Я попытаюсь объяснить идеи, в ней заложенные, максимально доступным языком.
Все мы сегодня переживаем непростое время. Хотя, на самом деле, никакие времена никогда не были простыми. Достаточно посмотреть содержание хотя бы последних 12 десятилетий, с начала ХХ века, как это становится совершенно ясно. Легких времен не было никогда. А люди тем не менее жили, влюблялись, рожали детей и не чувствовали себя такими уж несчастными.
Но в наши дни информационная нагрузка, из-за пандемии и политических событий, оказывается необычайно высокой. В итоге у многих из нас нервная система начинает давать сбои, что рано или поздно отражается и на телесном здоровье.
То, как мы себя психологически ощущаем, психологи обычно именуют психологическим благополучием [10] человека.
Интуитивно этот термин понятен (на самом деле он довольно сложный по смыслу и всегда многофакторный). Но для наших целей достаточно интуитивного понимания.
Итак, если психологическое благополучие человека (студента, инженера, рабочего, бизнесмена и т. д.) хорошее, то, как правило, в большинстве случаев и настроение у него неплохое, и работа спорится, и со здоровьем нет никаких неожиданностей.
Если же ситуация обратная, то результаты соответствующие. И без психологической поддержки изменить эту ситуацию будет нелегко. В этом случае специалисты чаще всего говорят о тревожных, тревожно-депрессивных и невротических расстройствах («невроз» – термин уходящий, но мы пока не будем от него отказываться).
Проблемы усугубляются в отдельные периоды жизни, так называемые кризисные, то есть изобилующие стресс-факторами. Причем кризисы бывают ненормативные (развод, потеря работы, авария, пандемия, смерть близких, военные действия и т. д.), а бывают нормативные, например, возрастные.
Один из них, нормативных (то есть – ожидаемых) – начало обучения в новой образовательной среде: первоклассники, на переходе из начальной школы в среднюю и т. д. Например, все первокурсники колледжа или вуза уже находятся в ситуации повышенного стресса и, соответственно, повышенного риска ухудшения их психологического благополучия.
Научные данные это подтверждают. Часть текста ниже напечатана курсивом, так как она – для интересующихся. Остальные могут ее спокойно пропустить, без потери нити контекста.
Мы сами провели ряд эмпирических исследований в колледже МосГУ (11.02.2022 г., выборка 51 человек) среди первокурсников университета и получили следующие данные:
Среднее значение по тревожности (6,4 балла), замеренное по шкале HADS, близко к верхнему пределу нормы – 7 баллам. Всего же с превышением нормы (по одному или обоим показателям) – 20 человек (39,2 %).
С превышением на уровне клинического расстройства (свыше 10 баллов по одному или обоим показателям) – 12 человек (23,5 %).
С превышением на уровне клинического расстройства (по обоим показателям свыше 10 баллов, коморбидное течение) – 3 человека (5,9 %)
Интересно, что в замерах по той же методике HADS в апреле 2021 г. (первый курс того же колледжа, выборка 23 человека) средняя тревожность была заметно выше – 7,82 балла, а с превышением нормы по одному или обоим показателям шкалы HADS было 61,8 % испытуемых.
Мы связываем такое снижение показателей тревожности с нивелированием последствий Covid-19 и непривычных дистанционных условий учебы. Однако следует учесть, что замеры проводились до начала известных внешнеполитических событий и сопутствующих им стресс-факторов.
Мы также сравнили данные по нашей основной выборке (51 первокурсник колледжа) с аналогичными данными, полученными нами при тестировании первокурсников университета по той же методике HADS (198 испытуемых, средний возраст 18,4 г., замеры 15 и 16 февраля 2022 г.). В этом случае всего с превышением нормы (по одному или обоим показателям) – 70 человек (35,4 %).
С превышением на уровне клинического расстройства (свыше 10 баллов по одному или обоим показателям) – 30 человек (15,2 %).
С превышением на уровне клинического расстройства (коморбидное течение, свыше 10 баллов по обоим показателям) – 9 человек (4,5 %).
Среднее значение по тревожности – 6,12 балла; по депрессии – 4.79 балла.
Выраженность тревожности первокурсников вуза несколько меньше, чем значения этого параметра у первокурсников колледжа, что, скорее всего, объясняется разницей в возрасте (практически 2 года, что очень значимо в данном периоде онтогенеза человека).
