Глава 1 Детский сад: виды и концепции

Когда бы вы ни встретились с успешным бизнесом, знайте: кому-то однажды пришлось принять смелое решение.

Питер Друкер

Каким будет ваш детский сад

Если вы планируете открыть свой детский сад, то наверняка уже представили его в своих мыслях. Оформите этот образ еще и на бумаге. Пропишите основные моменты: каким будет ваш детский сад, какие знания вы хотите передать вашим будущим воспитанникам, на чем сделать акцент в их развитии, каких принципов и ценностей будете придерживаться. Все это поможет определиться с тем, какой вид детского сада открыть именно вам.

Виды детских садов

В данный момент на рынке России существует огромное количество частных детских садов. Несмотря на то что частное образование – в целом достаточно новый вид бизнеса в нашей стране, количество частных учреждений растет с каждым годом.

Частные детские сады отличаются не только постоянно растущим количеством, но и разнообразием.

Существуют сады:

• семейного (домашнего) типа;

• с языковым уклоном;

• общеразвивающие;

• компенсирующего вида;

• присмотра и оздоровления;

• с этнокультурным (национальным) компонентом;

• с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития (художественно-эстетическое, физическое и т. д.);

• с религиозным уклоном;

• взявшие за основу определенную методику воспитания (Монтессори, Домана, вальдорфскую);

• экосады и др.


Все эти сады могут иметь нечто общее, а могут сильно отличаться друг от друга. К примеру, сады семейного типа часто располагаются в небольших квартирах или частных домах, рассчитаны на маленькое количество детей, с которыми работают один-два воспитателя, в число которых, как правило, входит хозяйка сада.

Сады с религиозным уклоном часто располагаются недалеко от церквей, мечетей и синагог. Они предназначены для детей определенной конфессии и часто открываются для того, чтобы помочь тем, кто проживает за границей, сохранить свою идентичность. (К примеру, польский католический детский сад в Санкт-Петербурге, находящийся рядом с католическим собором Успения Пресвятой Девы Марии, который посещают в основном поляки.)

Я знаю коллег, которые открыли сады для воспитания будущих спортсменов, сады с религиозным уклоном, сады, работающие по вальдорфской методике Монтессори. Все они имеют своих клиентов и успешно работают уже много лет. Поэтому вы можете выбрать близкий для вас вид детского сада и открыть именно его.

Самый распространенный вид – общеразвивающие сады.

Как выбрать вид и концепцию, ответив на вопрос «Кто мы и для кого мы?»

В первую очередь при выборе вида детского сада вам важно понять, кем будут ваши клиенты, какие их проблемы вы будете помогать решать, оказывая свои услуги, какие «боли» и потребности закрывать.

Открывая «Кидз Авеню», я очень хорошо чувствовала «боли» своих клиентов, поскольку сама на тот момент являлась мамой двух детей дошкольного возраста.

Мы успели поменять несколько детских садов, я общалась с другими мамами детей этого же возраста и понимала, что им нужно. В одном из садов занятия не проводились должным образом, хотя ценник на тот момент был достаточно высоким именно из-за заявленного широкого перечня услуг. В другом саду не были предусмотрены почти никакие меры безопасности: сомнительные лестничные пролеты, почти беспрепятственный вход с улицы, отсутствие огнетушителей и т. д. вызывали у меня и других родителей много вопросов.

Если вы находитесь в такой же ситуации и у вас есть дети дошкольного возраста, вам будет легче определить, что нужно вашим будущим клиентам. Если же нет, то вам следует изучить своих потенциальных клиентов, чтобы понять их нужды. Сделать это надо в любом случае. Есть несколько способов.

1. Найти форумы или группы в соцсетях для мам вашего города/района. Посмотреть, какие проблемы детей они обсуждают. Часто на этих форумах мамы спрашивают совета по поиску сада, делятся своими впечатлениями о тех садах, которые уже посещают их дети.

2. Найти отзывы на другие частные сады и посмотреть, что именно пишут их клиенты, на чем делают акцент.

3. Провести опрос в соцсетях. Люди охотно проходят опросы, если взамен им предложить небольшой бонус: сказки для детей (в электронном виде), инструкцию по изготовлению поделки, чек-лист по подготовке ребенка к детскому саду и т. д.

4. Провести опрос среди своих знакомых, родственников, у кого есть дети дошкольного возраста. Обычно мамы охотно обмениваются друг с другом информацией во время прогулок на детских площадках.


По опыту могу сказать, что большинство родителей волнует, как организовано питание, насколько вкусно будут кормить их детей, какой набран персонал и умеет ли он находить общий язык с детьми, как обеспечена безопасность детей в саду и организованы занятия: может ли, к примеру, сад полноценно подготовить ребенка к школе или нужно будет его водить еще и на дополнительные занятия.

Собрав всю информацию, вы определите, что именно волнует родителей из вашей целевой аудитории, и поймете для кого вы будете предоставлять свои услуги.

