«Играть – не устать, не ушло бы дело»

Как у нашего двора

Начинается игра.

Раз, два, три, четыре, пять –

Выходи нас забавлять!

История игр тянется из глубины веков. Когда и где возникли первые игры? Скорее всего, на эти вопросы никто не ответит. Игры, подобно сказкам и песням, созданы народом. Они передавались из поколения в поколение и частично дошли до наших дней. Раньше они являлись главным элементом любого народного праздника, где благодаря их эмоциональности создавалась особая система веселья, радости, дружелюбия и удальства.

Кто в детстве не играл в догонялки и в жмурки? В этом возрасте дети обладают неиссякаемой энергией, поэтому должны присутствовать подвижные игры, которые есть основа их физического и нравственного воспитания. Кроме того, для малышей-дошкольников подвижные игры являются хорошей подготовкой к учебе. С возрастом игры усложняются. Подростковый период (с 10 до 15 лет) ознаменован уже духом соперничества: кто сильнее, кто больше, дальше и быстрее. Дальше идут игры старшего школьного возраста и игры взрослых.

Каждому возрасту, полу свойственны определенные игры. Индивидуальные игры вырабатывают характер и упорство, групповые – чувство товарищества и сплоченности, что помогает общаться друг с другом. С игры начинают воспитываться культурные привычки и дисциплина. Любая игра развивает умственные способности, требует смекалки, находчивости.

Общее для всех игр – стремление выиграть, одержать победу. Также с помощью игры можно понять, кто является лидером и поведет всех за собой.

В процессе игры недопустимы унижение человеческого достоинства, любое проявление грубости.

Необходимы и организаторские моменты, которые положительно настраивают на ту или иную игру.

Точного определения играм найти невозможно из-за их многообразия. По количеству участников различают одиночные, парные, групповые, командные игры. Есть игры, связанные с ремеслом, посиделочные. Существуют игры карточные, игры с разгадыванием шарад, ребусов, задач. Игры словесные включают в себя большинство народных игр. Сюда относятся игры-упражнения, игры-загадки и т. д. Также игры различаются по спортивной подготовленности, месту проведения. В них можно играть в различных условиях: у дома, в школе, в походах, в лесу, за деревней, на вечерках.

Очень важна роль ведущего (водящего), который знакомит с участниками игры, объявляет название игры, правила, действие игроков, их места. Основная часть времени приходится на игровые действия, поэтому необходимо сделать так, чтобы все «были в азарте». В конце игры надо оценить, кто больше из участников проявил решительности и инициативы. Выявляются лучшие или победители. Надо отметить, что народная игра нередко позволяла слабому победить сильного за счет других качеств: ловкости, меткости, хитрости.

Разработана целая система игр, которая учитывает времена года. Многие игры являются сезонными, по-другому – природными (зимние, весенние, летние, осенние). «Какой праздник – така и игра» – говорят в народе. Например, зимой, в морозы, молодёжь собиралась в избах, а как только начинало пригревать солнышко, игрища устраивались на улице.

В дождливую же погоду собирались в гумнах. Летние гуляния с Пасхи до Покрова проходили на полянах, лугах, больших и малых горках, где можно было «развернуться». Так, например, Алевтина Филипповна Чернокова, 1928 года рождения, из деревни Савичи (родом – из деревни Коновалиха) рассказывала: «Мы раньше играли в местечке, где было много берез, оно называлось – Березник. Не одно поколение выросло в этом Березнике. Играли в „Продольника”, „Приколочена заря”, „Свистком”, „Забить кол” и другие».

Характерны были хороводные игры; игры-пляски; игры с бегом и прыжками; игры-догонялки; игры с угадыванием, колдовством, пением и танцами; игры в прятанье и поиски (жмурки, фанты); игры с быстрым нахождением своего места, сопротивлением и борьбой; катанием и метанием предметов (колесо, чурки, городки, мяч); игры-эстафеты и многие другие.

Красота народной игры заключается не только в сюжете, движениях, словах, но и в мастерстве, ловкости и удаче участников. Часто она была построена на ухаживании и любви. Раньше на вечерках развлекалась молодежь, во время игры (по ее правилам) приходилось обниматься и целоваться, но все знали меру дозволенного. Все происходило в форме игры, забавы и невинных шалостей. Девки просто могли посидеть на коленях у парней, а когда заиграет гармошка, шли плясать.

Когда-то я услышала от одной женщины, которая вспоминала о своем суженом: «И в игре заводила был, девок любил и кажинной по прянику дарил».

Мария Игнатьевна Бушуева (1923–2006) из деревни Пысье вспоминала: «Пока молодые были, так хотелось погулять, парня какого-нибудь подхватить. Не любила, когда меня парни „уважали”, лучше я сама „уважу”, чем меня кто-то приласкает. „Уважить” – это значит приласкать словами, подарить платок носовой во время какой-нибудь игры».

