Примечания

1

Charles Rosen, Critical Entertainments: Music Old and New (Cambridge, MA: Harvard University Press, 2000), 305.

2

В оригинале au pair – человек из другой страны, как правило, студент, живущий в принимающей семье на полном пансионе и в обмен выполняющий какие-либо обязанности по дому. – Прим. пер.

3

Lavatory, наименование туалета в британском английском. – Прим. пер.

4

Музыкальная комедия 1965 г. с участием членов The Beatles, озвученная песнями группы. – Прим. пер.

5

Американская группа, изначально созданная для съемок в телешоу в роли рок-коллектива, который «хочет стать The Beatles»; несмотря на статус «продюсерского проекта», сделались одним из самых популярных коллективов 1960-х гг. – Прим. пер.

6

Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, самая известная пластинка The Beatles. – Прим. пер.

7

Пабло Казальс (Pau Casals i Defilló, 1876–1973) – каталонский виолончелист, композитор и дирижер, один из величайших виолончелистов XX века. – Прим. пер.

8

Yellow Submarine – полнометражный мультипликационный фильм 1968 г. с участием персонажей The Beatles, сопровождаемый саундтреком из песен коллектива. – Прим. пер.

9

Известная среди поклонников группы The Beatles легенда, согласно которой Пол Маккартни умер в 1966 г. и был заменен двойником. – Прим. пер.

10

Роберт Джонсон (Robert Leroy Johnson, 1911–1938) – легендарный блюзовый певец, гитарист и композитор, одна из самых влиятельных и загадочных фигур в истории этой музыки, автор и популяризатор большого числа блюзовых стандартов, человек, еще при жизни окруженный множеством мифов, в числе которых и классический миф о сделке с дьяволом. – Прим. пер.

11

Мадди Уотерс (Muddy Waters, 1915–1983) – блюзовый гитарист, певец и композитор, одна из самых почитаемых фигур в блюзе; носил прозвище «отца чикагского блюза». – Прим. пер.

12

Лерой Карр (Leroy Carr, 1905–1935) – американский блюзовый певец, автор песен и пианист, известный своим «расслабленным» стилем исполнения. – Прим. пер.

13

Дина Вашингтон (Dinah Washington, наст. имя Ruth Lee Jones, 1924–1963) – одна из самых популярных исполнительниц джаза, блюза и ритм-энд-блюза 1950-х гг., прозванная «королевой блюза». – Прим. пер.

14

Популярная в середине 1960-х гг. американская рок-группа. – Прим. пер.

15

Я буду звать руководителей джазовых оркестров бэндлидерами (bandleader), как они называются в джазовом контексте на Западе, а не дирижерами, как это принято у нас, потому что функции дирижера оркестра и руководителя джазового коллектива сильно разнятся: последний не только дирижирует, но и пишет композиции, формирует репертуар, аранжирует партии, часто управляет финансами и не менее часто – сам является полноценным музыкантом своего оркестра, совмещая, таким образом, роли дирижера, исполнителя, сочинителя, продюсера и идеолога. – Прим. пер.

16

Бинг Кросби (Harry Lillis “Bing” Crosby Jr., 1903–1977) – певец и актер, с 1931 по 1954 г. бывший самым коммерчески успешным исполнителем в Америке; его низкий «чувственный» голос и «расслабленная», интимная манера пения повлияли на множество популярных певцов, включая Фрэнка Синатру и Дина Мартина, и породили понятие crooner, описывающее именно такую форму мужского вокала и способ подачи материала. – Прим. пер.

17

Свинг (swing) – чрезвычайно многозначный термин; в данном случае речь идет об особенной форме «раскачки» музыкального материала относительно метрической сетки, характерной для джаза и блюза (в последнем случае она часто называется шаффлом), когда те или иные инструменты (или группы инструментов) играют с запаздыванием по отношению к долям такта; не путать с синкопой, которая, во-первых, чаще всего нерегулярна, а во-вторых, как правило, опережает сильные доли такта, а не запаздывает относительно них. – Прим. пер.

18

Atlantic Monthly (Sept. 1920), цит. по: Richard M. Sudhalter, Lost Chords: White Musicians and Their Contribution to Jazz, 1915–1945 (New York: Oxford University Press, 1999), 19.

19

Чак Берри (Charles Edward Anderson Berry, 1926–2017) – один из пионеров рок-н-ролла, привнесший в эту музыку многие блюзовые приемы игры. – Прим. пер.

