Можно всю жизнь провести в своем родном городе и не знать, что за его границами есть целая вселенная, где можно быть кем угодно, не обращать внимания на стереотипы и жить не как все. Человек не обязан жить по каким-то неписаным правилам и загонять себя в рамки, которые устанавливает общество. Необязательно жить, как все, ты можешь мечтать!
В детстве меня всегда тянуло ко всему иностранному. Впервые я побывала за границей в 12 лет – в Финляндии. Поездка длилась всего один день, но она показалась мне путешествием в параллельный мир: я провела полдня в местных магазинчиках, поражаясь товарам и еде, которых раньше никогда не видела. Денег хватило только на ручку с блестками и стирательную резинку, но это были мои первые заграничные покупки, трофеи, которые я гордо носила в школу.
В 2004 году я отправилась в поездку, которая, как я теперь понимаю, полностью определила ход моей жизни и кардинально изменила мое мироощущение – меня отправили в Англию. Я училась в средней школе № 80, в которой действовала программа обмена с британским колледжем Мальборо (Marlborough College). Участвовать в ней можно было с 9-го класса, критериями отбора были хорошая успеваемость и желание изучать английский язык. В последнем мне не было равных во всей школе, так что этот этап отбора я с легкостью прошла.
Но была еще пара условий участия в программе, с которыми возникли небольшие трудности. Во-первых, нужно было предоставить отдельную комнату школьнице из Англии. А жили-то мы в малюсенькой двушке! На семейном совете было решено, что папа поживет у друзей, я буду спать с мамой в своей детской, а Кэтрин (школьница из Англии) поселится в комнате родителей. Второй сложностью были финансы: мама потратила огромную для нас тогда сумму, купив мне билеты в Лондон и оплатив консульский сбор. С собой мне дали 250 фунтов на две недели (примерно 13 000 рублей по тогдашнему курсу).
Две недели Кэтрин жила у нас, мы старались сделать ее досуг максимально интересным и разнообразным. Для меня и моей семьи это было по-настоящему значимым событием: у нас живет британка! Я пыталась с ней как можно больше разговаривать и расспрашивала ее о быте, об учебе в Британии, переспрашивала и не верила, когда она рассказывала, что у ее семьи есть две лошади, на которых они катаются с сестрой, а в школе у них несколько теннисных кортов и своя часовня. Иногда мне казалось, что я просто не очень хорошо говорю по-английски и не совсем точно понимаю, что она имеет в виду.
Кэтрин гостила у нас в апреле, а в июле мне нужно было ехать в Англию вместе с другими ребятами из моей школы. По прибытии я поняла, что мне невероятно повезло с принимающей семьей. Остальные ребята не носились со своими английскими гостями по Петербургу так, как мы с Кэтрин, и английская семья отплатила мне шикарным приемом. Ее папа оказался академическим директором колледжа Мальборо, а там, кстати, учились Кейт Миддлтон и один из сыновей Стинга, а сам музыкант приходил на выпускной. Я была под впечатлением от устройства школы (оказалось, что я правильно поняла тогда Кэтрин): территория с площадками для баскетбола, волейбола, лакросса, тенниса; уютные комнаты для студентов; старинные постройки и огромные залы для приемов. Я видела, на каких машинах приезжают родители с учениками, в каких домах они живут. Тогда я не совсем понимала, что эта школа для высшего класса Великобритании и думала, что это типичная британская жизнь.
Для меня, ребенка, который родился во время развала СССР и рос в 1990-е, все было в диковинку. Мне даже казалось, что еда в Англии вкуснее. Кстати, сейчас, когда я уже поездила по миру, это впечатление частично подтвердилось. Там, например, самое вкусное молоко – оно обладает особенным сливочным и даже сладковатым вкусом. Также я попробовала там продукты, о которых в России тогда еще никто не знал: руккола оказалась для меня настоящим сюрпризом.
В Англию я ехала в полной уверенности, что хорошо знаю английский и проблем с общением не будет. Но уже в аэропорту я не понимала абсолютно ничего, три раза просила пограничника повторить вопрос: «What is the purpose of your visit to the UK?»
Ох уж этот британский акцент!
