Вариант № 2: "План – ничто, планирование – все!"
В наше турбулентное время делать точный план на год, а тем более на три или пять лет совершенно бессмысленно. В этом нет резона, потому что уже через 3 – 5 месяцев все будет не так, как мы тщательно и долго планировали. Например, выстрелит какой-то новый стартап, который вытеснит вас с рынка, или на рынок поступит принципиально новый продукт, который покорит сердца покупателей и отберет у нас наших клиентов. Мы не можем предсказать, что и когда произойдет конкретно, но мы знаем, что это случится.
Но это не означает, что нам не нужна стратегия и мы не должны знать, к чему стремится. При таком взгляде на реальность – ценен эффект от стратегического планирования как от процесса, а не сам его результат.
И заключается этот эффект в том, что благодаря стратегии, как процессу, вся команда становится способной думать о самостоятельном решении задач бизнеса, учится постоянно вести себя прогнозно и аналитично в отношении каждой из стоящих перед бизнесом задач. А внутри себя становится способной эффективно взаимодействовать.
И эти навыки гораздо важнее, чем те цифры стратегического плана, которые мы в него включим. ВАЖНА постоянная отработка техники планирования и взаимодействия между собственником и его топ – менеджерами, которая позволит нам, когда неизбежные изменения произойдут, достать нашу стратегию и быстро ее изменить.
И достанем мы ее не как некий «бронзовый» и «священный» документ, а просто как напоминание о том, о чем мы договорились раньше.
В этом случае план – всего лишь текущая точка в нашем пути, который выполняется в плоть до наступления изменений, и он немедленно обновляется, как только эти изменения неизбежно происходят.