Глава 1 Как мы выдаем себя при каждом слове

1.1. Я в ста зеркалах

Некоторые люди не любят рассказывать о себе, полагая, что так они находятся в безопасности (от общественного мнения, от нелицеприятного суждения со стороны родственников, от нежелательного впечатления на малознакомых людей). Надеются, таким образом, выстроить благообразный имидж. Только не все знают, что обрисовать себя можно, разговаривая и на нейтральные темы.

Психологи установили, что рассказывая о той или иной вещи, человек выделяет такие ее качества и свойства, которые как-то перекликаются с его внутренним психологическим состоянием. Можно убедиться, что даже тогда, когда разные люди видят один и тот же предмет, их рассказ о нем будет преломлен зеркалом личного восприятия.

Вы когда-нибудь замечали, на что обращают внимание гости, впервые оказавшиеся в вашем доме? Домовитая приятельница-чистюля придирчивым взглядом высмотрит пыль на верхнем косяке вашей двери и в других укромных местах. Умелец-мужчина заинтересуется спортивным приспособлением, сооруженным хозяином дома. Интеллектуальный сослуживец сразу направится к книжным полкам, чтобы бегло просмотреть названия на книжных корешках. Ребенок потянется к игрушечной собачке, украшающей диван.

Этот пример показывает, как поведение человека выдает круг его увлечений, интересов. Каждый “выхватывает” из обстановки тот объект, который близок ему лично. Приведенная сценка очевидна и не нуждается в пояснениях. Но это только одна, сознательная сторона поведения.

Для подтверждения другой, более интересной взаимосвязи предлагаю вам самому выполнить небольшое упражнение. Где бы вы сейчас ни находились: в комнате, вагоне поезда или в дачном гамаке – внимательно посмотрите вокруг. Мысленно выберите из окружения нечто, наиболее симпатичное вам, и опишите этот объект как можно подробнее. Постарайтесь выразить все оттенки чувств, которые вызвал у вас этот объект. Запомните это описание (если у вас есть под рукой магнитофон, надиктуйте его на пленку, чтобы прослушать, когда дочитаете раздел до конца).

Я не раз предлагала различным людям выполнить этот своеобразный тест. Результат был потрясающим. Опишу лишь один случаи.


Я пришла в гости к своей давней приятельнице, пятидесятилетней женщине. Она спросила, над чем я сейчас работаю. Я честно ответила: “Исследую истинность гаданий в свете гештальттерапии ”.

– Поясни человеческим языком, – потребовала она.

Я ненадолго задумалась, а потом предложила ей выполнить то же упражнение, что сейчас изложила вам. Приятельница огляделась в поисках чего-то особого в своей комнате, которую знала вдоль и поперек. Наконец, сказала:

– Пожалуй, мне нравится пианино, хоть я и не умею на нем играть, ведь оно было куплено для детей.

– Чем оно тебе приглянулось, что в нем особенного? – задала я наводящий вопрос.

– Оно такое аккуратное, пусть и старенькое. Хотя лак потрескался и местами сошел с него, звучание его вполне прилично. Оно еще пригодно для игры, пожалуй, это самая полезная вещь в комнате.

– Готова ли ты отнести высказывание и к себе: “Уже не новая, немного постаревшая, но способная приносить пользу, и даже “звучать ”!

Приятельница согласилась с таким “портретом” и была немного польщена подобной характеристикой.

Однако она сочла, что сходство случайно, и захотела проверить “метод” на домочадцах. Скоро мы сели пить чай, и к нам присоединилась ее дочь-восъмиклассница. Мы попросили ее выбрать какой-либо предмет в комнате. Девочка не слышала нашей беседы и отнеслась к предложению с законной подростковой подозрительностью. Мы объяснили ей, что это просто тест, который она сможет применить к своим одноклассникам. Это успокоило ее, и она стала задумчиво рассматривать комнату. В комнате, помимо обычной мебели, было много безделушек, украшений, вазочек и картинок, но эти красивости девочка оставила без внимания.

– Мне нравится этот цветок, – девочка указала на довольно обычное, не цветущее растение, горшок с которым стоял на тумбочке, недалеко от нас.

– Чем он тебе нравится? – как бы удивилась я.

– Ну, он такой свежий, как весна (беседа происходила в апреле). Листочки такие нежные, в общем, красивый цветок.

Когда, час спустя, вернулся с работы муж приятельницы и присоединился к нашей компании, он был подвержен тому же испытанию. Его жена с особым интересом ожидала ответа. Она уже поверила, что сейчас он тоже “расскажет о себе ”.

Но тут мы все, что называется, “раскрыли рот”: оказалось, что выбор папы и дочки совпал:

– Да вот, этот цветок, пожалуй. Он такой крепенький, прямой. Такой жизнестойкий, его раз в году, наверно, поливают, а он растет себе, и ничего ему не делается.

