Примечания

1

Граф Антуан де Ларошфуко – наследник одного из самых прославленных и древних дворянских родов Франции. Он был старшим настоятелем Ордена Розы и Креста Храма и Грааля с 1892 по начало 1897 года. Его связи в кругах высшего общества и в мире искусства, а также значительная финансовая поддержка были очень важны для успеха ежегодных выставок, финансируемых орденом. – Здесь и далее примеч. пер.

2

Де Орлеан – фамилия, используемая несколькими ветвями королевского рода Франции, происходящего от Гуго Капета, основателя династии, низложенной Французской революцией. Существовала традиция направлять доходы герцогства Орлеанского в пользу второго выжившего сына короля. Будучи наследником рода де Орлеан, Антуан де Ларошфуко унаследовал достаточное состояние, чтобы не иметь финансовой необходимости думать о чем-либо, кроме собственного удовольствия.

3

Людвиг Баварский (1845–1886), также известный как безумный король Людвиг – наследник баварского престола; его покровительство дало возможность композитору-либреттисту Рихарду Вагнеру построить театр в Байройте, где его оперы могли ставиться так, как он их видел.

4

Гений Ванфрида – Рихард Вагнер (1813–1883), чья резиденция в Байройте называлась Ванфрид. Вагнер был немецким композитором, либреттистом, дирижером и теоретиком, более всего известным благодаря своим операм, в частности циклу из четырех опер (тетралогии) «Der Ring des Nibelungen» («Кольцо Нибелунгов»). Вагнер превратил эту форму искусства из легкого развлечения в опыт, подобный религиозному, когда визуальные и музыкальные элементы подчинены драме с глубоким этическим и мистическим содержанием. Чтобы воплотить замысел композитора целиком, необходимо было построить специальный оперный театр – фестивальный театр в Байройте. Для такого грандиозного предприятия требовалась отлично организованная армия музыкантов и работников сцены, огромное количество займов и вступления любителей музыки множества европейских городов в «Вагнеровские общества», чтобы создавать постоянную рекламу. Вагнер действительно возглавлял все это художественное движение, которое во многом напоминало военную операцию. Вагнер был настоящей знаменитостью своего времени; его творческие достижения, наряду со сплетнями о его личной жизни, широко освещались в прессе.

5

Эстетическое начинание 1892 года – первая выставка (салон) искусств Ордена Розы и Креста Храма Грааля открылась 10 марта 1892 года, финансируемая Ларошфуко. Шестьдесят три художника демонстрировали 250 картин, и двухнедельное событие включало музыкальные и театральные представления, отобранные как примеры эстетики Розы и Креста, которую Пеладан называл «идеализмом». Не ставилось цели представить банальную реальность, но «изобразить невидимое» – религию, мистицизм, мифы, легенду, мечту и аллегорию – в соответствии с девизом Пеладана: «Нет иной реальности, кроме Бога. Нет иной истины, кроме Бога. И нет иной красоты, кроме Бога» (Пеладан, L’Art idéaliste et mystique, Париж: Chamuel, 1894, 33). Композитор Эрик Сати написал музыкальное сопровождение для выставки, а его произведение «Сын звезд» звучало в одноименной пьесе Пеладана, поставленной как часть этого события. Салон собирал огромное количество народа; ежегодные салоны Розы и Креста продолжались до 1897 года.

6

Лука Синьорелли (ок. 1445–1523) – художник флорентийской школы, известный главным образом благодаря научному натурализму изображений обнаженных человеческих фигур с различных углов обозрения и в разных позах динамического движения. Он был одним из нескольких художников, которым папа Сикст IV поручил украшение Сикстинской капеллы, и работы Синьорелли повлияли на творчество Микеланджело.

7

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (ок. 1525–1594) – итальянский композитор эпохи Ренессанса, писавший в основном духовную вокальную музыку, в том числе 104 мессы. Он сочинял музыку согласно своду строгих правил, благодаря которым его музыка звучит изящно, гармонично и безмятежно, и установил стандарты духовной музыки вплоть до XIX века. Музыка Палестрины исполняется на богослужениях уже 450 лет.

