От автора

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства с учетом ФГОС ДО диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, сохраняющей элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Исходя из целей и задач ФГОС разработана данная Программа, которая позволит раскрыть новые возможности дошкольников.

Она дает возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартно мыслить, расширяет диапазон воображения, стимулирует развитие интеллектуальных способностей.

Занятия Программы являются эффективным средством развития личности в целом, что проявляется в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), которые обеспечивают формирование интеллектуальной и творческой личности.

Реализация данной Программы создает условия для дальнейшего успешного усвоения школьной программы, снижает степень дезадаптации к школьному обучению.

Представленные материалы помогут методистам ДОО, педагогам-психологам, воспитателям в организации работы по развитию интеллектуальных способностей дошкольников в период реализации ФГОС ДО.

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Психолог, родители, педагоги – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.

Исходными предпосылками разработки индивидуальных занятий по развитию интелекта является давно назревшая необходимость участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса (психологов, педагогов, родителей) в развитии психических функций детей. Работа психолога с ребенком не будет достаточно эффективной, если он не приобщил к своему делу взрослых, которые общаются с ребенком постоянно. Отношения психолога, педагогов и родителей должны строиться на партнерском взаимодействии, организованном на основе общих программ практики и наблюдений.

Комплекс индивидуальных занятий рассчитан на детей, в психическом развитии которых наблюдается лишь отклонение от нормы, а не симптом психического заболевания, т. е. проводить такие занятия не рекомендуется для детей с психическими и нервными заболеваниями. Грамотное проведение коррекции интелектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, восприятие, память.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Память. Психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.

Мышление. Мышление ребенка в возрасте 5–6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д.

Представленные занятия содержат игры, упражнения, задания для индивидуальных занятий педагогов-психологов с детьми, психодиагностическое обследование которых показало низкий уровень развития психических функций, и практические рекомендации педагогам и родителям для работы с данным контингентом детей. На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Игры, игровые задания и упражнения направлены на развитие внимания, мышления, памяти и восприятия детей старшего дошкольного возраста. Они помогают локализовать недоразвитие конкретной психической функции, наиболее удобны для педагогов-психологов, не имеющих условий для проведения групповых коррекционно-развивающих занятий. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка порядок упражнений можно менять и сокращать продолжительность занятия.

Предлагаемый вашему вниманию комплекс занятий рассчитан на детей 5–7 лет. Каждое занятие состоит из четырех частей и занимает 20–25 мин, что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данной возрастной группы.

Предложенный комплекс занятий направлен на развитие четырех взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Внимание», «Память», «Восприятие», «Мышление». Каждый раздел рассчитан на семь недель, цикл занятий по программе рассчитан на 28 недель (по одному занятию в неделю). В конце каждого раздела программы даны рекомендации педагогам и родителям для индивидуальной работы с детьми по развитию их познавательных возможностей.

Загрузка...