Жила на свете Тележка. И были у нее, как у всех Тележек, колеса. Только у этой было не четыре колеса, а пять. Никто уже не помнил, откуда и почему появилось Пятое Колесо. Говорили, что для всех его появление было неожиданным и не очень радостным, мол, Пятое Колесо – лишние хлопоты, куда его девать, что с ним делать… Но, тем не менее оно, конечно, принадлежало тележке, в этом сомнений ни у кого не было, поэтому со временем все смирились с такой аномалией.
Так и жили Тележка и Пять Колес. Пятому Колесу было непросто. Оно чувствовало себя как… как пятое колесо – лишним, не нужным, ему было неуютно среди других Колес, у каждого из которых было свое место. Пятому Колесу тоже хотелось найти место, которое можно было бы назвать своим, где оно чувствовало бы себя спокойно, расслабленно, чувствовало себя нужным.
Искало Пятое Колесо свое место: сюда прилепится, туда пристанет, спереди повиснет, сзади прикрепится – везде оно мешает, везде оно не нужно.
Решило тогда Колесо, что если оно другим будет нравиться, то они его к себе позовут, подвинутся, место ему удобное выделят, внимание обращать станут. Стало Колесо внимание привлекать, показывать, на что оно способно, что умеет. Крутилось оно волчком, ловко взлетало высоко в воздух, на солнце сияло так, что все грани переливались, каталось по земле, подпрыгивало, только все тщетно: никто не обращал на Колесо внимания.
Огорчилось Колесо, загрустило, да делать нечего, надо как-то дальше жить, а значит, придется так оставаться. Стало Колесо потихоньку к своему месту без места привыкать. А жить, когда у тебя нет своего места, очень грустно. Так, Пятое Колесо почувствовало себя не только лишним, но и безрадостным.
Однажды пришло время Тележке отправиться в путь. Набралась Тележка сил, заскрипели Колеса, оттолкнулись от земли и покатили вперед. Трудный им предстоял путь: дорога была неровная, сплошь ямы да ухабы. Острые камни царапали Колеса, Тележка подпрыгивала на кочках и сильно давила на Колеса сверху, от чего самые слабые прогибались, а самые сильные наращивали броню и от этого становились более сильными, но бесчувственными.
Так катила Тележка через леса, поля, по ручейкам и оврагам, пересекала мосты и тропинки. Пятое Колесо все искало, как бы ему в пути пригодиться, куда пристроиться, как крутиться так, чтобы почувствовать себя частью Тележки, ощутить радость движения. Только, как ни старалось оно, ничего у него не вышло, ведь когда у тебя нет своего места, тогда как будто и тебя нет.
Все Четыре Колеса слаженно выполняли свою работу: послушно крутились, подпрыгивали и поскрипывали, словно переговаривались друг с другом, и Тележка была рядом, несла их вперед, чувствуя, как каждое Колесо вносит свой вклад в движение. Теплый ветер обвевал Колеса, брызги из быстрых ручейков и маленьких речушек омывали и бодрили, и Колеса крутились, крутились, крутились…
Однажды Тележка вместе со своими Колесами проезжала мимо тропинки, которая уходила в сторону. Эта тропинка привлекла внимание Пятого Колеса. Она уходила далеко в глубь леса, а по ее краям буйно росли цветы. Лес стоял на высоком холме, и над ним ярко светило солнце. Колесо посмотрело вверх – в небе сгустились тучи, вокруг потемнело, похоже, скоро начнется сильный ливень.
Очень не хотелось Колесу мокнуть. И тут внутри него что-то затрепетало, словно кто-то маленький заговорил: «А может быть… А вдруг… Давай попробуем!»
Голосок внутри волновался, но был настойчив, предлагая ему, Колесу, да-да, предлагая убежать в полном одиночестве по этой узкой тропинке прямо в лес. Пятое Колесо сделало глубокий вдох и соскочило в сторону. Тележка, складно скрипя колесами, покатила дальше. Никто даже и не заметил, что Пятого Колеса больше нет с ними, словно его и не было никогда.
Огляделось Колесо, залюбовалось цветами, что росли по краям тропинки: здесь были яркие маки и нежные незабудки. Каждая ромашка смотрела своим глазком, словно желая познакомиться поближе. И Колесо, преодолевая волнение, отправилось в путь, который первый раз в жизни само же и выбрало. Оно не знало, что ждет его на этом пути и найдет ли оно свое место, а просто двигалось вперед.
