2. Как так получилось, или история появления метода «Разумное пение»

Мир музыки увлек меня за собой очень давно, даже до того, как я научилась говорить. Когда мне был год, папа купил магнитофон, и ставил его в мою кроватку и включал музыку. Одним из первых действий, что я освоила, было нажимание кнопок «Вкл.» и «Выкл.» на этом магнитофоне. по словам мамы, я «сходила с ума» от радости, самостоятельно включая его снова и снова. Я Конечно, я этого не помню, но думаю, что данный факт из моей биографии сыграл не последнюю роль в развитии моей музыкальности, во всяком случае, сообразительности точно:) Слушать музыку и пытаться подпевать было самым большим удовольствием, а когда в возрасте пяти лет меня отдали на индивидуальные занятия вокалом, регулярное пение стало практически моей потребностью, я уже не могла представить свою жизнь без него.

Тем не менее, когда я закончила школу, не выбрала вокал или преподавание вокала как свою профессию, тогда появился другой интерес – английский язык, но петь я не переставала никогда. Вечера в общежитии под гитару, участие в разных музыкальных коллективах, а иногда и просто дома у зеркала – пение всегда сопровождало меня по жизни.

Преподаванием я занялась совершенно случайно: знакомый попросил позаниматься, и меня затянуло. Очень приятно учить кого-то делать то, что самой доставляет так много радости. Теперь ко мне приходят взрослые люди, самые разные по уровню музыкальных способностей, разные по стилю жизни, разных профессий.

Когда я начала преподавать, я с удивлением обнаружила, что помимо постановки самого голоса, его громкости, диапазона, самым большим камнем преткновения в обучении пению является фальшь. Я была искренне удивлена, как много людей лишены радости быть в гармонии с музыкой. К сожалению, из тех, кто приходит впервые учиться пению, а это уже взрослые, самодостаточные люди, более-менее попадают в ноты двое из десяти. Причем, даже те, у кого за плечами есть какой-то опыт пения или музыкальная школа, поют далеко не так чисто, как хотелось бы. Есть даже такие ученики, кто приходил ко мне после двух-трех лет индивидуальных занятий у других преподавателей по вокалу, и даже у этих учеников навык интонирования не давал возможности петь сольно без фальши. Некоторых из моих уже взрослых учеников в детстве вообще не взяли в музыкальную школу по причине плохого слуха. Все это говорит о том, что необходимо найти путь, способ, инструмент, который бы помогал этим людям научиться петь чисто, не фальшивить, чтобы и они тоже могли получать удовольствие от самого естественного для человека процесса – пения.

Метод, который я хочу предложить вам, конечно же, сформировался не сразу. На самом деле, прошел не один год, и даже не два, и не три, прежде чем я поняла, что лучше всего работает.

А началось все с одной из моих первых учениц, которую зовут Маша. Она начала обучение с большим энтузиазмом и трудолюбием: первый год посещала занятия аж даже три раза в неделю. Мы нашли с ней общий язык. Большую часть времени я, как и большинство преподавателей, тратила на развитие диапазона и громкости голоса, и в этом направлении результаты не заставили себя ждать. Мы пели распевки, тренировали песни под плюс (музыка вместе с голосом исполнителя), но как только я включала минус (музыка без голоса исполнителя), Мария «плавала» в нотах, ее пение под минус, как и пение всех фальшиво поющих людей, было похоже больше на говорение. Она очень расстраивалась, и я, конечно, тоже. Ведь это и мои усилия. Получалось, что наработанный диапазон абсолютно бесполезен без точного интонирования. Петь громко не имеет ценности, если пение фальшиво. Такая огромная работа и неужели всё зря?! Тогда еще я думала, что, наверное, я с этим ничего уже не сделаю. Мне казалось, что научить петь громко и высоко – можно, но попадать в ноты – это исключительно дарованный природой навык, и этому я научить не могу. Но Маша так расстраивалась, ей так хотелось получать удовольствие от своего пения, она так упорно продолжала заниматься и петь песни, что меня это сначала удивило, а потом вдохновило искать выход, думать, что же делать. Мне очень захотелось ей помочь, и так начался мой путь интеллектуальных открытий и поисков.

Я стала спрашивать у знакомых, кто учился в музыкальных заведениях, какие знания и навыки дают для улучшения интонирования; стала искать и читать статьи и научные исследования по слуху, перечитывала сольфеджио, смотрела форумы в интернете. Вскоре поняла одно: несмотря на приличное количество научных исследований слуха, а также пространных рассуждений в интернете на эту тему, фактически не существует практических упражнений, логичного метода, который бы можно было использовать как руководство к действию. Быть может, кто-то и обладает этими знаниями, но они точно не находятся на поверхности в свободном доступе и понятном изложении. Единственное, что я нашла – упражнения В. В. Кирюшина по развитию интонирования. Я была искренне рада этой находке и тут же стала пробовать находку на своей Маше стали с Машей практиковать эти упражнения. Мы занимались по его методу 2 года. Безусловно, эти упражнения дают некоторые результаты, развивают память и ориентацию в мелодии. Но у методики есть ряд недостатков, из-за которых, со временем, я совсем отказалась от них. В этих упражнениях, помимо некоторых исполнительских сложностей, не было самого главного – объяснения принципа попадания в ноты, а я считаю, что именно его понимание – половина успеха, бездумное повторение мелодий не дает большого эффекта.

Маша пела эти упражнения, не зная, собственно, за счет чего должно улучшиться ее интонирование. В итоге ей не хватило терпения продолжать заниматься, к тому времени мы проработали с ней уже 4 года и после того, как упражнения Кирюшина не привели к желаемым результатам, Маша окончательно решила, что ей «не дано» и перестала заниматься…

А сколько еще таких разочаровавшихся в своих способностях! Я, признаться, тоже была расстроена, но, не смотря на Машин уход, не стала сдаваться, ведь оставались другие ученики, проблемы которых не отличались от Машиных, и я стала думать дальше.

Я изучала физиологию, обращалась к фониаторам и фонопедам – врачам, которые специализируются на голосовом аппарате, а самое главное – внимательно наблюдала за своими учениками, какие упражнения дают результат, а какие нет, и что отличает людей, которые учатся попадать в ноты быстрее других.

Постепенно в моей голове стали складываться определенные выводы, и самый важный из них заключался в том, что плохо попадающие в ноты люди – не безнадежны!:) Просто они не подходят к своим занятием осознанно, этакое «бессмысленное пение». Очень часто они тратят свои усилия не на то. Они пытаются научиться петь как можно выше и громче (иногда такое отношение напоминает спорт, кто выше прыгнет или быстрее пробежит), но широкий диапазон не гарантирует пения без фальши, а значит, какой бы высокой не была ваша самая высокая нота, без чистого интонирования она не имеет ценности. Бывает, что те, кто фальшивят, берутся осваивать сложные вокальные приемы типа скрима, субтона или вибрато, надеясь, что вокальные «фишки» сделают их пение более привлекательным, но фальшивое пение не спрячешь за подобными «украшениями». Или же новоиспеченный певец берется сразу за сложную песню. Он не делает свою работу поэтапной, постепенной, что приводит к тому, что от непосильной задачи у него пропадает энтузиазм, и он бросает свои занятия, считая, что ему «не дано». Поэтому я старалась выстраивать работу по интонированию как можно более последовательно, начиная с малого, отводя диапазону и вокальным приемам второе место после интонирования, потому что без него эти навыки бессмысленны.

Загрузка...