Я обливался потом.
Я неудачно пошутил, брякнул, не подумав, и извинился за это. Три смертных греха за одну минуту.
Никто в классе даже не улыбнулся в знак сочувствия, стояла полная тишина, и только мое сердце бешено стучало в груди.
Когда я делал доклад о совах в начальной школе, выяснилось, что у меня нет таланта к публичным выступлениям и презентациям. Я почему-то решил, что смогу импровизировать на ходу и как-нибудь выкручусь, поэтому не отрывал глаз от своего конспекта… который с каждой минутой становилось все сложнее читать, потому что руки у меня дрожали, как в лихорадке.
Когда я все же отрывался от листа и случайно встречался взглядом с одноклассниками, зевавшими от скуки, у меня сразу включался «импульс бежать или драться», подтвердивший, что я с треском провалился.
Дочитав свой доклад, я отпросился в туалет – от страха я весь взмок.
Больше всего меня бесило чувство беспомощности. Я никогда не был чересчур стеснительным ребенком, но, выступая перед людьми, замирал, становясь совершенно другим человеком.
И этот ужас преследовал меня до самого колледжа, где я наконец обратил внимание на свое саморазрушительное поведение и решил изменить его. Я усиленно занялся освоением навыка публичных выступлений. Прежде всего я подумал: «С кого мне взять пример?» Это золотое правило для новичков в любой области.
И я сразу понял, что долго искать не придется: самые лучшие спикеры у всех на виду – стендап-комики:
1) у них высочайший стандарт успеха,
2) они всегда готовы к негативной реакции.
Во-первых, чтобы выступление стендап-комика можно было признать успешным, он должен смешить аудиторию, так сказать, по команде, в течение часа, а то и дольше. Дело не только в том, чтобы подняться на сцену, не ударить в грязь лицом и очаровать слушателей. Для них успех – это публика, надрывающаяся от хохота. Объективно это одна из самых сложных задач в мире, если учесть, что у людей разное чувство юмора.
Наше с вами определение успешного выступления вызовет у стендап-комиков лишь усмешку.
Во-вторых, на сцене стендап-комики – как на войне. Если они не справятся, аудитория сразу же начнет свистеть и шикать, проявляя недовольство, – все это приветствуется. Им постоянно приходится завоевывать расположение критично настроенной публики. Даже думать об этом страшно, и последствия намного серьезнее, чем у нас с вами, если мы провалим свое выступление: да, будет неловко, но не более того.
Пересмотрев сотни выступлений стендап-комиков, я научился выступать уверенно, сохраняя присутствие духа.
В этой книге собраны непростые жизненные уроки и все, чему меня научили мои вылазки из зоны комфорта, на которые я решился для развития своих навыков публичных выступлений и презентаций, впечатляющих слушателей. Как и большинство наших навыков, мастерство публичных выступлений можно повысить. Но для этого нужны проверенный компас и готовность двигаться дальше, не боясь провала.
Сколько я пережил неудач – и в Toastmasters (обучение навыкам публичных выступлений), и в других подобных организациях! Но мир не рухнул, я не провалился сквозь землю от смущения, и друзья не перестали со мной общаться из-за моих неудачных выступлений или шуток.
В этом вся прелесть публичных выступлений – даже когда вы стоите на сцене и все присутствующие смотрят на вас, им не так уж и важно, что вы делаете и о чем говорите. Они даже не вспомнят ваши неудачные шутки и корявые формулировки. Идти по шаткому бревну легче, когда на тебя никто не смотрит, так что пусть эта книга поможет вам спокойно попрактиковаться, чтобы стать потрясающим спикером.