимую копилку.
«НЛП – это язык описания мыслительных процессов и наука моделирования человеческого совершенства». В этом смысле НЛП любят сравнивать с нотной грамотой. Ведь именно с помощью нот наконец-то удалось записать на бумаге волшебство мелодии. И теперь любой хороший музыкант способен воспроизвести ее с листа. Подобно чарующим мелодиям на нотах, нэлперы научились выделять и записывать важнейшие элементы человеческого совершенства.
«НЛП – это психотехнология успеха». Да! Нас больше всего интересует успех. Что отличает успешных людей от неуспешных? Как примкнуть к первой группе? На эти вопросы уже даны конкретные ответы. И этому можно научиться.
«НЛП – это луч света психологических практик в темном царстве классического подхода». Не правда ли, наглое высказывание? А между тем за ним кроется один из главных аспектов НЛП: практичность. НЛП оперирует только тем, что реально работает и оставляет в стороне умозрительные построения. Костяк НЛП составляют тщательно выверенные и многократно опробованные инструменты.
«НЛП – это искусство работать с моделями окружающего мира и соотносить их с окружающим миром». Даже при самой развитой технологии НЛП оставляет место и для искусства. Равно как и в музыке, танцах, живописи… ученики совершенствуют свои технические навыки, а уж на их основе строится настоящее искусство.
«НЛП – это практическая философия поиска и моделирования совершенства». Оно действительно дарит весьма хорошо работающую жизненную философию. Причем не на уровне философствования, а на уровне реальных жизненных нужд и потребностей. Ориентируясь на философию НЛП, мы направляем внимание на то лучшее, что есть вокруг нас, с тем чтобы стать лучше и совершеннее.
«НЛП – это методика совершенствования самосознания». Как мы мыслим? Что происходит внутри нас? Какие мотивы лежат за нашими поступками? Что формирует и поддерживает нашу личность? И как можно изменить в себе то, что пока работает не так, как хочется? Вопросов много, и самое главное, что на них можно найти ответы. А НЛП помогает нам в этом.
«НЛП – это психотехника, помогающая людям жить». Причем жить хорошо. С кайфом! НЛП неоценимо в психологическом консультировании. Оно позволяет решать практически любые психологические (и даже психотерапевтические) проблемы. Причем все делается четко и технологично. Можно даже выделить ключевые шаги.
«НЛП – это инструкция по эксплуатации собственного мозга». Как дикарь может воспользоваться микроскопом? Как молотком. Плохим и ломким – гораздо хуже каменного. Потому что не знает, как с ним обращаться. Когда-то наш мозг сравнивали с совершенным компьютером, к которому забыли приложить инструкцию по эксплуатации. Как вы уже догадались, НЛП призвано восполнить этот пробел.
«НЛП – это очаг уменьшения энтропии в хаосе нереализованных возможностей». Мы живем в мире необычайных возможностей. Они воистину огромны! Осталось только научиться их находить и реализовывать. Чем мы с вами и займемся. Почему только очаг? Потому что НЛП еще очень молодо и только набирает силу.
А еще говорят, что «НЛП – это Начинаем Лепить Психологов». Даже если человек не имеет фундаментального психологического образования, то, став нэлпером, он уже в какой-то степени имеет право величать себя психологом. То есть «истинные психологи», конечно же, возмутятся: они-то этому учились лет пять. Между тем нэлперы в чем-то оказываются «гораздо больше психологами», нежели люди, которые себя так величают. Хотя, по правде говоря, это только начало пути психолога. А пока НЛП – это «как доехать на осле без морковки». Что тоже не мало…
А сейчас о том, что же позволило НЛП появиться на свет. Именно то, что создателей НЛП заинтересовал один простой вопрос: «Как?» Как мы мыслим? Как гениальные люди делают то, что они делают? Как научиться тому же самому? С этим простым вопросом «Как?» они подходили к решению самых различных задач.
