Глава 1 Создайте ви́дение

Единственное, что хуже, чем быть слепым, – это быть зрячим, но не видеть.

Хелен Келлер

Величие – моя страсть, но ви́дением я просто одержим. Позвольте объясниться.

Четкое ви́дение способно выпустить на свободу экстраординарную, невообразимую силу.

Я славлюсь своей зацикленностью на этой теме. Давайте расскажу вам историю об одном парне по имени Стив, который при первом знакомстве напомнил мне меня самого, только помоложе, и был, вероятно, похож на многих из вас. Он в то время уже несколько лет приятельствовал с моей подругой, и она захотела познакомить нас за ужином. Я прошел через все эти светские благоглупости вроде «откуда ты родом? чем занимаешься?», без которых не обойтись при встрече с новыми людьми, и Стив рассказал мне, что учится в магистратуре, чтобы получить диплом физиотерапевта, и заканчивает обучение через шесть месяцев. Как спортсмен, получивший свою, и немалую, долю травм, я знаком с физиотерапией не понаслышке, так что счел эту тему весьма и весьма интересной.

Я спросил его:

– Итак, Стив, чем ты хочешь заниматься после того, как получишь диплом? Какова твоя мечта?

Как и большинство людей, которые теряются в день знакомства с новым человеком, он ответил:

– Честно говоря, не знаю.

– Ну, если бы ты мог получить что угодно, чего бы ты хотел? Если бы ты мог получить все, что бы это было?

Стив начал говорить о службе в армии и работе с ранеными ветеранами и солдатами-контрактниками. За это неплохо платят, и он мог бы содержать свою семью. В Германии есть большой военный госпиталь, так что, может быть, заодно удалось бы и мир повидать.

– О, это действительно здорово, – отозвался я. – Это то, чего ты всегда хотел, или есть что-то еще?

И Стив торопливо проговорил:

– Я когда-то был футбольным тренером. Так что с удовольствием стал бы физиотерапевтом какой-нибудь профессиональной спортивной команды и работал бы с великими спортсменами.

Теперь он затронул сферу, которую я хорошо знал, и было видно, что он говорит всерьез.

– Это потрясающе, Стив! Значит, вот чего ты на самом деле хочешь?

Он подумал и возразил:

– Знаешь, на самом деле это означало бы много работы, часов этак 80 в неделю. И мне пришлось бы пробиваться наверх. И это потребовало бы много времени и энергии… Так что, наверное, работа с профессиональной спортивной командой – всего один из моих вариантов. Типа, план Б или даже В.

– То есть, значит, ты не хочешь работать на команду профи? – Теперь уже я растерялся. – Тогда чего ты по-настоящему хочешь? Каково твое ви́дение?

Я смеюсь всякий раз, вспоминая этот разговор за ужином. Заказывая себе еду, он и понятия не имел, что к ней прилагается гарнир из допроса, особенно со стороны человека, который, похоже, постепенно в нем разочаровывался. И, поверьте мне, я действительно разочаровывался, поскольку просил своего собеседника сфокусироваться на том, что он действительно хочет сделать со своей жизнью, – на том, чего он страстно желает. А вместо этого, как и многие из тех, кто еще не распознал свой внутренний потенциал величия, он перечислял все те занятия, которые он мог бы избрать, но, вероятно, отверг бы в итоге.

Я узнал о желании – об отличии между тем, что мы можем сделать, и тем, что хотим сделать, – и о том, как его распознать, от неудержимой Даниэллы Лапорт. Она феноменальный мотивационный оратор и писатель, пару раз почтившая нас своим присутствием в подкасте «Школы величия». Выступая там впервые, Даниэлла произнесла слова, которые и по сей день крутятся у меня в голове.

Она сказала так: «Нужно желание, чтобы быть полностью живым, и нужно ви́дение, чтобы осуществлять свои желания». Изумительно, правда?