Первую неделю мы учились в классе с британцами. Это был полнейший провал! Они не понимали меня, я не понимала их. Да, я хотела со всеми познакомиться и общаться, но они не горели желанием напрягаться ради иностранки, которая все время молчит в ответ на вопрос и не понимает, что происходит в классе. Практиковаться в английском мне удавалось только с Кэтрин и ее родителями, Ванессой и Эндрю. Они говорили очень-очень медленно, потому что понимали, что я в шоке от происходящего и, конечно, они видели, что я ничего не понимаю, потому что в ответ на большинство вопросов я только кивала и улыбалась.
Мне было очень стыдно переспрашивать, я и так понимала, что для носителей языка общение со мной явно не подарок.
Полное погружение в английский все-таки произошло, потому что у меня не было возможности пообщаться с кем-то на русском. Мама звонила в Англию один раз в несколько дней. Никаких «скайпов» и «вотсапов» тогда не было, а мобильным в Британии я не пользовалась, потому что звонки в роуминге стоили очень дорого.
В Лондоне я осознала очень простую вещь, которая перевернула мое сознание, – пришло понимание того, что жизнь может быть не такой, к какой я привыкла. Мир может быть совсем другим.
Тогда мне было 14 лет, на дворе – 2004-й год. Мы сидели за ужином с моей принимающей семьей, – с родителями и двумя дочками моего возраста. Ужин, кстати, был вегетарианский, что тоже казалось мне необычным, потому что в моем окружении никогда не было вегетарианцев. Мне кажется, тогда в России вообще мало кто знал, что это такое; здоровый образ жизни еще не вошел в моду. За столом мы решили обсудить, кто куда будет поступать. Я сказала, что выбираю между экономикой и юриспруденцией. Я тогда даже не очень понимала, что значит юриспруденция, да и об экономике имела весьма смутные представления, но все вокруг – родители и дети постарше – твердили, что это две самых классных специальности.
И тут старшая дочка, Вэрити, говорит: «Я хочу пойти учиться на воспитателя детей дошкольного возраста». Меня это немного удивило, но я промолчала. Ее сестра, Кэтрин, удивила меня еще больше. Она – круглая отличница, ученица школы, входящей в топ-25 учебных заведений Англии, – сказала, что хочет стать ветеринаром, что ей нравится ухаживать за кроликами и котами, поэтому она думает, что животные – ее призвание. Родители тут же поддержали ее, сказав, что ветеринар – это очень важная и интересная профессия. При этом мама Кэтрин и Вэрити была агентом по недвижимости, а папа – завучем в школе, но дети выбрали свои профессии, не ориентируясь на собственных родителей, не продолжая слепо их дело.
Это был сдвиг парадигмы. Я понимала, что в России тоже есть воспитатели и ветеринары, но у нас эти профессии не считались престижными, вряд ли родители поддержали бы подобный выбор своего ребенка. Я в детстве говорила родителям, что мне нравится петь, но они утверждали, что сначала нужно получить фундаментальное образование, а потом уже заниматься творчеством.
Во время той поездки мне удалось увидеть другой мир, прикоснуться к нему и убедиться, что он существует. Одно дело, когда ты смотришь сериалы, видишь Америку и Англию с экрана телевизора. А другое дело – когда приезжаешь на место, вживую общаешься с людьми, которые совершенно открыты и искренни, которые делятся с тобой своими мыслями, и эти мысли так не похожи на те, к которым ты привык.
В 14 лет я соприкоснулась с другой жизнью, и у меня в голове все перевернулось. И, чтобы попасть в эту жизнь, не нужно лететь на Марс – три часа на самолете, и вы в другой реальности. Это я и называю – «потрогать» цель.
Я приехала домой и поняла, что нужно делать все, чтобы иметь возможность жить так же, кроме того, я понимала, что английский – это тот инструмент, который сможет привести меня к моей новой мечте.
Бонусом к зашкаливающей мотивации и вдохновению был «налет» британского акцента. Я начала раздумывать, как мне попасть в ту же школу в Англии на следующий год. Второй раз ехать по обмену было нельзя, но, так как я выиграла городскую олимпиаду по английскому, мне удалось снова «просочиться» в программу, и это был последний обмен в истории школы.
