У каждого из нас есть немалый опыт в бизнесе. Однако настоящую свободу мы получили только, когда всерьез занялись онлайн-образованием. Теперь мы можем работать лишь несколько часов в день, из любого уголка мира, что мы с удовольствием и делаем – пожили в Лос-Анджелесе, прошли панчакарму в Индии, отправились на зимовку на Бали. Онлайн-школа – это бизнес XXI века, без привязки к времени и месту, с огромным потенциалом развития и автоматизации. Все еще не уверены, что стоит открывать онлайн-школу? В этой главе мы расскажем о трех основных причинах, почему пора открывать образовательный онлайн-проект в ближайшее время, а лучше прямо сейчас.
Легенду бизнеса Джека Уэлча спросили на Global Synergy Forum в Нью-Йорке о том, какая компания совершит следующий прорыв в бизнесе, подобно Apple, Google и Microsoft. Он ответил, что это, несомненно, будет компания, связанная с онлайн-образованием. Ведущий футуролог Института да Винчи Томас Фрей согласен с Джеком. В интервью Business Insider он заявил, что к 2030 году крупнейшим интернет-бизнесом станет пока не известная образовательная компания. Она будет чем-то напоминать Coursera, только с преподавателями-ботами, которые смогут быстро адаптироваться к целям, результатам и возможностям студентов.
Растущий рынок
Сегодня самый зрелый и крупный рынок онлайн-образования – в США. Но он растет всего на 4 % в год, при том, что лидеры списка Forbes активно инвестируют в образовательные стартапы.
Билл Гейтс инвестировал в BloomBoard и BetterLesson, а Марк Цукерберг – в Newsela.
Второй по величине – рынок Юго-Восточной Азии, который, напротив, стремительно развивается, увеличиваясь на 17 % в год. Его крупнейшие игроки – Китай и Индия.
Восточноевропейский рынок образования невелик, но также растет быстрыми темпами – на 17 % в год. Российский рынок в последние годы показывает рост в 20–25 %, и эта тенденция сохранится в ближайшие два-три года.
Инвестиционная привлекательность
Именно поэтому российские инвесторы так оживились. Вот лишь несколько инвестиций последних лет:
• Mail.Ru Group приобрела долю в онлайн-школе Geek Brains в 2016 году.
• Севергрупп инвестировала в Нетологию $60 млн в 2017 году.
• Фонды Baring Vostok купили миноритарную долю в EdTech-компании SkyEng.
Skyeng и Нетология вошли в ТОП-20 самых дорогих компаний рунета по итогам 2017 года, наряду с Яндекс и Авито.
Управляющий партнер венчурного фонда Genesis Technology Capital Максим Шеховцов уверен, что каждый доллар, инвестированный в EdTech-проект, окупается в десятки раз. Поэтому, оперативно запустив свой EdTech проект, вы «рискуете» лишь… разбогатеть.
Огромная аудитория
Онлайн-школы стали трендом последних лет из-за стремительного распространения интернета. Сегодня около 70 % населения используют мобильный интернет. Даже представители категорий 60+ и 70+ активно ищут информацию в сети и смотрят вебинары, а те, кому за 80, общаются с близкими посредством мессенджеров. Всего 10 лет назад лишь 25 % россиян имели доступ к всемирной паутине. В лучшем случае это был домашний интернет, а чаще – рабочий.
Если вы живете в небольшом городке и преподаете какой-либо предмет, круг ваших клиентов ограничен как территориально, так и во времени. Никто не будет ездить на занятия в соседний город, вы не сможете разместить в одном помещении более 20–30 людей и не будете проводить занятия в режиме 24/7, подстраиваясь под каждого клиента.
Онлайн-школа предполагает совсем иной масштаб. Потенциальные клиенты – 350 млн русскоязычного населения по всему миру, не говоря уже об остальных 7 млрд, для которых можно адаптировать и перевести курс. Все они могут смотреть видеокурс, пользоваться учебными материалами и общаться с другими участниками и куратором в удобное для себя время. Создателям онлайн-школы при этом не приходится работать на износ, потому что эффективный современный онлайн-курс автоматизирован на 90 %.
Кейс Максима Роговцева:
как создать школу YouTube-блогеров без вложений и на старте заработать несколько миллионов рублей
Максим – профессиональный YouTube-блогер. Он развивает 6 различных каналов с суммарным количеством подписчиков более 10 миллионов человек.
«Сейчас профессия № 1 у молодежи – видеоблогер на YouTube. Раньше, чтобы стать популярным, нужно было иметь продюсера, чтобы он вас заметил из тысячи человек. Это была очень конкурентная ниша. Сейчас YouTube позволяет стать звездой самостоятельно, для этого нужно просто планомерно работать и проявлять свой талант», – рассказывает Максим.
