Содержание.
Глава 1. Хочешь быть бортпроводником – будь им!..................................................................................................
Раздел 1. Бортпроводник гражданской авиации – что за зверь? Свидетельства очевидцев...............................
Раздел 2. Быть или не быть. – За и против…………..
Раздел 3. Идеальный кандидат – миф или реальность
Раздел 4. Формальные требования авиалиний к кандидатам. Мифы и заблуждения..................................
Глава 2. Этапы отбора………………………………………………………………
Раздел 1. С чего начать. Идеальное резюме…………………
Раздел 2. Фото………………………………………………………………..
Раздел 3. Что дальше. Отличие Open Day от Assessment day и CV Drop Off day………………………………………………………
Раздел 4, Дресс код. Само презентация. Как выглядеть и вести себя на Recruitment events……………………………………………..
Глава 3. Assessment Day……………………………………………………………
Раздел 1. Reach test. English Test………………………………………………
Раздел 2. Group Exercise……………………………………………………………
Раздел 3. Final Interview…………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………………….
Глава 1. Хочешь быть бортпроводником – будь им!
Раздел 1. Бортпроводник гражданской авиации – что за зверь? Свидетельства очевидцев.
Пожалуй, не существует мифов о той или иной профессии больше, чем их существует о профессии стюардессы или бортпроводника (дабы не обделить мужественную часть читателей).
– “Девушка, а вы потом после рейса в Казахстан летите, ну, вы же из Казахстана?”
– “ А над чем мы сейчас пролетаем, что это за озеро там внизу?”
– “А парашюты пассажирам тоже положены или только бортпроводникам?”
– “А вы самолет сами убираете?”
– “А где вы так хорошо русский выучили?”…
Да, да, да, про пассажиров и их вопросы можно написать отдельную книгу. Но речь в данной книге будет не об этом.
Есть две стороны медали, как и у любой профессии – одна из них гламурная и блестящая, а другая – изнанка, но обе они составляют единое целое.
Оговорюсь сразу, если вы относитесь к тем людям, которые думают, что профессия стюардессы – это наглаженная чистая униформа, белоснежная улыбка, путешествия, бесконечные фото, завтрак в Торонто и ужин в Тоскане, скидки на билеты и отпуск 3 раза в год на Бали или Сейшелах, зависть подруг и бывших одноклассников, бойфренд в Майами и бойфренд в Мадриде, как в знаменитом фильме “Вид сверху лучше” – то я вас разочарую. Но разочарую только частично, потому как все это есть только одна сторона жизни феномена под названием flight attendant.
Другая, более прозаичная сторона – вам придется и убирать рвоту в салоне, и убирать туалетные комнаты, состояние которых на некоторых рейсах может просто повергнуть вас в шок, и оказывать первую помощь, поднимая упавшего в обморок 100-килограмового диабетика с сердечным приступом, и терпеть хамство пассажиров, и бесконечные жалобы, и писать объяснительные начальству….
Но если все этот вас не пугает, и вы все еще думаете, что это лучшая профессия на земле (точнее в небе), и здесь мы абсолютно с вами согласны—тогда имеет смысл дочитать книгу до конца, и тогда ничто вас не остановит на пути к мечте!
Раздел 2. Быть или не быть. – За и против.
За:
Свободное время. У вас будет намного больше свободного времени, чем у тех, кто каждый день вынужден ходить на работу в офис и высиживать там с 9 утра до 6-ти вечера, а то и больше в ожидании двух выходных. У вас может быть по 3-4-5 выходных подряд в любые дни недели. Плюс в некоторых компаниях, в основном, национальных, предусматривается увеличенная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска—60 дней (и сервисные билеты—ура!)
Против:
Не фиксированный рабочий график. Рейсы могут быть в любое время суток, в том числе глубокой ночью или рано утром, когда основная масса “нормальных” людей сладко спит. Иногда у вас будет так называемый “standby duty” или резерв, когда вас могут снять на любой рейс по звонку с режимом готовности 30 минут (иногда больше)
За:
Встречи с новыми интересными людьми – это не только VIP пассажиры, бизнесмены и звезды, которые кстати иногда летают эконом-классом – ура! – но и новые встречи на эстафетах (или лэйоверах), новые места, впечатления, куча друзей в разных странах и на разных континентах. Еще один плюс – постоянная смена экипажа. Если у вас, к примеру, не сложились отношения с коллегой, вероятность того, что вы когда-либо еще повстречаетесь с ним или с ней на рейсе стремится к нулю.
