Может ли жить семья без любви? Может, так же как и любовь может быть без семейных отношений.
Что такое любовь? Пожалуй, нет смысла в придумывании миллиард первой формулировки любви. В различных интерпретациях любовь воспринимают как наслаждение, мучение, заболевание, исцеление, проявление необузданной страсти, аномалию, психоэмоциональный феномен, безнравственное падение, духовное возвышение, высшую степень принятия другого, низменный эгоизм влюбленного и т. п.
Можно разделить любовь на четыре вида: эрос (любовь-страсть, основанная на сексуальном влечении), сторге (любовь-дружба, основанная на общих интересах и отношении к жизни), филия (любовь-уважение к партнеру и к себе), агапе (любовь-самопожертвование).
Примем также во внимание степень концентрации гормона окситоцин (природное приворотное зелье, наркотик), который отвечает за влечение, симпатию и доверие. И если в организме окситоцина много, человек потенциально расположен к любви, если мало, то тяги к другому – нет.
Но попробую немного порассуждать на эту тему с точки зрения причинно-следственной связи.
Возможно, это покажется парадоксальным, но любовь как цель отношений мужчины и женщины может быть тогда, когда ее нет или очень мало (не разожглись сердца или потухли), и тогда ее ищут, о ней мечтают, ее ожидают, либо пытаются вернуть, возродить. Если любовь есть, она становится средством выстраивания отношений и, собственно, самой семьи (одна цель достигнута, за ней появляется следующая цель). И если любят друг друга представители двух разных семей, то любовь разрушает старые семьи (или семью, если один любящий семейный, другой свободен) и способствует созданию новой. Получается, что любовь – средство и ИСПОЛЬЗУЕТСЯ для укрепления психоэмоциональной связи мужчины и женщины, для создания зависимости партнеров друг от друга. А если еще учесть, что в союзе мужчины и женщины, как правило, один любит, другой позволяет себя любить, то прагматизм (осознанный или неосознанный) становится неотъемлемой составляющей этого чувства (или психофизиологического состояния). Кто прагматичнее? Тот, кто любит меньше. Когда слишком громко звучит голос вашего сердца, вы не слышите ваш голос разума, и тогда вы начинаете прислушиваться к голосу разума партнера, у которого он громче…
Так как же правильно, кто достоин понимания и принятия – тот, кто считает любовь целью отношений, или тот, для кого любовь – средство?
В этом месте я, пожалуй, прервусь и дам вам возможность самостоятельно поискать верный для вас ответ…
Поскольку считается, что от любви до ненависти один шаг (хотя иногда нужно очень сильно постараться и сделать сотни шагов, чтобы разрушить любовь), поговорим немного и о ненависти. Ненависть – защитная реакция на обиды, унижения, игнорирование, но когда ненависть к супругу сильнее любви, развивается чувство вины. У меня была клиентка, которая считала, что, несмотря на скверное к ней отношение, она очень любит своего мужа и что развод – это крах ее жизни, и она до последнего будет сражаться за любовь и семью. Но бессознательное в снах часто рисовало ей картины трагически гибнущего мужа. Это был именно тот случай, когда ненависть пыталась спасти любовь, создавая острый внутренний конфликт, сопровождаемый чувством вины и перешедший в депрессию.
На глубинном психологическом уровне происходит следующее: мужчина или женщина перестает ощущать в семье свою гендерную идентичность, и появляется потребность ее защитить. Позитивная энергия иссякла, но бессилие не устраивает, и тогда человек наполняется негативной энергией – ненавистью. Беспомощность и безысходность провоцируют ненависть.
В психоаналитических теориях ненависть объясняется рядом комплексов и гендерными различиями. Так, женские половые органы рассматриваются как иррациональный источник ужаса. Проекция опасности проникновения имеется в поговорках и выражениях, например: «Черная дыра», «Не суй свой нос, куда не следует», «Дай ему/ей палец, так он/она всю руку откусит». Это моделирует угрозу, страх, который ассоциируется с женским внутренним пространством. А чего стоит образ ящика Пандоры – обители всемирного зла?! Причем жертвами этого феномена могут стать не только мужчины, но и сами женщины.