Я промолчала о том, что мужчина, судя по его описанию цветка, испытывал недостаток любви к себе со стороны близких (заметил, что цветку не хватает ухода), а обратила внимание лишь на эпитет “жизнестойкий”. Кстати, из дальнейшей беседы выяснилось, что глава семейства полгода состоял на учете на бирже труда и только недавно нашел работу. Больше доказательств того, что человек как в зеркале отражается в описываемом им предмете, моим знакомым не потребовалось.


Вот еще один пример. Однажды я ехала в электричке с молодой, сосредоточенной в себе женщиной (ее звали Татьяна), с которой мы познакомилась на двухдневном семинаре. Наши профессиональные интересы были различны: ее интересовали вопросы профориентации, я же поехала на семинар, чтобы познакомиться поближе с трансперсональной психологией. То есть обсуждать семинар нам было трудно, поскольку мы посещали разные секции. Чтобы оживить беседу, я пообещала Татьяне угадать, что ее сейчас беспокоит, что мешает ей жить. Я сказала, что для этого ей надо только выбрать что-то близкое для себя из окружающих нас в вагоне вещей. Вокруг было нагромождение сумок, рюкзаков, чемоданов, дамских сумочек и коробок с рассадой. Татьяна внимательно огляделась и указала на объемистый рюкзак из пятнистого зеленого брезента.

– Чем же он хорош? – удивилась я.

– Он – большой, вместительный, в него можно положить все необходимое. У него много кармашков для всякой мелочи, – разъяснила Татьяна.

– Что-нибудь есть неудачное в его конструкции? – продолжала расспрашивать я.

– Да, – присмотревшись, ответила женщина, – вот эти его поперечные ремни. Они, конечно, укрепляют конструкцию, делают рюкзак прочнее, но нарушают его внешний вид.

Я посмотрела на три ремня, кольцами опоясывающие рюкзак. В них, действительно, было нечто ограничивающее.

– Ну, что ж, – завершила я нашу игру, – теперь послушайте мое описание и скажите, узнаете ли вы свои черты?

Я изложила ей свои наблюдения. Затем мы обсудили то, что отражают “ремни” в жизни женщины и есть ли смысл ослабить их натяжение.

Сможете ли вы представить “портрет” этой женщины по громоздкому рюкзаку, понравившемуся ей? Попробуйте. Сравните свои выводы с приведенными в конце раздела. Я надеюсь, что обращение к собственному выбору какого-либо предмета подскажет вам правильный вывод.

Заключение рассуждений о женщине, которой понравился рюкзак.

Татьяна поразила меня своей предусмотрительностью еще в комнате гостиницы, где мы провели с ней два дня. У нее оказалось с собой все нужное и ненужное (на мой взгляд), что только можно с собой привезти в дорожной сумке. Помимо столь привычного в таких поездках кипятильника, ею были захвачены фен и резиновые тапочки для душа. Кроме того, привезенных ею с собой пирогов хватило нам на все два дня. Но из символического образа рюкзака вырисовывается тип человека, предусмотрительного не только в бытовом плане. Татьяна любит иметь “запасы”: вещей, сведений, знаний… Можно предположить, что она человек одаренный, наделенный притягательными душевными качествами, но опасается раскрывать их из-за внутренней скованности (символ ремней-обручей на рюкзаке). Кстати, ее специализация – профориентация – очень подходила ей. Как известно, для определения профессиональной наклонности людей психологи используют множество тестов-вопросников. Ответы испытуемых оцениваются в баллах и затем раскладываются по типам (“по карманам рюкзака”).

Две половинки характера

Выдающиеся аналитики – и прежде всего Карл Густав Юнг – вывели закон, что каждый человек, подобно Луне, имеет видимую и теневую сторону характера. Видимую часть характера мы познаем с первых часов знакомств с человеком. Довольно скоро мы понимаем, умен ли он, склонен ли к проявлению чувств, к непредсказуемым поступкам и т. д. У каждого есть множество характерных черт. Иногда, если очень хочется, мы можем «прикинуться» немножко другим человеком. Медлительный при желании подсуетится, умный прикинется дураком, болтливый, с трудом, но попридержит свой язык.

Другое дело – теневая часть характера. В предыдущей главе мы показали общий принцип, как высветить эту неочевидную часть личности. Она отражается в рутинных действиях или высказываниях человека, в цвете, который предпочитает, в позах, в выражении лица, в почерке, каким он пишет. Как бы вы не пытались изменить почерк, хоть левой ногой нацарапаете слово, опытный графолог распознает вашу хитрость. А психолог по почерку сможет определить и особенности вашего характера.