8

Марсилио Фичино (1433–1499) – флорентийский итальянский философ, католический священник, лингвист и астролог. Козимо ди Медичи поручил ему перевод многих древнегреческих текстов на латынь, отдавая предпочтение Corpus Hermeticum. На основе этих исследований Фичино проводил терапевтические мероприятия, основанные на астрологии и симпатической магии. Далее он создал переводы и комментарии к полному собранию классических философов, в том числе Ямвлиха, Прокла, Плотина и ранних христиан, заложив основы флорентийского платонизма эпохи Ренессанса.

9

Антуан Фабр д’Оливе (1767–1825) – французский писатель, оккультист, поэт и композитор. Он прошел пифагорейскую инициацию в Германии в 1790 году. Позднее перевел на французский «Золотые стихи» Пифагора эвмолпическими стихами, имеющими метр и гармонический каданс, но лишенными рифмы. Фабр д’Оливе также писал музыку и книгу о музыке как о священном искусстве, и его пример пробудил всеобщий интерес к философии Пифагора. Его библейские и философские толкования истории оказали влияние на многих оккультистов розенкрейцерской традиции, в том числе Элифаса Леви, Папюса и Пеладана, хотя археологические находки, сделанные после Фабра д’Оливе, показали несостоятельность большинства его лингвистических изысканий. В герменевтической интерпретации происхождения социального государства Фабр д’Оливе настаивал на том, что республиканское правительство по самой своей природе враждебно религии. Это оскорбило Наполеона I, который объявил Фабра д’Оливе недочеловеком. Услышав о том, что Фабр д’Оливе исцелил мальчика от глухоты, Наполеон направил ему официальное письмо о том, что ему не разрешено исцелять людей от глухоты.

10

Зигфрид, «не знавший страха» – герой одноименной оперы Вагнера.

11

Альфред Виктор, граф де Виньи (1797–1863) – французский поэт и ранний представитель французского романтизма. Также переводил произведения Шекспира и написал первый роман об истории Франции «Синк-Марс» в 1826 году. Прототипом его героя послужил образ Анри Куафьера де Рю, маркиза де Синк-Марса (1620–1642), приближенный короля Людовика XIII, который в конце концов был казнен за подготовку политического заговора против Ришелье.

12

Монсальват – замок Грааля, описанный в опере Вагнера «Парсифаль». Его может найти лишь тот, кого призовет Святой Грааль. В нем обитает и его охраняет непорочное братство рыцарей, чье призвание – служить Граалю. Монсальват был построен, чтобы сохранить эту священную реликвию, а также Копье судьбы, которым пронзили Христа в бок во время распятья.

13

Гурнеманц – «мудрый старик», герой оперы Вагнера «Парсифаль».

14

Список злодеев из опер Вагнера: Фасольт – великан из «Золота Рейна»; Фафнер – последний из великанов, скрывающийся под маской дракона в опере «Зигфрид»; Альберик и Мим – злобные карлики из «Золота Рейна»; Тельрамунд и Ортруд – кровожадный граф и его жена-ведьма, строившие козни Лоэнгрину, герою одноименной оперы.

15

Beauseant (также существуют написания Baucent или Baussant): черно-белое знамя ордена тамплиеров. Верхняя половина знамени была черной, а нижняя – белой: черная символизировала предостережение противникам или грехи земного мира, а белая – честность по отношению к друзьям и чистоту ордена тамплиеров. «Beauseant» также было военным кличем тамплиеров, и, вступая в битву, они выкрикивали «Beauseant!» как призыв «Будь доблестным!» или «Славься!».

16

Параклит – от греческого слова «параклитос», что означает: «человек, которого призывает другой» для утешения и поддержки. В Евангелие Параклита называют Святым Духом, третьим лицом Бога.

17

Гуго де Пейн (ок. 1070–1136) – первый великий магистр рыцарей-тамплиеров. Вместе со св. Бернардом Клервоским основал орден и создал «латинское правило» – кодекс поведения его членов.

