Граф Антуан де Ларошфуко – наследник одного из самых прославленных и древних дворянских родов Франции. Он был старшим настоятелем Ордена Розы и Креста Храма и Грааля с 1892 по начало 1897 года. Его связи в кругах высшего общества и в мире искусства, а также значительная финансовая поддержка были очень важны для успеха ежегодных выставок, финансируемых орденом. – Здесь и далее примеч. пер.
Де Орлеан – фамилия, используемая несколькими ветвями королевского рода Франции, происходящего от Гуго Капета, основателя династии, низложенной Французской революцией. Существовала традиция направлять доходы герцогства Орлеанского в пользу второго выжившего сына короля. Будучи наследником рода де Орлеан, Антуан де Ларошфуко унаследовал достаточное состояние, чтобы не иметь финансовой необходимости думать о чем-либо, кроме собственного удовольствия.
Людвиг Баварский (1845–1886), также известный как безумный король Людвиг – наследник баварского престола; его покровительство дало возможность композитору-либреттисту Рихарду Вагнеру построить театр в Байройте, где его оперы могли ставиться так, как он их видел.
Гений Ванфрида – Рихард Вагнер (1813–1883), чья резиденция в Байройте называлась Ванфрид. Вагнер был немецким композитором, либреттистом, дирижером и теоретиком, более всего известным благодаря своим операм, в частности циклу из четырех опер (тетралогии) «Der Ring des Nibelungen» («Кольцо Нибелунгов»). Вагнер превратил эту форму искусства из легкого развлечения в опыт, подобный религиозному, когда визуальные и музыкальные элементы подчинены драме с глубоким этическим и мистическим содержанием. Чтобы воплотить замысел композитора целиком, необходимо было построить специальный оперный театр – фестивальный театр в Байройте. Для такого грандиозного предприятия требовалась отлично организованная армия музыкантов и работников сцены, огромное количество займов и вступления любителей музыки множества европейских городов в «Вагнеровские общества», чтобы создавать постоянную рекламу. Вагнер действительно возглавлял все это художественное движение, которое во многом напоминало военную операцию. Вагнер был настоящей знаменитостью своего времени; его творческие достижения, наряду со сплетнями о его личной жизни, широко освещались в прессе.
Эстетическое начинание 1892 года – первая выставка (салон) искусств Ордена Розы и Креста Храма Грааля открылась 10 марта 1892 года, финансируемая Ларошфуко. Шестьдесят три художника демонстрировали 250 картин, и двухнедельное событие включало музыкальные и театральные представления, отобранные как примеры эстетики Розы и Креста, которую Пеладан называл «идеализмом». Не ставилось цели представить банальную реальность, но «изобразить невидимое» – религию, мистицизм, мифы, легенду, мечту и аллегорию – в соответствии с девизом Пеладана: «Нет иной реальности, кроме Бога. Нет иной истины, кроме Бога. И нет иной красоты, кроме Бога» (Пеладан, L’Art idéaliste et mystique, Париж: Chamuel, 1894, 33). Композитор Эрик Сати написал музыкальное сопровождение для выставки, а его произведение «Сын звезд» звучало в одноименной пьесе Пеладана, поставленной как часть этого события. Салон собирал огромное количество народа; ежегодные салоны Розы и Креста продолжались до 1897 года.
Лука Синьорелли (ок. 1445–1523) – художник флорентийской школы, известный главным образом благодаря научному натурализму изображений обнаженных человеческих фигур с различных углов обозрения и в разных позах динамического движения. Он был одним из нескольких художников, которым папа Сикст IV поручил украшение Сикстинской капеллы, и работы Синьорелли повлияли на творчество Микеланджело.
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (ок. 1525–1594) – итальянский композитор эпохи Ренессанса, писавший в основном духовную вокальную музыку, в том числе 104 мессы. Он сочинял музыку согласно своду строгих правил, благодаря которым его музыка звучит изящно, гармонично и безмятежно, и установил стандарты духовной музыки вплоть до XIX века. Музыка Палестрины исполняется на богослужениях уже 450 лет.
