В основе данной книги лежит учебный материал одноименного курса, который мы проводили в 2012–2014 годах в Санкт-Петербурге. Вживую и дистанционно курс прошли сотни человек, десятки из них сняли свои первые любительские фильмы и помогли это сделать другим, единицы – стали зарабатывать на производстве видео, основали свои сообщества и продолжают снимать кино.
Еще 5–7 лет назад информацию о том, как снять короткометражный фильм приходилось собирать по крупицам в основном на англоязычных ресурсах интернета. Так, нахватавшись знаний в сети, нам удалось в обозначенные 2 месяца снять короткометражный документальный фильм. Этот фильм со временем был отобран в программы трех крупных международных фестивалей документального кино и получил неплохую критику в интернет-сообществах.
Я понимал, что мы далеко не первые и не последние, кому предстоит искать статьи об основах кинопроизводства, смотреть англоязычные туториалы, интервью с режиссерами, а также решать тысячи микрозадач: от правильного выбора камеры до оптимальных настроек для экспорта готового материала. Тогда родилась идея упаковать минимально необходимый набор знаний – своего рода инструкцию по созданию короткометражного фильма – в формат кинокурсов, а затем и книги.
Время не стоит на месте, сегодня ситуация иная: статей и туториалов, в том числе на русском языке, очень много. Стоит проблема фильтрации и необходимой достаточности, ведь для просмотра всех материалов по данной теме могут уйти месяцы и даже годы. Но опыт многих режиссеров показывает, что для максимально быстрого развития следует итерационно закреплять теорию практикой. Это значит, что не нужно тратить несколько лет на изучение всех нюансов, прежде чем приступить к съемкам первого фильма. Более того, некоторые теоретические аспекты трудно усвоить, не имея какого бы то ни было опыта создания кино. Поэтому во время чтения книги имеет смысл выполнить хотя бы часть заданий, а ещё лучше – снять небольшой короткометражный фильм.
Очевидно, целевая аудитория данного учебного пособия – начинающие кинематографисты, у которых стоит задача снять свой первый фильм. Несмотря на это, книга может быть интересна достаточно широкому кругу читателей. Скажу больше: даже если собранная здесь информация не найдет применения, я буду рад, если вы просто получите удовольствие от чтения и расширите свой кругозор.
“Большие Идеи портят кино. В кино самое главное – сделать хорошее кино. И если в процессе работы тебе в голову придет идея, – это отлично. Но это не должна быть Большая Идея, это должна быть маленькая идея, из которой каждый вынесет что-то свое. Если ты снимаешь кино о том, что война – это плохо, то зачем тогда вообще делать кино? Если это – всё, что ты хочешь сказать, – скажи это. Всего два слова: война – это плохо. То есть всего три слова. Хотя два слова будет еще лучше: война – плохо”