Да будет благословенна святая сверхъестественная экстраординарная душевная доброта!
Сейчас я поделюсь с вами одной гипотезой, а потом мы вместе ее оценим. Вот она:
В тебе все так прекрасно и удивительно, что ты бы упал на землю и безудержно зарыдал, если б мог увидеть это хоть на мгновение.
Это изречение, как и любую гипотезу, мы обязаны изучить на основе имеющихся у нас данных. Но сначала небольшая история.
С Виктором я познакомился спустя месяц после его освобождения из тюрьмы. Ему тогда было почти 70 лет, и 48 из них он провел в заключении. Не отрывая взгляда своих темных глаз от пола, он сказал мне, что больше не хочет жить.
Когда он произнес это, я почувствовал моментальное, инстинктивное желание переубедить его. Беседовать с суицидально настроенным человеком непросто, для этого нужно прочувствовать его боль по-настоящему. Чтобы уберечь себя от этих страданий, я захотел поспорить с ним, сказать, что его мысли – бред. И к жизни надо относиться по-другому. Стремление человека любым способом избежать боли – крайне могущественный феномен, вот и мои разум с телом всячески пытались защитить меня от неприятного разговора. Благодаря опыту в практике осознанности, я принял в себе это желание, но не поддался ему.
Я обратился к Виктору и сказал, что хочу понять его. Он с надеждой посмотрел на меня:
– Я потратил жизнь впустую и готов с ней покончить. Я причинил людям очень много боли, многих обидел и ненавижу себя за это. Я больше не хочу всего этого испытывать.
Я понятия не имел, что на это ответить, поэтому попытался представить себя на его месте, установить с ним связь. Я знаю, каково это – мучиться сожалениями, утратить надежду, отчаянно искать выход… Ужасное ощущение, как будто все внутренние органы пытаются вырваться из твоего тела. Такого никому не пожелаешь.
Жизнь не раз доказывала мне: чувства, которые я испытываю, – это именно то, что необходимо мне прямо сейчас. Когда мы пытаемся избавиться от какого-либо конкретного ощущения, нужно делать все наоборот, то есть принимать его с такой же силой, с какой пытались избежать.
– Мне кажется, ты хотел бы перестать себя ненавидеть, но пока не понимаешь, как это сделать, – сказал я Виктору.
Он посмотрел прямо мне в лицо, кивнул и его глаза наполнились слезами.
– Я делал по-настоящему ужасные вещи.
«Я тоже», – подумал я. Кажется, он прочитал эту мысль на моем лице, потому что его губы неожиданно дрогнули в легкой улыбке.
Я спросил, сколько ему было, когда у него начались проблемы. Виктор рассказал, что уже в 14 начал водиться с наркодилерами в своем районе.