Марсилио Фичино (1433–1499) – флорентийский итальянский философ, католический священник, лингвист и астролог. Козимо ди Медичи поручил ему перевод многих древнегреческих текстов на латынь, отдавая предпочтение Corpus Hermeticum. На основе этих исследований Фичино проводил терапевтические мероприятия, основанные на астрологии и симпатической магии. Далее он создал переводы и комментарии к полному собранию классических философов, в том числе Ямвлиха, Прокла, Плотина и ранних христиан, заложив основы флорентийского платонизма эпохи Ренессанса.
Антуан Фабр д’Оливе (1767–1825) – французский писатель, оккультист, поэт и композитор. Он прошел пифагорейскую инициацию в Германии в 1790 году. Позднее перевел на французский «Золотые стихи» Пифагора эвмолпическими стихами, имеющими метр и гармонический каданс, но лишенными рифмы. Фабр д’Оливе также писал музыку и книгу о музыке как о священном искусстве, и его пример пробудил всеобщий интерес к философии Пифагора. Его библейские и философские толкования истории оказали влияние на многих оккультистов розенкрейцерской традиции, в том числе Элифаса Леви, Папюса и Пеладана, хотя археологические находки, сделанные после Фабра д’Оливе, показали несостоятельность большинства его лингвистических изысканий. В герменевтической интерпретации происхождения социального государства Фабр д’Оливе настаивал на том, что республиканское правительство по самой своей природе враждебно религии. Это оскорбило Наполеона I, который объявил Фабра д’Оливе недочеловеком. Услышав о том, что Фабр д’Оливе исцелил мальчика от глухоты, Наполеон направил ему официальное письмо о том, что ему не разрешено исцелять людей от глухоты.
Зигфрид, «не знавший страха» – герой одноименной оперы Вагнера.
Альфред Виктор, граф де Виньи (1797–1863) – французский поэт и ранний представитель французского романтизма. Также переводил произведения Шекспира и написал первый роман об истории Франции «Синк-Марс» в 1826 году. Прототипом его героя послужил образ Анри Куафьера де Рю, маркиза де Синк-Марса (1620–1642), приближенный короля Людовика XIII, который в конце концов был казнен за подготовку политического заговора против Ришелье.
Монсальват – замок Грааля, описанный в опере Вагнера «Парсифаль». Его может найти лишь тот, кого призовет Святой Грааль. В нем обитает и его охраняет непорочное братство рыцарей, чье призвание – служить Граалю. Монсальват был построен, чтобы сохранить эту священную реликвию, а также Копье судьбы, которым пронзили Христа в бок во время распятья.
Гурнеманц – «мудрый старик», герой оперы Вагнера «Парсифаль».
Список злодеев из опер Вагнера: Фасольт – великан из «Золота Рейна»; Фафнер – последний из великанов, скрывающийся под маской дракона в опере «Зигфрид»; Альберик и Мим – злобные карлики из «Золота Рейна»; Тельрамунд и Ортруд – кровожадный граф и его жена-ведьма, строившие козни Лоэнгрину, герою одноименной оперы.
Beauseant (также существуют написания Baucent или Baussant): черно-белое знамя ордена тамплиеров. Верхняя половина знамени была черной, а нижняя – белой: черная символизировала предостережение противникам или грехи земного мира, а белая – честность по отношению к друзьям и чистоту ордена тамплиеров. «Beauseant» также было военным кличем тамплиеров, и, вступая в битву, они выкрикивали «Beauseant!» как призыв «Будь доблестным!» или «Славься!».
Параклит – от греческого слова «параклитос», что означает: «человек, которого призывает другой» для утешения и поддержки. В Евангелие Параклита называют Святым Духом, третьим лицом Бога.
Гуго де Пейн (ок. 1070–1136) – первый великий магистр рыцарей-тамплиеров. Вместе со св. Бернардом Клервоским основал орден и создал «латинское правило» – кодекс поведения его членов.
