Термин «философия» понимается многопланово: и как форма духовной деятельности, и как форма общественного сознания, и как мировоззрение, и как накопленная человеком сумма идей и взглядов на мир и т. д.
Однако обобщенно можно сказать, что как наука философия – это система знаний о мире и о человеке в нем.
И так же обобщенно можно сказать, что философия как деятельность – это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.
Основной особенностью философии, ее отличием от других видов знания является то, что она пытается создать целостную картину мира, стремится к максимальному обобщению результатов познания. Таким образом, объектом изучения, то есть предметом философии в самом широком, неконкретном смысле, является непосредственно сам мир как таковой. Главный метод философии состоит в том, что она изучает не мир в целом, то есть не мир как простую совокупность фактов и явлений, у каждого из которых есть своя сущность, а мир как целое, то есть мир как единый факт, требующий выяснения его единой и всеобщей сущности.
Поэтому философия изучает те свойства, связи и отношения мира, которые имеют всеобщий характер, то есть присущи явлениям всех сфер действительности – неживой природе, живой природе, обществу и сознанию. Соответственно, для выражения этих всеобщных свойств, связей и отношений философии требуются особые понятия, которые называются категориями. Категория – это философское понятие, фиксирующее в себе существенное свойство, связь, отношение, присущее явлениям всех сфер действительности (время, пространство, изменение, движение, равенство, количество, качество, противоположность и т. д.).
Категории составляют основу языка философии и определяют главную специфику философского мышления, которая заключается в том, что философия обладает способностью вскрывать всеобщие закономерности.
А поскольку специфика философского мышления требует осмысления фактов и явлений в их мировой всеобщности, то эта же специфика дополняется еще одной важной своей характеристикой – философское мышление всегда логически обобщает результаты познания, концентрирует их смысловое содержание в максимально объединенную форму и сводит к единой картине, то есть синтезирует полученные данные.
Таким образом, специфика философского мышления в своих основных характеристиках заключается в способности философии вскрывать всеобщие закономерности и синтезировать результаты познания.
Естественно, что специфика философского мышления определяет собой и содержательные аспекты философского знания, поскольку содержательные аспекты философского знания являются не чем иным, как непосредственно результатом философского мышления.
Таким образом, особенность философского знания заключается в том, что философское знание как следствие специфики породившего его мышления является знанием о всеобщих свойствах, связях и отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности.
Философское знание подразделяется на следующие содержательные аспекты:
1. Мир как целое, исследованный не с точки зрения частного мнения или частной задачи, а с точки зрения его всеобщих свойств, связей и отношений.
2. Природа мира как совокупность знаний о закономерностях глобальных мировых процессов и о закономерностях отдельных, менее масштабных процессов действительности.
3. Причины развития мировых процессов как совокупность знаний о главных, основных причинах происходящего.
4. Наиболее общие законы мышления как совокупность результатов исследований механизмов сознания и познания.
5. Модели познания мира и его преобразования как совокупность накопленных методов теоретического познания действительности и способов практического решения различных проблем.
Кроме того, важной особенностью философского знания является то, что оно, в отличие от других наук, не располагает критериями и процедурами для утверждения единственно верной истины. Поэтому философия является совокупностью различных, зачастую противоположных философских учений, каждое из которых формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивает только свое единство и отстаивает только свою истину.
Еще одной важнейшей особенностью философского знания является то, что его содержание неразрывно связано с мировоззрением. Философия играет в формировании мировоззрения особую роль, поскольку ориентирована на раскрытие всеобщих принципов устройства мира и на осмысление важнейших его характеристик. Именно с помощью философии мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретической силы, которая переходит затем в убежденность.
Более всего философия определяет характер и общую направленность мировоззрения человека при решении так называемого основного вопроса философии, то есть вопроса об отношении сознания к материи. Этот вопрос имеет две стороны:
1-я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ —
что является первичным: материя или сознание?
Быть первичным – это причинно предшествовать другому, быть основой для существования другого, определять его и быть главным содержанием мира. Решается первая сторона вопроса двумя подходами:
1. Монистический подход. Монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю) и содержит в своем составе два основных течения: материализм и идеализм.
Если в основу кладется материя, то это
– материализм – течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным – сознание, которое производно от материи. Материализм ищет объяснение мира из самого себя без внешних материи факторов.
Если в основу мира кладется сознание, то это
– идеализм – течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным является подчиненная духу материя.
Идеализм в свою очередь делится на две формы:
– субъективный идеализм, где первичным выступает сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание), как формирующее для человека его мир;
– объективный идеализм, где первичным выступает некое Высшее Сознание, существующее независимо как от материального мира, так и от человека.
2. Дуалистический подход – отказ от решения вопроса; равнозначно кладет в основу мира оба начала – и материю, и сознание.
2-я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ —
вопрос о познаваемости мира.
Представляет собой вопрос о том, можем ли мы своим сознанием отражать мир правильно, точно, адекватно. Решается двумя противоположными типами концепций, одни из которых допускают познаваемость мира, а другие – не допускают (агностицизм).
Глобальность задач философии как науки, ее всеохватность в своих намерениях порождают следующую структуру ее основных разделов:
1. Онтология – учение о бытии, то есть о том, что реально существует.
2. Гносеология, или эпистемология, – учение о познании.
3. Логика – учение о формах мышления.