Больше всего их интересовала структура каждого явления. Как устроена эта конкретная проблема? Как сделать так, чтобы ее решить? Насколько я понимаю, этому вопросу Бендлер и Гриндер научились у первого из моделируемых корифеев психотерапии – создателя гештальттерапии Фрица Перлза. Именно он в свое время предложил сместить внимание с причин проблемы на ее структуру. Нэлперы пошли дальше: они стали исследовать еще и структуру успеха, а не проблемы.
Метафорическое объяснение Ричарда Бендлера: «Мы – люди, создающие поваренные книги. Мы не хотим знать, почему это есть шоколадное пирожное; мы хотим знать, что в него положить, чтобы оно правильно получилось. (…) Мы хотим знать, как шаг за шагом прийти от ингредиентов к шоколадному пирожному».
Именно вопрос «Как?» позволил создателям НЛП сконцентрировать все свое внимание на самых важных элементах субъективного опыта. Если раньше психологов больше интересовал вопрос «Почему?» и причины, то нэлперам стал интересен вопрос «Как?» и структура.
Почему большинство психологов так активно интересовались причинами любой проблемы? Дело в том, что они знали только один способ как ее решить: найти и устранить причину. Но разве, чтобы научить ребенка грамоте, так уж необходимо знать, почему первоклассник до сих пор ее не выучил? Достаточно просто знать, как это делается. И уметь это делать. Вопрос «Почему?» помогает найти ответ на вопрос «Кто виноват?», а вот с вопросом «Что делать?» отлично справляется вопрос «Как?».
На самом деле нэлперы пользуются еще одним вопросом: «Зачем?» Это вопрос целесообразности. Задавая вопрос «Как?», они узнавали о той стратегии, которой уже сейчас пользуется успешный человек. Вопрос «Зачем?» дает возможность оставить только нужные шаги.
Представьте себе человека, который успешно включает лампочку. Задав вопрос, как он это делает, мы получаем, например, такие шаги:
1. Помолиться богу электричества
2. Подойти к выключателю
3. Трижды поклониться
4. Нажать на выключатель
5. Отойти от выключателя
6. Принести жертву богу электричества
Проверив эту стратегию на целесообразность с помощью вопроса «Зачем?», мы получим привычную схему: «подошел – включил – отошел». Что и требовалось.
Смешно? А ведь это именно то, что творят традиционные психотерапевты. Иначе как объяснить, что то, что нэлперы делают за час, они делают в течение нескольких лет (например, в области лечения фобий и соматических аллергий)?
Простой вопрос «Зачем?» способен поставить под сомнение целесообразность множества забавных и привычных процедур. Зачем вы страдаете? Именно не «Почему?», а «Зачем?»! Мало кому удается дать на это вразумительный ответ. По крайней мере, мне такие гении еще не встречались. Зачем смотреть телевизор? «Чтобы быть в курсе мировых событий». – «А это зачем? Слабо дать честный ответ?» – «Да нет, не слабо – только зачем?» И так далее и тому подобное…
Бизнесмен – это человек, тратящий время на то, чтобы сделать деньги. А затем – тратящий деньги, чтобы убить время.
Самое интересное, что вопрос «Зачем?» не только позволяет отделять полезные дела от развлечений, но и может наполнить большим смыслом то, о чем мы раньше и не задумывались.
Зачем вы читаете эту книгу? Что вы рассчитываете из нее взять? Чему научиться? Какая польза от того, что сейчас вы заняты чтением, а не чем-то еще? Какие изменения вы хотите привнести в свою жизнь с помощью этой книги? Интересные вопросы? Для меня – да. А если для вас – нет, тогда можете над ними особо не задумываться. Просто получайте удовольствие от чтения. Замечено, что люди берут отовсюду только то, что собирались взять. Если вы хотите только «убить время», то вы добьетесь этой цели. Развлечься? Легко! И с удовольствием: стиль книги к этому весьма располагает. Пополнить коллекцию прочитанных книг по психологии? Тут вам повезло: книга читается легко и быстро. Овладеть подходами НЛП? Найдете и это… Кардинально изменить свою жизнь? Гм… Придется много работать, но все необходимое для этого тут есть.