Против:
Каким бы безумно дружелюбным, общительным человеком вы не были по жизни, от обилия общения и людей устаешь – и морально и физически. Рано или поздно наступает момент, когда хочется оказаться Робинзоном на необитаемом острове, где не повстречался бы даже Пятница…
За:
Личная жизнь…Я уже сбилась со счету сколько моих подруг-стюардесс вышли замуж, работая за границей (и это не только пассажиры, вопреки распространённому стереотипу, потому что стюардессы тоже ходят пить кофе – ура! – и посещают культурные мероприятия, например, ночные клубы….шутка). Кстати это касается не только девушек – служебные романы среди бортпроводников, заканчивающиеся свадьбой (ну как вариант) явление о—о -очень уж часто встречающееся.
Против:
Будто готовы к тому, что очередной Новый Год вы встретите на борту самолета, летящего в Бангладеш, где большинству пассажиров, мягко говоря, вообще непонятен весь ажиотаж по поводу этого священного для наших людей события. Скорее всего вы пропустите свадьбы ближайших родственников, крестины, обряд тусау кесер, и тому подобные семейные торжества, включая собственный день рождения. Но помни: каждый выходной у бортпроводника – это праздник – ура, коллеги!
За:
Гламур. Зависть буквально всех окружающих, восхищенные взгляды пассажиров, когда ты с экипажем проходишь по аэропорту, маленькие девочки с горящими глазами, для которых ты—мечта и эталон, мужские комплименты, шлейф таинственности и недосягаемости в воздухе, когда ты брызгаешься халявным парфюмом в дьюти-фри…если конечно тебя не примут за продавца-консультанта (укор некоторым авиалиниям—нужно тщательнее разрабатывать свою униформу…)
Против:
К сожалению, чувствуешь себя звездой обычно до момента взлета, пока не начался сервис и бешеная беготня по салону, ну или ты уже летаешь 20 лет, и след этих лет отпечатался у тебя на лице (и не только). Особенно когда полет длится часов 14, а потом еще ты едешь часа полтора до отеля или в компаунд…
За:
Скидки и привилегии – ура! – почти везде и всегда, по крайней мере это относится к зарубежным авиалиниям – парни, выстраивающиеся в очередь, чтобы с тобой встречаться – ведь существует staff travel!! Твои друзья молят о твоем снисхождении, дабы попасть в заветный список бенефициаров…Лучшие дискотеки, рестораны, бары и аттракционы – виват, cabin crew!
Против:
Зачастую скидки для бортпроводников предоставляют не самые бюджетные места, а что касается staff travel – так это вообще отдельный источник седых волос, но…как, говориться, it depends…
За:
Здоровье. У вас будет страховка. Она покрывает основные медицинские услуги, что конечно не позволит вам поставить себе виниры за счет компании или увеличить грудь. Помимо этого не все лекарства ею покрываются. Ваш работодатель знает, каким вредным факторам вы подвергаетесь ежедневно, поэтому компании предоставляют возможность следить за здоровьем совершенно бесплатно.
Против:
Проблемы с сосудами, хроническое недосыпание, стресс, радиация, возможные проблемы с женской половой сферой, выпадение волос и дефицит витамина D (что характерно для Ближневосточных авиакомпаний)
За:
Социальный пакет. Самые успешные авиалинии, куда мы с вами, собственно и стремимся, предоставляют своим бортпроводникам о-о-очень хорошие условия: зарплата tax-free, бесплатное жилье с бассейном, теннисным кортом, фитнес-центром и иными радостями, бесплатную развозку 24 часа, прачечную, так что даже стирать и гладить униформу самим вам не придется. Более того, делать это самостоятельно я бы не советовала, чтобы перед рейсом не обнаружить, что она уменьшилась на 2 размера…
Против:
Культурный обмен…хххмм…вам придется жить с соседом или соседкой. Хорошо, что не в одной комнате, всего лишь в одной квартире, но и этого бывает достаточно для того, чтобы разразилась война за кондиционер, или за то, кто убирает квартиру… А еще сосед может очень любить индийскую кухню с карри или обожать ночные посиделки с друзьями. Но мы же цивилизованные люди, не так ли, коллеги?
Если после всего перечисленного, ты не передумал стать бортпроводником – переходи к следующей главе. Все самое страшное уже позади…
Раздел 3. Идеальный кандидат – миф или реальность.
Итак, в предыдущей главе мы в общих чертах набросали портрет бортпроводника, касаемо стиля жизни и некоторых обязанностей. Для целей данной книги этого будет достаточно.
