Дана сказала, что видела неподалёку озеро. Возможно, кольцо хранилось именно там. Ребята решили отправиться к водоёму.
– Ой!
Виктор взглянул на застывшую Дану и напрягся. Ничего хорошего это «ой» не обещало.
– Ой, я забыла, – Дана поджала губы. – Озеро там, за лесом. Это недалеко. Но придётся идти через древнее кладбище.
– И что?
– Просто так через него не пройдём. Нам нужно кое-что взять с собой.
– У меня уже всё есть, вот! – Ответил Виктор и поднял на вытянутых руках Уха. – Спасает от скуки, грусти и душащих котов.
– На кладбище Ухо не поможет, – Дана погладила пёсика. – Ведь он не умеет обманывать приведений.
– Приведений? А у вас тут празднично. – Виктору послышался странный шелест за спиной, мальчик обернулся. – Приведений же не бывает, да? Как они тогда могут помешать нам?
– Ещё как бывают. Они захотят отобрать у нас непрожитые годы, чтобы самим ненадолго вернуться к жизни.
Виктор смотрел на Дану суровым взглядом. Мальчик научился этому приёму «я очень рассержен и огорчен» у папы.
– Ты же сказала, что будет быстро?
– А мы мигом. Забежим к медведю, возьмём у него ягод и сразу к озеру.
Мальчик схватился за шапку.
– Ну уж нет! Приведения! Медведи!
Дана посмотрела на Виктора, который натянул шапку до самого кончика носа, засмеялась и взяла мальчика за руку. Ладонь девочки была холодной.
– Пойдём! Всё не так страшно, как кажется.
Виктор потащился за Даной.
Солнечные лучи с трудом разгоняли холодный сумрак леса. По этим редким клочкам света мальчик понял, что близится полдень.
Казалось, что Дана ни о чём не переживает. Она живо шагала по мху, бодро перескакивала через упавшие деревья и напевала:
Дальняя дорожка,
Дальняя дорожка,
Мы по ней идём втроём.
Дальняя дорожка,
Дальняя дорожка,
Скучно станет – запоём.
Виктор не понимал, как можно в таком путешествии заскучать, и уж тем более захотеть распевать песни. Но мелодичный голос девочки успокаивал, и мальчик не мешал ей. Виктору нравилось слушать в ненормальном лесу нормальные песни.
Дана обернулась к мальчику, показала знак «тихо», поманила за собой и притаилась в кустах. Ух юркнул к ногам девочки. Виктор втянул живот, заполз под засохшие ветки и состроил серьёзную гримасу. Мальчик догадывался, что кот на столбе – это ещё цветочки. С медведем поладить будет сложнее.
– Ну уж нет, – Виктор не верил своим глазам, – мы к нему не пойдём.
Ребята прятались всего в нескольких метрах от большущего медведя. Он прохаживался среди разноцветных кустарников и оставлял за собой глубокие неровные следы. Медведь сипло дышал. От него пахло сырой землёй и сладостями.
Виктор не любил смотреть передачи про животных, но понимал, что медведи очень опасные звери. И когда мальчик впервые увидел живого косолапого вблизи, то мгновенно смекнул, что с ним не стоит разговаривать и вообще лишний раз обращать на себя внимание.
– Дана, это очень плохая идея, – шептал Виктор. – Здесь в лесу даже милые зверьки опасны. А ты посмотри на этого медведя! Он же одна большая бурая неприятность.
– Но без тех вон ягод, – девочка указала под лапы медведя, – мы пропадём.
– Да мы полезем за ягодами и пропадём.
– Я знаю, как отвлечь мишку, – Дана на удивление весело улыбнулась, – он, как все лесные, любит песни.
– И что?
– Мишка заслушается моей песней, а ты сорвёшь нам по чёрной ягодке.
Мальчик представил, как пытается что-то отнять у медведя. Виктор окаменел.
– Пойдём? – Поторапливала девочка.
– Стой-стой-стой, – Виктор потянул Дану обратно. – А как выглядят нужные ягоды?
– Смотри, – Дана собирала с земли листья и протягивала мальчику, – вот они от облепихи, эти от шиповника, такие от клюквы, тут от калины, здесь немного от брусники и костяники. Красивые, правда? Но нам нужны самые удивительные – чёрные ягоды с зелёно-синими листочками. Понял?
Виктор пожал плечами:
– Наверное.
– Отлично! Тогда я сейчас выйду, запою, а ты иди в обход, прокрадись позади мишки к чёрным ягодам, сорви две и сразу возвращайся.
Мальчик посмотрел на медведя и произнёс:
– А зубы и когти у него такие же огромные?
– Мы этого не узнаем, – нетерпеливо ответила Дана, – всё будет хорошо.
Девочка выскочила из укрытия, и Виктор понял, что на раздумывания у него больше нет времени.
Дана смело встала напротив медведя и развела руки в стороны. Животное повернулось, опустило морду и сделало шаг к девочке. Дана даже не пошевелилась. Она запела:
Ох не буду я гулять,
Лучше дома посижу.
В чаще леса заплутать -
Очень страшно, вам скажу.
Виктор пополз на четвереньках в сторону от Даны и медведя. Мальчик хотел подальше обогнуть зверя, а потому старался двигаться быстро, но тихо.
Девочка продолжала петь и пританцовывать, мальчик крался среди зарослей, как хромая улитка, пёсик следовал за хозяином и радостно фыркал. Вся эта картина напоминала бы какую-то странную смешную игру, если бы не гигантский бурый медведь. Он стоял всего в нескольких шагах от Даны и внимательно осматривал незнакомку. Животное не двигалось и слушало песню.
Виктор не мог поверить, что Дана говорила правду – медведя словно околдовал голос девочки, и мальчик смог подобраться к ягодам. Оставалось только сорвать чёрные плоды. Виктор вспотел. Его шапка неудобно повисла на одном ухе. Нос то и дело щекотали засохшие травинки.
Мальчик взглянул на массивную шерстистую спину медведя и сглотнул. Виктор дотянулся до кустика с чёрными ягодами, ухватил пальцами ветки и потянул растение к себе. Медведь не шевелился. Дана пела припев. Виктор начал собирать ягоды. Они легко катились в ладонь. Первая ягодка. Вторая. Третья. Четвёртая. Мальчик хотел взять побольше, чтобы не пришлось ещё раз красться мимо медведя, если что. Пятая. Шестая. Седьмая. Виктор случайно задел себя веточкой по носу и громко чихнул.
Огромное животное впилось когтями в землю. Медведь обернулся и уставился прямо на Виктора. Ошарашенный мальчик лежал в кустах, сжимал пальцами ягоды и не смел пошевелиться. Виктор посмотрел на Дану. Испуганная девочка крикнула:
– Беги!
Виктор одним прыжком встал на ноги и ринулся прочь. Мальчик слышал, как грузный медведь бросился следом. Виктор побежал быстрее. Позади мальчика тряслась земля и ломались ветки. Виктору казалось, что медведь вот-вот догонит его, повалит и разорвёт на тысячу мелких кусочков.
– Ааааа! Забирай их обратно! Только оставь меня в покое!
Виктор бросил через плечо сорванные ягоды, но не остановился, чтобы проверить отстанет ли медведь. Мальчик хотел убежать как можно дальше от грозного хищника. А ещё лучше – от всего этого дикого леса.
Виктор начал задыхаться. Его ноги отяжелели. Вся курточка пропиталась потом. Виктор упал на землю.