18

Лоэнгрин – героический рыцарь-лебедь из одноименной оперы Вагнера.

19

Герои этопеи «La Decadence latine» названы в честь халдейских богов:


I. Vice Supreme (Мардук)

II, III & IV. Curious, Initiation и To Lost Heart (Набу)

V Ishtar (Иштар, Нергал).

VI. Triumph of the Husband (Адар).

VII. Heart in Pain (Белит, Таммуз, Исубар).

VIII. The Androgyne (Шамас, Агур).

IX. The Gynander (Таммуз).

X. The Panther (Брин и Села).

XI. Typhonia (Син и Урук).

XII. The Last Bourbon (Анов и Намтар).

20

Le Fils des etoiles («Сын звезд») – халдейская пастораль в трех актах, автор музыки – Эрик Сати (не принята театром Odéon).

21

«Царь Мардук Беладан» – трагедия в эвмолпических стихах в четырех актах (не принята театром Comedie Franßaise).

22

В «Происхождении Орфея»: Орфей kasdean = халдейский.

23

См. приложение «Золотые стихи Пифагора».

24

Le Vice Suprême («Главный порок») – дебютный роман Пеладана, опубликован в 1884 году, имя главного героя – Мардук. Имя заимствовано из халдейской мифологии и означает планету Юпитер; оно эквивалентно месопотамскому божеству Мардуку. Этот персонаж также был альтер эго Пеладана: появляясь на публике, Пеладан заявлял, что является духовным потомком халдейских теократических правителей или царей, и его часто называли царем Мардуком. Персонаж Мардук снова появляется в его более поздней 22-томной этопее «La Decadence latine» («Закат латинского мира») – серии романов, изображающих духовные противоречия жизни в гибнущей культуре (см. сноску 19). Пеладан писал: «В каждом романе есть Мардук, то есть возвышенный орфический принцип, разрешающий совершенную загадку» (Пеладан, «L’Art idéaliste et mystique», Париж: Chamuel, 1894 год, 275).

25

Еретики – противники католицизма.

26

Эжен Ару (1793–1859) – юрист, занимавший ряд постов в провинциальном правительстве, изучал и документировал розенкрейцерские традиции. Название главной работы, опубликованной в 1854 году, обобщает его идеи: «Разгадка антикатолической комедии Данте Алигьери, пастора альбигойской церкви во Флоренции, связанной с Орденом Храма: толкование символического языка Fedeli d’Amore в поэтических сочинениях трубадуров, любовных романах и эпических рыцарских произведениях». Жозефен Пеладан увековечил эти идеи в своих собственных книгах: «Le Secret des troubadours: De Parsifal ä Don Quichotte», 1906, и «La Doctrine de Dante», 1908.

27

Аркад д’Ориан Вьяль (1790–1877) – парижский ювелир, который самостоятельно изучал языки, физику, богословия, эзотерическую философию и историю. Двухтомная «Естественная философия» д’Ориана, изданная в 1820 году, обсуждала магнетизм, возможность множества обитаемых миров, превращение металлов, философский камень и философский треугольник – и все это в свете научных знаний. Его самая известная работа – «Des Destinées de l’ame», 1846, в которой обсуждается метемпсихоз (реинкарнация). Д’Ориан, будучи убежденным католиком, подкреплял тезисы, противоречащие христианству, текстами, взятыми из Священного Писания, у отцов церкви, святых и богословов.

28

Луи-Шарль Эдуард, виконт Лапасский – доктор и оккультист из старинного испанского дворянского рода, первый глава тулузского Ордена Розы и Креста около 1850 года, опубликовал тексты по практической алхимии. В своей книге «Les Péladan» (Lausanne: L’Age d’Homme, 1990, 48) Жан-Пьер Лоран предлагает возможную преемственность глав тулузского Ордена Розы и Креста: виконт Лапасский, Аркад д’Ориан Вьяль, доктор Адриан Пеладан, Жозефен Пеладан.