20

Гленн Миллер (Alton Glenn Miller, 1904–1944) – наиболее популярный в 1939–1944 гг. бэндлидер, один из тех, чей оркестр и чьи записи ныне считаются образцами продукции эры свинга. – Прим. пер.

21

Дина Шор (Dinah Shore, наст. имя Fannye Rose Shore, 1916–1994) – певица, актриса и телезвезда, одна из самых популярных исполнительниц 1940– 1950-х гг. – Прим. пер.

22

Гай Ломбардо (Gaetano Alberto “Guy” Lombardo, 1902–1977) – бэндлидер и скрипач итальянского происхождения, чей оркестр был одним из самых популярных коллективов Америки 1920-х гг., утверждавший о себе, что он создал «сладчайшую музыку по эту сторону Рая». – Прим. пер.

23

Victrola – одно из ранних звуковоспроизводящих устройств, вышедшее на рынок в 1906 г. – Прим. пер.

24

Рэгтайм (ragtime) – форма американской популярной музыки начала XX века, исторически возникшая из намерения приспособить популярные в Америке марши к рекреационным нуждам; в связи с этим характеризуется отчетливыми маршевыми ритмом и структурой, однако играется, как правило, в существенно более быстром темпе, с мелодической линией, как бы «разорванной в клочья» (отсюда название) и обилием синкоп. – Прим. пер.

25

В данном случае имеется в виду стиль музыки 1920–1940-х гг., так называемой эры свинга, – времени, когда на джазовой сцене доминировали большие оркестры (биг-бэнды). – Прим. пер.

26

Фанк (funk) – возникшая в 1960-е гг. танцевальная разновидность ритм-энд-блюза, в которой сильно синкопированная ритмическая составляющая музыки была выведена на первый план, во многом в ущерб мелодии и гармонии; предтеча диско. – Прим. пер.

27

Ритм-энд-блюзом (rhythm and blues) в Америке 1940-х гг. называлась практически любая музыка, исполняемая черными музыкантами, которая не являлась джазом; со временем под ним стали понимать более быструю, «электрифицированную», ритмически компактную форму блюза с аффектированным вокалом, характерным для музыки госпел, и именно в этой интерпретации ритм-энд-блюз является непосредственным предтечей рок-н-ролла. – Прим. пер.

28

Литтл Ричард (Little Richard, наст. имя Richard Wayne Penniman, род. 1932) – один из пионеров рок-н-ролла, знаменитый своей эффектной и «дикой» манерой выступления на сцене; Рут Браун (Ruth Alston Brown, 1928–2006) – известная певица и актриса, прозванная «королевой ритм-энд-блюза»; Рэй Чарльз (Ray Charles Robinson, 1930–2004) – знаменитый исполнитель музыки соул и ритм-энд-блюз, известный как «отец соул-музыки»; Джеймс Браун (James Joseph Brown, 1933–2006) – легендарный певец, прозванный «отцом фанка», также часто называемый «крестным отцом соула»; Арета Франклин (Aretha Louise Franklin, род. 1942) – одна из самых известных на мировой сцене исполнительниц музыки соул и ритм-энд-блюз, прозванная «королевой соул»; Parliament/Funkadelic – коллектив, с 1968 г. исполняющий музыку фанк и соул и знаменитый своей афрофутуристической философией, отраженной в текстах песен; Грандмастер Флэш (Grandmaster Flash, наст. имя Joseph Saddler, род. 1958) – один из первых хип-хоп-диджеев, изобретший множество техник манипулирования записью, которыми диджеи всего мира пользуются до сих пор. – Прим. пер.

29

Карл Перкинс (Carl Lee Perkins, 1932–1998) – кантри-певец и автор песен, один из пионеров рок-н-ролла, более всего известный как автор и исполнитель песни Blue Suede Shoes, популяризованной Элвисом Пресли; прозван «королем рокабилли». – Прим. пер.

30

Соул (soul music) – появившаяся в конце 1950-х гг. разновидность ритм-эндблюза с элементами госпел и джаза, с менее агрессивным ритмом и более аффектированной, «ритуализованной» манерой пения. – Прим. пер.