Как вы уже, наверно, догадались, между видимым и теневым (неявным) характером каждого человека существует закономерная связь – в сумме они дают целостное впечатление об индивиде. Поэтому по одной, известной нам половинке, мы можем достроить вторую, неведомую нам. Так, по теневой, бессознательной части можно восстановить видимый характер. И, напротив, по видимой части определить, какой подарок понравится человеку или каким почерком он пишет. В последующих главах мы подробно рассмотрим эту связь.

1.2. Не сошлись характерами

Интерес к теневому характеру человека у психологов не случаен, потому что понимание его у других людей поможет вам найти, как говорят в народе «свою половинку».

Каждый человек индивидуален, каждый имеет свои сильные и слабые стороны. Один необычайно приметлив, наблюдателен. Другой безупречно логичен. Третий заканчивает вашу фразу прежде, чем вы успеваете ее проговорить. И поскольку все люди разные, встает вопрос о взаимоотношении личностей. Это важно, когда мы завязываем дружбу, вступаем в брак, делаем общее дело на работе. Производственные отношения, разумеется, существенны, но на службе каждый работник максимально приспосабливается к другим (часто в ущерб собственной комфортности). Другое дело дома, в семье. Здесь маски сбрасываются, и каждый становится таким, каким его назначила природа, с учетом, разумеется, воспитания.

Сравнительно редко, только в очень неблагоприятных условиях, вырастает отъявленный злодей, которому не место в обществе. Но как часто мы считаем злыднями и врагами своих мужей, жен, бывших приятелей. Я с полной ответственностью говорю вам: нет плохих людей! Есть люди, не подходящие вам по своему психическому складу.


Если сейчас вы находитесь в поисках любимого или друга, то внимательно прочитайте эту книгу, чтобы соединить свою судьбу со «своей половинкой». Однако, если ваш выбор уже совершен, вы давно имеете семью и сложившийся круг друзей, то книга подскажет вам, как наилучшим образом выстроить с ними отношениями. Не стоит пытаться изменить поведение людей. Но, оценив их сильные стороны и недостатки, вы сможете сотрудничать с ними в той мере, в какой это возможно.

С одним человеком вы сможете сойтись в духовной области. Другой станет незаменимым помощником в хозяйстве. С третьим весело проводить время, а с пятым-десятым заинтересованно познавать мир, ездить в путешествия. Если вам встретится человек, с которым вам удается все, вам можно только позавидовать. Вы нашли свою «половинку». Но даже совместимость на «четверть» может стать неплохой основой для брака или дружбы. Увы, случается, когда анализ двух личностей дает основание для неутешительного вердикта: «Не сошлись характерами». Тут уж ничего не попишешь, надо разбегаться. Но, если вы будете продолжать поиски осмысленно, то рано или поздно вы встретите человека, подходящего вам.

А задумывались ли вы, почему характеры людей столь отличны друг от друга? Психологи исследовали этот вопрос и выяснили, что вся жизнь человека, его поведение, характер определяется комбинацией всех его шести чувств (включая интуицию). Оттого, какие чувства развиты сильнее, проистекает, какой вы. Для кого-то сущий пустяк вообразить себе картинку леса, для другого легче «услышать» пение птиц в этом воображаемом лесу. Третий вспомнит запах мокрой травы, другой ощутит на языке кислинку лесной ягоды, а кто-то припомнит напряжение мышц при ходьбе по болоту. Вы можете сказать, что сами, в своем единственном лице, способны вызвать все эти представления? Бывает и так, но чрезвычайно редко. Обычно один из каналов восприятия выражен у каждого из нас сильнее, он и определяет наш взгляд на мир. И, если визуал (человек, воспринимающий мир в основном посредством зрения) будет беседовать о посещении леса с аудиалом (человеком с обостренным слухом), то они будут говорить о разном. Первый – о цвете, свете, просторе, второй – о тишине или таинственных звуках леса.

Разное восприятие органами чувств – это только один аспект объективного различия людей. Второй важный признак – это обработка полученной органами чувств информации. Один человек будет выстраивать сложные логические построения (из увиденного или услышанного). Другой будет размышлять о красоте этого явления, третий прикинет, какую пользу можно извлечь из полученных сведений. А иной человек, по какой-то, лишь ему одному известной ассоциации, от картин леса перейдет к размышлениям о море, где он давно не был. Представляете! Вы продолжаете разговор о том, что надо бы съездить в ближайшие выходные в лес за черникой, а ваш собеседник говорит, что неплохо бы в этом сезоне записаться в бассейн (этот мысленный зигзаг он уже успел проделать от моря). Вы обижаетесь, говорите, что он вас никогда не слушает, ему наплевать, что вы говорите и т. д. А он искренне недоумевает, чем обидел вас. Его мысль о лесе только сейчас получила завершение. Какие мы все разные!

Загрузка...