Итак, мы с вами выяснили, что главный нэлперский вопрос – это «Как?». Задавая его, мы интересуемся механизмом, устройством того, что делают люди. И как только мы понимаем, как устроен успех в том или ином деле, мы уже можем попытаться его воспроизвести. И чем лучше найденная схема, тем больше у нас шансов на успех.
Впрочем, часто задавая вопрос «Как?», нэлперы выяснили, что, оказывается, полезно использовать и другие вопросы. Так, вопрос «Почему?» помогает выяснить причины, подоплеку, основание, а вопрос «Зачем?» – цели и намерения. А по мере развития НЛП в нем стали появляться и другие, не менее интересные вопросы, но главным остался вопрос «Как?». Ведь это двигатель! Куда ж без него?!
Что отличает нэлпера от обычного человека? Необычайная эффективность его действий. При этом, конечно же, стоит уточнить, что я предпочитаю называть нэлперами именно эффективных людей, а не тех, кто только пытается овладеть НЛП. То есть ты можешь не знать ни одной техники НЛП, но если твои действия эффективны, ты – нэлпер.
Так что же способствует успеху нэлперов? Простое правило:
Если то, что ты делаешь, не работает, сделай что-нибудь другое.
«Тоже мне новость!» – подумает иной читатель. Действительно, это правило настолько очевидно, что его мало кто выполняет. Сколько из нас, прекрасно осознавая очевидность этого правила, толкали дверь сильнее, если она не открылась с первого раза? Вместо того чтобы просто потянуть ее на себя.
Да что там дверь! Что такое уговоры с точки зрения этого правила? Просьба – отказ. Просьба – отказ… Просьба – послали. Не скрою: бывает, что удается взять измором. Да и дверь при желании можно открыть в любую сторону. Один раз. Потом просто нечего будет открывать. Кстати, опытные уговорщики – те, что уговаривают быстро, эффективно и многократно, – вовсю руководствуются нашим правилом: приводят разные аргументы, используют разные методы воздействия…
Если то, что ты делаешь, не работает, сделай что-нибудь другое. У этого «другого» гораздо больше шансов сработать, поскольку первое уже не сработало. Правило замечательное! И мне хотелось бы его слегка видоизменить – сделать еще более нэлперским.
Что значит «не работает»? Не приносит результата. Любые действия производят какой-то эффект! И в этом смысле они просто не могут «не работать». Поэтому уточним: имеется в виду не просто результат, а – желаемый. Учитывая это, приходим к «суперправилу успеха»: Хочешь получить другой результат – сделай что-нибудь другое!
В духе профессиональных «рекламщиков» остается заявить: «Это правило позволяет решать любые проблемы!» Остается добавить: «Практически любые проблемы», помня, что все обобщения ложные. В полном соответствии с этим правилом выводим общую стратегию решения проблем:
• узнай, какая последовательность действий приводит к данной проблеме;
• внеси в нее изменения;
• убедись, что новый результат тебя устраивает больше.
Прошу заметить, что это именно стратегия решения проблем, а не стратегия достижения желаемого результата. Именно поэтому так важен ее третий шаг. Чтобы не вляпаться куда похуже. Впрочем, эта разница скорее умозрительная. Действительно, откуда вы знаете, что полученный результат нежелательный? Сравнивая его с желательным. И находя различия.
Хочешь получить другой результат – сделай что-нибудь другое. Поступая так, мы добиваемся следующих вещей:
• внесение элемента новизны, без которого трудно представить себе свое дальнейшее развитие;
• развитие собственной поведенческой гибкости, позволяющей достигать успеха в изменяющихся обстоятельствах;
• навык выявления внутренних и внешних стратегий – способность к перепросмотру прошлых событий с выявлением ключевых элементов.
Опять в рекламу ударился. Зато показал, какие просторы открываются перед нэлперами. И перед всеми, кто отзовется на призыв поступать в соответствии с этой стратегией. Вообще, мне часто бывает жаль те гениальнейшие идеи, которые изобретатели не сумели качественно преподнести. Поленились, что ли? Приходится подбирать, вычищать и демонстрировать их во всей красе.