Таким образом, предмет философии как науки, если понимать его как объект непосредственного изучения, сложно определить однозначно, как это, например, делается в той или иной конкретной области знания. Потому что если конкретная область знания соответствует задачам изучения какой-либо конкретной области действительности (в географии – земная природа, в биологии – жизнь, в химии – молекулярные процессы, в физике – материальные взаимодействия, в математике – числовые закономерности), то философия изучает настолько разные по своей сущности сферы действительности, что локализовать их в один конкретный предмет непосредственного изучения невозможно.
Однако, учитывая специфичность самого философского знания, можно определить предмет философии следующим образом: предмет философии – это то, что может быть рационально исследовано и уяснено в вопросах о сущности мира, человека и его познавательной деятельности.
1-я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – что является первичным: материя или сознание?
2-я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – вопрос о познаваемости мира.
ДВА ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ПЕРВИЧНОСТИ/ВТОРИЧНОСТИ СОЗНАНИЯ И МАТЕРИИ – монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю), содержит в своей структуре материализм и идеализм, а дуалистический подход отказывается от решения вопроса и кладет в основу мира оба начала – и материю, и сознание.
АГНОСТИЦИЗМ – философская концепция, полностью или частично отрицающая возможность познания мира.
БЫТИЕ – все, что действительно существует.
ГНОСЕОЛОГИЯ, ИЛИ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ, – учение о познании.
ДУАЛИЗМ – философская позиция, принимающая два равнозначных принципа бытия – и материю, и сознание.
ИДЕАЛИЗМ – течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным материя.
КАТЕГОРИЯ – философское понятие, фиксирующее в себе те или иные существенные и всеобщие свойства действительности.
ЛОГИКА – наука о формах правильного мышления.
МАТЕРИАЛИЗМ – течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным сознание.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир и на место человека в нем.
МОНИЗМ – философская позиция, допускающая только один принцип бытия – или материю, или сознание.
ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии, то есть о том, что реально существует.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – философское течение, где первичным выступает некое Высшее Сознание, независимое как от материального мира, так и от человека.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении сознания к материи.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (в целом) – мир как целое в его всеобщности.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (как частный объект изучения) – то, что может быть рационально исследовано и уяснено в вопросах о сущности мира, человека и его познавательной деятельности.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – философское течение, где первичным выступает индивидуальное человеческое сознание, формирующее для человека мир.
ФИЛОСОФИЯ (как деятельность) – поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.
ФИЛОСОФИЯ (как наука) – система теоретических знаний о мире и о человеке в нем.
Серьезная трудность, которую здесь можно создать самому себе, – это естественная человеческая попытка дать термин, противоположный термину «агностицизм». Почему-то многие к этому склоняются. Лучше оставить эти попытки раз и навсегда. Такого термина пока еще нет. Так и срывающийся с языка в этом случае термин «гностицизм» обозначает в философии нечто совсем другое, вообще не относящееся к сути вопроса о познаваемости мира. Вторая трудность – с ходу понять, что такое субъективный идеализм. Оно и понятно – изучение философии только начинается, и, как в любом новом деле, хочется сразу же, чтобы все было хорошо, правильно и по полочкам. В таком случае знайте – все, что вы узнали из этой темы о субъективном идеализме, это и есть «хорошо, правильно и по полочкам». Большего зачастую не могут добиться сами субъективные идеалисты.
Субъективный идеализм – это далеко не глупость. Это сложнейшая и виртуознейшая работа мысли. Но если касаться учебно-ознакомительного аспекта знакомства с ним, то вполне достаточно ограничиться вот этим сухим определением, которое дано в шпаргалке на этот вопрос. Пока хватит. И надолго.
Главная же трудность, которая часто сопровождает подготовку по этой теме, состоит в том, как понимаются подходы для решения первой стороны основного вопроса философии. Очень часто почему-то понимается, что первая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается двумя подходами – идеализмом и материализмом. Нет и еще раз нет.
Подходы – это не идеализм и материализм, а монизм и дуализм. Хорошо запомним это. А лучше где-нибудь запишем.
Подход – это то базовое исходное убеждение, это тот основной способ, с помощью которого будет решаться тот или иной вопрос. А вот уже в рамках некоего подхода, некоего исходного убеждения, например монизма, как в нашем случае, появляются различные философские учения, такие как наши идеализм и материализм. То есть в данном случае монистический подход такой – будем любить или то, или это, а оба сразу – и то и это – любить не будем. А дуалистический подход такой – люблю обоих одинаково!
Итак, запомним еще раз:
два подхода к решению первой стороны основного вопроса философии – это монизм и дуализм,
а две формы монистического подхода к решению первой стороны основного вопроса философии – это идеализм и материализм.
И наверное, следовало бы сказать о разнице между гносеологией и эпистемологией, поскольку иногда это отвлекает от сути темы.
Так вот, по сути данной темы – между ними нет никакой разницы. И то и другое – это одна и та же наука о познании. Просто исторически прижилось два термина. Поначалу было слово «гносеология», и всем было хорошо. Но в XIX в. кому-то стало плохо, и он соригинальничал (предполагают, что шотландец Ферье), после чего пошел гулять синоним гносеологии «эпистемология».
Практически всем от этого по-прежнему хорошо, а тем, кому от этого нехорошо, пришло в голову создать некую тенденцию для формирования содержательной разницы между синонимами «гносеология» и «эпистемология».
Эта разница начинает формироваться и состоит в том, чтобы относить к гносеологии только то, что в процессах познания связано с взаимодействием познающего субъекта и познаваемого объекта. На долю же эпистемологии, в соответствии с этой тенденцией, отводят то в процессах познания, что относится только к объективным законам познания, то есть нечто стоящее вне прямых и конкретных процедур познавательного акта. Хорошо забудем это, но на всякий случай где-нибудь запишем.