На страницах одной из самых популярных российских газет в области сексологии есть известная постоянным читателям рубрика. Не каждому из них известно, что в последние три года большинство статей здесь появляется по материалам горячей телефонной линии, которую ведут известные специалисты в области сексологии: доктор медицинских наук С. Т. Агарков, кандидаты медицинских наук Н. Н. Олейников, Ю. П. Прокопенко, Р. В. Беледа и ваш покорный слуга – профессор Кащенко Евгений Августович.
Еженедельно кто-нибудь из этих докторов консультирует по телефону тех, кто звонит по проблемам медицинской, судебной или социокультурной сексологии, психологии сексуальности и смежным дисциплинам. Животрепещущие вопросы пациентов и откровенные ответы специалистов здесь стали нормой общения, которым может гордиться далеко не каждый печатный орган, использующий обратную связь с читателями.
Более или менее удачные попытки проанализировать почту подписчиков и обратную связь с реципиентами СМИ существовали во все времена. И наиболее удачным результатом такой работы в области сексологии стал бестселлер советских времен «1001 вопрос про ЭТО» Владимира Шахиджаняна по материалам газеты «Московский комсомолец». С тех пор, как вышло в печать первое издание его книги, прошло уже почти двадцать лет. Кардинально изменилась ситуация в стране, в российской медицине и образовании, в умах и поступках граждан. Только постоянным интересом у большинства людей пользуются вопросы интимных отношений, по-прежнему актуальны проблемы медицинской сексологии и психологии сексуальности. До сих пор всех волнуют вечные вопросы о любви, ревности, измене и о том, что непременно сопутствует гармоничным половым отношениям.
Работая в средствах массовой информации не один год, мне захотелось разобраться в том, что же изменилось за эти 20 лет в сексуальной осведомленности российских сограждан? О чем спрашивают сексолога в половозрастном периоде мужчины и женщины? Кого из них и что больше интересует в мире интимных отношений в наши дни? Поэтому анализ магнитофонных записей этой «горячей линии», собственные консультации, а также личные впечатления от общения с читателями легли в основу настоящей работы.
С одной стороны, вся описанная здесь информация отражает современную сексуальную культуру россиян, собравшихся с духом и набравших номер «горячей линии». А с другой – характеризует тот её срез, который свойствен мужчинам и женщинам, нуждающимся в помощи.
Первое, что бросается в глаза, – это широкая география людей, обратившихся за помощью к сексологу. Звонят из районов Крайнего Севера и южных регионов страны. Обращаются из-за границы и из Москвы, из маленьких населенных пунктов и крупных городов. Одни стесняются зайти на прием к врачу в поликлинику. Другие боятся огласки и сплетен родного села или деревни. Третьи всего лишь надеются на разрешение своих проблем по телефонному разговору. Четвертым дешевле получить консультацию, заплатив только за международные переговоры, чем попасть на прием к врачу где-нибудь в Америке или Германии, у кого-то есть трудности в общении на неродном языке за границей… При этом в дни приема звонки не прекращаются ни на минуту, а консультант старается ответить всем дозвонившимся: кому-то достаточно и нескольких минут, а кто-то получает направление на лечение в специализированные клиники или центры после продолжительного разговора.
За время существования «горячей линии» за помощью в обратились более около 2 тысяч человек. Из них 53 % – мужчины и 47 % – женщины. Возраст – от 16 до 84 лет. Большинство обратившихся за советом и помощью – в зрелом возрасте, т. к. средний возраст звонивших мужчин составляет примерно 34 года, женщин – 31 год.
Большинство мужчин интересует разрешение своих личных вопросов:
1. У каждого четвертого ускоренное, по их мнению, семяизвержение. Столько же примерно имеют проблемы с эрекцией (24 %).
2. Каждого пятого волнуют переживания по поводу размеров своих половых органов («я хотел сделать операцию по удлинению полового члена, а друг мне сказал, что можно без операции, как бы вытянуть его вручную»).
Подавляющее число женщин беспокоит следующее:
1. Каждую пятую – отсутствие оргазма или неудовлетворенность им в партнерских отношениях («…у нас с мужем полностью отсутствует сексуальная жизнь. Мы еще достаточно молоды – мне 40, ему 42». Или: «Как мне с мужем наладить интимную жизнь. Вроде бы все делаю, а он не проявляет никакого интереса. Я уж думаю, может быть вообще мужа поменять?»).
2. Примерно столько же женщин просят за своих мужчин («У мужа проблема: ему бывает больно при половом акте. Иногда уздечка надрывается, капелька крови выступает. А несколько лет назад у него был перелом члена – я сломала…»).
Остальные вопросы и ответы на них распределились следующим образом:
У мужчин:
8 % – проблемы с потенцией;
6 % – заболевания секс-сферы;
5,5 % – психологические проблемы в сексуальном общении с другими женщинами;
5 % – ЗППП;
6,5 % – остальные проблемы (волнует сексуальное здоровье жены (девушки), непривычная направленность или реализация сексуального влечения, техника секса, вопросы просвещения, интенсивность мастурбации, забота о ребенке, отсутствие эксцессов при половом акте, насилие со стороны начальства).