29

Древнееврейская буква «йод».

30

Шамаш – халдейское название астрологического божества Солнца, которое автор предпочитает использовать вместо традиционного названия светила.

31

Когда автор писал эту книгу, двоих соратников Пеладана по Ордену Розы и Креста вызывали на дуэли и освещали это в прессе. В центре скандала был «Аббат» Жозеф-Антуан Буллян, который был информантом и прототипом главного героя популярного романа Жориса-Карла Гюисманса 1891 года «Там, внизу». В 1886 году орден изгнал Булляна за мошеннические и аморальные действия. После смерти Булляна в 1893 году журналист Жюль Буа открыто обвинил Станисласа де Гуайта, а затем и главу ордена в убийстве Булляна посредством черной магии и публично вызвал его на дуэль на пистолетах. Вскоре после этого Буа также вызвал Папюса на дуэль на саблях. Все это вызывало невероятный ажиотаж в прессе – намного более сильный, чем войны, в которых в то время участвовала Франция. Обе эти дуэли закончились лишь легкими ранениями.

32

В 1880 году, как часть французской политики секуляризации, французская армия завладела аббатством Фриголе, монастырем на юге Франции, и принудительно выселило монахов. Жозефен Пеладан был одним из лидеров группы католиков из Нима, протестующих против этого захвата.

33

См. главу III этой книги «Законы общественной жизни».

34

Солнце.

35

Здесь Франция сравнивается с островом, на котором терпят кораблекрушение герои пьесы Шекспира «Буря». В пьесе мудрый волшебник Просперо побеждает хитроумного Калибана – полузверя-получеловека, издревле обитающего на острове.

36

Халдейское название Луны.

37

Пеладан использует слово «animique», – слово, у которого нет точного эквивалента в английском языке; оно происходит от латинского «anima», означающее нечто вроде «жизненной силы» и иногда переводимое как «душа». Слово «астральный» кажется мне наиболее близким эквивалентом на английском, поскольку в английском языке слова «anima» и «soul» имеют значения, которые Пеладан не имел в виду. Согласно его видению, «anima» – средняя часть в трехчастной структуре полностью развитого человека: плоть, душа и дух. Плоть затрагивает ощущения и инстинкты. Астральные или душевные способности затрагивают эмоции, желания, воображение и конкретное дискурсивное мышление. Дух затрагивает абстрактное мышление и само сознание, открывая интуицию и непосредственное переживание божественного. Астральное сознание берет начало и общается как с плотью, так и с духом. Люди взаимодействуют друг с другом в основном через астральность, а с Богом – через духовность.

38

Пеладан использует слово «animise», предполагая процесс, в котором астральные и душевные свойства станут преобладать над инстинктами, чтобы привести их работу в соответствие с человеческими ценностями.

39

«Дело об орденах», нашумевшее в конце 1887 года, когда проститутка, поссорившаяся со своей мадам, рассказала полиции, что в парламенте имеет место несколько видов коррупции. Политические союзники Жюля Греви, президента Третьей республики, продавали регалии (ордена), в том числе членство в Почетном легионе, бизнесменам и провинциальным журналистам в обмен на их поддержку. Этот скандал вынудил Греви подать в отставку и открыл путь на президентский пост Сади Карно.

40

Политика светскости, или секуляризация, была заключена в законах Ферри, принятых в 1881–1882 годах. Начальное образование во Франции стало бесплатным, светским и обязательным. Дальнейшие мероприятия с 1901 по 1903 год способствовали отделению церкви от государства: секуляризация больниц; обязательная воинская повинность для семинаристов; разрешение на развод и нецерковный брак; легализация работы в воскресенье; упразднение всеобщей молитвы перед заседаниями парламента и судебными слушаниями; удаление религиозного языка из присяги перед судом; а также запрет для военнослужащих регулярно посещать католические собрания или участвовать в религиозных процессиях.