Я вывела следующие принципы, которые были важны мне как родителю и на которые опиралась я при открытии своего бизнеса. Поделюсь с вами. Возможно, они помогут определиться и вам.

1. Максимальная безопасность: от установки системы пожарной безопасности, нанорешеток на окна, тревожной кнопки, системы видеонаблюдения, обеспечения физической охраны до оборудования всех помещений и прогулочной площадки как можно более безопасными элементами: мягкими покрытиями, заглушками на розетках, уголками на мебели и т. д.

2. Качественное питание: поиск поставщиков фермерских натуральных продуктов, разработка меню с диетологами и нутрициологами, возможность предоставления нескольких протоколов питания, в том числе и лечебных, подбор квалифицированного повара, закупка профессионального оборудования, постоянный высокий уровень контроля соблюдения всех норм Роспотребнадзора.

3. Хорошо организованная система разнообразных занятий: помимо основных, которые проводятся в детских садах, я добавила другие современные занятия, которые интересны детям. Это робототехника, китайский язык, курс путешествий, живопись и т. д. В основном все дополнительные занятия у нас проводят отдельные педагоги, которые хорошо знают свой предмет, используют разнообразные методики, помимо классических, и делают занятия очень увлекательными.

4. Повышенная клиентоориентированность: все сотрудники знают, что клиенты – и дети, и родители – наша ценность. И наша основная задача – создать комфорт, уют, радостную обстановку для них. Все клиенты должны уходить от нас здоровыми и счастливыми.

5. Компетентный персонал: моя задача как руководителя найти и вырастить таких сотрудников, которые разделяют мои ценности. Именно поэтому у меня есть своя многоступенчатая система подбора и адаптации сотрудников. Кроме того, в моем саду проходят частные обучения и аттестация персонала. В «Кидз Авеню» также есть своя «конституция» – Корпоративный кодекс сотрудников, в котором прописаны все основные принципы и ценности, правила компании, а также наши цели и миссия. Но в первую очередь сотрудники «Кидз Авеню» должны иметь внутреннюю потребность помогать и быть внимательными к людям.


Думаю, именно эти принципы помогли мне сделать детский сад одним из лучших в регионе.

Как разработать свою концепцию, соответствующую трендам и запросам родителей

На практике я заметила, что успешнее всего заходят на рынок те сады, которые изначально чем-то выделяются, имеют свою концепцию. Так что если вы хотите стать успешным, то подумайте над тем, какой будет концепция вашего частного детского сада и чем он будет отличаться от других.

К примеру, при открытии «Кидз Авеню» я сформулировала следующую концепцию.

«Кидз Авеню» – это международный детский сад нового формата. Его основной задачей является воспитание детей, в результате которого они:

• хорошо подготовлены к школе;

• знают нормы этикета;

• владеют несколькими иностранными языками;

• обладают высоким эмоциональным интеллектом;

• разбираются в основах мировой культуры;

• имеют широкий кругозор;

• уважают свою страну и малую родину;

• ценят традиции своего родного края и достойно представляют свою республику и страну в любой точке мира.


Так родилась концепция «Кидз Авеню». Как только она появилась, я поняла, в каком направлении следует двигаться, какие занятия должны стоять в нашем расписании, какие специалисты мне нужны, кто является моими клиентами, какие у них ценности и «боли».

Попробуйте сделать так же. Сформулируйте, что для вас важно, что вы хотите дать людям и чем помочь им. Исходите из своих ценностей и «думайте на бумаге». Может быть, не с первого раза, но вы обязательно сможете сформулировать вашу концепцию.

Еще один важный момент при разработке концепции – современные тренды. Я очень рекомендую следить за тенденциями в мире и бизнесе, тренировать насмотренность. Делать это можно, используя специальные ресурсы (Juicy Trends, например), а также изучая деятельность других садов Европы, крупных городов России и т. д. Людям бизнеса в принципе всегда стоит отслеживать новинки, например при посещении хороших ресторанов, медицинских клиник и т. д., особенно если эти места посещают и ваши потенциальные клиенты.

К примеру, сейчас популярен тренд на все натуральное и eco-friendly. Сетевые магазины все чаще используют крафт-пакеты вместо пластиковых, рестораны предлагают в меню блюда из натуральных продуктов и т. д. Многие детские сады, мы в том числе, подхватили идею экопитания. К примеру, в «Кидз Авеню» мы используем только натуральные продукты, заменили обычные масла на оливковое и топленое, молоко – на фермерское. Мы закупаем игрушки и мебель только из натуральных материалов и т. д.

Другим актуальным трендом или даже необходимостью является обучение детей и персонала поведению в экстремальных ситуациях. Для этого у нас есть курс по безопасности для детей и взрослых.

Еще один тренд – возможность обучения онлайн. За последние годы он стал весьма популярным.

Тренды и запросы меняются со временем. Поэтому важно всегда понимать, что актуально в данный момент, и стараться идти в ногу со временем. Так будет легче соответствовать ожиданиям ваших клиентов.

Загрузка...