Вывод же таков: не менее 15 % первокурсников университета и 23 % первокурсников колледжа на момент исследования нуждались в психологической помощи.
Ну и теперь самый главный момент: на сегодня большинство населения планеты, не только нашей страны, оказались в ситуации ненормативного кризиса из-за пандемии и политических событий. То есть едва ли не половина (а может, и больше) нуждается в психологической помощи.
Так вот: кто и как должен ее, психологическую помощь, оказывать? И как человек поймет, что ему эта помощь нужна?
Для организаций нами предложен следующий план действий для решения поставленных задач.
1. Массовый скрининг (обследование и самообследование) всех желающих проверить свое психологическое состояние. Для этого прямо в книжке приведем самые простые, но корректные тесты.
2. Выявление групп риска, то есть людей, нуждающихся в психологической поддержке.
3. Предоставление вариантов такой поддержки, с опорой как на внутренние, так и на внешние ресурсы.
Расшифруем сказанное.
С первым пунктом более-менее понятно. Только исследовать будем не сложно измеряемое психологическое благополучие, а гораздо более легче измеряемые тревожность, депрессию и невротическую готовность. Это вполне корректно, так как удалось доказать (в том числе и в эмпирических исследованиях автора этих строк) значимую обратную корреляцию тревожности и психологического благополучия с умеренной и высокой теснотой связи. Простыми словами: в большинстве случаев, чем выше тревожность, тем хуже обстоят дела с психологическим благополучием, и наоборот. То же самое можно сказать про депрессию.
Второй пункт, разумеется, полностью добровольный, если испытуемый хочет получить информацию о своем психологическом состоянии.
Ну и, наконец, третий пункт. Собственно, организация психологической помощи.
Здесь применимо все, что может принести практическую пользу. Перечислим то, что максимально достижимо:
1. Прежде всего: информирование людей об их психологическом статусе. Это суперважно. Многие страдают годами, не понимая, что с ними происходит. Например, по научным данным, каждый шестой в поликлинической очереди к кардиологу страдает кардионеврозом и лечиться, соответственно, должен у психолога или психиатра.
Ситуация усугубляется стигматизированием всего, что связано с психикой человека. Люди боятся «клейма», в итоге мучаются даже тогда, когда их расстройство достаточно легко полностью убрать.
Очень важно также информировать родственников. Они зачастую не понимают, что происходит с близкими, и вместо помощи усугубляют их психологическое состояние.
2. Информирование людей о доступных методах и средствах психологической поддержки (надежные информационные каналы, кризисные центры, телефоны доверия, профессиональные психологи и психиатры и т. д.).
3. Прямая поддержка от педагогов-психологов в школах, колледжах и университетах, а также на предприятиях, если там есть психологическая служба.
А теперь – самое важное. На миллионы тревожных людей психологов не хватит. Да и на оплату их труда не у всех есть средства. К счастью, оказывается, что эффективно в подобной ситуации можно помогать себе и самостоятельно. Да, это, несомненно, менее эффективно, чем работа с профессионалом. Но однозначно лучше, чем отсутствие подобной работы.
Вот мы и подошли к главной цели, ради которой создана эта книжка.
Ниже расположен расширенный и дополненный текст статьи, впервые опубликованной в апрельском номере журнала «Человеческий капитал» [5]. Как и в прежнем случае, сложный текст – для интересующихся, его можно пропускать.
А вот все, что дальше, – лучше все-таки прочитать.
В конце статьи приведена итоговая авторская Программа снижения тревожности, собранная из подходов, приемов и техник, уже доказавших свою эффективность. Она себя неплохо показала (там приведены фактические результаты), не включает в себя никаких фармакологических препаратов и вполне способна помочь многим людям, даже в случае самостоятельного использования.
В качестве иллюстрации ее эффективности мы привели так называемое выпускное эссе – заметку, которую пишут доверители, прошедшие психокоррекцию с помощью данной методики. Приведено лишь одно эссе, но подобных материалов достаточно много на нашем научно-популярном канале в Яндекс. Дзене[1] [11], целиком посвященном психологическим расстройствам и путям их преодоления.
Итак, переходим к основному тексту.