До прихода в Акселератор Максим уже занимался обучением и давал консультации офлайн, но не мог охватить всех желающих. А его цель – транслировать свои знания и давать реальный результат как можно большему количеству будущих блогеров. Обучение в Акселераторе и создание своей онлайн-школы как нельзя лучше подходило для реализации задуманного.
Первые две недели в Акселераторе помогали подготовиться к запуску своего курса, который включал следующие пакеты:
1. 1000 долларов – самостоятельный формат обучения;
2. 2000 долларов – кроме доступа к урокам и заданиям, предполагает геймификацию, общение с сокурсниками и поддержку самого Максима;
3. 5000 долларов – индивидуальная работа и личные встречи с автором курса.
Для первых клиентов Максим сделал скидку 50 %. Средний пакет участия оказался наиболее востребованным. При привлечении учеников на первый поток Максим не использовал рекламу. После анонса на его YouTube-канале на вебинар зарегистрировалось 2500 человек, но дошли до эфира около 400. На втором вебинаре было 300 слушателей, на третьем – только 170. Так, без затрат, только через свои аккаунты в YouTube и Инстаграм, Максим смог набрать 22 человека на первый поток своего курса и заработать 1 300 000 руб.
При запуске второго потока он решил протестировать платный трафик. Записал несколько видеороликов и пустил рекламу на YouTube, в Instagram и Facebook. Финансовый итог составил 1 120 000 руб. На третьем потоке Максим заработал 2 млн рублей.
В планах Максима перевести курс на английский и испанский языки. Финансовая цель – выйти на 100 000 долларов в месяц.
«Онлайн-школы – классный бизнес, – считает Максим. – Сейчас границы стираются, люди понимают, что мир огромный и разнообразный, им хочется путешествовать, жить в разных частях света и пробовать на вкус новые культуры. С обычной офлайн-работой приехать куда-то на 3–4 месяца нереально, а с онлайн-школой и умением зарабатывать через YouTube – возможно. Ты можешь находиться в любой точке мира и продолжать следить за своим бизнесом. Это и есть самореализация. Мы живем в уникальное время, когда технологии позволяют заниматься любимым делом, иметь достаточное количество денег и находиться там, где хочется».
Когда люди впервые слышат о прибыльности онлайн-школ, они относятся к этому скептически. Мы привыкли думать, что по-настоящему прибыльными бывают только нефтяные вышки, газовые месторождения или, на худой конец, франшизы известных компаний. Однако ни черное, ни голубое золото не принесут вам доход без огромных стартовых вложений. Сравним франшизу и онлайн-школу.
1. Расходы
Для того чтобы открыть отдел товаров для «Едим дома» площадью 20 м², нужны начальные инвестиции около 1 млн рублей, а для Макдоналдса – примерно 1$ млн. Онлайн-школу можно открыть даже без инвестиций, если грамотно работать с аудиторией эксперта и использовать тестовые версии службы рассылки и образовательной платформы, бесплатные конструкторы лендингов и т. п.
Франшиза – финансовое рабство. Вы платите роялти в течение всего срока ее использования. Франчайзер постоянно диктует расходы на рекламу вне зависимости от размера ваших доходов.
2. Окупаемость и прибыльность
Франшиза окупается в лучшем случае через год, а в среднем – через 5–7 лет. Онлайн-школа прибыльна с запуска первого курса. Маржинальность составляет 40–60 %, а во франшизе – 2–10 %. Уже в первые месяцы наши резиденты зарабатывают от 150 тыс. до 2 млн рублей в месяц.
3. Независимость
Самостоятельность франчайзи – миф. Вы должны вести бизнес строго по регламенту. Он определяет буквально все: от цвета и формы стульев до фраз, которые можно говорить клиенту. В онлайн-школе вы создаете авторские продукты и сами решаете, как работать.
4. А что потом?
Франшиза – это чужой бизнес, который вы помогаете развивать, вкладывая душу, силы и деньги. Онлайн-школа ваша на 100 %:
• Если вы работаете по франшизе, клиенты лояльны бренду, а не вам. Не продлите договор франшизы – потеряете клиентов. У онлайн-школ клиенты – это партнеры и евангелисты бренда.
• Франчайзер может расторгнуть контракт в одностороннем порядке, и у вас не останется ничего. Онлайн-продукт – ваша интеллектуальная собственность, которая в огне не горит и в воде не тонет.
• Все, что вы приобретете – опыт, который к тому же непросто будет применить. Потому что в договоре франшизы всегда есть хитрый пункт о том, что вы не сможете стать конкурентом франчайзера в течение 3 (5, 10) лет.
Валентин Василевский планировал открыть по франшизе ресторан быстрого питания, но, узнав о возможностях онлайн-образования, взвесил все за и против и создал онлайн-школу Таро, которая приносит более 3,5 млн рублей в месяц. В ближайшем будущем Валентин планирует увеличить выручку до 10 миллионов.