Совместно с книгой «Живи с чувством. Как поставить цели, к которым лежит душа», опубликованной в 2014 году, этот разговор с Даниэллой изменил мои взгляды на ви́дение, и в основном именно она повинна в том, что мое увлечение им превратилось из интереса в одержимость. И теперь всякий раз, когда мы с ней беседуем, она еще чуточку оттачивает и проясняет мое понимание ви́дения и желания. В последний раз Даниэлла отозвалась о своей книге так: «Она нужна для того, чтобы помочь как можно большему числу людей обрести ясность относительно своих самых сокровенных желанных чувств».

Именно это я и пытался проделать со Стивом: подталкивал его к четкому представлению о том, как он относится к жизни, чтобы он смог вычислить, чем ему на самом деле хочется заниматься. Наконец, он заговорил всерьез:

– Я хочу, чтобы у меня была собственная практика где-нибудь на берегу моря, и работать часов пять в день, а потом быть с семьей и заботиться о ней.

Вот это и было ви́дение: оно было практичным, оно было реальным, и, хотя Стив опасался прямо говорить о нем прежде, теперь в его голосе слышалась искренность. Меня так и подмывало спросить его, что он чувствует, выразив это свое желание вслух, но я не хотел, чтобы у него остыл ужин, поэтому приберег этот вопрос до подачи десерта. Все мы углубились в изучение своих закусок, и, продолжая жевать, Стив высказал заключительную мысль, суммирующую все причины, которые не дают людям учиться на отлично в «школе величия»:

– Я просто не уверен, что это возможно.

Да, это абсолютно и совершенно возможно, и эта возможность никак не связана со способностями. Как говорит прославленный эксперт по лидерству Джон Максвелл, «успешные и неуспешные люди не слишком сильно отличаются своими способностями. Они отличаются силой желания реализовать свой потенциал» (курсив мой. – Л. Х.). Откуда я знаю, что это так и что воплощение мечты Стива возможно? Из общения с одним из величайших учителей «школы величия» – Анхелем Мартинесом.

Я встретился с ним в калифорнийском городе Голета, в новой штаб-квартире его компании Deckers Brands – быстрорастущей глобальной обувной компании, стоящей миллиарды долларов. Я был наслышан о Deckers от того же наставника, который познакомил меня с возможностями LinkedIn, но плохо представлял себе размеры компании или ее послужной список до того, как связался с Анхелем, генеральным директором Deckers. Если судить по внешнему виду прекрасного нового кампуса компании с его стеклянными стенами, затейливой резьбой по дереву и сверкающими полами, выложенными гранитом, дела у нее шли очень даже хорошо. Оказывается, как и миллионы других людей, я был лучше знаком с двумя брендами-бестселлерами Deckers – UGG и Teva. Если задуматься об уникальности этих двух брендов обуви, а потом познакомиться с Анхелем – человеком, который скорее похож на джазового музыканта, чем на генерального директора, то становится понятно, почему он выбрал для Deckers слоган «Мы хотим вдохновлять необычное».

Анхель пришел к величию необычным маршрутом. Трудно найти другого генерального директора с похожим резюме и мировоззрением. Иконоборец и легенда обувной индустрии, Анхель был членом-основателем компании Reebok – ее третьим по счету служащим – и катализатором взрывного роста компании в 1980-х годах. Он в одиночку вытолкнул Reebok на зарождающийся рынок аэробики, объединив стиль с функциональностью и разработав дизайн первой аэробической обуви для женщин. Благодаря ускорению, приданному продажами этой обуви (которая получила название Freestyle) и созданием линеек усовершенствованной обуви для тенниса, бега и баскетбола, Reebok стала самой быстрорастущей компанией в истории на тот момент и мгновенно опередила Nike в гонке за доминантную позицию на рынке спортивной обуви США.

Далее Анхель работал генеральным директором Rockport Company, дочерней компании Reebok, а потом ушел из этого обувного гиганта, чтобы реализовать собственные идеи и увлечения. Позднее он помогал основать Keen, популярный бренд уличной обуви, а в 2005 году присоединился к Deckers, когда эта компания достигла 200 миллионов долларов в продажах. Под присмотром Анхеля меньше чем за десятилетие прибыли Deckers взлетели почти до 1,5 миллиарда долларов.