Например, задумывались ли вы над тем, что внесение изменений в стратегию создания проблемы может заключаться в простой смене последовательности ее шагов? А ведь на этом основано множество секретов психологии.
Игорь Незовибатько на тренинге «Искусство очарования» рассказывает о такой ошибке при попытке познакомиться: пытаться разговаривать, чтобы познакомиться. То есть сначала решить познакомиться, потом понять, что для этого нужно завязать разговор. А потом стараться вести беседу так, чтобы потом познакомиться. Безуспешно. А как правильно? Меняем местами шаги! Вот симпатичная личность. Возникает желание с ней пообщаться. А для этого нужно познакомиться. Что ж – подходим, знакомимся и начинаем общаться. С удовольствием! Общительные люди знакомятся, чтобы общаться, а не наоборот.
Понятно, что подобные примеры не единичны. Так, применяемый в НЛП принцип подстройки и ведения – пример изменения последовательности шагов стратегии. Как делают авторитарные личности? Пытаются вести в надежде, что к ним начнут подстраиваться. И ведь некоторые даже и рады бы подстроиться под лидера, да не могут. А вот грамотный лидер сначала становится ближе к массам, а уже потом увлекает их за собой.
Далее. Нам предстоит узнать действительно уникальный способ решения проблемы – делать все наоборот. И результат будет противоположным. Практически с гарантией.
Довольно распространенный способ вызвать бессонницу – громко, четко и быстро разговаривать про себя. Желательно при этом просить, уговаривать и даже заставлять себя заснуть. Еще полезно ругать и называть себя всяческими нехорошими словами за неспособность уснуть мгновенно. А вы попробуйте заменить «должен» на «могу», а «не могу» на «могу не». Начните говорить потише. Поме-е-едленнее. Поспокойнее. И посмотрите, что из этого выйдет.
Только не надо засыпать прямо сейчас! Потому что нам предстоит узнать еще несколько способов, как «сломать» стратегию, приводящую «не туда».
Самое простое – изменить или заменить один из ключевых шагов стратегии. Изменить шаг значит подрегулировать его параметры: визуальные, аудиальные или же кинестетические (телесные). Пример таких параметров: размер, яркость, громкость, сила. А заменить можно вообще что угодно и чем угодно: попробуйте, например, громко декламировать стихи, вместо того чтобы дышать со всхлипами – плакать не получится.
Довлеет над кем-то образ грядущих неприятностей – можно буквально отодвинуть эту картинку подальше, спустить ее вниз, уменьшить в размерах и притушить яркость. Как же трудно после этого по-настоящему беспокоиться!
Следующий способ – добавление лишнего шага. Именно таким образом можно решить задачку из серии «Не думать о белой обезьяне». Добавить еще один шаг – сжигание образа обезьяны сразу после его возникновения. После нескольких повторений новая стратегия закрепляется весьма прочно.
Так, кстати, работают некоторые компьютерные антивирусные программы: выявляют вирус и, ничего в нем не меняя, добавляют в него оператор перехода в конец вируса. То есть первым же шагом в работе вируса становится окончание его работы. Вирус «живой», но навредить он уже не может.
Другой пример «лишнего шага» – легендарная фраза «И это пройдет». Она часто оказывается спасительной в кризисных ситуациях. Которые, по определению, временные. А вот если эта фраза мешает насладиться приятными переживаниями, то этот шаг лучше выкинуть из стратегии. Без него будет лучше.
Итак, стратегию, приводящую к нежелательному результату, можно подредактировать следующими способами:
• поменять шаги местами;
• заменить каждый шаг противоположным;
• изменить или заменить ключевой шаг;
• убрать ключевой шаг;
• добавить лишний шаг.
Не думаю, что кто-то станет вас ругать, если вы надумаете применять эти способы одновременно. Дело-то стоящее!