Лоэнгрин – героический рыцарь-лебедь из одноименной оперы Вагнера.
Герои этопеи «La Decadence latine» названы в честь халдейских богов:
I. Vice Supreme (Мардук)
II, III & IV. Curious, Initiation и To Lost Heart (Набу)
V Ishtar (Иштар, Нергал).
VI. Triumph of the Husband (Адар).
VII. Heart in Pain (Белит, Таммуз, Исубар).
VIII. The Androgyne (Шамас, Агур).
IX. The Gynander (Таммуз).
X. The Panther (Брин и Села).
XI. Typhonia (Син и Урук).
XII. The Last Bourbon (Анов и Намтар).
Le Fils des etoiles («Сын звезд») – халдейская пастораль в трех актах, автор музыки – Эрик Сати (не принята театром Odéon).
«Царь Мардук Беладан» – трагедия в эвмолпических стихах в четырех актах (не принята театром Comedie Franßaise).
В «Происхождении Орфея»: Орфей kasdean = халдейский.
См. приложение «Золотые стихи Пифагора».
Le Vice Suprême («Главный порок») – дебютный роман Пеладана, опубликован в 1884 году, имя главного героя – Мардук. Имя заимствовано из халдейской мифологии и означает планету Юпитер; оно эквивалентно месопотамскому божеству Мардуку. Этот персонаж также был альтер эго Пеладана: появляясь на публике, Пеладан заявлял, что является духовным потомком халдейских теократических правителей или царей, и его часто называли царем Мардуком. Персонаж Мардук снова появляется в его более поздней 22-томной этопее «La Decadence latine» («Закат латинского мира») – серии романов, изображающих духовные противоречия жизни в гибнущей культуре (см. сноску 19). Пеладан писал: «В каждом романе есть Мардук, то есть возвышенный орфический принцип, разрешающий совершенную загадку» (Пеладан, «L’Art idéaliste et mystique», Париж: Chamuel, 1894 год, 275).
Еретики – противники католицизма.
Эжен Ару (1793–1859) – юрист, занимавший ряд постов в провинциальном правительстве, изучал и документировал розенкрейцерские традиции. Название главной работы, опубликованной в 1854 году, обобщает его идеи: «Разгадка антикатолической комедии Данте Алигьери, пастора альбигойской церкви во Флоренции, связанной с Орденом Храма: толкование символического языка Fedeli d’Amore в поэтических сочинениях трубадуров, любовных романах и эпических рыцарских произведениях». Жозефен Пеладан увековечил эти идеи в своих собственных книгах: «Le Secret des troubadours: De Parsifal ä Don Quichotte», 1906, и «La Doctrine de Dante», 1908.
Аркад д’Ориан Вьяль (1790–1877) – парижский ювелир, который самостоятельно изучал языки, физику, богословия, эзотерическую философию и историю. Двухтомная «Естественная философия» д’Ориана, изданная в 1820 году, обсуждала магнетизм, возможность множества обитаемых миров, превращение металлов, философский камень и философский треугольник – и все это в свете научных знаний. Его самая известная работа – «Des Destinées de l’ame», 1846, в которой обсуждается метемпсихоз (реинкарнация). Д’Ориан, будучи убежденным католиком, подкреплял тезисы, противоречащие христианству, текстами, взятыми из Священного Писания, у отцов церкви, святых и богословов.
Луи-Шарль Эдуард, виконт Лапасский – доктор и оккультист из старинного испанского дворянского рода, первый глава тулузского Ордена Розы и Креста около 1850 года, опубликовал тексты по практической алхимии. В своей книге «Les Péladan» (Lausanne: L’Age d’Homme, 1990, 48) Жан-Пьер Лоран предлагает возможную преемственность глав тулузского Ордена Розы и Креста: виконт Лапасский, Аркад д’Ориан Вьяль, доктор Адриан Пеладан, Жозефен Пеладан.
