Путь в большую радиожурналистику лежит через информационную службу. Чтобы чувствовать себя там как рыба в воде, когда придет время, каждый день постарайся выполнять простые правила. Они должны войти в привычку.
Смотри по вечерам итоговые выпуски новостей на одном из федеральных каналов, а также читай самые популярные издания – еженедельники, аналитические журналы, которые выходят раз в месяц. Советовать какие не будем – сам разберись, ведь ты как-никак будущий журналист!
Постарайся запомнить имена основных действующих лиц политической сцены, состав федеральных органов власти. Имена и фамилии губернаторов, сенаторов, состав Государственной и Московской думы тоже пригодится. А еще нужно хорошо знать географию России и мира, чтобы не отправить «российский флот из Севастополя в Новосибирск», как один из твоих коллег-стажеров! Да и на уроках географии, истории, обществознания лучше упорно работать, а не заглядываться на друзей-подружек, физика с химией тебе меньше пригодятся – там и поглазеешь на них или в мобильный Интернет.
Родители постоянно ворчат: «Сколько можно копаться в компьютере? Лучше уроки учи, а то улицы пойдешь подметать… Доченька, брось ты этот компьютер – глазки испортишь, очки наденешь, кто ж тебя замуж возьмет?» Знакомо, не правда ли? Проблемы с родителями в твоем возрасте – это нормально. Объясни и покажи им, что сидишь ты не в социальных сетях или аське – «убийцах рабочего времени», а на сайтах информационных агентств или сетевых СМИ. Запомни: компьютером необходимо овладеть в совершенстве. В мгновение ока каждый из нас обязан найти любую информацию. Секунды на поиск – не преувеличение, а повседневность, будни.
А компы на радиостанциях – волшебные. Мало того что скорость бешеная, да еще и разговаривать умеют. Да-да! На них любой звук можно смонтировать, даже записать его по телефону. Тебе это тоже делать придется. Сам даже не пытайся – здесь научат. А кудесники из музыкальной редакции так синхрон твоего героя вычистят, такую рубашку для эфира сделают – своего дрожащего от волнения голоса на отзвоне не узнаешь.
РУБАШКА – это не та, что на выпускной надевают, а особая, радийная – звуковая. В эфире слова звучат скучно, «голую» речь слушатели воспринимают плохо. Вот и «подкладывают» под нее разные звуки, разбивают музыкально-словесными вставками – ДЖИНГЛАМИ.
ОТЗВОН – первое испытание для стажера. Это когда ты находишься за десятки километров от редакции, на другом конце страны или города, а слушатели ждут срочную информацию о том, например, какие решения приняло российское правительство, как проходит «Евровидение», парад на Красной площади… Да мало ли еще информационных поводов, по которым тебе придется набирать номер родной редакции!
Слушая коллег по радио и ТВ, обращай внимание на аббревиатуры – так сокращения называются. Всякие ОПЕК, ПАСЕ, ЕС, АТЭС и другие – потихоньку наизусть выучишь. Увидел незнакомое сочетание букв, фамилию, слово – не поленись, залезь в Интернет. Уже через год-другой, когда придешь на практику, эти знания тебе пригодятся.
Ты можешь и должен знать больше, чем слушатели. В противном случае тебе нечего будет им рассказать. Наша работа – быть невидимыми так, чтобы нас все знали. Парадокс? Несочетаемо, как селедка с кефиром, дреды с костюмом? Ерунда. Все очень просто – мы делаем так, чтобы специалисты, эксперты комментировали события. Корр должен вызвать интерес к событию. Для этого не надо лишних слов, говорить и писать нужно коротко и интересно. Так, чтобы тебя слушали.
Получится? А ты попробуй: посади перед собой одноклассника или лучшую подружку. Ну, ту самую, которая кроме «Дома-2» или «Космополитена» ничего не видела и в руках не держала. Того, кто дорогу в школу в адресном столе узнает… Попробуй рассказать этому немедийному существу, например, о визите главы государства в… Куда он там к тому времени соберется! Добейся, чтобы тебя не просто слушали. Реагировали! Живо! Активно! Для этого нужны креатив и подача. Нет, речь здесь не о спорте. ПОДАЧА – то, как сделать сухое – мокрым, скучное – прикольным, бесцветное – ярким.
Нет скучных тем – есть журналисты-зануды. И даже не столько зануды, сколько лентяи. Фантазия – огромный труд, выжимающий все, что в тебе есть. Теперь понял, почему о самых неинтересных событиях можно рассказать так, чтобы слушателя от приемника зауши было не оттащить?
КРЕАТИВ – продолжение темы воображалки-соображалки. Только эти процессы – «думаю» и «фантазирую» – идут одновременно. Кстати, еще и в прямом эфире. Газетчик мыслит сутками и часами, телевизионщик – часами и минутами. У радийщика для решения – секунды и доли секунд.
Зато и компенсация приличная. Я уже не говорю о том, что нам платили, платят и будут платить во все времена хорошие деньги. Их нельзя сравнить с зарплатой «офисного планктона» и «менеджера по скрепкам». А драйв от прямого эфира! От этого реально сносит крышу. У нас, по крайней мере, снесло раз и навсегда. Других на радио не бывает. Мы совершенно адекватны, но, когда доходит до дела, становимся фанатичными!
Ты еще помнишь слова синхрон и ньюсрулй Память в нашей профессии нужна не «хорошая», а профессиональная. На лица, имена и фамилии, события, факты, цифры. Если у тебя пока не такая – не расстраивайся, память можно развить. Придется немного поработать над собой – поучить стихи, иностранные языки, почитать книги по истории. Старайся больше рассказывать о чем-нибудь своим приятелям и близким. При этом выбирай темы, которые сами по себе им совершенно не интересны. Пользуйся малейшей возможностью перед кем-либо выступить: неважно, школьный это спектакль, выпускной вечер или караоке. Реже записывай в мобильник имена и фамилии, учи наизусть телефоны, автомобильные номера, подбирай ассоциации к цифрам. Шахматы, «Эрудит» – очень полезные игры для твоей будущей профессиональной памяти.
И наконец, запомни очень простое правило, которое приведет тебя к профессиональному успеху. Оно откроет двери в ньюсрумы любой редакции и со временем сделает тебя профессионалом: НИКОГДА НЕ РАССКАЗЫВАЙ В ЭФИРЕ О ТОМ, О ЧЕМ ТЕБЕ САМОМУ НЕИНТЕРЕСНО БУДЕТ СЛУШАТЬ.