31

Смысл этого пассажа состоит в том, что сначала в нем перечисляются артисты, работавшие в жанре, предполагавшем «задушевное», преимущественно акустическое исполнение мелодичных песен, а затем называются группы, в той или иной степени ответственные за усложнение языка поп-музыки и в итоге породившие такие жанры, как арт-рок и прог-рок. – Прим. пер.

32

Кинг Оливер (King Oliver или Joe Oliver, наст. имя Joseph Nathan Oliver, 1881–1938) – один из первых корнетистов и бэндлидеров в истории джаза, сочинивший несколько пьес, популярных до сих пор. – Прим. пер.

33

Флетчер Хендерсон (James Fletcher Hamilton Henderson, Jr., 1897–1952) – пианист, композитор, аранжировщик и бэндлидер, во многом определивший облик музыки биг-бэндов эры свинга. – Прим. пер.

34

Каунт Бейси (William James “Count” Basie, 1904–1984) – один из самых известных пианистов и бэндлидеров эры свинга; создал ряд приемов аранжировок для больших ансамблей, ставших стандартными паттернами для современников и последователей. – Прим. пер.

35

Motown – детройтский (отсюда название, сокращение от motor town, неофициального имени Детройта) лейбл, созданный в 1959 г. (под именем Tamla Records) и работавший как конвейер по производству «черной» музыки, по преимуществу ритм-энд-блюза, фанка и соула; характерные для его продукции звук и манера пения привели к появлению самостоятельного музыкального жанра «мотаун». – Прим. пер.

36

Stax Records – созданный в 1957 г. (под именем Satellite Records) звукозаписывающий лейбл, специализирующийся на издании записей музыки соул и госпел, фанка и джаза. – Прим. пер.

37

Ферди Грофе (Ferde Grofé, 1892–1972) – композитор и пианист, работавший аранжировщиком у Пола Уайтмена. – Прим. пер.

38

Буги, или буги-вуги (boogie-woogie) – форма быстрого блюза (а позже и рок-н-ролла), ставшая популярной в 1920-е гг.; характеризуется равномерным моторным так называемым шагающим, или буги-басом. – Прим. пер.

39

Бенни Мотен (Bennie Moten, 1894–1935) – пианист и бэндлидер, один из популяризаторов стиля буги-вуги. – Прим. пер.

40

Скэт (scat) – манера джазового пения, при которой вокалист голосом имитирует звучание различных инструментов. – Прим. пер.

41

Bennie Moten’s Kansas City Orchestra, “Get Low-Down Blues” (Camden, NJ: Victor Record 21693, 1928).

42

Американский музыкальный критик, писатель и журналист, автор книг об Элвисе Пресли, Сэме Филипсе и Сэме Куке. – Прим. пер.

43

Джерри Ли Льюис (Jerry Lee Lewis, род. 1935) – певец, пианист и автор песен, один из пионеров рок-н-ролла, известный своим необузданным поведением на сцене, за что получил прозвище «первого дикаря рок-н-ролла». – Прим. пер.

44

Jim Miller, The Rolling Stone Illustrated History of Rock’n’Roll (New York: Rolling Stone Press; Random House, 1976), 30.

45

Tin Pan Alley («Переулок оловянных сковородок») – первоначально неформальное название улицы (West 28th Street) на Манхэттене, где располагалось большое число музыкальных издательств. Генезис названия неизвестен (см. главу 3), по одной из версий оно произошло от повсеместного бренчания многочисленных фортепиано авторов, сочинявших песни. Впоследствии название стало нарицательным и дало имя как целой когорте издательств и авторов песен, так и жанру, в котором написан корпус сочинений, относимых к так называемому золотому веку американской песни. – Прим. пер.

46

Пэт Бун (Charles Eugene “Pat” Boone, род. 1934) – американский певец, актер, писатель, телезвезда и мотивационный спикер; один из самых популярных исполнителей раннего рок-н-ролла (конец 1950-х – начало 1960-х гг.), обладатель рекорда по пребыванию на верхних строчках чартов журнала Billboard в течение 220 недель подряд с разными песнями. – Прим. пер.

47

Перри Комо (Pierino Ronald “Perry” Como, 1912–2001) – американский певец и телезвезда, один из пионеров создания музыкальных телешоу. – Прим. пер.

48

Рокабилли (rockabilly) – стиль музыки, обладающий характерными чертами кантри и ритм-энд-блюза, то есть кантри с ярко выраженной ритм-секцией, считается неотделимой частью раннего рок-н-ролла; название является контаминацией слов rock и hillbilly. – Прим. пер.