Древнееврейская буква «йод».
Шамаш – халдейское название астрологического божества Солнца, которое автор предпочитает использовать вместо традиционного названия светила.
Когда автор писал эту книгу, двоих соратников Пеладана по Ордену Розы и Креста вызывали на дуэли и освещали это в прессе. В центре скандала был «Аббат» Жозеф-Антуан Буллян, который был информантом и прототипом главного героя популярного романа Жориса-Карла Гюисманса 1891 года «Там, внизу». В 1886 году орден изгнал Булляна за мошеннические и аморальные действия. После смерти Булляна в 1893 году журналист Жюль Буа открыто обвинил Станисласа де Гуайта, а затем и главу ордена в убийстве Булляна посредством черной магии и публично вызвал его на дуэль на пистолетах. Вскоре после этого Буа также вызвал Папюса на дуэль на саблях. Все это вызывало невероятный ажиотаж в прессе – намного более сильный, чем войны, в которых в то время участвовала Франция. Обе эти дуэли закончились лишь легкими ранениями.
В 1880 году, как часть французской политики секуляризации, французская армия завладела аббатством Фриголе, монастырем на юге Франции, и принудительно выселило монахов. Жозефен Пеладан был одним из лидеров группы католиков из Нима, протестующих против этого захвата.
См. главу III этой книги «Законы общественной жизни».
Солнце.
Здесь Франция сравнивается с островом, на котором терпят кораблекрушение герои пьесы Шекспира «Буря». В пьесе мудрый волшебник Просперо побеждает хитроумного Калибана – полузверя-получеловека, издревле обитающего на острове.
Халдейское название Луны.
Пеладан использует слово «animique», – слово, у которого нет точного эквивалента в английском языке; оно происходит от латинского «anima», означающее нечто вроде «жизненной силы» и иногда переводимое как «душа». Слово «астральный» кажется мне наиболее близким эквивалентом на английском, поскольку в английском языке слова «anima» и «soul» имеют значения, которые Пеладан не имел в виду. Согласно его видению, «anima» – средняя часть в трехчастной структуре полностью развитого человека: плоть, душа и дух. Плоть затрагивает ощущения и инстинкты. Астральные или душевные способности затрагивают эмоции, желания, воображение и конкретное дискурсивное мышление. Дух затрагивает абстрактное мышление и само сознание, открывая интуицию и непосредственное переживание божественного. Астральное сознание берет начало и общается как с плотью, так и с духом. Люди взаимодействуют друг с другом в основном через астральность, а с Богом – через духовность.
Пеладан использует слово «animise», предполагая процесс, в котором астральные и душевные свойства станут преобладать над инстинктами, чтобы привести их работу в соответствие с человеческими ценностями.
«Дело об орденах», нашумевшее в конце 1887 года, когда проститутка, поссорившаяся со своей мадам, рассказала полиции, что в парламенте имеет место несколько видов коррупции. Политические союзники Жюля Греви, президента Третьей республики, продавали регалии (ордена), в том числе членство в Почетном легионе, бизнесменам и провинциальным журналистам в обмен на их поддержку. Этот скандал вынудил Греви подать в отставку и открыл путь на президентский пост Сади Карно.
Политика светскости, или секуляризация, была заключена в законах Ферри, принятых в 1881–1882 годах. Начальное образование во Франции стало бесплатным, светским и обязательным. Дальнейшие мероприятия с 1901 по 1903 год способствовали отделению церкви от государства: секуляризация больниц; обязательная воинская повинность для семинаристов; разрешение на развод и нецерковный брак; легализация работы в воскресенье; упразднение всеобщей молитвы перед заседаниями парламента и судебными слушаниями; удаление религиозного языка из присяги перед судом; а также запрет для военнослужащих регулярно посещать католические собрания или участвовать в религиозных процессиях.