Сначала в нашу семью приехала новая девочка Лиззи, затем я жила у нее, а потом осталась на две недели у Кэтрин.
Родители Кэтрин – это вообще отдельная история. Они каждое лето совершенно безвозмездно принимали меня у себя дома, кормили, возили и развлекали. Благодаря этой семье уровень моего английского стал настолько высоким, что я прошла на Всероссийскую олимпиаду по английскому языку в 10-м классе. Я заняла 4-е место (не вошла в первую тройку, так как провалила абсолютно все вопросы по английской литературе, после чего, кстати, приняла решение читать как можно больше книг на английском), попала в энциклопедию талантливых школьников России и получила президентский грант в размере 30 000 рублей. Я очень благодарна родителям Кэтрин за то, что дали мне такую возможность, потому что вполне вероятно, что без них не было бы ни этой книги, ни канала, ни LinguaTrip. А с самой Кэтрин мы общаемся до сих пор, совсем недавно она приезжала ко мне в гости в Сан-Франциско.
Оглядываясь назад, я понимаю, насколько значимым оказался тот первый школьный обмен для моей судьбы. Родители тогда могли испугаться и не пустить меня в Англию – мне было 14 лет, меня ждал трехчасовой перелет в незнакомую страну, в незнакомую семью. Этой поездки могло бы не быть из-за банального страха неизвестности. Я постоянно благодарю родителей за то, что дали мне возможность попасть в другой мир, за то, что работали на нескольких работах, стараясь выкроить деньги на мою поездку. Во многом благодаря этому я в сознательном возрасте не побоялась открывать компании, переезжать в страну, куда лететь уже не 3, а 12 часов.
Бояться можно абсолютно всего: что вас не примут, не поймут, вы потеряетесь, не сориентируетесь. Иногда может быть просто банально лень выходить из зоны комфорта, потому что дома все удобнее и понятнее. Но достаточно один раз преодолеть эти страхи и побороть свою лень, чтобы кардинально изменить свою жизнь. Именно когда вы путешествуете, вы развиваетесь быстрее всего (не только в плане языка, но и в плане личностного роста), находя для себя новые занятия и интересы.
Любое движение в жизни должно начинаться с постановки конкретной, осознанной цели. Четко сформулированная конкретная цель – залог успеха: идти к ней проще, чем стремиться к чему-то эфемерному и неопределенному.
Что поможет на пути к реализации цели?
• Человек, который уже достиг подобной цели. Держите его в поле зрения, общайтесь, если есть возможность, вдохновляйтесь его успехами, анализируйте его опыт. А осознание, что ты все еще отстаешь от своего мотиватора, подстегивает чувство спортивной злости и придает сил.
• Упорная работа. Трудолюбие – ключ к успеху в любом деле. Даже талант не так важен, как умение «впахивать».
Сейчас, общаясь с разными людьми, я четко понимаю, что значительная проблема в изучении английского – отсутствие прикладной цели. Многие начинают учить язык в детстве, когда мама решает, на какие курсы ты пойдешь. Когда ты уже взрослый, но учил английский раньше только потому, что в школе есть такой предмет, где при этом не показывают никаких примеров успеха, связанных с языком, естественно, возникает вопрос: «Зачем это вообще нужно?» Получается так: все вокруг учат, и ты, чтобы не отставать от тренда, продолжаешь ходить раз в неделю на уроки, но ничего не происходит – говорить все равно не получается.
Чтобы эффективно изучать язык и начать наконец-то говорить на нем, нужно понимать, зачем он вам вообще нужен и каких результатов в освоении языка вы хотите добиться.
Каждый год у меня появляется новая цель в языке – предпочитаю разбивать глобальные цели на краткосрочные, чтобы понимать, когда примерно возможен результат. Может быть, вы хотите привлечь инвестиции в Кремниевой долине на свой стартап, как мы это сделали в 2015 году. Или смотреть в оригинале The Suits и Sex and the City, читать How to Stop Worrying and Start Living Дейла Карнеги в оригинале (кстати, одна из моих любимых книг). Кто-то хочет просто прокачать свои знания в маркетинге, обучаясь у лучших бизнес-тренеров за границей, или получить степень MBA в топовом американском вузе, выпускники которого зарабатывают в среднем по 100 000 долларов в год.
