Грядет офисная эволюция. В эпоху кризисов и технологического бума многие решат, что это революционные изменения. Несложно спрогнозировать, что произойдет на рынке труда в ближайшие лет 10.
Технологии уже сейчас позволяют перевести работников из уютных офисов на дом. Для этого существуют серьезные предпосылки. Статьи основных расходов практически любой компании – это фонд оплаты труда и арендные платежи за офис. До последнего времени эти затраты компаний были священной коровой, которую все чаще в кризисное время стали пускать под нож… Стоит ли платить сотрудникам, которые пятую часть времени сидят в соцсетях и рубятся в «Ферму»? Справедливо ли спонсировать офисное место, «железо», роскошную мебель – или настало время задуматься над арендой электронного рабочего места, которое в разы дешевле? Пенсионные выплаты, больничные, декретные, оплачиваемые отпуска, командировки… Сотрудники в штате – не самое дешевое удовольствие.
Широкополосный интернет и уровень разработки корпоративного софта в самые ближайшие годы позволят не только освободить значительное количество офисных мест, но и разгрузить уйму рабочего времени тем, кто в итоге вынужден будет работать дистанционно. Платить внештатным сотрудникам станут по результату выполненной ими работы микроплатежами, что, на мой взгляд, вполне разумно и продуктивно. Готовы ли вы к такому повороту событий, учитывая, что он неизбежен не только в случае с рядовыми работниками компаний, но и руководителями среднего звена?
Общество переходит от офисной иерархии к структуре проектных групп. Причем уже сейчас совсем необязательным стало условие нахождения всех участников рабочего процесса в одном городе или стране. Freelance стал глобальным явлением и для многих профессионалов уже является основным источником дохода.
В сети не так уж много литературы на тему Freelance, и причин тому несколько. Во-первых, это скорость, с которой меняется общество. Еще лет 10 назад никто из известных мне людей не мог похвастаться тем, что обеспечивает себе безбедное существование удаленной работой вне штата. Специалистов, работающих фрилансерами и с фрилансерами, на стомиллионный рунет всего пара миллионов, многие начали заниматься проектами вынужденно, попав под сокращения. Кто-то пришел в индустрию, вовремя сообразив, что перспектив тут с каждым днем все больше… Часто дистанционные труженики проходят эволюционный путь от рядового фрилансера к проектному менеджеру всего за несколько лет работы, начиная собирать проектные команды и управляя всеми процессами самостоятельно, переходя по иерархии в элиту фриланса и становясь заказчиками…
Мне было проще. Проанализировав ситуацию на рынке около десяти лет назад, я пришел к выводу, что идеальной деятельностью для меня будет работа проектного менеджера с возможностью управления любыми процессами дистанционно, например, из гамака на тихом побережье какого-нибудь теплого океана. Я тогда еще не знал (и мечтать не мог), что войду в топ-30 заказчиков рунета и соберу солидный багаж опыта, основанного на ошибках, находках, открытиях и откровениях, которыми готов теперь поделиться со всеми желающими. Не уверен, что данная книга будет полезна всем. Она ориентирована на тех специалистов, которые хотят достичь карьерных вершин в индустрии фриланса, запускать бюджетные стартапы своими силами или же занять благодатную нишу корпоративного консалтинга. Эта книга для тех, кто готов брать на себя ответственность за структурирование проектов и организацию взаимодействия между корпоративными клиентами и фрилансерами, представляя баланс интересов обеих сторон с ощутимой пользой для себя.
Могу констатировать как факт, что профессиональных заказчиков на рынке freelance в данный момент совсем немного, в рунете их всего порядка нескольких тысяч. Тем ценнее подобные специалисты. Вакуумный спрос на них есть уже сейчас, и с каждым годом он будет расти в арифметической прогрессии, и с этим фактом уже никто не осмелится спорить.
Хоть данное издание и рассчитано на самый широкий круг читателей, я все же постараюсь описать те группы, для которых эффект применения описанных знаний и формирование соответствующих навыков дадут наилучший практический результат и позволят не только сразу же «отбить» потраченные на книгу деньги, но и заработать на оптимизации основных рабочих процессов. Прежде всего книга может быть интересна представителям любых StartUp. Учитывая ограниченность финансовых ресурсов при довольно широком профиле задач, работа на биржах в статусе заказчика позволит не только создавать и поддерживать новое начинание, но и даст возможность получать и обрабатывать клиентские заказы без значительного штата сотрудников и даже без офиса. Также проект будет интересен тем руководителям среднего звена, кто решил уйти из корпоративного сегмента и встать на путь частного консультанта, эксперта или аудитора. Рекламным агентствам полного цикла книга может помочь в оптимизации внутренних процессов и воспитании через корпоративный аккаунт своих проектных менеджеров, передачи непрофильных направлений на аутсорсинг, поиска новых профессионалов в команду. Сотрудникам HR-подразделений, рекрутерам и охотникам за головами книга будет полезной при поиске редких специалистов с ценными навыками. Фрилансерам книга, несомненно, будет интересна, ведь она представляет из себя репортаж с другой стороны баррикад, не исключено, что мысли поменять статус с исполнителя на заказчика не дает покоя многим. Возможно, это шанс сделать первые шаги в выбранном направлении. Вторая часть книги, посвященная специализированным биржам, может быть интересна инвесторам и инвест-группам, которые рыщут на рынках в поиске как готовых отраслевых проектов, так и команд с удачно реализованными «пилотами» по всему миру.