49

Peter Guralnick, The Sun Sessions (CD notes, RCA 6414, 1987).

50

Марио Ланца (Mario Lanza, наст. имя Alfred Arnold Cocozza, 1921–1959) – знаменитый американский тенор итальянского происхождения. – Прим. пер.

51

Peter Guralnick, Lost Highway: Journeys and Arrivals of American Musicians (Boston: Godine, 1979), 135. В других случаях он выбирал иные песни для подобных оказий, но, насколько мне известно, это всегда были баллады или госпелы.

52

Thomas A. DeLong, Pops: Paul Whiteman, King of Jazz (Piscataway, NJ: New Century, 1983), 307.

53

Смысл этого пассажа в том, что здесь на одном временном отрезке сопоставляются «настоящий рок-н-ролл» (Hound Dog) и «сладкая» баллада (Love Me Tender). – Прим. пер.

54

Биг Джо Тёрнер (Joseph Vernon “Big Joe” Turner, Jr., 1911–1985) – блюзовый певец, считающийся одним из основных предтеч рок-н-ролла. – Прим. пер.

55

Бадди Холли (Buddy Holly, наст. имя Charles Hardin Holley, 1936–1959) – один из пионеров рок-н-ролла, чья безвременная гибель в авиакатастрофе дала повод говорить о «смерти рок-н-ролла». – Прим. пер.

56

The Drifters – существующая уже более 60 лет вокальная группа, исполняющая музыку в стилях R&B и ду-уоп. – Прим. пер.

57

Джорджия Гиббс (Georgia Gibbs, 1919–2006) – американская певица, знаменитая широтой своего стилистического диапазона. – Прим. пер.

58

The McGuire Sisters – женское вокальное трио, популярное в 1950-е гг. – Прим. пер.

59

Джими Хендрикс (James Marshall “Jimi” Hendrix, наст. имя Johnny Allen Hendrix, 1942–1970) – блюз-роковый гитарист, вокалист и композитор, регулярно признаваемый самым влиятельным гитаристом рока. – Прим. пер.

60

Лаверн Бейкер (Delores LaVern Baker, 1929–1997) – ритм-энд-блюзовая певица, популярная в конце 1950-х – начале 1960-х гг. – Прим. пер.

61

Ellen Willis, “Records: Rock, Etc”, New Yorker, 6 Apr. 1968, 148.

62

Пол Уэстон (Paul Weston, 1912–1996) – американский пианист и композитор, один из создателей жанра «музыки под настроение» (mood music). – Прим. пер.

63

Нельсон Риддл (Nelson Smock Riddle Jr., 1921–1985) – американский композитор, бэндлидер и аранжировщик, работавший со звездами 1940–1950-х гг., такими как Фрэнк Синатра, Джуди Гарланд и Дин Мартин. – Прим. пер.

64

Генри Манчини (Enrico Nicola Mancini, 1924–1994) – американский композитор, аранжировщик и дирижер, четырежды лауреат премии «Грэмми», известный своей музыкой к фильмам, в числе которых «Розовая пантера» и «Завтрак у Тиффани». – Прим. пер.

65

Влиятельная американская группа 1960–1970-х гг., считается одной из ранних предтеч панка; Брайан Ино, говоря о ее значении, заметил, что хотя ее первый диск разошелся тиражом всего в 30 000 экземпляров, «каждый, кто купил одну из этих 30 000 копий, создал свою группу». – Прим. пер.

66

Американская группа, играющая в стилях диско и фанк. – Прим. пер.

67

Джон Колтрейн (John William Coltrane, 1926–1967) – легендарный джазовый саксофонист, один из пионеров модального и фри-джаза. – Прим. пер.

68

Первый джазовый коллектив, в составе которого Луи Армстронг значился лидером; его записи 1925–1928 гг., как и записи группы Hot Seven, сделанные в то же время, многие считают событиями, полностью изменившими облик джаза. – Прим. пер.

69

Rosen, Critical Entertainments, 285.

70

Джон Филип Суза (John Philip Sousa, 1854–1932) – американский композитор и дирижер, известный в первую очередь своими маршами, многие из которых ныне являются символами различных организаций и воинских подразделений (включая The Stars and Stripes Forever, официальный марш США), и прозванный «американским королем маршей». – Прим. пер.