Российский рынок онлайн-образования напоминает банковский рынок, каким он был 15–20 лет назад. Тогда каждый мог открыть собственный банк почти без денег, лицензии и прочих сложностей. Через несколько лет рынок EdTech станет более крупным и зрелым, а законодательство – более жестким. После этого барьер входа на рынок увеличится и начнется процесс консолидации – крупные игроки будут поглощать мелких.
Онлайн-школа – бизнес, который можно достаточно быстро и четко организовать и запустить. Вам не нужны большие деньги, помещение, мебель и большая команда. Однако это не делает EdTech простым или примитивным. Создавая свои первые онлайн-школы самостоятельно, мы делали ошибки и теряли деньги. Так бывает и в любом другом бизнесе, который вы начинаете с нуля, без поддержки и опыта. Процесс запуска бизнеса похож на обучение езде на велосипеде. Младенец должен научиться сидеть, держаться на ногах и ходить, потом – ездить с дополнительными колесиками, прежде чем он начнет демонстрировать уверенную езду. Различные бизнес-инкубаторы и акселераторы учат новичков «ездить на велосипеде» быстро, эффективно и без лишних потерь.
Первый продающий вебинар, как правило, бывает не таким уж продающим, а первый трафик редко оказывается качественным. Поэтому мы рекомендуем не тратить на запуск много денег, а действовать постепенно: грамотно и красиво упаковать предложение, наладить качественный трафик, «докрутить» вебинар, сделать классный продукт, построить отдел продаж и сделать еще много всего, о чем начинающий создатель онлайн-школы не подозревает. Даже такое простое занятие, как езда на велосипеде, требует множества навыков: держать баланс, уметь поворачивать, не падая, смотреть вперед и т. д. Все это получается не сразу. Мы знаем, где «подстелить соломки», где поддержать, а где, напротив, мотивировать резидентов проявить решительность.
Наши резиденты создают онлайн-школы с помощью нашего ноу-хау – универсального плана-конструктора онлайн-школы.
Кейс Натальи Родыгиной:
как не потратить ни копейки и заработать 118 тысяч рублей на одном вебинаре
Наталья поехала на конференцию ACCEL в Алушту с мыслью о создании своей онлайн-школы. Две недели она провела среди единомышленников и решилась. Энергетика вдохновляющих мастер-классов, атмосфера конференции, знакомство с лидерами мнений полностью изменили ее мировоззрение.
Еще в Алуште Наталья создала закрытую группу в Facebook и сразу начала заполнять ее постами и прямыми эфирами. Так, за две недели без рекламы и денег, через постепенный подогрев аудитории, она создала сообщество из 96 человек.
«Основной эффект дала моя естественность, я настоящая, и именно это через эфиры и посты привлекло мою аудиторию», – рассказывает Наталья.
Наталья провела свой первый продающий вебинар в закрытой группе в Facebook. В прямом эфире ее слушали и смотрели 13 человек, и 9 из них сразу купили курс. Так Наталья заработала 96 000 руб. Позже еще 14 человек посмотрели вебинар в записи, и еще три человека купили курс.
Курс Натальи называется «Успешная я», он направлен на проработку своих страхов, преодоление неуверенности через работу с подсознанием.
После 25-минутного эфира слушатели переходили на лендинг, оставляли заявки. С каждым из них Наталья пообщалась лично, ей было важно узнать их мотивы и цели, чтобы в будущем улучшить свой курс.
«Я рисковый человек, – говорит Наталья. – Я ничего не теряла, шла за опытом. Сейчас я кайфую от результата. По секрету: я уже продала следующий курс, которого у меня еще нет».
В этой книге мы расскажем вам об элементах нашего конструктора и поделимся интересными кейсами. Каждая глава – этаж здания онлайн-школы, который состоит из элементов, которые укладываются в определенной последовательности:
В главе 2 мы подскажем вам, как выбрать нишу и тему онлайн-школы так, чтобы она была востребованной и приносила вам не только деньги, но и радость. Так бывает!
Глава 3 о продюсере и эксперте. Эти роли могут уживаться в одном человеке, но чаще это разные люди, которые должны стать бизнес-партнерами, дополняющими друг друга. Где найти подходящего эксперта или продюсера? О чем стоит договариваться «на берегу»? Для чего подписывать договор?
В главе 4 речь пойдет о том, как сформировать видение будущей онлайн-школы, создать бизнес-модель и грамотно упаковать продукт.
Глава 5 обобщает информацию из последующих глав. Вы узнаете о том, как запустить школу всего за несколько недель и почему сначала нужно продать продукт, а уже потом его создавать.
Глава 6 о лендингах – посадочной и продающей страницах, – о том, для чего они, как их создать и чем наполнить. На первых порах вашей онлайн-школе не нужен подробный сайт, а вот без этих одностраничников не обойтись.
Что такое email-цепочка? Какие элементы делают ее прочной и эффективной? Как подогреть интерес потенциального клиента и довести его до продающего вебинара? Об этом в главе 7