Логичней всего начать знакомство с индустрией с моей собственной истории. Большую часть трудовой деятельности я провел на руководящих должностях в департаментах и отделах крупных корпораций, курируя направления маркетинга, продаж, PR и развития. Рынок специалистов, которые оказывались мне нужны в офисе, был ограничен географически. «Звезды» чаще всего были уже неплохо трудоустроены, капризны и требовательны к финансовым ожиданиям, кризисом еще в воздухе не пахло, и менеджеров приходилось взращивать своими силами… А потом они уходили к конкурентам, и работали во благо тех, кто готов был платить больше… Думаю, для многих руководителей подобная ситуация не является откровением, я сталкивался с ней постоянно. Обидней всего для меня как руководителя было то, что сотрудники, уходящие в другие компании, еще только начинали свой профессиональный путь. Должности новые частенько не соответствовали их навыкам, но рынку катастрофически не хватало кадров, и людей брали с перспективой, предоставляя авансом ресурсы компании… А специалисты росли, мигрировали по отрасли, добавляя новые строчки в свое резюме, повышая свою личную рыночную капитализацию (за счет своих работодателей, разумеется)…
А потом начался кризис. О грядущих масштабах его мало кто имел точное представление. Однако динамика происходящего начала ощущаться отчетливей от года к году, и корпорации таки начали сокращение непрофильных и профильных расходов, стали очень активно искать способы оптимизации – а самые разумные продолжают заниматься этим и по сей день…
Я ушел из корпоративного лона аккурат перед началом кризиса. Удачно продал портфель ценных бумаг и задумался над созданием своего первого стартапа. Шел по классической стезе аренды офиса и набора сотрудников в штат, взял в лизинг дорогостоящее оборудование и делал прочие поступки, которые теперь совершать бы не стал… Кризис набирал обороты, дела мои шли не так, как того хотелось мне и моим партнерам по бизнесу… В какой-то момент мы приняли решение продать бизнес и согласились на предложение одного из профильных участников рынка…
После моего первого опыта в построении стартапа я стал задумываться о том, что мне придется искать новую специализацию, если я не хочу оказаться на обочине жизни. Глядя по сторонам, я заметил, что, независимо от кризисов, существуют отрасли, в которых наблюдается постоянный и неумолимый рост… Кроме того, я заметил новые рыночные инструменты, которыми грех было не воспользоваться. Именно в ту пору я зарегистрировался на своей первой бирже как заказчик.
Карма у меня была нулевая, проектов и отзывов я не имел, потому платил за услуги фрилансеров больше и получал частенько совсем не то, чего хотел… Но я оценил возможности и начал активно обучаться новым принципам работы с удаленными сотрудниками. Наконец, теперь я могу с уверенностью утверждать, что эволюционно не обязательно начинать работу со статуса «Фрилансер». Можно сразу заявить себя «Заказчиком» и строить свою карьеру в этом направлении без промежуточных этапов.
За последние пять лет я довел до конца около тысячи проектов. В моем портфеле несколько тысяч работников, с которыми я имел счастье или несчастье (что не менее ценно) сотрудничать. В активе сотни положительных отзывов и ни одного отрицательного. Все это удачно уложилось в понятие «Карма», которое становится все более популярным в профессиональной среде Freelance.
А теперь, опуская нелюбимую мной вводную часть, расшаркивания и прелюдии, приступлю к изложению принципов, которые, уверен, будут полезными для довольно широко круга читателей тематической литературы по Freelance.
Уверен, что стоит сначала определить, когда труд фрилансера вам действительно нужен. Частенько на рекрутинговых сайтах в «простыне» вакансий появляются фразы: «ищем дизайнера в штат», «нужен smm-менеджер», «поиск специалиста по созданию и поддержке сайта», «seo-специалист, отзовись» и прочие открытые позиции, которые на деле дешевле и продуктивнее заменить удаленной работой в сети. Если вы не рекламное агентство полного цикла или не web-студия, то дизайнер в штате для вас, скорее всего – нелепая роскошь. Smm-менеджер и seo-специалист – одна из самых распространенных специализаций лансеров, нет никакой необходимости содержать таких спецов в штате (кстати, не факт еще, что вы отыщете качественных профи в вашем регионе). Для верстки корпоративных журналов нет смысла выбивать позицию у руководства – вы ведь не издательство, где такой специалист может быть применим постоянно. Для многих компаний сейчас спецами на аутсорсинге являются и юристы, бухгалтеры, сотрудники колл-центров, менеджеры по продажам, маркетологи и все чаще сотрудники отдела кадров.
Когда мне предлагают взять в штат специалиста, я задаюсь вопросом: а нужен ли он мне в офисе? Не может ли кто-то выполнять эту работу дистанционно? В большинстве случаев таких сотрудников можно задействовать дистанционно по мере необходимости, что и является правильным решением.
Мне обычно возражают фразами типа: «но мы же должны смотреть ему в глаза», «фрилансер может кинуть и исчезнуть», «а если срочно понадобится что-то сделать»… Такая постановка вопроса отбивает у меня любое желание выстраивать дальнейший диалог… Но я всегда и с удовольствием отвечу на вопрос «Как сделать так, чтобы безболезненно заменить труд штатной единицы трудом фрилансера». Может быть, поэтому в моей компании совсем нет штатных сотрудников и офиса, где они могли бы пить чай, делиться свежими новостями и рубиться «в доту» по сетке…