71

John Philip Sousa, “The Menace of Mechanical Music”, Appleton’s Magazine 8 (1906), 278–284 (http://www.explorepahistory.com/odocument.php?docId=418).

72

Paul Edmund Bierley, The Incredible Band of John Philip Sousa (Urbana: University of Illinois Press, 2006), 78.

73

Керри Миллс (Kerry Mills, 1869–1948) – популярный автор рэгтаймов и маршей, особенно знаменитый в 1895–1918 гг. – Прим. пер.

74

Чарлз К. Харрис (Charles Kassel Harris, 1867–1930) – популярный композитор своего времени, автор свыше 300 песен, один из первых композиторов Tin Pan Allley. – Прим. пер.

75

Charles K. Harris, After the Ball (Milwaukee: Charles K. Harris & Co., 1892).

76

Charles K. Harris, After the Ball: Forty Years of Melody (New York: Frank-Maurice, 1926), 87.

77

Пит Сигер (Peter “Pete” Seeger, 1919–2014) – один из самых известных американских фолк-певцов и политических активистов. – Прим. пер.

78

Pete Seeger, The Goofing-Off Suite (Folkways LP 2045, 1954); Pete Seeger, Henscratches and Flyspecks (New York: Berkley Medallion Books, 1973).

79

Язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент, напоминающий губную гармонику с аккордеонной клавиатурой. – Прим. пер.

80

Sousa, “Menace of Mechanical Music”.

81

Стивен Фостер (Stephen Collins Foster, 1826–1864) – американский композитор, автор более 200 салонных песен и песен для минстрел-шоу; считается «отцом американской музыки» и одним из самых популярных композиторов-песенников XIX века. – Прим. пер.

82

Russell Sanjek, American Popular Music and Its Business (New York: Oxford University Press, 1988), vol. 2, 77.

83

Rosen, Critical Entertainments, 217.

84

Витольд Лютославский (Witold Lutosławski, 1913–1994) – один из самых влиятельных композиторов XX века, работавший во многих случаях в серийной технике. – Прим. пер.

85

Редова (redowa) – танец чешского происхождения в трехдольном метре, напоминающий вальс. – Прим. пер.

86

Йозеф Ланнер (Joseph Lanner, 1801–1843) – австрийский композитор, автор более двухсот вальсов, один из первых популяризаторов этого танца. – Прим. пер.

87

“Music”, Putnam’s Monthly Magazine of American Literature, Science and Art 1, no. 1 (Jan. 1853), 119–120.

88

Минстрел-шоу (minstrel show) – форма американского народного театра XIX века, в котором загримированные белые актеры исполняли роли черных и, в связи с этим, часто играли «черную» музыку; в рамках минстрел-шоу актер и музыкант Джон Суини сделал популярным среди белого населения банджо. – Прим. пер.

89

Sanjek, American Popular Music, vol. 2, 78.

90

Бесси Смит (Bessie Smith, 1894–1937) – певица, одна из первых (и наиболее знаменитых) женщин-исполнительниц блюза, прозванная «императрицей блюза», чья манера пения оказала существенное влияние на женский джазовый вокал. – Прим. пер.

91

“Bessie Smith & Co. at the Avenue”, Chicago Defender, sec. 1, 10 May 1924, 6.

92

Миссисипи Джон Херт (Mississippi John Hurt, наст. имя John Smith Hurt, 1892 (?)–1966) – кантри-блюзовый певец и гитарист. – Прим. пер.

93

Дельта (Mississippi Delta) – регион, занимающий западную часть штата Миссисипи между реками Миссисипи и Язу, славящийся плодородными почвами, что обусловило в свое время наличие здесь огромного числа плантаций и, как следствие, развитой афроамериканской культуры рабов и издольщиков. – Прим. пер.

94

Etude (правильнее – The Etude) – один из старейших американских музыкальных журналов, выходивший с 1883 по 1957 г. и печатавший как ноты, так и редакционные статьи, касающиеся широкого набора тем – от чисто музыкальных до политических. – Прим. пер.

95

Чарли Паттон (Charley Patton, ум. 1934) – один из первых блюзовых гитаристов, часто именуемый «отцом дельта-блюза». – Прим. пер.

96

Гид Тэннер (James Gideon “Gid” Tanner, 1885–1960) – скрипач и композитор, одна из первых звезд кантри-музыки. – Прим. пер.