На осознаваемом уровне женскому половому органу, наоборот, приписывается исцеляющая сила. Так, недавний правитель Китая Мао считал, что после сексуального акта он получает жизненную силу от вагинальных выделений и бережно хранил их на своем теле. А во многих мифологических и сказочных сюжетах герой получал силу от родной земли или живой воды, являвших символ женской идентичности.
Также противоречив и образ мужского полового органа – фаллоса. Но акценты «созидания – разрушения» там другие. Это, в первую очередь, символ плодородия, дарения новой жизни, и в меньшей степени ассоциация с агрессией, вытеснением.
Кстати, считается, что в ритуале приветствия выражается скрытое осознание своей идентичности. Мужчинам свойственно рукопожатие, женщинам – поцелуи. В первом случае – проекция проникновения, во втором – принятия. И поскольку в современном обществе, особенно в богемной, элитной среде гендерные различия размываются, сексуальная ориентация расширяется и деформируется, то и церемонии приветствия принимают своеобразные, измененные формы.
Данная книга не является пособием по психоанализу, но еще бóльшая глубина, или глубинность, нам все же не помешает, я вкратце изложу ряд основных тезисов, так сказать, для общего развития.
Одна из причин того, что женщина растворяется в отношениях с мужчиной, – ее базовая телесная особенность – принимать другого, отрицая себя. Защитить свою личностную автономию можно полноценной половой идентичностью, но, как говорят, без фанатизма.
Но, получив мужское семя, беременная жена часто бессознательно активирует в мужчине ощущение «заброшенности» собственной матерью, и новорожденный может восприниматься им как конкурирующий сиблинг. И именно в этот период происходит смена энергетических полюсов. Позитивной энергии от жены муж не получает и начинает вырабатывать негативную. Так же и для жены муж может представлять ее отсутствующих родителей, которые перестают исполнять ее желания, заботиться о ней. Наступают разочарования, которые вызывают гнев и потребность конкурировать, подчинять других, контролировать их, в основе чего лежит глубинная установка на разрушение.
Разновидностью конкуренции является ревность. На функциональном уровне у человека ревнующего доминирует требование владеть, а на эдипальном – чувство покинутости. Ревность собственника может вести к насилию, покинутость ведет к ослаблению, сопровождаемому страхом заброшенности. В случае чрезмерно развитого нарциссизма появляется потребность доказать: «я – идеал!», и она/он еще будет жалеть о своем отношении/поведении.
Ну и немного об эдиповом комплексе. Термин взят из древнегреческой мифологии. Эдип, которого лишили материнской любви сразу после рождения, убил своего отца и женился на собственной матери – о чем даже не догадывался. Фрейд объясняет эдипов комплекс тем, что каждый ребенок в раннем возрасте влюбляется в родителя противоположного пола или в того, кто выполняет эту роль. То, как мы проживаем эдипову фазу в детстве или отсроченную стадию в отрочестве, сказывается потом на нашей взрослой жизни, в общении, в наших любовных, социальных и сексуальных отношениях. Младенец испытывает желание слияния, чувствует свое энергетическое единство с матерью. И если он видит, что мать занимается чем-то или кем-то другим, он делает все, что может, чтобы привлечь ее внимание, – жестикулирует и орет. Бессознательно поддерживая это стремление, мать может затормозить разрешение эдиповой фазы, отрицая признание ребенком существования двух зачавших его родителей, и необходимость замещения ее роли сексуальным партнером. Мальчик, взрослея, испытывает желание защитить свою мать, помочь ей, а потом бессознательно ищет жену, напоминающую мать.
Но и девочка особо ценит любовь отца, ждет его ласк, сама старается обнять его, постоянно прижимается к отцу, и если он адекватен, то моделирует из его качеств идеальный образ мужчины, будущего мужа.
Часто проблемные отцы воспринимаются ребенком как вина матери, которая должным образом «не постаралась», чтобы предотвратить распад семьи.
От родителя противоположного пола хочется получать внимание, заботу. И если этого нет или недостаточно, тогда появляется комплекс покинутости, недолюбленности. Не отработанная до шести лет эдипова стадия обостряется в отрочестве. Появляется желание девочки соблазнить отца, а у мальчика – заместить отца рядом с матерью. Если отец потакает прихотям дочери, возникает ревность ее матери. Если мать слишком заботлива и нежна с сыном, ревнует отец.
