Эпитет в тексте. Учитесь писать – откройте глаза!!!

Я уже не раз писал о ценности предметного ряда и деталей (см в книге) и в текстах прозы и в стихах

Однако, не мене важно и использование эпитетов, прилагательных, слов, которые предметы определяют. Отвечают на вопросы «какой», «каков», «чей» и т.а. и т. п.

Собственно говоря, предметный детальный ряд я и подразумевал эпитеты, прилагающиеся к предметам.

Но, чувствую этот вопрос надо пояснить. итак, мы увидели предмет, назвали его, вставили в текст и, иногда (не всегда!) нам нужен эпитет к нему. И важно подобрать точный незаштампованный, оригинальный эпитет.

Например, стандартный (являющийся штампом) к слову небо эпитет – синий.

Синее небо. Уверен, вы читали, это не раз, и даже не тысячу раз.

Но надо быть очень храбрым, чтобы употребить этот эпитет в 1002- й раз (на самом деле в 10000 —й раз)

На самом деле, большинство людей никогда не смотрит на небо, никогда не видит, что небо бывает тысячи разных оттенков.

Оно бывает голубым бледным, серым, черным, розовым, зеленым, фиолетовым, красным желтым, пепельным, лимонного оттенка, коричневым, кофейным, сиреневым она бывает очень разных оттенков в одном месте желтоватым, как выцветшая бумага, красноватым, как бумага только что сгоревшая, бледно эмалевым как старый чайник, желтым как выцветшая штора и т. п.

Это мы говорим только о цветах.

Небо может быть также густым, плотным, прозрачным низко нависающим, легким, тяжелым, безразличным, просторным, грустным, нежным, унылым и т. п. можно подобрать миллионы слов к слову небо, чтобы предать тот или иной оттенок настроения героя или особенности пейзажа.

то же самое в описании человека – он может быть ……………….

Важно подобрать именно нужное точное слово подходящие к описанию, а их тысячи.

Так что, если хотите писать ярко и хорошо – обращайте внимание на эпитеты. Для того, чтобы употреблять их разнообразно – вы должны их помнить, следовательно знать, их нужно хранить в памяти. Для этого нужно читать.

В этом помогут классики. Бунин один из тех, кто необыкновенно хорошо пользовался эпитетами, создавая тончайшие оттенки интонаций. Давайте посмотрим как точно и эффектно работали его эпитеты. Абзац из текста «Красавица»


Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице – и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?


Подчеркнем эпитеты


Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице – и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

чиновник:

пожилой

молчалив

скромен

худой

высокий

чахоточный

очки цвета йода

сиплый голос

если убрать эти эпитеты, что останется от образов?

красавица:

молоденькая

красавица

невелика

отлично и крепко сложена

хорошо одета

внимательна

хозяйственна

зоркая

Буквально за одни абзац Бунин очень точно, красочно и характерно описал абсолютно разных людей.


Чем выше интеллект человека, тем больше ньансов он видит в той или иной ситуации, тем более сложные системы он способен вытраивать и осмысливать, тем больше он знает слов, тем более точный эпитет он может поставить в нужной ситуации.

Может один Бунин такой?

Давайте посмотрим, как пользуется эпитетами современный писатель Захар Прилепин

Их не пустили на трибуну.

Саша смотрел под ноги: глаза устали от красных полотен и серых армяков.

Красное мелькало вблизи, касалось лица, иногда овевая запахом лежалой ткани.

Серое стояло за ограждением. Срочники, одинаковые, невысокие, вяло сжимающие длинные дубинки. Милиционеры с тяжелыми, бордовыми от раздражения лицами. Непременный офицер, молодцевато, с вызовом смотрящий в толпу. Его наглые руки – на верхней перекладине ограды, отделяющей митингующих от блюстителей правопорядка и от всего города.

Несколько усатых подполковников, под их бушлатами угадывались обильные животы. Где-то должен быть и полковник, самый важный и деловитый.

Саша каждый раз пытался угадать, какой он будет на этот раз – верховный распорядитель митинга оппозиции, ответственный за порядок. Иногда это бывал сухощавый, с аскетичными щеками человек, брезгливо гоняющий разжиревших подполов. Иногда он сам был как подполы, только еще больше, еще тяжелее, но в то же время – подвижней, бодрее, с частой улыбкой на лице, с хорошими зубами. Встречался также третий типаж – совсем маленький, как гриб, но стремительно перемещающийся за рядами милиции на быстрых ножках…

Чуть дальше, за оградой, зудели и взвизгивали машины, бесконечно раскачивались тяжелые двери метро, пыльные бомжи собирали пивную посуду, деловито рассматривая бутылочные горлышки. Человек с Кавказа пил лимонад, разглядывая митинг из-за спин милиционеров. Саша случайно поймал его взгляд. Кавказец отвернулся и пошел прочь.

Саша увидел неподалеку за оградой автобусы, помеченные гербом с зубастым зверем. Окна автобусов были зашторены, иногда шторки подрагивали. В автобусах кто-то сидел. Ждал возможности выйти, выбежать, сжимая в жестком кулаке короткую резиновую палку, ища, кого бы ударить зло, с оттягом и наповал.


Следующее задание

Возьмите один из своих текстов и выпишите оттуда эпитеты. Создают ли они художественный колорит. Хватает ли вашего используемого словарного запаса для создания интересного, художественно —насыщенного текста? Если нет вы можете переписать этот текст, вставляя интересные эпитеты. Важно понимать, что чем больше вы читаете других хороших текстов, тем лучше пишете свои, особенно если знаете (а теперь вы знаете!) как именно работает текст. Вы всегда можете делать это упражнение снова – берете чужой хороший текст, и выписываете оттуда эпитеты. Поверьте, это обогащает словарный запас и положительно воздействует на качество вашего текста.

Загрузка...