97

Фэтс Уоллер (Thomas Wright “Fats” Waller, 1904–1943) – знаменитый джазовый пианист, органист, певец, композитор и комедиант, одна из ведущих фигур на джазовой сцене 1920–1930-х годов, известный как блестящей техникой игры, так и комической манерой поведения за инструментом. – Прим. пер.

98

Джеймс П. Джонсон (James Price Johnson, 1894–1955) – джазовый пианист и композитор, создатель страйдовой (см. сноску 54 к главе 5 на с. 127 настоящего издания) манеры игры на фортепиано и автор одного из самых известных хитов 1920-х гг. – «Чарльстона». – Прим. пер.

99

Артур Рубинштейн (Arthur Rubinstein, 1887–1982) – знаменитый пианист-виртуоз польского происхождения. – Прим. пер.

100

Sobre las Olas, вальс мексиканского композитора Хувентино Росаса (1868–1894). – Прим. пер.

101

Алан Ломакс (Alan Lomax, 1915–2002) – знаменитый этнограф и фольклорист, вместе со своим отцом, Джоном Ломаксом, заложивший основы американского этномузыковедения и собравший огромное число уникальных записей народной музыки. – Прим. пер.

102

Подвижный танец, появившийся в начале века в Новом Орлеане и ставший популярным в 1920-е гг. в городах; по ритмическому рисунку напоминает чарльстон; название восходит к наименованию детройтского черного квартала. – Прим. пер.

103

Чарльстон (charleston) – сольный и парный быстрый танец с характерным «перекрестным» движением рук, ставший особенно популярным после появления в 1923 г. одноименной песни Джеймса П. Джонсона. – Прим. пер.

104

Тустеп (two-step) – быстрый танец двудольного размера. – Прим. пер.

105

Уанстеп (one-step) – парный бальный танец, популярный в начале XX века и состоящий из набора кодифицированных движений. – Прим. пер.

106

Margaret McKee and Fred Chisenhall, Beale Black and Blue: Life and Music on Black America’s Main Street (Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1981), 231.

107

Elijah Wald, “John Jackson: Down Home Rappahannock Blues”, Sing Out! 39, no. 1 (1994), 10–19.

108

Гитаррон (guitarrón mexicano) – очень крупный шестиструнный инструмент с низким строем, напоминающий гитару, хотя и не являющийся ее производной, неотъемлемая часть мексиканских оркестров, особенно играющих в традиции мариачи. – Прим. пер.

109

Спиричуэл (Spirituals, Negro spirituals) – ритуальные песни христианского содержания, распространенные среди черного населения Америки и восходящие еще к временам рабства, как правило, торжественного и скорбного характера. – Прим. пер.

110

Frederika Bremer, The Homes of the New World: Impressions of America (New York: Harper & Brothers, 1853), 307–308.

111

Folk process – понятие англоязычной фольклористики, введенное музыковедом Чарльзом Сигером, отцом певца Пита Сигера, и описывающее особенные формы эволюции народного творчества, в первую очередь музыкального; включает в себя категории континуальности, вариабельности и коммунального отбора. – Прим. пер.

112

Биг Мама Торнтон (Willie Mae “Big Mama” Thornton, 1926–1984) – популярная в 1950-е гг. исполнительница ритм-энд-блюза. – Прим. пер.

113

Рипербан (Reeperbahn) – улица в Гамбурге, где сосредоточено большое количество ночных клубов; также район «красных фонарей». – Прим. пер.

114

Джин Отри (Orvon Grover “Gene” Autry, 1907–1998) – американский певец и артист, выступавший в амплуа «поющего ковбоя». – Прим. пер.

115

Eileen Southern, The Music of Black Americans: A History (New York: Norton, 1971), 68.

116

Скримин Джей Хокинс (Jalacy “Screamin’ Jay” Hawkins, 1929–2000) – певец, композитор и актер, известный своим гротескным театрализованным исполнением песен; многими считается одним из предтеч шок-рока. – Прим. пер.

117

Синкопа – прием «раскачки» метрической сетки музыкального произведения, основанный на смещении акцента с сильной на слабую долю такта. – Прим. пер.

118

Аделина Патти (Adelina Patti, 1843–1919) – одна из самых известных и высокооплачиваемых оперных певиц своего времени, колоратурное сопрано. – Прим. пер.