Остается неудовлетворенным базовое нарциссическое желание быть совершенным и лучшим, которое обычно защищает от чувства беспомощности и ранимости, и включает зависть и конкуренцию. Это противоборство существует в отношениях между супругами, между родителями и детьми, и между детьми. В итоге создается конфликт доверия.
Также базовой нарциссической травмой для супругов является то, что никто не может иметь ребенка в одиночку, всегда необходимы оба – и мужчина, и женщина.
При нормальном развитии, в младенчестве тяга к родителю противоположного пола после благополучно прошедшей эдиповой стадии замещается у ребенка желанием быть таким же, как родитель своего пола. Начинается подражание мальчика отцу, а девочки – матери.
Определить, что вами не решен своевременно эдипов комплекс, можно по следующим признакам. Вы слишком сопереживаете эти ощущения «за компанию» с кем-то из ваших детей. В ваших отношениях с супругом используется контроль и сила, и вы охотно принимаете на себя роль Родителя. Вы идеализируете своего родителя противоположного пола, предъявляя к нему повышенные требования, и скептически относитесь к родителю своего пола. Вы никак не можете разорвать слишком тесную связь с родителем противоположного пола, что мешает установлению новых отношений с сексуальным партнером.
В завершение скажу, что именно на страхе и базовой ненависти между членами семьи основывалась теория Зигмунда Фрейда и его последователей. Впрочем, Джойс Мак Дугалл скептически заметил: «Рассуждения Фрейда всецело базировались на мужской точке зрения, которая ведет к чрезмерному акценту на зависти к пенису. В своих соображениях он уподобил женский клитор мужскому пенису. Теорию Фрейда можно подытожить следующим образом: первое желание маленькой девочки – обладать сексуальностью ее матери, затем она смещает фокус на желание обладать пенисом, затем на желание иметь ребенка от своего отца и, в конце концов, иметь своего сына. Это значит, что желание девочки иметь ребенка является просто замещением ее желания иметь пенис и поэтому любовь к отцу – просто следствие зависти к пенису».
Многие оппоненты Фрейда сходятся на том, что трудность в принятии значения вагины равнозначна ее отрицанию. Девочка осознает наличие в ней внутреннего пространства, что проявляется, например, в ее играх и фантазиях. У девочки зависть к пенису связана с отношениями с матерью. Чем более конфликтны эти отношения, тем труднее девочке сепарироваться, дифференцировать себя от матери, тем больше зависть к пенису, и это помогает сохранять ее представление о себе.
Как бы то ни было, но, отдавая должное гениальности Фрейда, заметим, жил он в удушающей общественной атмосфере сексуальных ограничений, когда вытесненным желаниям только и оставалось что – сублимироваться… Так что базовые идеи психоанализа отнюдь не универсальны и не вечны, как и все в этом мире, страдают противоречивостью, односторонностью, субъективностью и нередко используются специалистами-апологетами для нагнетания, запутывания и усложнения вместо облегчения, распутывания и упрощения.
Женщине снится, что в ее дом вламывается здоровый негр, хватает ее, выносит на улицу, запихивает в машину, увозит в лес, вытаскивает из машины и медленно склоняется над ней.
– Что вы будете со мной делать? – испуганно спрашивает женщина.
– Не знаю, мэм, ведь это ваш сон.
Встречаются два психоаналитика, и один говорит другому:
– Я слышал, ты недавно женился… Ну и как?
– Приходи ко мне в гости – увидишь.
Пришел он в гости, посидели немного, выпили по рюмке. Гость и говорит:
– Ты меня, конечно, извини, это не мое дело…
– Да знаю я, знаю. Она не красива, не умна, не богата, не умеет готовить, и в постели, – скажу тебе по секрету, – ничего из себя не представляет…
– Но тогда почему?!
– Ах, если бы ты знал, какие ей снятся сны!
На приеме у психоаналитика супружеская пара:
– Понимаете, доктор, – вздыхая, говорит муж, – мы не богаты и не можем позволить себе роскошь лечиться у вас вдвоем. Скажите, пожалуйста, что будет дешевле вылечить: чувство превосходства моей жены или мой комплекс неполноценности?
Ну, а теперь, когда вы получили краткое представление о глубинных причинах ненависти, перейдем к другим идеям, раскрывающим проблемные отношения в семье.