Получившая заряд его предпринимательского ви́дения, компания расширилась, охватив весь мир своими популярными аутлетами, новыми брендами и рекордным ростом.

Если величие строится на проницательности, приобретенной мудрости и уникальном ви́дении, то Анхель – воплощение этого пути к успеху. Пути, который начался на дореволюционной Кубе.

Анхеля, родившегося на Кубе в 1955 году, отослали к опекунам в Нью-Йорк, когда он был еще малышом, и он больше никогда не возвращался на родину и никогда не жил с отцом и матерью. Мать бросила свою молодую семью вскоре после его рождения, и из-за революции 1959 года Мартинес вновь увидел своего отца только через 34 года. Выросший в съемной квартирке в Бронксе и воспитанный пожилой тетушкой и ее мужем-инвалидом, Анхель всегда чувствовал себя аутсайдером, который не вписывался ни в одну среду.

Впервые зависть к хорошей обуви коснулась Мартинеса, когда он учился в начальной школе и мечтал о паре высококлассных кедов Converse Chuck Taylor All Star, тогдашнего аналога Air Jordan. Чтобы быть крутым, нужно было носить конверсы. При тогдашней цене 6,99 доллара за пару они были для него так же труднодосягаемы, как если бы стоили миллион. Тетя предложила выделить ему на кроссовки 1,99 доллара – столько стоили дешевые «кроссы» в розничных магазинах, но Анхель был полон решимости добыть себе конверсы.

Он стал собирать на улицах бутылки, которые сдавал по два цента за штуку, пока не заработал достаточную сумму. Вожделенные конверсы были для него столь драгоценны, что он прошел четыре квартала от обувного магазина до дома на внешних сторонах кедов, чтобы не испачкать подошвы.

«Это был момент откровения, идеальное совпадение: с одной стороны, я реализовал свою давнюю мечту, а с другой – ее воплощение целиком оправдало мои ожидания, если не превзошло их, – вспоминал Анхель. – Я впервые в жизни ощутил на себе способность вещи обеспечивать эмоциональный и психологический комфорт».

Урок № 1: стремитесь к конкретике

Кроме того, это был первый для Анхеля позитивный урок о силе ви́дения. Что еще важнее, это был урок о силе четкого, конкретного ви́дения. Он хотел не просто какую-то обувь. Он не просил у тети просто крутую обувку. Он точно знал, чего желал: пару первоклассных кедов Converse Chuck Taylor All Star в культовой черной парусине с белыми шнурками и защитой для пальцев ног. Он мечтал об этих кедах так живо, что чуть ли не ощущал их на своих ногах и сделал бы почти что угодно, только бы заполучить их.

Как писал бразильский романист и лауреат многих премий Пауло Коэльо в бестселлере «Алхимик», «каждый способен обрести то, чего хочет, получить то, в чем нуждается».

И намного проще этого достичь, когда точно знаешь, в чем состоит твоя мечта. Может показаться странным, что такая мизерная цель, как обретение собственной пары отличных кедов, считается настоящей мечтой, – ведь большинству из нас никогда не приходилось бороться с такими трудностями ради столь небольшой материальной собственности, – но Анхеля, который рос в бедности в Бронксе, эта мечта наставила на путь, которым он следовал до конца жизни.

История Анхеля сразила меня наповал. По своему опыту в мире бизнеса я знал, что ви́дение важно, но вот так разглядеть силу четкого ви́дения в жизни одного человека было для меня трансформирующим моментом. Оно не только привело Анхеля к достижению той первой маленькой детской мечты, но и придало форму всей его жизни, ни много ни мало. Если бы он не был одержим конверсами до такой степени, чтобы месяцами собирать бутылки по два цента за штуку ради покупки первой такой обуви, оказался бы он в итоге в обувном бизнесе? Стал бы он сотрудником-основателем Reebok

Загрузка...