Приглашением к любой массовой игре могла служить и хороводная песенка, например, «Вейся, вейся, капустонька». Слова в приглашении выпевались. Часто имела место и хороводная пляска.

Хороводом присутствующие выводились на середину избы, а после того, как слова пропеты, проводилась и сама игра. В любой игре нельзя разрушать три компонента: жребия (в виде считалки или жеребьевки), собственной игры и наказания. Жребий исключал обиду.

«Все, что было раньше, быльем поросло и забыто», – рассуждают некоторые жители Виледи и сейчас. Действительно, в наше время дети стали забывать про салки и жмурки, все меньше играют в догонялки, хотя лето для детей – самое лучшее время года, когда можно поиграть в свое удовольствие. Как сейчас помню, раньше в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчишек, была игра в «войну». Сами делали из дерева винтовки, пистолеты и играли вдоволь, приглашая и нас, девочек, поучаствовать.

В нашей семье частенько играли в игру «Чей нос?», «В памятку». В данных играх участвовали как взрослые, так и дети. В первой игре чаще взрослый зажимал нос у ребенка двумя пальцами и задавал последовательно вопросы: «Чей нос? Куда ходил? Чего выславил? Чего купил? С кем съел?» В ответах слышал: «Савин, славить, копеечку, конфеточку». Можно сказать – пряник, но обязательно то, что можно съесть.

А вот на последний вопрос: «С кем съел?», может быть два ответа. Когда ответ: «С тобой», за нос не дёргают, а на ответ: «Один» – в наказание за жадность треплют ребёнка за нос и произносят: «Не ешь один, не ешь один!». Когда начинают спрашивать, держат нос между двумя пальцами.

Вторая игра «В памятку» – на внимание. Она заключалась в следующем: двое ломали памятку (куриную маленькую косточку) и договаривались, на что спорят (на пряник, конфету, щелчки, приседания и т. д.).

После чего старались перехитрить друг друга, давая друг другу в руки какой-нибудь предмет.

Тот, кто брал его, должен сразу произнести: «Беру и помню», а если не произносил, другой говорил: «Бери и помни», и становился победителем. Раньше детьми дурачились.

Когда кого-либо обманывали, произносили слова, как бы хвастаясь: «Обманули дурака на четыре пятака. Еще пятак – будешь сам дурак», или: «Обманули дурака на четыре кулака, как бы еще кулак – будешь совсем дурак».

Опыт подсказывает, что, возрождая традиции, мы сами возрождаемся. При проведении районных конкурсов «Вилегодская сударушка» (а их состоялось шесть) каждая из участниц должна была «показать» вилегодскую игру. Это было непростым домашним заданием, но все сударушки смогли создать в зрительном зале атмосферу «праздничной игры» – нарядной, массовой, яркой. Я сделала вывод, что народные игры остаются интересными и сегодня. В течение последних пяти – шести лет работники Дома народной культуры организовали мастер-классы «Играть, не устать – не ушло бы дело» в Быковской, Павловской, Ильинской школах, детской библиотеке, в Доме детского творчества для детей и педагогов дополнительного образования и для воспитателей детских садов райцентра.

В 2010 году в газете «Вести Виледи» мной была открыта рубрика «Как у нашего двора начинается игра…»», где были опубликованы правила многих народных игр.

Меня, как члена жюри районной учебно-исследовательской конференции «Юность Виледи», заинтересовала исследовательская работа «Народные подвижные игры жителей деревни Быково», с которой выступили в 2016 году ученицы второго класса Павловской средней образовательной школы – структурное подразделение «Быковская основная школа» Ксения Быкова и Валерия Лобанова. Их проблема исследования: уходят из жизни люди старших поколений, значит, некому будет рассказать о том, как играли раньше жители деревни Быково. Девочки взяли интервью у шести пожилых людей этого населенного пункта. Записанные ими игры публикуются в этом сборнике.

О пользе игр можно говорить бесконечно, но главное в том, что игра является неотъемлемой частью народной культуры, фундаментом нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей, подростков, молодежи и тесно связана с языком, песнями, праздниками. Кроме всего прочего, любая игра без исключения органично сочетает в себе и отдых, и трудовые навыки. Каждая эпоха выражает свое отношение к игре.

Задача, которую преследует издатель данного сборника, заключается в том, чтобы вилежане любого возраста познакомились с разнообразием игр, бытовавших на Виледи.

В сборнике есть яркие, разнообразные страницы – в своём роде уникальные, забытые сегодня игры и считалки.

Многие игры записаны от людей старшего возраста, которые сохранили их в памяти до глубокой старости, каким бы трудным не было их детство.

Первый в России опыт развернутой программы собирания и изучения народных игр принадлежит крупнейшему исследователю русского детского фольклора Г. С. Виноградову[1].

Екатерина Байбородина, заслуженный работник культуры РФ

Загрузка...