На первом занятии я разбираю, что такое эмоциональный интеллект, и привожу несколько историй, которые наглядно демонстрируют его проявление. Прежде всего, давайте разберем само понятие, которое состоит из двух слов.
Интеллект (от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) – общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Эмоциональный – значит, имеющий отношение к эмоциям. Получается, что эмоциональный интеллект – это способность понимать и воспринимать эмоции, свои и других людей.
Уже на этом этапе ребята задумываются, так как выясняется, что многие из них не видели разницы между интеллектом, мозгом и умом. Очень полезно разобрать, в чем отличие интеллекта от мозга и ума. Четкое понимание того, что такое интеллект, позволяет лучше понять механизм интеллекта эмоционального.
Важным моментом является также то, что понимание эмоций – это не только их различение. Это, прежде всего, способность получать информацию о человеке, которая поступает через понимание его эмоций.
А теперь одна из историй, которую я обычно рассказываю на первом занятии. И дети, и взрослые слушают ее с огромным интересом.
В 1959 году в Югославии проходил турнир претендентов по шахматам. В турнире играли сильнейшие шахматисты, а победитель получал право на матч за звание чемпиона мира. В одном из туров состоялась принципиальнейшая партия между Михаилом Талем и Робертом Фишером – двумя гениальными шахматистами, впоследствии ставшими чемпионами мира по шахматам. Цена партии была очень высока, так как только победитель турнира получал право на матч с чемпионом мира. Дополнительное напряжение партии придавал тот факт, что до этого Фишер проиграл Талю все партии и жаждал реванша.
И вот начинается партия. Фишер очень хорошо подготовился, учел свои предыдущие ошибки и, воспользовавшись неудачной игрой Таля в дебюте, получил сильнейшую атаку и совершенно выигрышную позицию. В какой-то момент Фишеру достаточно было сделать точный ход, и Талю не удалось бы продержаться больше 4—5 ходов.
На всех шахматных турнирах принято записывать партию, то есть ходы, которые делаются на доске. Для этого каждый шахматист перед началом партии получает специальный бланк для записи ходов. И вот в этот напряженный момент, когда решалась судьба партии, Фишер пошел на удивительный «трюк». Обычно принято делать ход на доске, а потом записывать его на бланке. Но американский гроссмейстер сделал наоборот. Он записал ход (тот самый ход, который приводил к немедленному выигрышу!), несколько раз обвел его ручкой и, перевернув бланк, демонстративно показал записанный ход Талю. Вот тут я обычно спрашиваю у детей и взрослых, которые присутствуют на занятии: для чего Фишер так поступил, какую цель он преследовал?
Ответы следуют самые разные. И то, что Фишер хотел напугать, и то, что хотел вывести Таля из себя, и даже желание поиздеваться над Талем. Попробуйте догадаться и вы, а пока отложите книгу ☺.
Верный же ответ таков. Фишер хотел таким образом, через РЕАКЦИЮ, через ЭМОЦИИ, которые отразились бы на лице Таля, понять – самый ли сильный он записал ход или нет? То есть Фишер хотел СЧИТАТЬ ИНФОРМАЦИЮ от Таля через выражение его лица. Фишер затеял некую психологическую игру, чтобы выведать то, что ему требовалось (подобные психологические приемы очень часто встречаются в шахматной практике). А теперь давайте поставим себя на место Таля и попробуем понять, что он испытывал и в каком сложном положении оказался. Хочу обязательно отметить, что у Михаила Нехемьевича был очень высокий уровень эмоционального интеллекта. Он был невероятно одаренным, очень необычным и оригинальным человеком. Надо сказать, что Таль – единственный шахматист, которого при жизни называли гением. И, конечно, ему было достаточно одной-двух секунд, чтобы понять замысел и тонкую психологическую игру, которую затеял с ним Фишер.
Итак, представим себя на месте Таля и посмотрим на ситуацию с позиции его соперника. Если бы Таль показал все те чувства и эмоции, которые он испытал, увидев записанный ход, то все это отразилось бы на его лице, и Фишер мгновенно понял бы, что его ход сильнейший. В этом случае было бы проиграно и психологическое сражение, и шахматное. Но что было делать Талю?
Если бы он начал демонстративно смеяться или каким-то другим способом показывать «противоположные» эмоции, то и в этом случае Фишер наверняка бы догадался, что его психологический трюк достиг цели и таким образом соперник пытается сбить его. Можно только представить, в какой сложной ситуации оказался Таль! Плохая позиция в очень важном поединке, самый главный турнир и вдобавок сложнейшая психологическая ситуация!
Однако, очень быстро РАЗГАДАВ намерения Фишера через ПОНИМАНИЕ его целей, Таль также очень быстро ПОНЯЛ, как надо себя вести! Конечно, понять все это легче, чем осуществить. В такой сложнейшей ситуации, когда внутри бушуют такие эмоции, не показывать их и не проиграть психологическое сражение очень непросто! Таль принял единственно правильное решение – сделать непроницаемое лицо. То есть он изобразил максимально естественное спокойствие и в какой-то степени равнодушие.
И тут Фишер растерялся, потому что ожидал от соперника ПОНЯТНОЙ для себя реакции. Получив же в ответ «отсутствие реакции», то есть отсутствие ИНФОРМАЦИИ, Фишер невольно сам стал жертвой своей же психологической игры. Но он продолжал смотреть на своего соперника в надежде увидеть у него на лице какую-то реакцию. Таль, выждав еще некоторое время, встал из-за стола и начал прогуливаться по турнирному залу, поглядывая на партии других участников турнира. На языке шахматистов подобное поведение означает, что «меня в моей позиции ничего не тревожит и у меня все в порядке».
Фишер в недоумении продолжал сидеть еще некоторое время, а потом решил, что ход, который он «подсунул» Талю, плохой, зачеркнул его и написал другой, намного слабее. Этот ход и был сделан на доске. Таль вернулся, достаточно быстро отбил атаку и выиграл эту важнейшую партию! Что мы увидели в этой поучительной истории?
Прежде всего, мы могли увидеть, каким образом через реакцию, через выражение лица, через проявление эмоций можно получить нужную ИНФОРМАЦИЮ. Мы могли также убедиться в том, что, несмотря на то что диалога между двумя шахматистами не произошло, но, на самом деле, один просил подсказать ему, хороший ли ход он записал, а другой тонко в этом отказал, да еще и окончательно запутал своего соперника. Наконец, мы могли убедиться в том, как Таль сразу понял, что с ним играют в хитрую психологическую игру, и ПОДЫГРАЛ сопернику. А вот соперник ожидал всего одного варианта развития событий. Он надеялся легко поймать жертву в сети своей игры, а то, что с ним самим сыграют в такую тонкую психологическую игру, Фишер не учел и сам стал ее жертвой.
Давайте попробуем подытожить: какие качества проявил Таль в этом противостоянии? Прежде всего, проницательность, сообразительность. Также он тонко уловил состояние своего соперника, его настроение и намерения. А чтобы выиграть в этой психологической битве, Таль также проявил находчивость, фантазию, артистичность и ПОНИМАНИЕ того, как его собственное поведение и его действия будут ВОСПРИНЯТЫ соперником.
Фишер все это сделал намного хуже. Он только расставил сети и надеялся лишь на то, что соперник попадется. К остальным сценариям развития событий он не был готов и поэтому очень быстро проиграл и психологическое сражение, и шахматную партию.