41

Людовик IX (1214–1270) был причислен к лику святых римской католической и англиканской церковью. Будучи королем Франции, он лично вел силы христиан в седьмом и восьмом Крестовых походах, он был одним из героев Пеладана.

42

Мари Франсуа Сади Карно (1837–1894) – президент Франции с 1887 до 1894 года, вплоть до его убийства.

43

Бог-крокодил Собек был почитаем в Египте с самых древних времен до поздней античности как защитник от опасностей реки Нил, он также был воплощением солнца, покровителем плодородия, власти фараона и военной мощи. Во времена Птолемея в городе-оазисе, сейчас известном как Фаюм, священный крокодил по имени Петсухос содержался как образ бога в особом пруду при храме, где его осыпали золотом и драгоценными камнями, а священники кормили его жертвами, которые приносили идолопоклонники.

44

Климент Александрийский (ок. 150 – ок. 215) – богослов раннего христианства, который преподавал в катехизической школе Александрии, Египет. Он обладал обширными знаниями в языческой мифологии и мистических религиях и симпатизировал дохристианскому иудейскому эзотерическому учению и гностицизму.

45

Мисраим – еврейское и арамейское название Египта.

46

Коренные жители Огненной Земли – восемь взрослых и трое детей, привезенные в Париж и изучаемые Парижским антропологическим обществом в «адаптационном саду» в 1881 году. В один день на них пришло поглазеть 50 тысяч посетителей, и их также возили для показа в Берлинском зоологическом саду, словно это были животные. Маниту – божество, которому поклонялись алгонкины из Северной Америки, а не жители Огненной Земли.

47

Полуостров Киброн, на юго-западном берегу Бретани, в 1795 году, во время Французской революции, стал военной базой изгнанных французских роялистов, которые пытались отвоевать Бретань с помощью Англии. Генерал Лазари Хош командовал революционными войсками, которые одержали над ними победу.

48

Жюль Франсуа Камиль Ферри (1832–1893) – государственный деятель времен Французской республики, сторонник секуляризации и колониальной экспансии, дважды избиравшийся в президенты (в 1880–1881 и в 1883–1885 годах).

Чтобы предотвратить реставрацию монархии в первые годы Третьей республики, Ферри приказал начать широкомасштабную чистку в верхних эшелонах власти, армии, гражданской и дипломатической службы от монархистов. Будучи министром просвещения, в 1881–1882 годах он провел законы, согласно которым начальное образование во Франции стало бесплатным, светским и обязательным. Его политика в отношении Германии опиралась на мнение, что Франция недостаточно сильна, чтобы победить в военном столкновении, но это негативно сказалось на его популярности.

Будучи министром иностранных дел и президентом, Ферри способствовал расширению колониальной империи Франции, главным образом в целях экономической эксплуатации. Он продвигал кампании в Тунисе, на Мадагаскаре и в Индокитае – что привело к конфликту Франции с китайской династией Цин. Возмущение общества по поводу военных расходов в Индокитае вынудило его оставить президентский пост в 1885 году.

49

Пале-Рояль был построен в 1639 году как резиденция знати и в 1780-х годах был преобразован в концертную площадку, которая включала кафе, игорные дома, театры с представлениями дурного вкуса и женщин на галереях, которые предлагали себя тем, кто готов был платить за их общество.

50

Кафе «Амбассадор» – кафе-концерт под открытым небом вдоль Елисейских полей; место было очень популярным среди представителей высшего общества. Музыкальные представления были массовыми, но очень искусными, в них участвовали такие исполнители, как Аристид Брюан и Иветта Гильбер. Заведение было суетливым и шумным.

51

Кафе-концерт – вид заведения, очень популярный во Франции Прекрасной эпохи; британскими и американскими аналогами были мюзик-холл и водевиль. Во французских кафе-концертах обычно подавали легкие закуски, в том числе вино, пиво и кофе, и предлагали массовые музыкальные и театральные представления: от очень искусных до грубых и порнографических, в зависимости от заведения.

52

Марсельеза – национальный гимн Франции, впервые была исполнена в поддержку Французской революции.

Загрузка...