Новый начальник ВКР

Военные контрразведчики из 3-го Управления НКО были возвращены в НКВД СССР 17 июля, став по-прежнему Управлением особых отделов. После отъезда 18 июля 1941 года на фронт и гибели в сентябре того же года своего предшественника новому начальнику Управления особых отделов НКВД СССР в ранге заместителя наркома внутренних дел СССР Виктору Семеновичу Абакумову пришлось нелегко. На его плечи свалился весь груз не решенных прежним руководством проблем. Надо отметить, что с началом войны многие структурные звенья власти запаниковали. Посыпались грозные рескрипты всякого рода директив, постановлений, указаний, приказов. Во всех этих документах красной нитью проходили требования об усилении борьбы с немецкими шпионами, диверсантами, террористами, а также борьбы с изменой Родине, дезертирством, паникерами, провокаторами и распространителями слухов. О других проблемах – нечего и говорить. Время требовало сил, ума и быстрой реакции на события. Они накатывались с каждым днем, с каждым часом все новыми и новыми устрашающими обстоятельствами – немец приближался к столице. В июле-сентябре Красная армия, неся большие потери, продолжала отходить вглубь страны. В Москве еще до выхода постановления ГКО от 4 июля 1941 года «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения» такие дивизии стали стихийно формироваться. Всего было сформировано 17 дивизий, в том числе пять из них уже в ходе Битвы за Москву.

Абакумов держал, как говорится, руку на пульсе сражений Красной армии с вторгшимся противником. К нему в кабинет на четвертом этаже дома № 2 на Лубянке стекалась вся оперативная информация из управлений особых отделов фронтов и армий.

Кстати, еще до назначения руководителем военной контрразведки 9 июля 1941 года ему было присвоено звание комиссара госбезопасности 3-го ранга.

Высокий, красивый, подтянутый, всегда наглаженный с подогнанным по спортивной фигуре обмундированием, благоухающий модными одеколонами, Абакумов успокаивающе действовал на подчиненных. Всем своим видом, своей подтянутостью он словно говорил – ничего страшного, мы победим, и не такое на Руси бывало. И все же, принимая должность, он почему-то вспомнил о судьбах своих предшественников: «Да, она, эта должность, всегда была расстрельной. С пулями в затылке отправлены к праотцам многие ее руководители – Марк Гай, Израиль Леплевский, Николай Николаев-Журид, Леонид Заковский, Николай Федоров. Кто очередной? Может, я? Нет, этого не должно произойти, пробьюсь, не дам повода!»

На второй день после назначения, 20 июля 1941 года, он обошел свои владения – секретариат, отделы и службы. Женский персонал – секретари-машинистки были без ума от нового начальника. Он же называл их красавицами, неоднократно подчеркивая, что красивые женщины созданы для того, чтобы нравиться мужчинам.

Но Виктор Семенович понимал, красоваться не время, идет кровопролитная война с ежедневным отступлением наших войск и стотысячными потерями. Немец стремительно приближался к Москве. У него была жива память о коллегах, срочно отправленных из центрального аппарата НКВД и НКГБ на фронт.

«Вернутся ли они когда-нибудь сюда? – размышлял Абакумов. – Хотелось бы верить. Они на передовой, а я вот здесь, на Лубянке, протираю штаны в кабинетном кресле. Но кому-то надо быть и в Москве. Михеев мне открыл дорогу в военную контрразведку. Думаю, справлюсь…»

Сходное чувство совсем не квасного патриотизма, наверное, испытывали и другие оперативные сотрудники Центра.

В этот же день указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 года НКВД СССР и НКГБ СССР были вновь объединены в единый наркомат – НКВД СССР во главе с Л. П. Берией. Первым заместителем наркома был вновь назначен В. Н. Меркулов, грамотный руководитель, длительное время проработавший с наркомом в Закавказье. В свободное время он пописывал. Надо признать, из-под его пера выходили достойные пьесы, а некоторые даже шли в театрах. Не это ли свидетельство высокого уровня творчества?.. Но с началом войны требовалось другое творчество – оперативное.

Постановлением СНК СССР от 30 июля 1941 года заместителями наркома внутренних дел СССР были назначены: С. Н. Круглов, В. С. Абакумов, И. А. Серов, Б. З. Кобулов, В. В. Чернышев, И. И. Масленников, А. П. Завенягин, Л. Б. Сафразьян и Б. П. Обручников.

Думается, читатель уже обратил внимание на очередность в списке заместителей. Первой перед Абакумовым значилась фамилия Круглова, а следующей после Виктора Семеновича – фамилия Серова. Пока они не более чем коллеги, но пройдет некоторое время, и заместители станут враждовать между собой, превратятся в лютых врагов. Они будут писать доносы друг на друга, уличать в нескромности, стяжательстве и даже в совершении государственных преступлений на фоне очередных вспышек нелояльности к ним вождя.

Загрузка...