Начнем с вопроса: когда мы думаем о том, как готовить ребенка к школе, какую самую главную задачу мы хотим решить такой подготовкой?
Чтобы ребенку было легче учиться.
Другими словами: чтобы его психика и нервная система максимально сохранились.
Остановись, дорогой читатель!
Это очень важный вывод.
Разумеется, хотелось бы, чтобы ребенок в школе чему-то научился. Однако школьная система такова, что мешает, а не помогает добиться этого результата. (О чем подробнее поговорим, разумеется.)
Самое для нас, родители, главное, чтобы школьник, пройдя одиннадцать лет обучения и сдав ЕГЭ, остался с нормальной психикой и нерасшатанной нервной системой.
В этой книге вы прочтете о том, сколь несовершенна (мягко говоря) наша школьная система и как тяжело в ней всем – и учителям, и ученикам, и родителям.
Поэтому самая главная задача родителей все годы обучения – постараться изо всех сил сделать так, чтобы ребенку было легче.
Не стоит переживать по поводу того, что чадо ваше, мол, избалуется, не научится преодолевать трудности.
За трудностями дело не станет, уверяю вас.
Поэтому лучше облегчать жизнь.
И начинать это стоит с подготовки к школе.
С какого возраста надо готовить ребенка к школе?
Вопрос, который задают регулярно. Но, на самом деле, он довольно нелепый.
Вся дошкольная жизнь так или иначе готовит ребенка к школе.
Другой вопрос: делаете ли вы это осознанно, или такая подготовка происходит как бы сама по себе.
Подготовку ребенка к школе можно условно разделить на два типа: в области знаний; в области формирования характера человека, его навыков.
Подготовка в области знаний.
Многие учителя считают: не стоит особенно стараться, чтобы научить ребенка тому, чему он и так научится в школе. Ему-де будет скучно учиться, если придется получать те знания, которые и так имеет.
Дети – разные. Поэтому однозначного ответа на этот вопрос не существует.
Некоторым нравится овладевать грамотой, читать, считать, решать задачи. Особенно пока их не заставляют это делать и не ставят оценки за результат.
Согласитесь, если ребенок сам проявляет тягу к получению знаний, глупо его останавливать.
Задайте себе вопрос: в каком случае вашему ребенку будет легче, если он знает больше других в классе или меньше?
Другими словами, если он будет ощущать себя уверенным или если будет бояться выглядеть хуже, чем другие одноклассники?
Ответ, на мой взгляд, очевиден.
Увы, скука – естественная подруга школьных лет.
Скука и страх – это, наверное, два основных чувства, которые подавляющее большинство детей испытывает в течение одиннадцати лет, приходя на занятия.
Поэтому, с моей точки зрения, нет ничего страшного в том, что с первого класса ребенок будет постепенно привыкать к школьной скуке, но зато будет себя чувствовать уверенным.
Когда мы говорим о подготовке в области знаний, мы, как правило, имеем в виду чтение, сложение и прочие «науки». И куда реже подразумеваем знания, собственно, о школе, о ее законах – короче говоря, о тех одиннадцати годах, которые ожидают наше чадо.
Дальше вы прочитаете довольно много о школьных проблемах. Надо ли говорить о них с ребенком ДО ТОГО, как он пошел в школу?
Я всегда ратую за то, чтобы родители видели в ребенке человека. А это означает, в том числе, и то, что они не должны ему врать, а всерьез обсуждать все важные проблемы, тем более те, что непосредственно касаются его самого.
Как это делать, чтобы, с одной стороны, ребенка не запугать, а с другой, подготовить его к школьной реальности, – это дело родительское. Вы знаете свое чадо, и вы должны уметь с ним разговаривать.
Но то, что ребенку необходимо предоставить информацию, что его ждет в школе, и по возможности максимально подготовить его к решению многочисленных школьных проблем – в этом я убежден.
Подготовка в области формирования характера человека, его навыков.
Многим кажется, что семилетний ребенок, который отправляется в школу, – это дитя, мало что соображающее, совершенно не умеющее оценивать ни окружающий мир, ни самого себя.
Это не так?
Это совсем не так.
Семилетний ребенок, отправляющийся в школу, – это человек.
У него есть свое понимание мира, иногда более логичное, чем у взрослых, свой характер, своя психика, то есть умение реагировать на внешние вызовы.
Другое дело, что человек этот будет меняться. Но не стоит забывать, что меняемся и мы, взрослые. Тот, кто застыл в своем понимании и восприятии мира, подобен камню. А кому хочется быть камнем?
Самим фактом своего существования, своей реакцией на происходящие события, родители не просто влияют, но формируют маленького человека[2].
Ребенку, с психологической точки зрения, будет учиться легче, если он будет осознавать законы жизни и им следовать.
Например, если он будет осознавать, что друг – это не тот, кто может дать тебе что-то, но тот, кто способен тебя понимать.
Если он будет убежден, что дома его всегда поймут.
Если он будет уверен, что умеет четко формулировать свои мысли, и не будет переживать по этому поводу.
Есть такие детские психологи, которые всерьез настаивают на том, что семилетний человек не умеет себя осознавать.
Не берусь спорить. Но мой довольно обширный опыт общения на консультациях, да и личное общение с дошколятами доказывают: дети очень хорошо себя осознают.
Другое дело, что взрослым не всегда интересно, как осознают себя дети; мы, увы, не всегда умеем серьезно относиться к тому, что они говорят по этому поводу.
Конечно, когда ребенок идет в школу человеком со своими взглядами, ему будет проще постепенно влиться в школьную жизнь.
Это осознание приходит легче и быстрее, если дошкольник не боится обсуждать с родителями самые важные вопросы своего существования. И это уже ваша задача – так выстроить отношения, чтобы ребенок испытывал к вам доверие, а не страх.
Родители всегда должны быть готовы обсуждать с ребенком любые его столкновения с миром – и дошкольным, и школьным.
Мы еще поговорим о том, что школа формирует, а иногда и переформировывает человека. И если вы хотите, чтобы психологически это происходило проще, – вы всегда должны быть готовы обсудить с ребенком любые его проблемы.
Даже если они вам кажутся незначительными. Если ребенка что-то волнует – значит, это проблема. Даже если вам она представляется несущественной.
Подчеркиваю: не воспитывать его, а именно обсуждать.
Родители часто озабочены тем, чтобы привить ребенку навык получения знаний.
В этом желании ничего плохого нет, только надо иметь в виду: человек Господом (Природой) создан так, что получать знания для него естественно.
Если, конечно, эти знания ему интересны и/или важны.
Поэтому задача состоит не в том, чтобы привить, а в том, чтобы развить.
Однако есть один навык, который ни школа, никто другой не прививает.
Я говорю об умении задавать вопросы.
Вы никогда не задумывались над тем, что всем великим открытиям в истории человечества предшествовали великие вопросы?
Сначала человек спросил: «Что вокруг чего вертится: Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли?» А уж потом совершил открытие.