119

Gene Jefferson and R. S. Roberts, “I’m Certainly Living a Ragtime Life” (New York: Sol Bloom, 1900).

120

Robert C. Toll, The Entertainment Machine: American Show Business in the Twentieth Century (New York: Oxford University Press, 1982), 104.

121

David Ewen, Music Comes to America (New York: Thomas Y. Crowell, 1942), 279.

122

Rudi Blesh and Harriet Janis, They All Played Ragtime (New York: Alfred A. Knopf, 1950), 223. Даже Penguin Encyclopedia of Popular Music (Donald Clarke, ed., London: Penguin Books, 1990), 955, хотя в целом и разделяет мой более широкий взгляд на данный вопрос, полагает, что Alexander «вовсе не был рэгтаймом».

123

Скотт Джоплин (Scott Joplin; ок. 1867/68–1917) – американский композитор и пианист, автор рэгтаймов, маршей, вальсов и опер, прозванный «королем рэгтайма». – Прим. пер.

124

Henry O. Osgood, So This Is Jazz (Boston: Little, Brown, 1926), 74.

125

Roger Pryor Dodge, Hot Jazz and Jazz Dance: Collected Writings, 1929–1964 (New York: Oxford University Press, 1995), 26.

126

Байу (bayou) – рукав или старица реки, канала, ручей или другой тип водоема с крайне медленным течением, часто заболоченный; слово имеет отчетливо региональный характер и маркирует южные районы США. – Прим. пер.

127

Сидни Беше (Sidney Bechet, 1897–1959) – саксофонист, кларнетист и композитор, один из пионеров джаза, известный певучестью тона своих инструментов. – Прим. пер.

128

David Meltzer, Writing Jazz (San Francisco: Mercury House, 1999), 126.

129

Levee camp (лагерь у дамбы) – палаточный лагерь рабочих, возводящих дамбы; такие лагеря часто привлекали освобожденных рабов, а также черных и белых, ищущих работу, из-за чего в них сложилась собственная характерная низовая культура. – Прим. пер.

130

Richard Meryman, Louis Armstrong: A Self-Portrait (New York: Eakins Press, 1971), 57.

131

Чик Кориа (Armando Anthony “Chick” Corea, род. 1941) – джазовый и фьюжн-пианист, клавишник и композитор. – Прим. пер.

132

Формирование джазового канона подробно разобрано в: Scott DeVeaux, “Constructing the Jazz Tradition”, in Robert G. O’Meally, ed., The Jazz Cadence of American Culture (New York: Columbia University Press, 1998), 483–512.

133

Период конца 1910-х – середины 1920-х гг. – Прим. пер.

134

У. К. Хэнди (William Christopher Handy, 1873–1958) – композитор и музыкант, прозванный «отцом блюза», один из самых влиятельных американских композиторов-песенников XX века. – Прим. пер.

135

Osgood, So This Is Jazz, 69.

136

Интермеццо, здесь – небольшая инструментальная пьеса свободной формы. – Прим. пер.

137

Корнет, также корнет-а-пистон – медный духовой музыкальный инструмент, по звуку напоминающий трубу; доминировал в джазе до середины 1920-х гг., когда был вытеснен трубой; все ранние джазовые трубачи, включая Армстронга и Фредди Кеппарда, на деле до определенного периода были корнетистами. – Прим. пер.

138

Sanjek, American Popular Music, vol. 2, 299.

139

Ibid., vol. 2, 296.

140

Kerry Mills, “At a Georgia Campmeeting [sic] ” (New York: F. A. Mills, 1899).

141

Фокстрот (foxtrot) – появившийся в 1910-е гг. и ставший особенно популярным в 1930-е парный танец в медленном или среднем темпе, внешне напоминающий вальс, однако танцующийся под музыку в метре 4/4, а не 3/4. – Прим. пер.

142

Paddy – прозвище ирландцев. – Прим. пер.

143

В оригинале Dago – пренебрежительное прозвище испанцев, португальцев или итальянцев. – Прим. пер.

144

Advertisement, Indianapolis Freeman, 14 July 1900.

145

“Intruding at a Cake Walk”, New York Times, 26 Feb. 1886.

146

“New Cotillion Figure”, Brooklyn Eagle, 10 Jan. 1901, 15.

147

“A Plantation Cake Walk Makes Much Merriment”, Brooklyn Eagle, 20 July 1902, 4.

Загрузка...