Даже ведение родов в нашей стране – в рамках одного поколения, одного длительного рабочего стажа конкретного врача или акушерки – уже успело измениться. Тридцать лет назад детей после родов увозили в «детскую» и кормили по часам.
Часть ученых сходятся во мнении, что роды как естественный процесс, стали более опасны и несут определенный уровень смертности, когда человек стал прямоходящим. Т. е. при раскопках древних людей, когда их корпус был еще наклонен вперед в местах захоронений не находят скелеты младенцев. Таким образом, был сделан вывод, что давление плода при прямохождении менее естественно и более травмоопасно для нашего вида.
При Петре I в Россию приехало много западных врачей, чье мнение не рекомендовалось подвергать критике. При царствовании его младшей дочери, императрицы Елизаветы Петровны, в 1754 году было сформировано «Представление», по которому все бабки (повитухи) должны были пройти аттестацию Медицинской канцелярии. А уже в 1757 году появились первые школы в Москве и Санкт-Петербурге для подготовки квалифицированных повитух. Обучение вели акушерки (иностранные, в основном немки), а не врачи. Мужчинам-врачам пока еще было запрещено прикасаться к беременной женщине.
С развитием промышленности начинается укрупнение городов и именно в городах растет число внебрачных беременностей. Государство было вынуждено организовывать родильные приюты для самых бедных городских жительниц.
В 1764 году по указу Екатерины II в Москве при Университете был открыт Воспитательный дом и при нем Родовспомогательное отделение для незамужних рожениц, в составе которого было организовано первое в Москве специализированное учреждение – Родильный госпиталь на 20 коек:
• «для секретно родящих»;
• «для рождающихся незаконных детей»;
• «для женщин замужних, но не желающих оставить ребенка».
В данном случае задача была именно принять роды в случаях, когда последствия могли быть очень губительными для мамы (которая могла родить на улице вследствие своего финансового положения) и для ребенка (которого не хотели оставить или не имели возможности содержать).
Содержание такого рода мест расценивалось как меценатство. В царской России было принято жертвовать изрядные суммы на благотворительность.