Катиться по этой тропинке было одно удовольствие: деревья склоняли над ним свои ветви, цветы украшали поля, трава была мягкой и шелковистой, высоко на деревьях сидели птицы и распевали свои песни. Сверху пригревало солнышко и дул ласковый ветер. Тропинка поднималась выше и выше, и Колесу было все труднее катиться вверх. Оно двигалось из последних сил и уже, казалось, хотело сдаться и остановиться, как вдруг его взору открылось удивительное зрелище: перед ним простиралась большая зеленая поляна, вокруг были деревья, а за ними еще поля и холмы – маленькие и побольше.
На поляне, где оказалось Колесо, величественно и важно стоял дом. Он был большой и высокий, с резными ставнями и чердачным окном. Колесо застыло от восхищения, любуясь красотой дома и открывшимися видами. Пятое Колесо глубоко вздохнуло: «И что же дальше?»
– О, колесо! Откуда оно здесь взялось? – вдруг раздался голос сверху.
Колесо почувствовало, как что-то теплое прикасается к нему, и в следующий момент его оторвали от земли и подняли в воздух.
Это была женщина – взрослая, высокая и сильная, видимо, хозяйка дома. Она держала Колесо в руках и рассматривала его. Пятому Колесу еще не удавалось встречаться с таким вниманием и интересом к собственной персоне.
– Ты-то мне и нужно! – сказала женщина и, не выпуская Колесо из рук, отправилась к дому.
Перед домом на земле были разбиты клумбы самых причудливых форм. Цветы росли не на земле и не в горшках, а в самых, казалось бы, необычных местах. Здесь были гиацинты, крокусы, ирисы, розы, ромашки, герани, петунии, астры, пионы и многие другие. Пятому Колесу точно такого раньше видеть не приходилось: повсюду, что окружало дом, – в кадках, бочках и колесах – были целые цветочные поляны!
Женщина опустила Колесо на землю, и оно увидело рядом с собой такие же колеса. Одни были маленькие, другие побольше, и внутри каждого из них располагалась цветочная клумба.
«Вот оказывается, как бывает, – подумало Колесо. – А я считало, что мое предназначение быть с Тележкой и со своими братьями и сестрами-колесами крутиться, нестись вперед по ямам и ухабам и вечно искать свое место».
Колесу стало немного грустно, когда оно вспомнило свою семью и то, что ему так и не удалось стать для них заметным. Но Пятому Колесу не пришлось долго грустить: вернулась женщина и проделала с ним удивительные вещи. Сначала она бережно вымыла и вычистила его, так, что оно засияло на солнце, а после нашла ему место рядом со старой беседкой среди других таких же колес. Колеса лежали рядышком, образуя полумесяц и только одно местечко среди них пустовало. Туда и отправилось Пятое Колесо.
– Это место как раз для тебя, – бормотала женщина, укладывая Пятое Колесо на землю.
Она приготовила цветочный грунт, аккуратно уложила его внутрь колеса и принесла выкопанные из сада цветы. Это были гиацинты. Так Пятое Колесо обрело новую жизнь. Его задачей было служить огранкой для цветка, удерживать землю и влагу, любить свой цветок, ведь без любви ничто не сможет расцвести. А цветы полюбили Пятое Колесо. Несмотря на то, что они были совсем разными, они относились друг к другу с вниманием, трепетом и добротой. Пятое Колесо было счастливо.
Так бывает, что мы находим свое истинное место и можем быть по-настоящему счастливы и спокойны не с теми, кто очень похож на нас и с кем, мы, казалось бы, должны оставаться, а с кем-то другим, кто отличается от нас, но по-настоящему любит и замечает.
По ночам, когда все спали, колеса перешептывались друг с другом, рассказывая удивительные истории о приключениях, которые им пришлось пережить. Ведь каждое из них прошло нелегкий путь, перед тем как оказаться у женщины-цветочницы.
Теплый ветер слушал их рассказы, звезды были так близко, что, казалось, это не звезды, а лампы, которые освещают лесную тьму. Пятому Колесу было хорошо, оно любило цветы, а цветы любили его. Оно дружило с другими Колесами, а они замечали, уважали и ценили его.
Женщина заботливо ухаживала за своими клумбами: поливала, рыхлила, украшала, чистила. Вечерами она и ее большая семья сидели в беседке. Они пили чай, веселились и рассказывали друг другу истории. Пятое Колесо слушало, слушало, слушало…
Так Пятое Колесо нашло свое место. Часто оно вспоминало тот миг, когда решило рискнуть и свернуло на одинокую тропинку. Оно бесконечно благодарило Вселенную за помощь и себя за смелость сделать выбор пойти другой дорожкой. Отныне его сердце переполнялось бесконечной радостью.
А вы встречали в жизни счастливые Пятые Колеса, которые нашли свое место?