У женщин:
9,5 % – беспокоятся о детях (2 из них волнует судьба будущих детей в ходе беременности: наркотики и алкоголизм мужа);
7,5 % – имеют психологические проблемы (любовь, измена, ревность);
6,5 % – сексуальная неудовлетворенность в браке;
5 % – боли во время полового акта и заболевания половой сферы;
5 % – ЗППП;
29,5 % – остальные проблемы (вопросы полового просвещения, непривычная направленность сексуального влечения, непривычная реализация сексуального влечения, психологические проблемы скованность, стеснительность).
За годы существования рубрики у читателей и абонентов горячей линии сложилось удивительно благожелательное отношение к личности консультанта. Конечно, это результат целенаправленной политики редакции.
На страницах издания доктор никогда не допускает врачебных ошибок. Результаты его лечения приводят только к благоприятному исходу. Этому придуманному журналистами образу доверяют сокровенные тайны, рассказывают самые интимные подробности сексуальной жизни, обращаются к нему как к последней инстанции, надеясь, что самый квалифицированный врач выслушает, посоветует, поможет.
Нередко звонят со словами благодарности, спустя какое-то время говорят искреннее спасибо за поддержку, совет, рекомендации. Между тем, складывается впечатление, что за последние годы ситуация с врачебной сексологической помощью в лучшую сторону не изменилась. По-прежнему низок уровень сексуальной культуры россиян, и сексуальной информированности в том числе. Обилие узких специалистов (андрологов, урологов, сексопатологов…) остается чаще в выступлениях ученых мужей на научно-практических форумах. Качество помощи на местах оставляет желать лучшего, а в ряде населенных пунктов просто не к кому обратиться за элементарной помощью. По-прежнему люди не знают, к кому идти со своими бедами, потому что в регионах нет достойной рекламы или очень низка её эффективность. Сложившиеся стереотипы сексуального поведения, рекламируемые в СМИ, Интернете, на видеокассетах и в публикациях «желтой прессы», вводят население в ступор. Секс-символы, звезды и модели разочаровывают. Ток-шоу и телепрограммы расстраивают и вводят в заблуждение…
Ориентируясь на надуманные стандарты поведения, люди сравнивают свои поступки с увиденным или прочитанным. Невольно верят и получают не только дезинформацию, но и ломают семейные отношения, замыкаются в своих проблемах, страдают, становятся пациентами психиатров.
При всей индивидуальности сексуальности личности, половое поведение российских граждан отличается вариативностью стереотипов сексуальной культуры и стандартизированностью её современного проявления.
Поэтому наиболее часто мужчины обращаются с вопросами об увеличении размеров половых органов и повышении потенции. Те же, кто страдает преждевременным семяизвержением, чаще молчат, а за медицинской помощью обращаются только 1–12 %. А женщин волнует собственный оргазм и состояние своего полового партнера, который должен его обеспечить. И у одних, и у других в результате недостоверной информации сложилось ложное представление о своих гениталиях и сексуальных возможностях.
Но если эту ситуацию можно было прогнозировать, то совсем неожиданным и достойным пера сатирика является желание большинства получить таблетку (сеанс гипноза, решительную одноразовую установку психолога), которая помогла бы избавить от ревности, определиться с выбором избранника, увеличить половой член и т. д. Вечные проблемы любви и ненависти волнуют россиян не меньше, чем сто или десять лет назад. Но это массовое желание упрощенным путем решить свою личную интимную проблему появилось в наш компьютерный, техногенный век и отражает социокультурную ситуацию начала нового тысячелетия.
Следующий важный блок проблем – это зависимость от виртуального секса. С одной стороны, это та же проблема технического прогресса. А с другой – более высокий уровень сексуальной зависимости от внешних раздражителей. Ситуация отличается тем, что подавляющее число обратившихся за помощью – это партнерши. Их половые партнеры не замечают своей зависимости, ставшей болезненной, или их вполне устраивает сложившееся положение. Мастурбируя в одиночку, они отрешаются от окружающей жизни и забывают о своем супружеском долге, семейных обязанностях и пр. Виртуалы стали все чаще и чаще встречаться в сексологической практике, а общество довольно пассивно реагирует на эту группу больных. Такими темпами возможно многократное (до миллиона человек) ее увеличение уже через десяток лет.
Немаловажное значение приобретает наивная вера наших сограждан рекламным блокам в СМИ, где популяризируются различные средства сексуальной медицины. Массовое продвижение секс-услуг и препаратов в России отмечалось и сто лет назад. А за годы советской власти доверие к печатной продукции и телевидению возросли настолько, что сегодняшняя реклама слепо толкает наших сограждан на неоправданные эксперименты.
Свободная продажа в аптечной сети виагры, сиалиса ixи т. д. облегчает их приобретение. Но отсутствие рецепта врача ведет к печальным последствиям для тех, кому они противопоказаны. Бедность некоторых СМИ позволяет вынести на прилавки неэффективные или малоэффективные препараты. Шарлатаны всех мастей тусуются на сексуальном шоу, наполняя свои кошельки.
В этих условиях возникло желание оказать реальную помощь тем самым мужчинам, которые страдают от неспособности провести полноценный половой акт, и специалистам многочисленной сферы лечения, консультирования, психологической поддержки, к которым обращаются за помощью, но в силу разных причин не могут получить её полностью. Выбор пал на преждевременную эякуляцию (ПЭ), являющуюся у российских мужчин, обращающихся за помощью к сексологам, самой распространенной сексуальной дисфункцией в настоящее время.