Заметили, что общего у целей, которые я перечислила выше? Они конкретные, вы можете их «потрогать». Если вы думаете: «Я очень хочу учиться в Гарварде. Не знаю, правда, с чего начать, может, завтра пару видео на YouTube посмотрю», то это просто мечта. Конкретная цель должна звучать так в этом случае: «Через 2 года я сдаю IELTS (International English Language Testing System) на 7,5 баллов, потому что я уже зашел на сайт Гарварда, посмотрел раздел Admissions и узнал, что для моей программы нужен именно такой балл». Или так (пример более краткосрочной цели): «Через месяц я еду на языковой курс в Англию и должен доучить все 12 времен в английском до отъезда, чтобы отработать их на практике».
Сейчас моя цель – написать для вас книгу, которая поможет сделать жизнь лучше, подскажет следующий шаг. А рядом лежит книга «Crushing It!» Гэри Вайнерчука, за которым я пристально слежу, смотрю, как он выпускает один бестселлер за другим, каждый день выпускает блоги на YouTube и при этом у него в компании 800 человек, а у меня и 100 пока нету. Вот мой сегодняшний мотиватор.
Всегда найдется человек, который уже имеет то, к чему вы пока только стремитесь. Как только вы поймете, что целей, которые вы поставили перед собой, достигают совершенно обычные ребята, движение к ним станет намного легче – вас перестанут тормозить иллюзии и сомнения. Гэри, кстати, такой же эмигрант, как и я, переехал в США с родителями из Белоруссии. Сейчас ему 43, и многие его считают главным бизнес-блогером Америки.
С момента регистрации во «ВКонтакте» в 2006 году я начала подписываться на паблики, которые писали о жизни и учебе за рубежом, чтобы быть в курсе актуальной информации и получать ежедневные «пинки» от тех, кто уже осуществил мою мечту об учебе за границей. Именно новости о чужих достижениях помогли мне добиться успеха – если бы я не наткнулась в ленте во «ВКонтакте» на видео симпатичной блондинки Вероники, рассказывавшей о том, как она поступила в магистратуру в США и получила полное финансирование, то, может, так и не решилась бы на конкретные шаги к поступлению в зарубежный вуз.
Вероника была моей ровесницей, тоже хорошо знала английский, выросла в Белоруссии, окончила Белорусский государственный университет. И вот она изучает маркетинг в магистратуре в University of Illinois of Urbana-Champaign. Причем учится и живет абсолютно бесплатно. Более того, учеба в магистратуре по маркетингу на тот момент была и моей мечтой. Но опять же – не конкретной целью, на которую я бы направляла все свои силы. Это было просто желание: «Круто было бы учиться…»
И, когда я увидела Веронику, я поняла, что она не сильно от меня отличается. Я задумалась, почему она смогла и сделала, а я нет. Я здорово разозлилась на себя в тот момент – ну почему я со своими данными просто сижу на диване?! Я бы не сказала, что это была простая зависть. Это была злость – на себя, на свое бездействие. И для меня «спортивная» злость – один из главных двигателей прогресса.
Я очень благодарна Веронике. Ее видео вдохновило меня на поступление – и я в итоге поступила. Мы даже как-то встретились в Сан-Франциско в 2016 году, когда я только переехала туда. Вероника к тому времени успешно закончила университет, приехала на работу в стартап, который проспонсировал ей рабочую визу, и начала жить со своим молодым человеком в Калифорнии. Тогда мы даже записали совместное видео, чтобы запечатлеть, насколько удивительной бывает судьба.
Мне часто говорят, что мои видео вдохновляют на изучение английского и на развитие, и это самые важные для меня слова. Если хотя бы одному человеку я как-то смогла помочь, то значит вся моя блогерская деятельность не напрасна.
Когда вы поймете, что президенты, актеры, нобелевские лауреаты – не инопланетяне, а просто трудолюбивые фанаты своего дела, будет проще поверить в то, что добиться невероятных высот более чем реально.
У меня, кстати, так было со Стэнфордом. Насмотревшись американских фильмов, я думала, что студенты Стэнфорда – отдельная каста, куда попадают избранные люди, которые, скорее всего, вообще не с этой планеты.