Загадай желание. Представь себе его исполнение во всей полноте: со звуками, образами, ощущениями… Теперь оно сбудется. Если?.. Да, если убрать сознательный контроль – дать поработать своему бессознательному. И что произойдет? Может быть, в нужный момент ты вдруг поймешь, что именно надо сделать, и сделаешь это. И у тебя будут и силы, и нужное настроение. К кому-то подойдешь, что-то заметишь, куда-то позвонишь. Возможно, нужные события будут сами выстраивать для тебя дорогу к цели. Как бы случайно. Самое интересное, что ты можешь даже не осознавать, что в данный момент идешь к своей цели, – заметишь на подлете и порадуешься везению.
Что же это за инстанция такая – бессознательное? Откуда берется его непостижимое могущество? Что дает ему власть организовывать события жизни хозяина так, что все его заказы исполняются? Давайте разбираться.
По большому счету, к бессознательному можно отнести всю мозговую активность за исключением крохотного клочка направленного внимания, который традиционно именуется сознанием. Здесь есть все, что относится к поддержанию жизнедеятельности человеческого организма: дыхание, питание, температура тела, давление… Здесь же обитает наш автопилот – как встроенный на уровне инстинктов и безусловных рефлексов, так и наработанный за жизнь – привычки, привычные же действия, реакции, поступки. Бессознательное же хранит всю нашу память – и то, что мы периодически вспоминаем, и то, о чем люди уже забыли. Опыт, одним словом. Наше восприятие тоже большей частью бессознательное: сознание замечает около семи событий единовременно – остальное тут же оказывается в епархии бессознательного.
Самое забавное, что за подавляющее большинство выдаваемой информации также ответственно бессознательное. Мы сообщаем окружающим существенно больше, чем хотели бы сознательно. Кстати, и больше, чем окружающие сознательно воспринимают. Что успокаивает. Зато появляется возможность говорить о коллективном бессознательном, которое заведует тем, о чем все знают, но почти никто не осознает. Может быть, в общении бессознательных и кроется секрет исполнения желаний, когда мир сам идет нам навстречу?
Но даже если и не задумываться об этой – фантастической – возможности использования ресурсов бессознательного, все равно в нашем распоряжении остается могущественный союзник, владеющий колоссальным объемом информации, имеющий доступ ко всем нашим навыкам, помнящий успех каждого нашего научения и всех наших достижений, постоянно учитывающий все изменения внешнего мира и подстраивающий под них мир внутренний… И при этом – заинтересованный в твоем выживании и комфорте и стремящийся выполнить любое твое желание. Блеск!
Если сопоставлять возможности сознания и бессознательного, сознательное внимание можно сравнить с биноклем: видно лучше и четче, но… значительно меньше. И при этом всегда можно перенаправить свое внимание и рассмотреть то, что раньше не осознавалось. На этой идее и основано переучивание: мы «вытаскиваем» уже сформировавшийся навык на уровень сознания, и теперь уже можно его изменять сознательно, т. е. так, как это нужно нам.
Этим-то мы с вами и будем заниматься далее: брать то, что вы и так успешно делали (бессознательно), ставить вопросы, позволяющие задуматься над этим сознательно, и вырабатывать новые бессознательные навыки. Ясное дело, более эффективные. При этом не удивляйтесь, если в промежутке, когда вы будете пытаться управлять собой сознательно, ваши действия растеряют свою грацию и естественность. Все же у сознания мощность гораздо скромнее, нежели у бессознательного.
Рассказывают такую байку: «Когда у сороконожки спросили, как она управляется со всеми своими ногами, она задумалась и не смогла сделать ни шагу…»
Нэлперы склонны к более оптимистичному взгляду: «После того как она поняла, что надо ходить в ногу, она стала ходить в три раза быстрее».
Поэтому, до того как у вас сформируется новый навык, тренируйтесь «на кошках». В смысле, в тех условиях, когда эти тренировки не принесут никому существенного вреда. Вряд ли манекенщице имеет смысл отрабатывать новую походку непосредственно во время показа мод: для этого у нее есть специально отведенные время и место. Посему лучше всего отрабатывать новые умения вместе с друзьями. Хотя лучшим вариантом были и остаются специальные тренинги: там и расскажут, и покажут, и подскажут – создадут все условия для комфортных занятий. А с тренинга вы выйдете с уже готовым навыком. Работа у нас такая.