В своей сутре «Путешествие начинается с того места, где вы находитесь», Шри Багаван обращает наше внимание на то, с чего необходимо начинать свой духовный рост.
Каждый человек хочет жить: счастливой, удовлетворенной, полезной и достойной жизнью, но если ты хочешь начать путешествие. То начать его надо с того места где вы сейчас находитесь, а не с того места где вы хотите оказаться. Фокус внимания должен быть на том, где мы находимся. Иначе нет фокусировки на настоящем, все мысли в несуществующем будущем. Пока мечтаем о том, где мы хотим оказаться, мы не находимся в настоящем.
Четыре учения это четыре важных вопроса, рассматривать которые стоит из позиции: «Какое у нас сейчас состояние?», «Где мы сейчас находимся как человечество?».
Если пристально присмотреться, то человечество постоянно проходит через кризисы, в основе которых: насилие, терроризм, пагубные привычки и вирусы. Но все мы как отдельный человек хотим оставаться в покое вместо того, чтобы стараться как-то разрешить возникающие кризисы. Нам главное чтобы нас это не касалось, остаться в стороне. Хотя в меру своих сил мы способны производить конструктивные действия, которые бы могли повлиять на течение ситуации.
Что стоит за всем этими кризисами? Шри Багаван утверждает, что отсутствие беспричинной любви в сердцах – это и есть основная причина. В детстве у каждого человека в сердце была беспричинная любовь. Она была в нашем сердце при рождении, но со временем мы ее потеряли, и это привело нас к страданию.
Выделяют два вида страдания:
– экзистенциальное страдание – само существование тебе скучивает, ты чувствуешь себя отделенным от других людей, ты одинок;
– психологическое страдание – может быть вызвано духовным или физическим страдание. Ум из всего пытается сделать страдание и проблему.
Болтовня ума вызывает стресс, что провоцирует потерю энергии, которая отражается на физическом теле психосоматическими заболеваниями и физическими проблемами. Мы не созданы для страдания, мы созданы, чтобы проживать радость и счастье. Отсутствие беспричинной любви вызывает страдание. Человек хочет уйти от страдания и ищет различные пути бегства: насилие, алкоголизм и наркотики, трудоголизм. Но нужно держать в своем уме основную причину страдания, что изначально страдание происходит из-за отсутствия любви в сердце. Видимые проблемы – это бегство от страдания, чтобы было, на что отвлечься и не проживать страдания.
Что произошло, когда мы потеряли беспричинную любовь? Когда ум стал активен, мы потеряли способность взаимодействовать: с собой, с семьей, с обществом, с миром, с природой. Мы потеряли искренние и душевные взаимоотношения. И появилась самая острая проблема – это отсутствие взаимоотношений или наша не способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Пока в нашей жизни есть взаимоотношения, в ней есть радость и нет страдания, потому что мы чувствуем соединенность с людьми.
Мыслительный процесс чаще происходит в ракурсе: насколько я уникален; насколько я отличаюсь от других людей. В детстве мы были склонны видеть «Насколько я такой же, как другие дети», поэтому малышам важно иметь точно такие же игрушки и вещи. Вместо чувства соединенности взрослея, мы стали чувствовать разделенность.
Развиваясь, головной мозг ребенка, сгенерировал новое ощущение. Основой этого ощущения стала информация, которую в мозг передали органы чувств ребенка: зрение, осязание, обоняние, тактильные ощущения, слух. На основе поступившей информации от органов чувств ум стал чувствовать свою уникальность, свое отличие от других и вместе с тем и отдельность, мы приобрели своя личное «я» и потеряли чувство соединенности с жизнью, миром и Богом.
По природе своей мы созданы для соединенности. Наше сознание в голове едино, другой человек такой же, как я; я такой же, как другой человек.
Например: у ребенка экзамен через два дня, а маме надо защищать проект на работе и они оба испытывают беспокойство. Опыт беспокойства один, хотя контексты у них разные.
Но в тоже время вместо того, чтобы поддержать ребенка, мама говорит это легко, я же сама проходила через это. Тем самым она обесценивает опыт ребенка. Потому что, мама не чувствует соединенность со своим ребенком, ее ум соединен с ее личным «я», она связана только со своим беспокойством.
Этот пример показывает как два человека испытывающие одно и тоже чувство по сути могли пережить опыт соединенности, вместе переживая беспокойство. По сути это один и тот же опыт, хотя у каждого свои контексты. Переживание таких опытов соединенности возможно с животными и другими людьми, с любым видом сознания – контекст разный, а состояния мы испытываем одни: голод, страх, боль, спокойствие.
Проблема в том, что соединенность невозможна по причине отсутствия беспричинной любви. Когда нет соединенности, мы начинаем в этот момент судить и осуждать другого человека. Наш ум сразу выносит версию, другой человек не так сильно голоден, как я; он не может испытывать такие сильные чувства как я. Это пример того, как мы соединены со своим «я» и отстаиваем свою уникальность.
внутри?
Учение говорит, что это возможно.
Троичный путь может привести к завершению чувства разделенности:
Люди думают, что любых вещей можно достичь только активностью, т.е. это путь становления и деятельности.
Другие думают, что не надо ничего делать, т.е. это пассивный путь наблюдения.
Другие думают, что все надо оставить на волю Божественного, не надо быть ни активным, ни пассивным, т.е. упование только на помощь Высшего Я.
Троичный путь в том и заключается, что чтобы достичь желаемого, надо использовать все три пути одновременно: усилия (делание, становление) + пассив (наблюдение) + помощь Высшего Я.