Впервые я столкнулась с выпускницей Стэнфорда, когда мы приехали в Кремниевую Долину в 2015 году. Ее звали Пурнима Виджаяшанкер, и она была ментором LinguaTrip в акселераторе 500 Startups. Мы встречались с ней один раз в неделю, и она давала нам советы, подсказывала, как нашей компании расти. Я заметила, что Пурнима заметно отличатся от людей, с которыми я привыкла общаться, тем, что она активно мотивировала нас. Пурнима говорила: «Что вы сидите сложа руки?! Ну-ка встали и взялись за дело. Не работает реклама в Facebook? Значит, вы не научились нормально ее запускать, делайте еще тесты!» Она давала конкретные мотивирующие советы, а не повторяла абстрактные фразы, не закрывала глаза на наши проблемы. Пурнима часто говорила нам, что мы лентяи и ничего не делаем, поэтому мы хотели доказать обратное и работали еще интенсивнее.
Обучение в США во многом построено на саморазвитии и самостоятельной работе. Студентов приучают к этому с самого раннего возраста. Вы что-то не поняли? Идите в библиотеку и читайте. Вы сомневаетесь в какой-то информации? Идите и перепроверьте. Нельзя просто так взять и бросить решение вопроса.
Но после знакомства с Пурнимой, при всех ее достоинствах, восторженных мыслей о том, что человек из Стэнфорда знает и умеет абсолютно все, у меня уже не было. Я понимала, что, несмотря ни на что, в своем бизнесе разбираюсь лучше нее. В ведении блога и социальных сетей я тоже понимала больше.
Стэнфорд не превращает тебя в гения. Но, бесспорно, обучение там дает много плюсов, начиная с трудолюбия и невероятной мотивации, о чем я писала выше, заканчивая тем, что ты лично узнаешь людей, которые творят историю.
С другим студентом Стэнфорда я познакомилась совершенно случайно в том же 2015 году. Мы пошли кататься на серфе с Димой Думиком (бизнесменом из Кремниевой долины, СЕО и сооснователем стартапа Chatfuel), и к нам присоединилась группа русскоязычных ребят из Кремниевой Долины. Одним из них был Ростислав Шоргин. Он вскользь упомянул, что закончил первый курс MBA в Стэнфорде. А это одна из самых сложных для поступления программ в мире. Только 6 % всех абитуриентов попадают туда. Я в тот момент уже запустила русскоязычный YouTube-канал, поэтому Ростиславу было не отвертеться от записи ролика, что мы и сделали в тот же день.
В том видео я поинтересовалась, что такого необыкновенного нужно сделать в России, чтобы тебя взяли в Стэнфорд. До поступления Ростислав работал в Яндексе, закончил МГУ. Знакомая компания, знакомый вуз и никакого волшебства: только тяжелая работа и упорное движение к своей цели.
Не нужно становиться другим человеком ради изучения языка. Английский язык – это не наука. Английский – это вы сами, с вашими интересами, любимыми фильмами и книгами, только на другом языке. Не нужно пытаться стать кем-то другим, изучая язык, продолжайте изучать интересующие вас темы, только на английском.
Даже если ваш уровень – Intermediate, вы можете сделать английский язык частью своей повседневной жизни. Чем раньше вы начнете, тем быстрее пойдет прогресс. Поэтому не откладывайте этот момент, а прямо сейчас в настройках своего телефона измените язык на английский.
К сожалению, школьная программа не всегда ориентирована на индивидуальность ученика, школьникам зачастую неоткуда черпать мотивацию. К примеру, ребенка заставляют учить текст про театр. А ему не интересен театр, ему интересны хайповые видео на YouTube.
Решение очень простое. Если вы фотограф – учитесь фотографии на английском, благо ресурсов сейчас больше, чем когда-либо в истории человечества. Если вы дизайнер – заканчивайте курсы на английском, размещайте резюме на Upwork и работайте с иностранными заказчиками: как минимум прокачаете английский, а приятным бонусом будет почасовая ставка, которая в разы выше таковых на русскоязычном пространстве. Делайте то, что вам нравится, то, что вы и так делаете каждый день, просто на английском языке. Потому что английский – это не математика, не физика. Это не теоретическая наука, это ваша жизнь, причем более интересная, богатая впечатлениями, ведь информации на английском языке не море даже, а целый мировой океан.