Совершенно понятно, что ищешь ты как кандидат в бортпроводники. Но нас, а с этого момента и тебя, больше должно интересовать, что ищут в кандидатах работодатели, то есть авиакомпании.
Попробуем создать собирательный образ идеального кандидата в глазах рекрутеров.
Итак, прежде всего работа бортпроводника относится к сфере услуг. А это значит, что клиент всегда прав. Если клиент, а точнее гость, не прав – смотри выше. Нужно быть экстремально позитивным, широко и искренне улыбаться, быть открытым всему и вся, и любить всех и вся, невзирая на национальность, цвет кожи, запах, личные антипатии и предпочтения, языки и акценты, расы и религии. Звучит не слишком правдоподобно, не так ли? Однако это основное условие. Рейс в Лагос к малярийным комарам – конечно, с удовольствием. Приступ эпилепсии у пассажира – я, я и еще раз я!!! Задержка рейса на 5 часов со злыми пассажирами на борту при 40-градусной жаре за бортом – прекрасно, это же вызов!! Любой негатив с вашей стороны будет восприниматься как сигнал стоп. Особенно это касается этапа собеседования, когда каждый ваш шаг, взгляд, жест и интонация будет под незримым контролем рекрутеров.
Далее – космополитичность – бортпроводник это человек мира, поэтому сам факт того, что вы попали на собеседование, означает, что вы готовы к переезду, к тому, что будете жить вдали от семьи и друзей, изнывать от жары и при этом оставаться – смотри выше – супер позитивным!
Flexibility (гибкость) – бортпроводник должен быть 24 часа в сутки 7 дней в неделю готов к меняющейся ситуации, среде, обстановке, людям, обладать невероятной гибкостью и уметь подстраиваться под любые условия и быть готовым к любым неожиданностям. Двигатель сломался и ты застрял на 3 дня в Катманду без дезодоранта и косметички с одной униформой – ура!! Или тебе звонит crew control пока ты едешь в автобусе в аэропорт, чтобы лететь на Сейшелы, и сообщает, что ты летишь в Москву, где минус 15, так что сланцы в зубы и вперед!!
Стрессоустойчивость. Тот, кто считает, что профессия бортпроводника легкая – спешу разочаровать. Она требует не только огромных физических затрат, но и моральных, а в 100% случаев – это и то, и другое – так что бог вам в помощь, коллеги… На моей памяти были примеры, когда люди, пройдя все этапы отбора, не выдерживали жесткого графика и давления во время тренинга и разрывали контракт. Но стоило ли это всех усилий, чтобы сдаться, когда пройдено 80% пути?
Идеальный кандидат должен обладать страстью (я не шучу) к тому, что он делает, любить свою работу и отдаваться ей всецело, ведь случайные люди в ней надолго не задерживаются. Он должен быть открытым к любым вызовам и воспринимать их с энтузиазмом. Нужно обладать способностью четко следовать инструкциям, но в то же время обладать креативностью, и уметь быстро принимать решения в нестандартных ситуациях, ведь невозможно придумать инструкции на все случаи жизни…
Умение работать как самостоятельно, так и в команде. Это, пожалуй, должно было пойти вторым пунктом по важности после позитивности. TEAM или CREW – эти слова должны отпечататься у тебя в мозгу и звучать как мантра…Переходя на более понятную русскоязычному уху терминологию – бортпроводник – это член Экипажа, или как на своем жаргоне выражаются сами проводники – БРИГАДЫ…Это не только строгая иерархия (кстати, она больше выражена в азиатских компаниях, в западных и ближневосточных акценты смещены), но и безоговорочное уважение и понимание роли каждого члена экипажа. Экипаж – это как механизм, для слаженной работы которого важен каждый винтик-шпунтик. Опытные бортпроводники знают, что 99% успешного рейса зависит от экипажа. TEAMWORK – одно из ключевых понятий профессии. Ты будешь слышать это магическое слово на каждом брифинге и де-брифинге и еще раз 50 на дню. Вот почему рекрутеры ищут кандидатов, которые умеют слушать других, распределять и следовать своей роли, как и брать на себя роль лидера, умеют взвесить, учесть и оценить чужие мнения и точки зрения, а также тех, кто не боится принимать решения из страха ошибиться.
Вот, пожалуй, основные черты идеального кандидата, которые должны у тебя быть в совокупности, если ты хочешь пройти отбор, а ведь это наша цель, не так ли, коллега?