Людовик IX (1214–1270) был причислен к лику святых римской католической и англиканской церковью. Будучи королем Франции, он лично вел силы христиан в седьмом и восьмом Крестовых походах, он был одним из героев Пеладана.
Мари Франсуа Сади Карно (1837–1894) – президент Франции с 1887 до 1894 года, вплоть до его убийства.
Бог-крокодил Собек был почитаем в Египте с самых древних времен до поздней античности как защитник от опасностей реки Нил, он также был воплощением солнца, покровителем плодородия, власти фараона и военной мощи. Во времена Птолемея в городе-оазисе, сейчас известном как Фаюм, священный крокодил по имени Петсухос содержался как образ бога в особом пруду при храме, где его осыпали золотом и драгоценными камнями, а священники кормили его жертвами, которые приносили идолопоклонники.
Климент Александрийский (ок. 150 – ок. 215) – богослов раннего христианства, который преподавал в катехизической школе Александрии, Египет. Он обладал обширными знаниями в языческой мифологии и мистических религиях и симпатизировал дохристианскому иудейскому эзотерическому учению и гностицизму.
Мисраим – еврейское и арамейское название Египта.
Коренные жители Огненной Земли – восемь взрослых и трое детей, привезенные в Париж и изучаемые Парижским антропологическим обществом в «адаптационном саду» в 1881 году. В один день на них пришло поглазеть 50 тысяч посетителей, и их также возили для показа в Берлинском зоологическом саду, словно это были животные. Маниту – божество, которому поклонялись алгонкины из Северной Америки, а не жители Огненной Земли.
Полуостров Киброн, на юго-западном берегу Бретани, в 1795 году, во время Французской революции, стал военной базой изгнанных французских роялистов, которые пытались отвоевать Бретань с помощью Англии. Генерал Лазари Хош командовал революционными войсками, которые одержали над ними победу.
Жюль Франсуа Камиль Ферри (1832–1893) – государственный деятель времен Французской республики, сторонник секуляризации и колониальной экспансии, дважды избиравшийся в президенты (в 1880–1881 и в 1883–1885 годах).
Чтобы предотвратить реставрацию монархии в первые годы Третьей республики, Ферри приказал начать широкомасштабную чистку в верхних эшелонах власти, армии, гражданской и дипломатической службы от монархистов. Будучи министром просвещения, в 1881–1882 годах он провел законы, согласно которым начальное образование во Франции стало бесплатным, светским и обязательным. Его политика в отношении Германии опиралась на мнение, что Франция недостаточно сильна, чтобы победить в военном столкновении, но это негативно сказалось на его популярности.
Будучи министром иностранных дел и президентом, Ферри способствовал расширению колониальной империи Франции, главным образом в целях экономической эксплуатации. Он продвигал кампании в Тунисе, на Мадагаскаре и в Индокитае – что привело к конфликту Франции с китайской династией Цин. Возмущение общества по поводу военных расходов в Индокитае вынудило его оставить президентский пост в 1885 году.
Пале-Рояль был построен в 1639 году как резиденция знати и в 1780-х годах был преобразован в концертную площадку, которая включала кафе, игорные дома, театры с представлениями дурного вкуса и женщин на галереях, которые предлагали себя тем, кто готов был платить за их общество.
Кафе «Амбассадор» – кафе-концерт под открытым небом вдоль Елисейских полей; место было очень популярным среди представителей высшего общества. Музыкальные представления были массовыми, но очень искусными, в них участвовали такие исполнители, как Аристид Брюан и Иветта Гильбер. Заведение было суетливым и шумным.
Кафе-концерт – вид заведения, очень популярный во Франции Прекрасной эпохи; британскими и американскими аналогами были мюзик-холл и водевиль. Во французских кафе-концертах обычно подавали легкие закуски, в том числе вино, пиво и кофе, и предлагали массовые музыкальные и театральные представления: от очень искусных до грубых и порнографических, в зависимости от заведения.
Марсельеза – национальный гимн Франции, впервые была исполнена в поддержку Французской революции.