Чем отличается работа с собственным транспортом от экспедирования? Свой транспорт редко отправляют в города, где трудно найти обратный груз. Это довольно рисковое предприятие – можно попасть в ситуацию, когда «обратки» нет и придется возвращаться пустым, теряя деньги. А вот занимаясь экспедированием, вы можете протестировать новые направления без риска лишиться прибыли, ведь экспедиторы работают с перевозчиками по всей России и могут нанять тех, для кого неизвестный вам город будет привычной средой.
Я работал в компании с собственным автопарком, однако мне всегда было интересно попробовать поработать с экспедиторами. Мне довелось сделать это на одной интересной перевозке. Клиент заказал доставку нетипичного груза – разобранного самолета. Его нужно было перевезти из Красноярска в Воронеж, ставка была как за прямой рейс, но вот чтобы уехать обратно не пустым, я начал присматриваться к предложениям экспедиторов. Груз из Воронежа был найден, и я понял, что есть смысл рассматривать другие города и для перевозок собственным транспортом. Воронеж, Волгоград, Санкт-Петербург оказались очень интересными направлениями, с которыми позже мы начали работать уже напрямую.
У любого логиста есть две схемы, по которым он работает в транспортной компании. Он либо сам грузит автомобили, принадлежащие компании, либо обращается за помощью к экспедиторам, чтобы найти подходящие грузы.
Экспедитор – это компания-посредник, которая занимается организацией перевозки грузов на привлеченном транспорте. Обычно экспедитор имеет большую базу перевозчиков и заказчиков и сводит одних с другими, получая за это свой процент. Сотрудник-экспедитор к тому же может заниматься документооборотом и следить за целостностью груза. Но в последнее время эту функцию все чаще возлагают на водителя, которого так и называют – водитель-экспедитор.
Когда логист работает с собственным транспортом, все этапы перевозки прозрачны, их легко отследить. Вы всегда знаете, что происходит с автомобилем и будете поставлены в известность, если машина сломается или возникнут какие-то трудности с разгрузкой. Водитель обязан оповещать вас в первую очередь.
Работая с привлеченным транспортом, экспедитор в случае возникновения проблем старается до последнего не ставить в известность и владельца машины, и заказчика перевозки, надеясь исправить положение своими силами. Часто это означает потерю драгоценного времени, упущенные заказы и недовольных клиентов. Важно донести до экспедитора, что вы, как логист, должны узнавать обо всех проблемах в первую очередь, чтобы иметь возможность оперативно решить их.
При работе с экспедитором у вас нет прямого выхода на клиента, и это, конечно, усложняет коммуникацию. Я рекомендую всегда стараться выходить на прямых клиентов, избегая посредников.
И тем не менее, работа с экспедиторами тоже может быть удобной и выгодной. Предположим, что ваши машины пару раз в месяц оказываются в Липецке, где расположены два больших завода по производству соков. Работать с ними напрямую получится далеко не у всех, потому что машин нужно много. Но эти заводы работают с экспедиторами, которые наверняка смогут загрузить вас на нужном направлении – например, в тот город, где базируется ваш прямой заказчик.
Чтобы не возить грузы в ущерб компании, важно научиться правильно рассчитывать эффективность рейса. Для этого существует простая формула (рис. 3).