Сделать так, чтобы окружающий мир располагал к учебе и достижению целей, – дело нескольких часов. Социальные сети – это наше ежедневное информационное поле, нужно сделать его мотивирующим и образовательным.
Ваша лента в соцсетях – это отражение того, на что вы тратите свое время в течение дня. Старайтесь, чтобы у вас в ленте присутствовали мотивирующие на активные действия люди.
Несколько месяцев назад я была подписана на 600 человек в Instagram. В какой-то момент с ужасом поняла, что утром трачу минут 30, чтобы просмотреть всю ленту. И я спросила себя: а мне реально интересно, что одноклассница, которую я не видела 10 лет, вышла замуж? Сейчас у меня не больше 300 подписок, из которых примерно 100 человек не появляются у меня в ленте (функция «Mute» скрыла их посты и сторис из моей ленты). Внимание уделяю тем, чьи посты помогают мне в жизни. Очень советую вам тоже провести подобную ревизию.
Сделать английский язык частью своей повседневной жизни можно не только с помощью социальных сетей. Вот мои любимые способы.
«Кремниевая долина» (Silicon Valley)
Silicon Valley – сериал о том, как группа ребят создает свой стартап Pied Piper в Кремниевой долине. Идея стартапа – новый интернет. Вам может показаться, что его сюжет – всего лишь плод воображения сценаристов, но на самом деле в жизни происходит то же самое, там показаны абсолютно реальные ситуации, во всяком случае процесс работы с инвесторами показан очень точно и правдоподобно (у нас были ситуации точь-в-точь как у героев). Вы познакомитесь со специфическими особенностями этого мира, а также с лексикой, которую часто используют в Кремниевой долине.
Подойдет для уровня Intermediate и выше.
«Миллиарды» (Billions)
Сериал Billions – о предпринимателях, зарабатывающих, как вы уже догадались из названия, миллиарды. Героев окружают атрибуты дорогой жизни: автомобили, яхты, особняки. В этом сериале мне больше всего нравится наблюдать за психологическими моментами: как главный герой реагирует на преследование государства, уход ценных сотрудников и предательство. Смотрю и понимаю, что кажущиеся мне большими проблемы в работе – детский сад по сравнению с сюжетом, который разворачивается в сериале.
Подойдет для уровня Upper Intermediate и выше.
«Форс-мажоры» (The Suits)
Юрист, который ведет LinguaTrip в США берет за свои услуги 900 долларов в час. Оформить раунд инвестиций через нее стоит от 30 000 долларов. Компания Cooley, с которой мы работаем, считается одной из лучших. Подозреваю, что герои сериала «Форс-мажоры», сотрудники юридической компании в сердце Манхэттена, зарабатывают не меньше. Сериал – кладезь полезной информации о том, как проходят суды в США, как справляться с предательством и не поддаваться на провокации со стороны конкурентов.
Кстати, в сериале одну из главных ролей сыграла Меган Маркл, которая недавно вышла замуж за британского принца Гарри.
Подойдет для уровня Upper Intermediate и выше.
«Офис» (The Office)
Сериал вышел давно (идет с 2005 года), но ситуации, описанные в нем, всегда актуальны. Действие происходит в типичной американской компании – у них небольшой офис, который выглядит как тысячи офисов в США. Примерно в таком же помещении сидит компания, которая ведет нашу бухгалтерию, в похожих офисах я встречалась с иммиграционными юристами, когда планировала свой переезд в США. Действие сериала происходит в Скрентоне (там же, где находится University of Scranton: я туда поступала, так как они предоставляли полное финансирование на программу MBA иностранным студентам).
Подойдет для уровня Intermediate и выше.
«Симпсоны» (The Simpsons)
Ну можно я их вам посоветую, да? Раньше они шли по MTV, и я подсела. После десяти серий поняла, что надо бы смотреть на английском. Было сложно понимать все до конца, но в случае «Симпсонов» это не так важно. Серии не связаны между собой, глубокой смысловой нагрузки они не несут, зато есть традиционный американский юмор, отсылки к популярным событиям и героям из реальной жизни и сюжет, который понятен, даже если не понимаешь реплик героев.